Сценарий "Этот день особенный, ребята!"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Марченко Наталья Александровна

Конспект тематического занятия, посвящённого Дню снятия Блокады Ленинграда "Этот День особенный, ребята!" для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_stsenarii.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Никто не забыт и ничто не забыто!» Конспект тематического занятия, посвященного Дню полного снятия блокады Ленинграда

 Старшая и подготовительная группа

 

Фонограмма «Первого концерта» П. И. Чайковского.

1Ведущий: 

Сегодня день особенный, ребята,

День памяти - торжественный, святой.

72 год со Дня снятия блокады

Отмечает город наш родной.

2 Ведущий:

В тот день, прорвав кольцо блокады,

Наш город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сраженьях победил!

 - В этом году мы отмечаем 72 года со дня снятия блокады. Восьмого сентября 1941 года немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от страны. 900 дней город Ленинград находился во вражеском кольце.

1 Ведущий:

Ребята, давайте с вами мысленно вернемся в то время, когда наш город назывался Ленинградом, а ваши прадедушки и прабабушки были еще совсем юными, но на их долю выпали тяжкие испытания. Об этом нам расскажут дети подготовительной группы.

  1.  В Ленинграде белые ночи, июнь 41-го года.     («Зайка»)

           Выдалось жаркое лето. К утру отдыхает природа.

           Спит летний сад, свет зари над Невой, розы, фиалки цветут.

           И кто мог подумать, что бомбы, обстрел вмиг тишину оборвут?

Фонограмма репродуктора «Голос Левитана, объявление войны»

  1.  Напали фашисты на нашу страну.

           Шли танки, летели снаряды.

           Отцы, деды, братья ушли на войну.

           Сражаться с фашистской армадой.

1 Ведущий: В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна, огромная!».

Песня «Священная война» (слушание 1 куплета)

2 Ведущий: А сейчас мы послушаем стихотворение в исполнении детей старшей группы «Зайка».

  1. Хотели враги Ленинград уничтожить, стереть этот город Земли.

          Но захватить и прорвать оборону фашисты никак не смогли.

  1. Враги окружили наш город, в блокадном кольце Ленинград.

          Над Лиговским, Невским проспектом снаряды и пули летят.

  1. Рано зима в этот год наступила. Морозы пришли, холода.

          И в мирную жизнь ленинградцев ворвалась нежданно беда.

1 Ведущий: 8 сентября 1941 г. сообщение с Ленинградом полностью прекратилось. Началась блокада города.

В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах печки-времянки. В них приходилось сжигать мебель и книги. Но такого топлива хватало ненадолго.

В городе заканчивались продовольственные запасы, люди голодали. Но город жил и боролся. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Всё время блокады работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт.

2 Ведущий: Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная дорога по Ладожскому озеру. До конца навигации с большой земли шли в Ленинград баржи с продовольствием. Когда Ладожское озеро замёрзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Шофёры повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбёжкой, машины с продуктами и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей.

Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Об этом нам расскажут ребята из группы «Кузнечик»

«КУЗНЕЧИКИ»:

  1. Охваченный войною блокадный Ленинград.

          На улицах трамваи замерзшие стоят.

          Разрушенные здания и надпись на стене:

          «Опасно при обстреле на этой стороне!».

          В водопроводных кранах не вода, а лед

          И только прорубь невская горожан спасет.

  1.  Дети блокадного города, как рано вы повзрослели.

           И вместо бантиков, галстуков военную форму надели.

           Мальчишки и девчонки блокады! Они вынесли множество бед!

           Теряли родителей и голодали, много потерей и мало побед!

  1.  Они на заводах работали, дедам и отцам помогали,

           Сил, не щадя и без отдыха, едва до станка доставали!

           Работали, сил не жалея, ручонки от масла черны,

           Работали все, как взрослые, устали от этой войны!

  1. Они в медсанбатах трудились, раненых, больных спасали,

          Мыли палаты, стирали бинты, дежурили, ночи не спали.

  1. Защищали со взрослыми город, и делали все, что могли,

          Уставали они, голодали, о победе мечтали, к ней шли!

2 Ведущий:  Давайте послушаем в исполнении детей песню о детях блокадного Ленинграда.

