Конспект "День рыбака в селе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Закрепление представлений народном празднике «День рыбака».

Совершенствование знаний о народных праздниках, традициях, приметах, особенностях празднования.

Закрепление знаний детей о рыбах на Севере, о фольклоре на тему, рыбалки.

Познакомить детей с профессией «рыболов», приобщать детей к природе; прививать любовь и бережное отношение к природе; продолжить знакомство с обитателями водоёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда
по познавательно-речевому развитию детей»

Конспект НОД

«День рыбака» с элементами фольклора. Образовательная область: познавательное развитие

составила: Трушникова Майя Петровна

 Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «День рыбака» .

Цель: Закрепление представлений народном празднике «День рыбака».

Совершенствование знаний о народных праздниках, традициях, приметах, особенностях празднования.

Закрепление знаний детей о рыбах на Севере, о фольклоре на тему, рыбалки.

Познакомить детей с профессией «рыболов», приобщать детей к природе; прививать любовь и бережное отношение к природе; продолжить знакомство с обитателями водоёмов.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы работы: Игровые упражнения, ситуативный разговор, беседа, ведение диалогов, апликация

Задачи:

1.Рассказать детям о Всемирном дне рыболовства, познакомить воспитанников с многообразием рыб, средой обитания.

2.Закреплять представления о празднике, о Дне рыбака, рыбах крайнего Севера.

3.Продолжать совершенствовать знания о традициях, приметах, особенностях празднования и предметах, символизирующих праздник.

4..Воспитывать чувство патриотизма, интерес к народной культуре.

5.Активизировать словарь детей: названия рыб обской губы, рек, озер Севера, названия народных праздников, приметы, рыбацкие приметы.

6.Познакомить с возможностью использовать разнообразные способы аппликации для создания художественного образа.

7.Развивать фантазию, воображение, зрительный контроль, мелкую моторику, творческое воображение.

8.Воспитывать коммуникативные навыки, опыт сотрудничества и сотворчества.

Предварительная работа:

- Ознакомление с народными праздниками, традициями ненецкого народа.

- Ознакомление с рыбацкими приметами.

- Ознакомление с рыбами северных рек, озер, обской губы.

- Ознакомление с особенностями рыболовства на Севере.

-Беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций, аппликация

- Ознакомление с ненецким народным фольклором.

Материалы и оборудование:

Модель «Рыба» - плоская и объемная. Шаблоны из картона «рыба» на каждом столе, цветные кружочки из бумаги диаметром 2,5 см, заготовки глазок, маленьких плавников и хвостов, клей карандаш, ножницы и простой карандаш. Школьная доска, мел.

Дети и воспитатель в ненецких народных костюмах, малица, ягушки, рыбацких шапках.

Ход занятия: (Звучит песня «Любитель-рыболов» муз. М. Старокадомского, сл. А. Барто)

Воспитатель: Здравствуйте дети! У нас сегодня праздник - День рыболова. А вы когда- ни будь ходили на рыбалку? А кто еще из вашей семьи любит ходить на рыбалку?

Дети: Да, ходили на рыбалку. С папой, с мамой, дедушкой, дядей.

Воспитатель: А кто не ходил на рыбалку, тот сегодня обязательно отправиться с нами рыбу ловить. Поэтому и появился профессиональный праздник День рыбака, объединяющий трудовые коллективы рыбаков. В этот день проводятся соревнования рыбацких бригад по количеству пойманной рыбы. Праздник очень популярен среди населения, он вызывает интерес даже у тех, кто знаком с рыбной ловлей лишь по рассказам других.

Воспитатель: А теперь отгадаем загадки о рыбах.

«Рыбные загадки».

В воде

Она живет.

Нет клюва,

А клюет.

(Рыба)

Колюч, да не еж.

Кто это?

(Ответ: Ерш)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Ответ: Сом)

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это

(Щука)

Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех.

(Окуней)

С утра сижу я на реке,

Подъёмный кран держу в руке.

Поймал я рыбу

на крючок

И вытащить

едва ли смог.

Улов богатый!

Я мастак!

А зовут меня

(Рыбак)

Мы уезжаем с речки, жалко.

Эх, хороша была (рыбалка)

  Воспитатель: Ребята, а где рыбки живут? (в воде)

Значит, рыбы – это какие животные? (водные)

Молодцы, рыбаки, вы хорошо знаете рыб! А теперь пора поиграть в подвижную игру.

Дети делятся на две команды, кладут руки друг другу на плечи и покачиваются из стороны в сторону (плывут).

  Игра: «Наживка».

