в гостях у самовара
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Дорофеева  Галина  Александровна

Это развлечение для детей старшего дошкольного возраста знакомит  с традициями гостеприимства  и чаепития на Руси.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_samovara.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

                          «В гостях у Самовара»

       Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Познакомить детей с традицией русского чаепития.
  2. Создать веселое радостное настроение
  3. Развивать выразительность речи
  4. Воспитывать уважение к традициям русской старины

Подготовка к развлечению: На салфетке, выполненной в любом стиле декоративной росписи, стоит самовар, рядом с самоваром разные угощения и сушки.

Действующие лица: Хозяйка горницы, два скомороха.

                                      Ход развлечения

Звучит русская народная музыка. Входит хозяйка горницы.

Хозяйка: Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко , и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус. Поэт сказал и стиль его понятен: «Отечества и дым нам сладок и приятен»

          Не самоваром ли, сомнений в этом нет, был вдохновлен великий наш поэт!

          И тень Державина, здесь сетуя со мною, к вам обращается с мольбою и любовью!

          И просит в честь ему и православью в честь конфорку бросить прочь и самовар завесть!

Добро пожаловать в гости к самовару!

               Очень часто за событиями и за сутолокой дней

               Старины своей не помним, забываем мы о ней

                И хоть, более привычны нам,  полеты на Луну,

               Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!

Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?

Ребенок: Как о чем? О самоваре! Ведь сегодня он у нас в гостях. Или мы у него?

Хозяйка: Да любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня, или после бани. А в праздник? Вся семья у самовара.

Самовар был  символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

                          Дети читают стихи:

1.Посидеть за самоваром рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

             2.Самовар поет-гудит, только с виду он сердит

                К потолку пускает пар наш красавец самовар!

3.Самовар пыхтит, искрится – щедрый, круглый, золотой

Озаряет наши лица он своею добротой

            4.Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

               Чашка вкусного крутого самоварного чайку.

Хозяйка: Изобрели самовар в России в 18 веке. Впервые изготовили его на Урале, а затем началось массовое производство, особенно прославились тульские самовары.

              Ребенок читает стихотворение Самовар

У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный!

И, хотя он очень рыжий, он не немец, не поляк – в мире нет мне друга ближе

Он из Тулы – он туляк!

Говорят ему сто лет, но совсем он не скелет

И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.

Он, сперва,  воды напьется, а потом – глотнет огня

А потом – вдруг как займется на крылечке у меня.

Засипит и забормочет! Запоет и закипит

Всех кто чаю выпить хочет, он от пуза угостит

Утром чай, в обед и в ужин – вот каков его товар!

Он всегда нам очень нужен! Ну, спасибо, Самовар!

                    Звучит музыка, вбегают Скоморохи

1.Скоморох: Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние

Торопись честной народ, развлечение нас ждет!

2.Скоморох: Дорогих гостей ждет множество затей

В игры можно поиграть, силу, ловкость показать.

От души повеселиться, вкусного чайку напиться!

Хозяйка: А скажите мне, гости дорогие, чай вы любите? А кто из вас любит чай вприкуску, то есть с кусочком сахару (ответы детей) становитесь справа от меня, а кто пьет чай без сахара? (ответы детей) становитесь слева от меня. Вот у нас получилось две команды. Кто пьет чай с сахаром – Кусарики, а кто без сахара – Водохлебы!

Кто загадку отгадает первым конкурс начинает.

Загадка: И свистит, и кипит, в дырочку льется, а станешь пить жжется (самовар).

Молодцы! И так отправляемся за самоваром.

                                Игра «Мы на ярмарку ходили» 

(игра проводится с ускорением первую строчку говорит одна команда, вторую строчку – вторая)

  1. Мы на ярмарку ходили
  2. Самовар себе купили
  1. Ты садись скорее с нами
  2. Пить чай с сухарями! (Команда, которая ни разу не ошиблась получает – сушку)

Хозяйка: Хорошо! Самовар купили! А теперь свежей воды из родника  надо принести.

                               Игра-эстафета «Наливаем самовар»

(команды выстраиваются друг за другом и ложкой переносят воду в стаканы, кто быстрее наполнит стакан, та команда побеждает)

Хозяйка: Теперь надо бы чай заварить! А вот чем заваривали чай на Руси! Ведь тогда еще чай у нас не выращивали. А заваривали разными лекарственными травами. И вот сейчас кто-то из вас может принести дополнительное очко своей команде.

                               Аукцион лекарственных трав 

(дети, по очереди, называют лекарственные травы, последний, назвавший – победитель)

Хозяйка: Чтобы заварить вкусный чай надо собрать чаевые.