Песня «Дети блокадного города»  (Маша Ч., Лёня К.,Маша В., Максим Б., Юра, Лиза)

В то время была написана еще одна военная песня, называется она «Ленинградские мальчишки». Давайте внимательно послушаем куплет из этой песни…

Фонограмма песни «Ленинградские мальчишки»

Слова: В. Коростылева. Музыка: И. Шварца.

1 Ведущий: Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Скоро в городе закончились продукты. Не было ни мяса, ни крупы, ни масла… Жители блокадного города стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.

Но его было очень мало и многие умирали от голода. Но ленинградцы не сдавались! (берет кусочек хлеба) Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.

Под фонограмму «Первого концерта» Чайковского ведущая показывает детям кусочек хлеба.

СТИХОТВОРЕНИЕ О ХЛЕБЕ (Денис)

Фонограмма: стук метронома и вой сирены.

2 Ведущий: Этот сигнал, ребята, предупреждал граждан о налетах вражеских бомбардировщиках. Люди должны были прятаться в бомбоубежища. Это специальные помещения под землей, где можно было укрыться от бомбежки. Послушаем об этом стихи детей группы «Кузнечик»

  1.  В городе воздушная тревога, вой сирены слышится опять.

          Лишь бомбоубежище могло спасеньем ленинградцам стать.

  1.  Стучит метроном, как сердца ленинградцев,

           Всех тех, кто в блокадном аду выживал.

           Бороться, дышать, судьбе не сдаваться,

           Час испытаний суровый настал.

1 Ведущий: Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи: стихи русской советской поэтессы Ольги Берггольц. И люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. И несмотря ни на что, на площадях города, в залах филармонии выступали оркестры, проходили концерты, актеры играли спектакли, художники рисовали плакаты…Бороться людям помогала музыка и оставалась до самой победы!

Поппури военных песен.

Вальс девочек «В лесу прифронтовом»

2 Ведущий: В годы блокады в Ленинграде находился русский композитор Дмитрий Шостакович. Он написал Седьмую симфонию, которую в последствии назвали «Ленинградской». Ее премьера состоялась в Большом зале филармонии. Она была символом стойкости ленинградцев.

КАТЯ ИВАНОВА (Пчёлы»):

Смерти назло и блокаде - музыка не молчит.

За пультом стоит Шостакович, симфония в зале звучит.

Ее прерывают бомбежки, но музыку не удержать.

И в темноте музыканты смогли до конца доиграть.

Эта музыка жить будет вечно, как символ стойкости людей.

Симфонию назвали «Ленинградской», по праву гордимся мы ей.

2 Ведущий: Давайте послушаем фрагмент «Ленинградской симфонии».

Фонограмма Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

1 Ведущий: Враг подходил все ближе, и кольцо блокады сжималось. Город превратился в военную крепость. Налеты самолетов становились все чаще. И только одна дорога осталась, по которой можно было вывезти больных, детей, раненых и привезти муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Дорогу по льду Ладоги называли «Дорогой жизни». Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков - всех тех, кто под бомбежкой и обстрелом, в мороз, в метель и вьюгу работал на Дороге жизни. В исполнении детей группы «Пчёлка» мы послушаем стихи о подвигах шоферов на ледовой дороге.

  1. Чтобы жизнь спасти ленинградцам

Зимой в 41-ом году,

          С продовольствием шли машины

          По Ладоге, прямо по льду.

         

  1. Бомбежки, метели, заносы…

          Уходят машины под лед,

          Но каждый шофер твердо верит,

          Что город любимый спасет.

  1. «Дорогой жизни» Ладогу назвали

  Надеждой на спасение людей.

            Раненых, больных и истощенных

            Везли полуторки по ней.

  1.  Нет смелее, нет храбрее шофера фронтового,

           Любит он свою машину - друга боевого.

           И по снегу, и по льду он ведет машину.

           Как объехать полынью, не попасть на мину?

  1.  Фронтовой шофер – герой, много в жизни повидал,

           Но за руль держался крепко, свою песню напевал.

2 Ведущий: В исполнении мальчиков подготовительной и старшей группы мы послушаем «Песню фронтового шофера».

