Проект "Как на масленой неделе в потолок блины летели"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Недбайло Ирина Артуровна

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya._tema_-_maslenitsa.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenieno4_razvlechenie_na_ulitse.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект №1

Тема занятия. Масленица.

        Содержание. Рассказ музыкального руководителя  о Масленице. Проведение

русских народных игр «Горшки» и «Гори, гори ясно».

М.Р. – С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую  неделю.  Все веселятся — радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование  совершалось по строго расписанному порядку. Итак,  начинается Масленица         в понедельник.

 Понедельник называется «встреча».

Здравствуй, Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи,

К нам в окошко их мечи!

Ой да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой да Масленица

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Вот такие песни распевали девушки, парни, делали соломенное чучело — Масленицу — и ходили с ним по деревне.

Второй день — вторник — звался «заигрыш». 

В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивали девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.

Раз, два, три, четыре, пять!        

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела        

И тебе водить велела.        

Проводится русская народная игра «Горшки».

М.Р. -  Третий день Масленицы — среда — «лакомка», («сладкоежка»).

В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. На Масленицу ели сытно, жирно, вволю. Блины были обязательным лакомством в Масленицу. Почему? Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением

Четверг — четвертый день Масленицы — слыл разгульным и назывался «широкая Масленица» или «разгуляй - четверг». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.

                                     Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы.

Пятый и шестой день — пятница и суббота — были «гостевыми днями» и посвящались хождению то родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.

Воскресенье — седьмой, и последний, день Масленицы — был днем «проводов зимы»: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей...

Масленица - блиноеда

 Накормила людей,

И сама — за плетень!

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла!

Как только разгорался костер, все кричали:

Масленица загорела,

Всему миру надоела.

Потом дети пели:

Обманула, провела,

Годика не дожила —

До поста довела.

И, сцепившись руками, ребята быстро мчались вокруг догорающего костра, продолжая петь:

Шла сторонкою к нам

По заулочкам, закоулочкам,

Несла блинов чугуны,

Надорвала животы,

Блинов напекла,

Сама все пожрала.

А нам редьки хвост

Дала на пост.

Весело гуляла,

Песни играла,

Протянула до поста!

Песня смолкала. Догорал костер. И все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водить хороводы, играть в игры.

Проводится русская народная игра «Гори, гори ясно».

М.Р. - . После Масленицы начинался Великий пост, когда нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели только постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

Конспект № 2

Тема занятий. Знакомство детей с масленичными песнями.

Содержание первого занятия. Рассказ музыкального руководителя о праздновании первых двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни. Проведение русских народных игр «Водить козла» и «Летят — не летят».

Содержание второго занятия. Рассказ музыкального руководителя о праздновании остальных дней Масленицы. Знакомство детей с песнями, которые пели в эти дни. Проведение русской народной игры «Горелки».

Занятие первое

М.Р. - Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Скоро Масленица к нам придет! А кто это? Расскажите, поведайте мне,

Дети рассказывают, что им известно об этом празднике.

М.Р. - Первый день праздника — «встреча Масленицы», Малые ребятишки, такие же как вы, бегали по деревне с лаптями в руках, встретив возвращавшихся с базара, спрашивали их: «Везете ли Масленицу?» Если те отвечали, что нет, били их лаптями,

В этот же день устраивали катание с гор. Была примета: кто дальше скатится с горы — у того лен вырастет длиннее.

Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни.

Приезжай к нам в гости, Масленица,

На широкий двор —

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцам потешаться!

Ой Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом

Дети ходили из избы в избу, поздравляли с праздником и просили блины.

Тин-тинка!

Подай блинка,

Оладышка - прибавышка!

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися.

Пели песню и чучелу — восхваляли его:

А кто у нас гость большой,

Хороший - пречестной?

Масленица — гость большой,

Хороший-пречестной.

На ней шуба новая,

Новая, новая,

А всей шубы цены нет,

Цены нет.

Второй день — «заигрыш».

В этот*' день дети^ттройлй^снежные крепости, катались с гор И играли в различные игры.

Проводятся русские народные игры «Водить козла», «Летят — не летят».

Занятие второе

Воспитатель вносит чучело Масленицы и поет:

Сударыня наша Масленица!

Протянися до Велика дня,

От Велика дня

До Петра дня!

Зятем продолжает рассказ о праздновании дня  Масленицы.

