Традиционное чаепитие народов севера
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Гусева Галина Михайловна

Знакомство детей с традиционным чаепитием народов севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaynya_tserimoniya_prazdnik-_2.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

 с детьми младшего возраста

«Чайная церемония»

ЦЕЛЬ:    вызвать у детей интерес к традициям русского и северного народов.

ЗАДАЧИ:

- познакомить с обрядом чаепития северных народов  нашей страны.

-  познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;

-  расширить лексический запас детей словами « самовар», «чаепитие»;

-  воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

-  доставить радость от чаепития, показать пользу  чая,

-   формировать у детей культуру чаепития.

Предварительная работа: беседа с детьми об истории возникновения чая, о его разновидностях.

Оборудование: декорации к оформлению чайной церемонии: стол,  самовар, сахар, баранки,  пряники, конфеты, чашки с блюдцами, разные виды сортов чая;  ягоды; наряды для девочек, жалетки для мальчиков, колпаки для мальчиков,  костюмы народов севера,  шапочки оленей, упряжка, оформление северного уголка: чум, олени – игрушки, травы, северная рыба, коврики, снежное покрывало и т.д.

Ход мероприятия.

(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру» слова и музыка… олени, запряжённые в упряжку, везут под музыку детей с воспитателем в гости к другим детям, которые живут  на Севере).

-Ведущий: вот мы с вами  и приехали.

Хозяйка Севера вместе с детьми – северянами приветствует и встречает гостей.

Ведущий:

-  Посмотрите, дети, как необычно с  нами поздоровалась Хозяйка.

 Это такое приветствие у народов Севера.

Ведущая:

- Дети посмотрите друг на друга, какая необычная  одежда у наших друзей.

 Так одеваются дети и взрослые, которые живут на севере.

-Наша страна очень большая, а север – это часть нашей России.

- Сегодня мы с вами в гостях у народов севера и они расскажут  нам  о том, как здесь на Севере  живут взрослые и дети.

Хозяйка:

- Мы живём очень далеко от вас. Наше  жилище называется – чум.  Здесь мы кушаем, спим, читаем книги, поём  и танцуем…

- а наша  одежда называется – малица. А что вы носите на ножках? – сапожки. А наша обувь называется – пимы.

- У нас на Севере очень долгая и холодная зима, поэтому у нас очень тёплая и меховая одежда.

. А вы на чём катаетесь со снежной горы? – на санках. А наши   сани называются  - нарты и т.д.

-А на чём вы едите в своём городе? – на машине, на поезде и т.д.

- А мы ездим на оленях.  Это такие большие животные, которые живут вместе с взрослыми и помогают нам  в  жизни.

-  Наши полярные ночи очень длинные, а дни – короткие. Но,  не смотря на это, мы любим петь и танцевать. Сейчас наши дети  станцуют для вас интересный северный танец.

           Танец «Эскимосы»

Хозяйка: Вам понравился наш танец? А вы любите танцевать? А играть?

-  Давайте все вместе поиграем в нашу северную игру «У оленя дом большой».

Хозяйка: вот так мы живём, и танцуем, и играем, и гостей любим встречать и угощать..

Ведущий:

- А вы,  знаете, дети,  народы севера очень гостеприимные люди.

У каждого народа много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все: и взрослые, и дети. И среди них на первом месте - чаепитие.

Воспитатель:

-Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. Во все  времена,  гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!».

Хозяйка:

-  А вы знаете  пословицы и поговорок про чай? -  знаем.

Воспитатель:

-  Давайте дети вспомним все вместе пословицы про чаепитие.

Пословицы и поговорки.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

     1.Чай пьёшь  - до ста лет проживёшь.

     2.Без обеда не красна беседа.

     3.Мы за чаем не скучаем.

     4.Пей чай – удовольствие получай.

     5.Самовар кипит – уходить не велит.

     6.Чай пить – не дрова рубить.

     7. Выпей чайку, забудешь тоску.
Хозяйка:

- Какие молодцы! Как много, вы, знаете интересных пословиц про чай!

- А вы знаете, откуда и когда к нам пришёл чай? – ответы детей.

- Сегодня я вам расскажу,  как этот напиток появился в нашей стране…

 - Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае -  это далёкая  страна Китай.

- Существует предание: однажды (это было много веков назад) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились.

Это было первое в мире чаепитие.

Ведущая: А позднее появился этот напиток и в нашей стране.

Монгольский хан вручил пакеты с чаем послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился, сначала им стали пользоваться как лекарством, который ободрял  организм.
Хозяйка:

 - А вы любите пить чай? – любим.

-А с чем вы любите пить чай? – ответы детей.

Ведущая:

- Среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай.

Чай пьют во всех частях света.

Хозяйка:  

-   И у народов севера существуют свои обычаи обряды чайной трапезы.

    -    Заслышав приближающуюся упряжку, хантыйская или мансийская хозяйка подвешивала над огнем котел для чая. Это не только жест гостеприимства, но и самое верное средство помочь гостю быстрее согреться и восстановить силы. Котел успевал вскипеть за то время,  пока гость распрягал оленей и стягивал с себя верхнюю одежду.

     Именно с чаепития начиналась трапеза в каждом сибирском жилище.

