Праздник "Масленица"
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Шевченко Галина Станиславна

Сценарий праздника для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Масленица широкая» для всех возрастных групп в ДОУ

Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение.

Программные задачи:

Способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным

праздником Масленица.

Расширять знания и представления детей о народных традициях.

Развивать двигательную активность детей.

Участок площадки детского сада украшены флажками, шарами.

Ход праздника.

На центральной площадке ДОУ детей встречают 2 скомороха – Яшка и Аркашка.

Яшка: Эй, ребятишки, сюда, шалунишки!

Милашка: Собирайтесь все сюда, подходите, детвора!

Вместе: Самый добрый в мире праздник начинать уже пора! Здравствуйте!

Ведущий (в казачьем костюме):

Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве?

Будет праздник здесь большой - встретится Зима с Весной.

Зиму с песнями проводим, спляшем с нею в хороводе!

А Весну весельем встретим, словом ласковым приветим!

А скажите, вам охота встречу эту увидать?

Дети: Да!

Ведущий: Что ж, тогда придется звать Масленицу-Просковею, потому что только с нею встреча эта состоится!

Под музыку входит «Зима».

Зима:

Здравствуй, весь народ честной!

День сегодня непростой. Я пришла проститься с вами!

Мой закончился черед, У порога весна ждет!

Ведущий:

Погоди, зима, прощаться и с детьми на год расстаться.

Все хотят с тобой сплясать, песни спеть и поиграть.

Проводится танец игра «Буги вуги».

Зима: Так негоже уходить! Что на память подарить?

Ведущий:

Прикажи нести блины, что румяны, масляны.

Ты, видать, обряд забыла: на Руси законом было

Щедро зиму провожать, всех блинами угощать.

И аж целую неделю Масленицу-Просковею прославлять и величать.

Зима:

Сей обычай, знаю я, будь по-вашему друзья!

Символ праздника неситеМасленицу покажите!

Под русскую песню вносится чучело Масленицы.

Ведущий: Здравствуй, Масленица годовая, наша гостья дорогая!

Дети читают стихи:

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Это Масленица – фея,

Обошла дома, дворы.

Так давайте же скорее

Принимать ее дары!

А она вам дарит счастье.

Много жизненных побед,

Избавляя от ненастий,

И пустив удачу вслед!

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней — Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Яшка: А знаете ли вы, что Масленицу на Руси празднуют целую неделю, и каждый день Масленицы имеет своё название?

Милашка: Итак, первый день! Какой? Понедельник, как он назывался? (ответы детей).

Ведущий«Встреча»! В этот день Масленицу встречали, прославляли, величали!

Яшка: Давайте, детушки, прославим её, повеличаем.

МилашкаМасленицаМасленица – душа красная девица!

Мы по кругу пойдём, дружно спляшем и споём!

Яшка: Так что пой, гуляй, пляши семь денечков от души!

Первый день привечай – звонкой песней встречай.

Хоровод «Н. Бабкина «Масленица»

(под музыку дети идут в хороводе и поют песню, затем выполняют простейшие танцевальные движения: топают ногами, хлопают в ладоши, прихлопывают по плечикам, прыгают на двух ногах).

Яшка: Повеселились, потешились, да позабавились!

Второй день — какой? Вторник! Как он назывался? (ответы детей)

Ведущий«3аигрыш»! Дети с горочек катались, как могли, так развлекались.

Давайте и мы с вами в игры поиграем!

Проводится игра-кричалка «У меня – у тебя»

У меня – у тебя весёлые ладошки, (хлопают в ладошки)

У меня - у тебя весёлые ножки, (топают ногами)

У меня – у тебя очень длинный носик, (дразнят друг друга)

У меня – у тебя коротенький хвостик, (виляют «хвостиком»)

У меня – у тебя кругленькие глазки, (показывают глаза)

У меня – у тебя пухленькие губки, (вытягивают губы – целуются)

Полюбуйтесь все на нас,

Мы с тобою высший класс! (выставляют большие пальцы рук вперёд).

Зима:

А я ребята хочу предложить вам поиграть в народную подвижную игру, которая называется «Липучки».

Как только звучит музыка, вы бегаете врассыпную по площадке. Как только музыка останавливается, вы внимательно слушаете мою команду, а я говорю (например: ручки, спинки, ножки, носики, щёчки). Вы находите себе пару и берётесь за руки, прислоняетесь спинками, соприкасаетесь ногами, дотрагиваетесь носиками, щёчками. Игра повторяется 3-4 раза.

Проводится игра «Липучки»

Милашка: Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро.

День третий приближается, как он называется? Среда! (ответы детей)

А в масленичную неделю как его называли? (ответы детей).

Ведущий«Лакомка». А чем лакомятся на Масленицу(ответы детей)Правильно, в этот день ходили, друг к другу в гости, угощались блинами!

А с чем блины-то ели?.(ответы детей)

Яшка: Четвёртый день недели, какой? Четверг!

День самый-самый масленый и как же его называли? (ответы детей)

«Широкий четверг» - «Разгул». В этот день больше всех веселились, пели, плясали до вечера.

Яшка: Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!

Мы сейчас плясать пойдём, ну и ты немножко.

Пляска «Барыня»

Милашка: День пятый — наступает. А дети знают, как его называют? (ответы детей)

Пятница! «Тещины вечерки».

Зять тёщу на блины приглашал, да блинами угощал.

Яшка: День шестой – кто скажет, какой? (ответы детей) Суббота! Ведущий: Правильно, суббота! В этот день попить чайку охота.

Яшка: Недаром он назывался «Золовкины посиделки».