М.Р. -  Третий день —«лакомка».

В этот день ходили друг к другу в гости, вволю угощались блинами с медом, маслом, сметаной.

Четвертый день — «разгуляй-четверг» или «широкая Масленица». В этот день веселились больше всего, устраивали ярмарки, общее катание с горок, пели, плясали до вечера.Частушки звенели с утра до вечера.

Дети исполняют частушки.

М.Р. -  И какое же веселье без оркестра и веселых песен

Детский оркестр исполняет мелодию «Как у наших у ворот».

М.Р. -  Пятница и суббота были днями посещения родных.  

Дети исполняют песню «Мы давно блинков не ели»

М.Р. -  Воскресенье — прощеный день. Как вы думаете, почему он так называется?

Дети отвечают.

М.Р. -  Провожая Масленицу, исполняли такие песни:

Масленица-блиноедка,

Масленица-жироедка,

Масленица-обируха,

Масленица-обмануха.

Оставила нас —

На кислой квас,

На постные щи,

На холодные харчи!

Дала редьки хвост

На Великий пост.

Мы его поели —

Брюха заболели.

Ай, Масленица-обмануха!

До поста довела — сама удрала.

Масленица, воротись,

В новый год покажись!

Масленица догорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила,

До поста довела

После этих слов сжигали чучело Масленицы. Так старались помочь солнцу растопить снега, прогнать зиму. Пока горел огонь, пели:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Проводится русская народная игра «Горелки».



Предварительный просмотр:

Развлечение на улице

“Масленица загорела, всему миру надоела”

Скоморох 1:

Внимание! Внимание!
Народное гуляние!
Торопись честной народ,
Масленица всех зовет!

Скоморох 2:

В гости праздник пришел
В хоровод друзей завел.
Показаться каждый рад,
Чем хорош и чем богат!
Ну-ка в хоровод вставайте
Масленицу зазывайте!

Дети под музыку двигаются по кругу

Скоморох 1:

Всю неделю мы не пряли,
Масленицу дожидали,
В гости зазывали,
На горе ее встречали.
Снежком гору посыпали,
На саночках раскатали –
Будь, горушка, ледяная!
Приходи, масленица дорогая!

Появляется Баба Яга.

Баба Яга:

А вот и я! Здорово, ребята!
Что вы ржете, как жеребята?
Масленицей назначена я!
Веселите, хвалите меня!

Скоморох 1:

Странная какая-то Масленица у нас,
Тут что-то не так!

Скоморох 2:

А может ей отворот поворот показать?

Баба Яга:

Масленицу хотите прогнать?
Это вам не бублики жевать.
Хоть на пенсии сижу,
И на работу не хожу,
А чтоб сильной быть и ловкой,
Занимаюсь тренировкой.
Кто со мной может тягаться?
Будем сейчас состязаться.

Игра “Сковорода”

6-10 участников игры встают в круг берутся за руки. Внутри круга, у самых ног, чертят “сковороду”.

Затем все идут вокруг этого круга.

По сигналу Бабы Яги останавливаются и начинают друг друга тянуть на “сковороду”. Кто наступил на “сковороду”, тот “испекся”. Игра повторяется, пока не останется 2-3 “неиспекшихся”, они – победители.

Баба Яга:

А теперь – игра, не развлеченье,
Да с большим значением.
Чтоб был долог колосок,
Чтоб лен рос высок,
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши.

Прыжки через веревку.

Скоморох 1:

Интересно, первый раз
Такую Масленицу вижу.
Какая-то странная, неопрятная.

Баба Яга:

Да отвяжись ты от меня, надоел!
Масленицей называюсь,
На семь дней я к вам являюсь.
Принесла я много пакости,
Целую корзину гадости.
Ой, что это я?
Принесла блинков да сладостей,
Целую неделю радостей.

Скоморох 2:

Масленица, а ты во всех садиках побывала или только в наш пришла?

Баба Яга:

Во всех, во всех (в сторону)
Вот любопытные.
Я проведать вас пришла,
Наряжалась целый час,
Наконец-то я у вас.

Скоморох 1:

Да это же Баба Яга переодетая!
Что же вы смотрите, друзья,
Медлить нам никак нельзя!
Бабку Ежку окружаем,
Про нее мы что-то знаем!

Игра “Бабка Ёжка”

Скоморохи:

Прочь ступай, Масленица завалящая!