     Южные соседи ханты и манси варили  чай из трав и ягод , добавляя в него молоко, масло, а порой  и муку, превращая его в сытное и согревающее блюдо. Его обязательным компонентом был жир – лосиный или олений, реже – сливочное масло или оленье молоко. Кусочек топленого жира опускали прямо в чашку. Это усиливало аромат напитка, придавало ему своеобразный вкус, а главное согревало.

        Но лучше всего пить чай с жирной строганиной из рыбы нельмы или муксуна. Европейцу покажется нелепым глотать с мороза ледяные стружки рыбы, но в сочетании с горячим чаем, они мгновенно согревают и насыщают организм.

      Вот почему хантыйская или мансийская хозяйка вместе с чаем ставит  перед гостем не только хлеб и сахар, протянет ему тушку мерзлой рыбы и сплетенный из травы круглый коврик, чтобы тот мог приготовить строганину – по обычаю рыбу строгают мужчины, женщина лишь может снять с нее кожу.

   Хотя  хозяевам всегда хотелось поскорее узнать новости, согласно традиционному этикету не принято расспрашивать гостя, пока тот не попьет чая. Лишь когда его чашка оказывалась вверх дном на блюдце, начиналась беседа.

    А чай у нас готовят вот так…

    - Чаще в котёл  заваривают  травы или чагу. Для приготовления горячих напитков ханты и манси и по сей день, употребляют различные травы: таволгу, лисья брусники, ягоды клюквы, листья или корень шиповника,  морошки и т.д.

- У меня на столе разные виды трав, ягод, листового чая…

- Напиток из корней шиповника.  Отвар из корней шиповника – замечательно утоляет жажду, поэтому этот напиток   полезно пить его на охоте.

- Напиток из чаги

 С куска чаги в чайник ножом соскребают черные кусочки. На заварной чайник их нужно до двух столовых ложек. Заливают крутым кипятком и настаивают 20 минут.

- Березовый чай

Это любимый напиток хантыйских долгожителей. В отличии от чаги его можно пить сколько душе угодно.  У поврежденного березового дерева внутри образуется полость с рыхлой сердцевиной. Весной там скапливается сок, пропитывает древесину и застывает в виде черных стеклянистых сгустков. Их и пропитанные соком древесные волокна извлекают и тщательно просушивают – в сухом виде березовый чай может храниться очень долго. Это естественный консервант березового сока, сохраняющий его полезные свойства.

-  Чтобы приготовить  напиток, в чашку бросают небольшой кусочек (при желании его можно измельчить в порошок) и заливают кипятком – сок тут же начинает в нем растворяться. Цвет у напитка очень красивый красно-коричневый, а вкус и аромат – как у свежего березового сока и талой весенней воды.

Далее - (рассказ воспитателя о чае в пакетах, в красивых баночках, о листовом чае и т.д.)

-  Чай — питательное слово. С древних времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком.

-  Самое удивительное, что чай собирают только женщины. Считается, что аромат женских рук, не портит запах чая.

Ведущий:

- А наши дети вам расскажут стихи про лекарственные качества чая.

Стихи:  (Миша)
Я хочу открыть секрет,
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.

 (Саша)
Чай всех снадобий полезный,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью - лучший друг!

Хозяйка:  Самое удивительное, что чай собирают только женщины. Считается, что аромат женских рук, не портит запах чая.

 Ведущая:  Чаепитие в России — это всегда хорошее настроение. А что хочется человеку в хорошем расположении духа? -  Петь! Танцевать!

Ведущая:  Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “Чайком побаловаться”

Ведущая:   А у нас чаепитие тоже  проходит  красиво и носит праздничный вид.

Именно русские изобрели…Что  вы думаете ? Угадайте:

Загадки:  1  Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

                  Никогда не ест, а только пьет,

                  А как зашумит - всех приманит. (Самовар)

                         2. Сверху дыра и снизу дыра,

                             А  в середине огонь да вода. (Самовар)

Ведущая:  Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?» (Ответы детей).

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар».

 Давайте вместе его произнесём: «Самовар». (Дети произносят слово 2-3 раза)

-  Много лет тому назад в городе Туле изобрели первый русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось всё: и щепочки и шишки.  Вот, как выглядел такой самовар на Руси.

Ведущая:   Самовары сохранились и до наших дней. Вот посмотрите,  какой самовар стоит на столе.

Ведущая:    В России за чаем общаются, поют чайные частушки.

             Частушки. 

 1. На столе у нас пирог, пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек чайные частушки.

         2. В пляске не жалей ботинки! Предлагаю чай друзьям

             Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут нам!

3.Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.

         4. Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.

            В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

5. Посидеть за самоваром рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

         6. Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.

             К потолку пускает пар наш красавец самовар.

Ведущий:  По русской традиции чай - лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, булочки, пряники. 

 « Танец с посудой»
Хозяйка:   Самовар шумит, баранки на скатерти-самобранке,
И конфеты, и печенье, и душистое варенье.

Ведущая:

- Мы и пели, и играли, и про чай много интересного узнали. Теперь самое время попробовать на вкус этот напиток.

Хозяйка:  Всех гостей приглашаем в нашу чайную.

Ведущий:  Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет, стол давно накрытый ждет! 

 Приятного вам чаепития!

 (Звучит песня «Русский чай» слова и музыка А.Г.Фролова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Азиатское чаепитие" к проекту "Чаепитие народов мира"

На Востоке чаепитие носит ритуальный характер....

Презентация "Японское чаепитие" к проекту "Чаепитие народов мира"

О том как проводят чайные церемонии в Японии...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...