«Песня фронтового шофера»

Слова: Н. Лабковский, Б. Ласкин . Музыка: Б. Макроусов.

1 Ведущий: Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой - сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. 900 дней длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев. 

Дети  группы «Зайка» прочитают стихи о прорыве блокадного кольца.

«ЗАЙКА»:

  1. За город шли жестокие бои, за Родину солдаты воевали

          И в январе, разбив врага,  кольцо блокадное прорвали.

  1.  Спасибо тем, кто город отстоял,

 Кто выжил в страшную блокаду.

           Кто восстанавливал, и с пепла возрождал,

           Спасибо Вам, герои Ленинграда!

  1.  Окруженный врагами, в военные дни,

 Город выстоял в схватке с врагом!

           Это мы никогда забывать не должны,

           Мы о городе славном споем!

Дети всех групп исполняют песню «Песня о Блокаде» Слова и музыка: М. Сидоровой.

ПОКАЗ ФИЛЬМА

2 Ведущий: В нашем городе-герое очень много памятных мест и памятников, посвященных Блокаде Ленинграда. Давайте вместе их вспомним и назовем.

  1. Самый известный – это Мемориальное Пискаревское кладбище, где установлена статуя скорбящей Матери – Родины.
  1. «Разорванное кольцо» - на берегу Ладожского озера.
  1. Монумент героическим защитникам Ленинграда из 26 бронзовых скульптур на Площади Победы на Московском шоссе.
  1. Обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания.
  1. Мемориал «Журавли» на Дальневосточном проспекте. Это места братских захоронений.
  1. «Опасная сторона» предупреждающая надпись на Невском проспекте.
  1. Следы от снаряда на Аничковом мосту, как напоминание о жизни блокадного Ленинграда.
  1. Памятник блокадному трамваю. Это был единственный транспорт, который работал практически весь блокадный период.
  1. Рупор на Малой Садовой улице в память о страшных днях блокады, возле которого собирались ленинградцы, чтобы услышать вести с фронта.

1 Ведущий: Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников, тех, кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни, на Пискаревском кладбище,  у братских могил, горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашизмом, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Девочки исполнят танец со свечами.

Танец со свечами.

2 Ведущий:

Давайте встанем помолчим, почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

Минута молчания (стук метронома).

 Ленинград - Петербург - ты наш город родной.

И любуемся с детства твоей красотой.

Ты - слава России, Город-герой.

Расти, процветай - мы гордимся тобой!

Песня «Город наш любимый». Слова и музыка: М. Сидоровой.

Мероприятие, посвященное Дню снятия блокады Ленинграда.

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Ведущий

-Немало испытаний выпало на долю всех людей в период Великой Отечественной войны. Многим городам было присвоено звание: город-герой. Среди них и наш с вами город, выстоявший 900 блокадных дней и ночей с 8 сентября 1941года по 27 января 1944года. Немецкое командование приняло решение стереть Ленинград с лица земли: “Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй...”

-В Ленинграде белые ночи, июнь сорок первого года.

Выдалось жаркое лето, к утру отдыхает природа.

Спит летний сад, свет зари над Невой, розы, фиалки цветут

И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы вмиг тишину оборвут.

Напали фашисты на нашу страну. Шли танки, летели снаряды.

Отцы, деды, братья ушли на войну сражаться с фашистской армадой

- танец под музыку Е.Дога Вальс из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь".

Ребенок

Юрий Воронов

"Опять война, опять блокада... "

Опять война,

Опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

"Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне."

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда -

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна!

муз.композиция со свечами под музыку

"О той весне" - слова и музыка Елены Плотниковой

2. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЧАСТЬ. 

1.

Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли,

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Рано зима в этот год наступила,

Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев

Ворвалась нежданно беда.

Ведущий

-В июле 1941 г. начались ожесточённые бои на дальних подступах к Ленинграду. Постепенно вокруг города образовалось кольцо из вражеских войск, пытавшихся закрыть все пути, ведущие из города.

8 сентября 1941 г. сообщение с Ленинградом полностью прекратилось. Началась блокада города.

В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах печки-времянки. В них приходилось сжигать мебель и книги. Но такого топлива хватало ненадолго.

В городе заканчивались продовольственные запасы, люди голодали. Но город жил и боролся. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Всё время блокады работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт.