Баба Яга:

А какая ж вам нужна?

Скоморохи:

Настоящая!

Баба Яга:

Ладно, ладно, раскричались.
Пошутить хотела, поозорничать.
Очень хочу Масленицу встречать.

Скоморох 1:

Ладно, оставайся, только, чур, никого не обижать.

Скоморох 2:

Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом и блином,
И румяным пирогом.

Скоморох 1:

Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

Скоморох 2:

Масленица-полизуха,
Поспеши к нам!
Принеси нам лето красное
Унеси от нас зиму холодную!

Трое ребят-“лошадок” завозят чучело Масленицы.

Хоровод “Наша Масленица”

Баба Яга:

Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотья Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная: триаршинная,
Лента алая двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Юбка длинная, пестрядинная
Фартук драный, полинялый,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!

Скоморох 1:

Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Будем весело плясать
Масленицу прославлять!

Свободная пляска под р.н.п. “Маслена”

Скоморох 2:

Ну-ка, ребятки, отгадайте
Загадку:
Заря-зарница,
Красная девица,
Травку выпускает
Росу расстилает.
Едет стороной -
С сохой, бороной,
С ключевой водой.

Дети: Весна!

Скоморох 1:

Эй, добры молодцы,
Да красные девицы!
Собирайтесь, снаряжайтесь,
Солнце красное встречать,
Весну-красну зазывать!

Звучит песня «Вот уж зимушка проходит», дети подпевают.

Входит Весна.

Весна:

Здравствуйте, ребята!
Вы меня зазывали, закликали, в гости ждали.
Вот я и пришла, три угодья принесла
Первое угодье – солнце на подворье,
Второе угодье – в лучах половодье,
Третье угодье – зеленое раздолье!

Дети встают в хоровод, исполняют хороводную песню “Веснянка”

Скоморох:

Что-то стал я замерзать,
Надо солнышко позвать!

Попевка “Солнышко-ведрышко”

Весна:

Солнце заиграло,
Деточкам сказало:
А играйте в поле,
Прыгайте на воле!

Игра “Горелки”

Скоморох поджигает чучело Масленицы.

Масленица-пересмешница,
Объедала-многогрешница,
Нагулялась-напраздничалась,
Наозорничала, напроказничала…
Потешила и живот, и слух,
А теперь уноси свой скоромный дух!
Гори костерком, лети ветерком!

Дети и взрослые:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все невзгоды,
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть в огне сгорают
К солнцу улетают!

Весна (после сожжения Масленицы):

Эй, Скоморохи!
Дела мои плохи!
Блины остывают,
Их есть не поспевают!

Скоморохи:

Не вели, матушка, казнить
Вели миловать!

Весна:

Всякого прохожего,
Красивого, пригожего.
Поймать, да обласкать,
Да без блина не отпускать!

Скоморохи угощают блинами всех участников праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"как на масленой недели из печи блины летели"

Непосредственная образовательная деятельность по физкультуре с объединением  областей: "Познание", Здоровье""Музыка"...

Музыкально-театрализованный досуг "Как на Масляной неделе из печи блины летели"

Обощила знвния детей о праздике Масленницы на Руси. Дала знание о сути праздника, создала у детей и родителей радостное весеннее настроение....

Проектная деятельность с дошкольниками "Как на масляной неделе из трубы блины летели..."

Презентация результатов краткосрочного проекта с детьми раннего возраста "Как на масляной неделе из трубы блины летели..."...

Сценарий "Как на масленой недели в потолок блины летели"

Сценарий "Как на масленой недели в потолок блины летели" - повышает у детей интерес к традиций русского народного праздника Масленица. Знакомить детей  с забытыми рускими народными играми....

Игровая программа "Как на масленнной недели из печи блины летели"

Цель- приобщение детей дошкольного возраста та к обычаям и традициям Донского казачества, продолжать знакомить детей с праздникам Масленицей Выходят дети, они одеты  в казачьих костюмах. Они...

Сценарий развлечения для всех групп «Как на масляной неделе в потолок блины летели»

Сценарий  развлечения  для всех групп  «Как на масляной неделе в потолок блины летели»...

«Как на масленой недели из печи блины летели»

Тип проекта: познавательно-творческий,краткосрочный.Срок реализации проекта: 1 неделя (с 11.03-15.03.2024г.).Участники проекта: дети второй младшей  группы ,воспитатели, родители.Цель проекта: По...