Сценарий шахматного турнира
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кунтувганова Ралина Аскерхановна

Сценарий шахматного турнира, развлечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_shahmatnogo_turnira.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное бюджетное дошкольное                                  

образовательное учреждение  

детский сад № 6 «Василек»

                       

                     Сценарий шахматного турнира

                                                               

                                                               

                                                                Подготовила:

                                                             педагог дополнительного образования  

                                                                 Кунтувганова Ралина Аскерхановна

                                                     Сургут, 2017г.

 

Цель: привить детям интерес к шахматам, создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

 

Предварительная работа:

Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.

Составить жюри, назначить ответственного за награждение.

Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

Подготовить зал для проведения мероприятия.

 

Правила шахматного турнира:

Начинают играть сразу все участники. Арбитры следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитры определяют победителей, из числа победителей составляются пары для следующего этапа турнира.

Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на 1, 2, 3-е места. Продолжительность турнира 60 минут.

 

ХОД ТУРНИРА:

 

Торжественный вход участников турнира, под музыкальное сопровождение.

 

Ведущая : Здравствуйте, ребята! Сегодня знаменательный день в нашем детском саду –  наши дети участвуют в шахматном турнире. У нас сегодня гостья. Угадайте кто она, а для этого вам нужно разгадать мою загадку?

 Не люди, не звери, не часы, а ходят?

Дети: (шахматные фигуры).

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

 - Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя. –

Где бы я ни был и везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

 

Дети:

 

Шахматная королева:

Правильно, молодцы. А я Шахматная королева! Я пришла к вам, чтобы открыть соревнования. Шахматы одна из самых древних игр. Известно, что Родина шахмат – Индия. Всякое шахматное сражение разворачивается на специальном поле – доске.

-Ребята поприветствуем участников турнира!

Ведущая:

Но прежде чем открыть турнир проведем разминку.

Шахматы - игра сильнейших!

Для ума заряд дает,

Волю, стойкость воспитает,

Логику всем разовьет!

1-е задание:

 «Доскажи словечко»:

1. Скоро бой. И ждет войска  Деревянная ____________(доска). 

. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).

3. Играет не простую роль Его величество_________(король).

 4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово_______(шах).

 5. В словах «матрешка» и «формат»,  я  подчеркну не шах,  а____(мат).

 6. Нужно проявить сноровку, чтобы сделать__________(рокировку). 

2 –е задание:

А сейчас устав изрядно,

Оба войска захотели поразмяться.

Покажут сноровку свою наглядно:

В смекалке и беге будут состязаться.

 «Шахматная эстафета: Поставь правильно шахматную фигуру»

3 –е задание:

 « Блиц – вопрос»:

 - Из каких досок не строят теремок? (шахматных)

 - Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)

  - В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

 - Где возникли шахматы? (в Индии) 

- Какой формы шахматная доска? (квадратная)

 - Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

4 –е задание:

 Вопросы из шахматной шкатулки.


1.     Как ходит  и бьёт пешка?  (только вперед, наискосок)
2.     Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях?   ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
3.     Где стоят ладьи на доске до начала игры?  ( по краям)
4.     Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?   (нет, только одну фигуру)
5.     Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска?  ( белопольные  и чернопольные)
6.     Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
7.     Между какими фигурами на доске стоит конь?
8. Чем конь отличается от всех остальных фигур?   (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
9.     Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».
 

Шахматная королева:  Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю шахматный турнир открытым.

Сейчас мы с помощью жребия определим пары.

У каждого участника турнира есть свой номер, вытягиваем по 2 номера из шляпы и определяет пары детей. Дети занимают столы.

 Замечательно пары мы выбрали, теперь нужно определить — кто какими по цвету фигурами будет играть.

Один ребенок из пары берет 2 фигуры: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает. Все дети расставляют шахматы на поле.

 

Шахматная королева:

Игра в шахматы требует спокойной обстановки и внимания. Все зрители пойдут со мной в спортивный зал, где мы будем проводить соревнования на логическое мышление, умение считать и сообразительность. Наши участники сразятся в честном бою на шахматных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед.

 

Зрители вместе с шахматной королевой под музыку уходят из зала. Соревнования начинаются. Во время соревнования арбитры наблюдают за ходом игры, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления победителей.

Ведущая: вот и подошел к концу наш шахматный турнир. В заключение хочу напомнить всем одну поучительную восточную мудрость: «Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие это, - они невежды, избегайте их. Есть шахматисты, играющие сильно и знающие это, - они мудрецы – следуйте им!»

 

По окончании соревнования определяются победители. Жюри оценивает команды, главный судья оглашает общие результаты. Вручаются дипломы, медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий шахматного турнира "Белая ладья" для педагогов дополнительного образования

Цель – создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста....

Сценарий шахматного турнира для детей и их родителей

Сценарий шахматного турнира для детей и их родителей...

Сценарий шахматного праздника «Шахматный турнир"

Цель: Формировать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур....

«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)

Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...

Сценарий шахматного праздника «Шахматный турнир».

Сценарий шахматного праздника "Шахматный турнир"...

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...

Сценарий шахматного турнира МАДОУ "Детский сад "Радуга" 2022 г.

Сценарий шахматного турнира.Цель: привить детям интерес к шахматам, создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.Задачи:Активизировать мыслительную деятельность, тренирова...