Сначала играет первая бригада рыбаков. Водящий – рыбак (выбирается из другой бригады) встает в середину круга. Все играющие «рыбки» находятся за кругом. «Рыбки» то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают «наживку» (внутри круга рассыпаны пластиковые крышки). Рыбак бегает по кругу и старается их поймать (осалить). Рыбка, которую осалил рыбак, всю наживку высыпает в круг и выбывает из игры. Через одну минуту рыбки, которые остались не осаленными, подходят к ведущему и высыпают наживку в емкость. Затем играет вторая бригада. У кого больше, тот и победил.

Воспитатель: Следующая игра «Свари уху».

Дети сидят на скамейке. Рядом с первым участником на полу лежит обруч с 10 пластиковых рыбок, рядом с последним – кастрюля. По сигналу дети передают друг другу по одной рыбке, последний участник опускает их в кастрюлю. Когда последняя рыбка окажется в кастрюле, последний игрок мешает ложкой «уху» и поднимает ложку со словами «Уха готова!» Выигрывает команда, выполнившая задание первой.

Воспитатель: Сейчас состоятся состязания лучших рыбаков.

Воспитатель: А теперь мы свами поиграем в игру «Кто быстрее поймает рыбу».

Напротив, каждой команды на расстоянии 10м лежат гимнастические обручи, в них лежат силуэты рыб – речных и морских. Нужно выловить только ту рыбу, которая водится в реке Уссури. Учитывается быстрота и правильность.

«Рыбаки и рыбки».

Одна из команд встает в круг и поднимает руки вверх, образуя «сеть». Вторая команда – «рыбки». Они пробегают под руками «рыбаков», соединив ладони и покачивая ими вправо – влево, как рыбы шевелят хвостиками. В это время звучит музыка или песня о рыбаке. С окончанием музыки «рыбаки» опускают руки и ловят «рыбок». Количество пойманных рыбок подсчитывается. Затем команды меняются. Кто больше поймает «рыбок», тот и победил.

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим рисунок и назовем части тела.- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. У них есть плавники и хвост которые помогают им плавать. Спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивается влево и вправо, погружается и всплывает. Хвост толкает рыбу вперед. Дышат рыбы при помощи жабр.

Воспитатель: Чем покрыто тело у большинства рыб?

Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – колечко на чешуе широкое. А зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

Воспитатель: Ребята, а кто скажет, как и чем рыбаки ловят рыбу?

Для ловли рыбы в пруду и в реке используют удочки и спиннинги, а вот для рыбалки на обской губе, часто используют сети, Рассматривание картинок с изображением снастей и различных рыболовных принадлежностей.

Воспитатель: Ребята давайте мы свами сейчас сядем за столы и сделаем рыбок, и вы их подарите папам.

Практическая работа: – выполнение рыбки. Детям предлагают выбрать шаблон туловища рыбы с верхним плавником. Шаблон наложить на лист желтой бумаги и обвести карандашом. Шаблон отложить в сторону и по карандашному контуру вырезать туловище с плавником. Показать детям на школьной доске, какое разное расположение глаз может быть у рыбы – посередине, вверху, внизу. Приклеить глазик (заготовка). Также показать на школьной доске, где располагается рот на голове рыбы. Вырезать рот с помощью ножниц. Рыба плавает, махая хвостом – показать, как, дети повторяют, махая хвостиком (заготовкой). Показать, как приклеить хвост к туловищу. Из заготовок взять четыре плавника и приклеить, как лапки у собачки, внизу животика рыбы. Основа рыбки готова.

Итоговая часть:

Воспитатель: О чем беседовали? Понравилось делать рыбку?

Что запомнилось больше всего?

Воспитатель: Давайте вспомним, где мы были, что делали.

Воспитатель с детьми подводят итог, вспоминает игровые упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

"Пусть живёт и здравствует Село наше Красное!" Праздник, посвящённый 300-летию г. Красное Село

"Пусть живёт и здравствует Село наше Красное!"  Праздник, посвящённый 300-летию г. Красное Село...

Мой успешный проект «Наше село - чистое село»

Организатор проекта:Воспитатель старшей группы Оюн Марина Маадыр-ооловна Участники проекта:Родители и педагоги детского сада, воспитанники старшей группы  Сроки реализации проекта:...

Проект «Моё село - село мое родное»

Знакомство с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина...

Технологическая карта по развитию речи по теме "Сказка о рыбаке и рыбке" Александрова Алёна Валерьевна село Юва

технологическкая карта нод по развитию речи по теме "Сказка о рыбаке и рыбке" Александрова Алёна Валерьевна...

Развивающая игра "Рыбак и рыбка" для дошкольников по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Развивающая игра "Рыбак и рыбка" для дошкольников по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"Правила игры: играют два и более участников; если ответил неправильно – пере...