Работа проектной направленности --русские народные праздники и традиции.
проект (старшая группа) по теме

Гольнева Валентина Даниловна

Актуальность проекта.

Россия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Проектная деятельность -- это важнейший процесс воспитания, желание познать культуру своего народа через народные обычаи и праздники. Приобщение и погружение детей в русскую культурную традицию -- залог их психического здоровья. Метод проектов как педагогической технологии -- это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Народные праздники и традиции.

Тип – проект.

По характеру контактов – коллективный.

Продолжительность – 3 года.

Актуальность.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, последнее время в нашей стране ещё более возрос. Всё чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в образовании детей трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам неисчерпаемый источник народной мудрости.

Постановка проблемы.

  Включение народного фольклора в музыкальное образование детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу, их познавательная активность.

  Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традициях, обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, к истории народа.У детей рождается ответное чувство, гармонично формируются нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

  Прислушиваясь к речи детей, можно отметить её скудность, слабые попытки строить логические фразы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона. А русские пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движения и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребёнка.

  Нельзя не отметить благотворное влияние фольклора на здоровье дошкольника. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – всё это благотворно влияет на психофизический статус ребёнка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость.

Цель:

Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Задачи:

-формировать у детей устойчивый интерес к русскому народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;

-познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров;

-расширять диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора;

-познакомить со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;

-развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;

-развивать патриотические чувства, гордость за великую державу;

-вовлекать родителей в совместную деятельность по реализации проекта.

Планируемый результат:

Взаимодействие ребёнка с различными формами народного фольклора (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это всё неоценимое богатство, которое поможет ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

  Сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности.

 Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работу фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностноокрашенным и значимым. Педагоги приобретут опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями. А родители станут активными участниками процесса.

Этапы реализации проекта:

Организационно-подготовительный.

-обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

-определение цели и задач проекта;

-подбор литературы, пособий, атрибутов;

-обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

Основной:

-непосредственно-образовательная деятельность с детьми;

-самостоятельная деятельность детей.

Заключительный:

-обобщение результатов работы;

-анализ деятельности;

-презентация итогов работы.

План мероприятий с детьми.

Дата

Мероприятие

Ответственные

Октябрь

Январь

Февраль

Апрель

Июнь

Покров (осенние посиделки)

Зимние Святки.

Масленица.

Пасха.

Троица.

Муз. руководитель, воспитатели.

Муз. руководитель, воспитатели, родители.

Муз. руководитель, воспитатели, родители.

Муз. руководитель, воспитатели, родители.

Муз. руководитель, воспитатели.

Прогнозируемый результат:

-знание и исполнение русских народных песен;

-использование детьми в разговорной речи поговорок, потешек, приговорок, загадок, считалок и т. д.;

-умение играть в русские народные игры, используя считалки;

-знание сказок и сказочных героев

-знание истории русского народа, народного костюма, головных уборов.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Место проведения: МБДОУ д/сад№13 г. Ярцева.

Срок реализации: долгосрочный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Значение русских народных праздников в приобщении детей к народным традициям»

Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Русские народные праздники и традиции.

Русские народные праздникии традиции....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

      Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...

Познавательный альбом для дошкольников "Русские народные праздники и традиции"

Познавательный альбом для дошкольников "Русские народные праздники и традиции"...