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. До конца навигации с большой земли шли в Ленинград баржи с продовольствием. Когда Ладожское озеро замёрзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Шофёры повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбёжкой, машины с продуктами и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей.

Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.

2 .

стих.  Елена Рывина

* * *

...И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

"Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.."

"Будет мир. Вам не снится мир?"

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож не черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали - и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

3. стихотворение

Ведущий

-Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.

-Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение,за которое заплатил дорогой ценой- сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

4.

Сегодня день особенный, ребята.

День памяти – торжественный, святой.

Годовщину дня снятия блокады

Отмечает город наш родной.

В тот день, прорвав кольцо блокады,

Наш город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сражениях победил.

5. Юрий Воронов

"Салют над Ленинградом"

(27 января 1944 г.)

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем.

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол-Ленинграда не поднялось...

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе -

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут...

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Ведущий

- Время – лекарь. И эту роль

  Повторяет оно со всеми.

  Но бывает людская боль,

  Над которой не властно время...

Памяти всех ленинградцев, умерших от голода и холода, погибших от обстрелов и бомбёжек, перенесших боль и страдания, объявляется минута молчания...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАДРОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОД ЗВУКИ РЕКВИЕМА МОЦАРТА

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА.

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Слайд 1                                  Чтобы снова на земной планете

                                       Не повторилось той зимы,

                                       Нам нужно, чтобы наши дети

                                       Об этом помнили, как мы.

                                       Нам наше прошлое свято и дорого.

                                       Гордость победами - горечь утрат...

                                       Вечная память защитникам города,

                                       Вечная слава защитникам города,

                                       Вечная слава тебе, Ленинград.

Слайд 2

Как называется наш город?

Про наш город есть такая поговорка:

На болоте родился,

Три раза крестился,

В бою дрался

Героем остался.

Сегодня   мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг    Ленинграда . Мы должны почтить память погибших защитников нашего города.  

Слайд 3

 Было 22июня 1941 года.
Воскресное утро выдалось солнечным, тёплым, тихим.

                 (девочки прогуливаются по залу)

Слайд 4

Запись голоса Левитана.

Внимание, товарищи! Война!

Звучит песня Александрова  «Вставай, страна огромная!». На экране плакат Тоидзе «Родина -мать зовёт»

                                                       Страна цвела. Но враг из-за угла,

                                       Свершил налет, пошел на нас войною.

                                       В тот грозный час, стальною став стеною,

                                       Вся молодежь оружие взяла,

                                       Чтоб отстоять Отечество родное.

 

Слайд 5

Ад для жителей начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки - бойцами фронта.  

             На Невском проспекте есть надпись одна,

             И трудно сейчас нам поверить,

             Что именно это была сторона

             Опасной при артобстреле.

                                                Зачем эту надпись наш город хранит?

                                                Чтоб взрослые знали и дети:

                                                «Ничто не забыто, никто не забыт!»

                                                Чтоб помнили все строчки эти.

Круглосуточно город подвергался артиллерийскому и авиационному воздействию врага.  (Звучит звук сирены).

Слайд 6

Вскоре настала зима – блокадная зима 1941 – 1942 гг. Зима страшная. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, целлюлозы.

Слайд 7

Ломтик хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши - вот и весь обед блокадного ленинградца.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.

Слайд 8

Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. В городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками продолжали жить, трудиться и бороться.

Слайд 9

Заводы продолжали выпускать военную продукцию, в школах шли занятия, в филармонии звучала музыка.

                         Блокадный город. Голод. Вой пурги.

                  Но в Ленинграде музы не молчали.

                  И ленинградцы слушали стихи.

                  В замерших залах музыка звучала.

Исполнялась в блокадном Ленинграде героическая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. В зал доносился гул артиллерийской канонад, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций. (Звучит отрывок из Седьмой симфонии)

Слайд 10

Смерть входила во все дома, унося жизни тысячи детей, женщин, стариков. Ленинградская школьница Таня Савичева в условиях блокады вела краткие записи о том, как на её глазах умирали ближайшие родственники.
Такой дневник - потрясающий документ.
Его нельзя читать без слёз.