                                           Игра «Сбор чаевых»

(скоморохи с ведерками встают в середине площадки спиной друг к другу и начинают движение перед командами, игроки бросают в ведра по одной монетке, у какой команды будет в ведре больше монеток – та победит, упавшие монеты на пол, поднимать нельзя! Считают только монеты, попавшие в ведерко)

Хозяйка: Пока самовар наш поспевает, хозяюшки дом прибирают.

                                              Игра «Уборка»

 (в обручах рассыпаны мелкие игрушки, по одному участнику от каждой команды веником собирают по одной игрушке в совок и переносят в ведерко на другую сторону площадки)

Хозяйка: Чай в жару нас освежает и в морозы согревает,

И сонливость переборит, и с усталостью поспорит

Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!

А еще полезней чаек после бани. Поэтому сейчас команды отправятся в баню.

                                       Игра «Кто быстрее помоется» 

(в командах выбирают по одному банщику, он получает банные принадлежности: веник, мыло, мочалку, шампунь, тазик, полотенце). По сигналу банщик начинает передавать по одному предмету. Этот предмет должен побывать в руках у каждого участника и вернуться к банщику, только после этого банщик может передать следующий предмет. Побеждает команда, которая первой переберет все предметы

Хозяйка: Самовар-то греется, вот-вот закипит

Надо, чтобы вовремя стол наш был накрыт!

                         Дети исполняют частушки:

1.На столе у нас пирог, пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек чайные частушки

                  2.В пляске не жалей ботинки! Предлагай-ка чай друзьям

                     Если в чае есть чаинки, значит письма пишут нам

3.Самовар блестит кипя, чай в нем пенится

Погляди-ка на себя – ну и отраженьице!

                 4.Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко чай

                     В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

Хозяйка: Вот уже струится пар закипает самовар!

Чтобы выбрать участников следующего конкурса, проведем аукцион.

Внимательно послушайте из каких двух слов состоит слово сам-о-вар!

Сам варит, я предлагаю вам вспомнить похожие слова (самокат, самолет и.т.д)

Тот, кто назовет два последних слова, будет участвовать в следующем конкурсе.

Итак, приступаем к чаепитию.

                                           Конкурс «Кто быстрее выпьет чай» 

( два участника по сигналу начинают пить чай, а на блюдце лежит одна конфета, кто быстрее выпьет, тот должен взять конфету)

Хозяйка: Ну вот, гости дорогие, и в баньку сходили и чайку попили, теперь мы с помощниками итоги подведем, посчитаем какая команда больше сушек набрала, а вы посмотрите инсценировку стихотворения Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар», которую подготовили дети.

Инсценировка:

Иван Иваныч Самовар

Был пузатый Самовар

Трех ведерный Самовар

В нем качался кипяток, разъяренный кипяток

Лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран

Прямо в чашку через кран.

Утром рано подошел, к самовару подошел, дядя Петя подошел

Дядя Петя говорит: «Дай-ка выпью»- говорит, «Выпью чаю» - говорит

Вот и дедушка пришел, очень старенький пришел, в туфлях дедушка пришел

Он зевнул и говорит: «Выпить, разве» - говорит, «Чаю, разве» - говорит

Тут и бабушка пришла. Очень старая пришла. Даже с палочкой пришла.

И подумав, говорит: «Что ли выпить» - говорит, «Что ли чаю» - говорит.

Вдруг девчонка прибежала, к самовару прибежала, это внучка прибежала

«Наливайте» - говорит, «чашку чая» - говорит, «Мне по – слаще» - говорит.

Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала,

Чтоб им дали с молоком, кипяточку с молоком, с кипяченым молоком.

Вдруг Сережа приходил, неумытый приходил, всех он позже приходил

«Подавайте» - говорит, «Чашку чая» - говорит.

Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар,

Но оттуда выбивался только пар, пар, пар.

Наклоняли самовар будто шкап, шкап, шкап,

Но оттуда выходило только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч

На столе Иван Иваныч

Золотой Иван Иваныч

Кипяточку не дает, опоздавшим не дает, лежебокам не дает!

Хозяйка объявляет итоги конкурсов, всех приглашает на чаепитие.

1.Скоморох: всем спасибо за вниманье, за игру, за стих и смех!

2. Скоморох: Говорим мы до свиданья! Снова в гости ждем вас всех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

ДОСУГ «В ГОСТЯХ У САМОВАРА»

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре....

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"

Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»...

Части презентации к образовательному событию "В гости к самовару" (фестиваль "Наши общие возможности - наши общие результаты")

Образовательное событие проводилось в рамках фестиваля. "Наши общие возможности - наши общие результаты"...