В эти дни устраивались семейные чаепития.

Милашка: Наступает день седьмой, ну, скажите нам, какой? Воскресенье (ответы детей)

Ведущий: Самый весёлый и добрый день на масленичной неделе. Все от мала до велика просят друг у друга прощения. Недаром его называли как? (ответы детей)

«Прощёное Воскресенье».

Яшка: С вами мы поговорили, дни недели повторили.

Милашка: А теперь ждут вас игры, да забавы, развлечения на славу!

Яшка: Есть ещё одна игра – интересная она.

Будем мы метлу крутить, и метлою вас ловить.

А вы будете скакать – на метлу не наступать!

Игра-забава «Метла»

(Дети стоят в кругу, Аркашка и Яшка крутят метлы, игроки перепрыгивают через них, стараясь на неё не наступить).

Русская народная игра «Блины»

(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют. Темп игры меняется: в начале он должен быть медленным, затем постепенно ускоряться)

Описание команд:

1. «Блин комом» - все подбегают к центру круга

2. «Блин с маслом» - все приседают

3. «Блин с мясом» - все встают

4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики и мужчины

5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки и женщины

Затем ведущий пытается запутать игроков, меняет команды, как ему захочется.

Катание на «лошадках»

Участвуют две команды. В каждой команде водящий – «лошадка». Его задача перевезти всех участников из деревни в центр, где празднуется широкая масленица.

Яшка: Давай с ребятами игру затеем, да смекалку их проверим!

Русская народная игра «Летает – не летает».

(задача водящего запутать; дети должны внимательно следить за словами, и «летать» - махать руками только в том случае, если речь идёт о птицах)

Яшка: Видел, что грачи летят, на всю Русь они кричат:

«Гу-гу-гу! Мы несём весну!»

Яшка(поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи)

Дети: Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)

Милашка: Журавли летят, на всю Русь кричат:

«У-гу, у-гу, не догнать нас не кому!»

Дети: Летят! Летят! (опять поднимают руки вверх)

Яшка: Пчёлы летят, на всю Русь – гудят:

«Жу-жу-жу-жу, медову несём росу!»

Дети: Летят! Летят! (опять поднимают руки вверх)

Милашка: Поросята летят, на всю Русь визжат:

«Хрю-хрю-хрю, хрю, надоело нам в хлеву!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как «летят» поросята, дети не должны поднимать руки вверх)

Милашка: Синицы летят, на всю Русь кричат:

«Цу-цу-цу-цу, мы несём с собой весну!»

Яшка(поднимает руки вверх, показывая, как летят синицы)

Дети: Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)

Яшка: Комары летят, на всю Русь пищат:

«Зы-зы-зы-зы, мы наточим носы!»

Яшка(поднимает руки вверх, показывая, как летят комары)

Дети: Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)

Милашка: Медведи летят, на всю Русь кричат:

«Ры-ры-ры-ры, вас не пустим в боры!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как «летят» медведи, дети не должны поднимать руки вверх)

(задача водящего запутать; дети должны внимательно следить за словами, и «летать» - махать руками только в том случае, если речь идёт о птицах)

Яшка: Вижу я все ребята внимательные, сообразительные,

Трудно их с толку сбить, трудно их перехитрить.

Зима: В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!

Ведущий: А ну-ка, скоморохи, тащите канат,

Помериться силушкой каждый здесь рад.

(скоморохи Яшка и Аркашка выносят канат)

Игра-забава «Перетягивание каната»

(Яшка и Аркашка соревнуются в перетягивании каната, дети им помогают. Можно предложить посоревноваться мальчикам между собой; девочкам между собой; мальчикам и девочкам между собой)

Яшка: Славно мы повеселились, поиграли, подружились!

Ведущий:

Масленицамасленица!

Зима к лету тянется,

Там Весна проказница

Примеряет платьице.

Звучит музыка, появляется весна.

Я - Весна-красна!

Бужу я землю ото сна!

Напою я соком почки,

На полях рощу цветочки,

Прогоняю я с бухты лед,

Светлым делаю восход!

Всюду, в поле и в лесу,

Людям радость я несу.

(Обращается к Зиме) - Здравствуй, милая Зима, Тебе на смену я пришла.

Зима:

Здравствуй, милая Весна,

Домой на север мне пора.

Прощайте, люди, и простите!

На Зиму зла вы не держите.

В свои права Весна вступай,

Природой править начинай!

Милашка: Ай да зимушка-зима! Зима славная была!

Но пришла пора проститься! Да с весною подружиться!

Весна:

Весна начало работ. Давайте вспомним пословицы о труде. Я буду произносить начало пословицы, а вы её оканчивать.

- Готовь сани летом, а телегу. (зимой)

- Не красна изба углами, а красна. (пирогами)

- Не сиди, сложа руки, тогда не будет в доме. (скуки)

- Труд человека кормит, а лень. (портит).

Весна приглашает всех детей в хоровод.

(Проводится весенняя пляска)

А теперь, хочу проверить умеете ли вы загадки отгадывать! Будьте внимательны!

Загадки

Из оконца в оконце — золотое веретенце. (Солнечный луч)

С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)

Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)

Старый дед, ему сто лет, мост намостил.

Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)

Что не сеяно весной родится? (Трава)

Милашка: Какая же Масленица без блинов горячих, да румяных!.

Песню дружно запевайте, Масленицу провожайте!

Песня «Блины»

Яшка: Давайте, ребятишки, с Масленицей простимся, да блинами угостимся!

Милашка: Подходите, не стесняйтесь, да блинами угощайтесь!

Угощение детей блинами