  9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет…

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.

Слайд 11

В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. "В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы", - написано на доске в память о ленинградской девочке. Также на ней начертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня".

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

                                                            И. Малышев

Слайд 12

В первый год блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. Они умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Слайд 13

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым :

-     создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов;

-   дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы;

- работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства;

-   обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова;

- в двенадцать-пятнадцать лет они работали на военных заводах, выпускали боеприпасы и оружие для фронта;

-   рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах.

А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

                                                     На землю нашу грозно враг ломился

                                      Под орудийный грозовой раскат...

                                      И ученик солдатом становился

                                      И воевал бесстрашно, как солдат.

Песня «Ленинградские мальчишки»

Слайд 14

Правительство страны делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

                                 Пусть ветер с Ладоги поведает народу

                                 Как летом баржу за баржой

                                 Грузили, в шторм и непогоду,

                                 Забыв про отдых и покой.

                Зимой машины шли здесь вереницей

                И лёд на Ладоге трещал:

                Возили хлеб для северной столицы,

                И радостно нас Ленинград встречал.  

 « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбил « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

По Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал её «Дорогой жизни».

Слайд 15

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.

                                             Кто в город не пустил врага,

                                Кто в смертной схватке

                                Одолел блокаду, -

                                Тому, как высший орден, дорога

                                Медаль «За оборону Ленинграда».

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".

                             Мы не слышали взрывов, грохота,

                     Мы не видели эту блокаду,

                     Но мы знаем, как трудно было

                     Осажденному Ленинграду.

 Песня «Мой Петербург боевой»

Слайд 16

Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,  поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

танец

Слайд 17

Прошло много лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.

Памятник "Цветок жизни" (бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады).

                                    У дороги жизни шепчутся берёзы,

                                    Седину лохматит дерзкий ветерок.

                                    Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

                                    Плачет вместе с вами каменный цветок.

                 Сколько их погибло, юных ленинградцев?

                 Сколько не услышит грома мирных гроз?

                 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

                 Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!

Слайд 18

Памятник "Дневник Тани Савичевой"

  Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.

Слайд 19.                 Памятник "Разорванное кольцо"


"Потомок знай! В суровые года
Верны народу, долгу и Отчизне.
Через торосы Ладожского льда,
Отсюда мы вели Дорогу жизни.
Чтоб жизнь не умирала никогда".

Слайд 20.

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.     Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Слайд 21

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.

От голода умерло 640 тыс. мирных жителей

От боевых действий -  235 тыс. человек.

Слайд 22.

"Опять война, Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права !
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она
Как сила нам нужна..."
(Юрий Воронов)

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Слайд 23

Минута молчания.

Слайд 24

Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.

И поэтому   сегодня сравнивая жизнь того времени и нашего бережно относитесь к тому, что имеет: цените и берегите своих родителей,  знайте цену каждой крошечке хлеба, радуйтесь мирному небу и каждому дню.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Песня «Наша Родина сильна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 Марта- день особенный

Сценарий праздника в подготовительной группе...

Развлечение совместно с родителями к 23 февраля "Сегодня день особенный"

Практический материал для воспитателей и инструктора по физической культуре для проведени праздника к 23 фквраля...

«День особенный сегодня, скажем вам мы без прикрас, о защитниках Отечества поведем мы свой рассказ…»

Праздник 23 февраля всегда отличается от многих других, его атмосфера наполнена задором, смелостью, ловкостью, отвагой....

«ДЕНЬ ОСОБЕННЫЙ СЕГОДНЯ…»

Именно такими строками поздравили ребята нашего детского сада своих любимых, смелых, сильных и любимых пап – Защитников Отечества!...

Сценарий праздника на тему: «Сегодня день особенный» для воспитанников младших групп

Ход праздника:Воспитанники, под песню «Люблюка» сл. и муз. Л. Кнорозова,  входят в зал и встают полукругом.Ведущий: Сегодня день особенный,Как много в нём улыбок!И подарков и цве...

"Сегодня день особенный"

quot;Сегодня день особенный"...

Совместное развлечение на улице «День особенный у нас - День здоровья без прикрас!»

вовлечь родителей и детей в совместные мероприятия по здоровому образу жизни...