Сценарий фольклорного праздника
методическая разработка (средняя группа) на тему

Дорохина Екатерина Владимировна

Данный материал подойдет для проведения фольклорного праздника "Синичкин день" в средней группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                   ГБОУ Школа 222

                                                                                                                           САО г. Москва

                      Сценарий фольклорного праздника

                                     «Синичкин день»

                                      Средняя группа

                                                                                                       

                                                                                                        Воспитатель  Дорохина Е.В.

                                                                        1-ая квалификацонная категория

                   

Направление: Приобщение детей к русской народной культуре

Образовательная область: Познание; коммуникация

Задача: 

  • в необычной, яркой форме привлекать детей к познанию родной природы, традиций народа, его истории;
  • налаживаем зимнюю подкормку насекомоядных птиц;
  • развиваем коммуникабельность детей, их способность выступать перед большими аудиториями;

Образовательные:

  • развиваем умения и навыки, необходимые при подготовке праздников «месяцеслова» (например, изготовление кормушек, заготовка кормов для птиц, декламирование «закличек» и т. д.);
  • даем знания о периодических явлениях в природе и в жизни птиц
  • развиваем наблюдательность и внимание (определение дат прилета, отлета птиц, других явлений природы);

Воспитательные:

  • прививаем элементы мировоззрения, отличного от стандартного, используя языческое уважение и преклонение перед одушевленной Природой;
  • прививаем любовь к красоте родного языка
  • развиваем гуманное отношение к птицам, развиваем мотивацию и интерес к охране птиц.

Цель: 

  1. Познакомить детей с зимующими птицами.
  2. Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.
  3. Развивать у детей внимание
  4. Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.
  5. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.
  6. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

Ход праздника

(Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир”.На стене рисунки синичек, рисунки зимующих птиц, плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах– меньше повреждённых яблок”. Входит Матушка –Природа в русском народном костюме. (далее – М.П.))

М.П. Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением ,разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

   Звучит запись птичьих голосов.

Ведущая.    Улетают, улетают, улетают птицы вдаль.

                      Покидают, покидают, покидают отчий край.

И мы с вами тоже попробуем улететь. Давайте сыграем в «Гуси-лебеди».

Проводится народная подвижная игра «Гуси-лебеди». На роль Волка приглашается кто-либо из родителей.

М.П.   Но ведь не все гуси являются перелетными птицами, есть и домашние. Такие, например, как в нашей народной песенке.

Инсценировка народной песни «Веселые гуси».

Ведущая.  С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

М.П.   Традиционно в «Синичкин день» вывешивались кормушки и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы. Обычно в этот день проводились девичьи гуляния, устраивались посиделки и вечерки, так как Зиновий и Зиновия считались покровителями девушек. Появление в этот день рядом с домом девушки синиц воспринималось как хорошее предзнаменование, еще и поэтому птиц старались прикормить.Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.

Дети:

Синиченька – невеличенька,
Прилетай ты к нам
Из чужих краёв.
Принеси ты нам
Зиму снежную, зиму темную.
Синиченька - сестриченька,
Созывай снегирей
И лети к нам скорей.
 (входит синичка в костюме: футболка жёлтая,синяя юбка, на голове кокошник)

Синица:  Здравствуйте, ребята! Я очень рада,что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу на стене рисунки обо мне, да какие разные, какие хорошие. Молодцы, ребята! Хорошие рисунки, но мне особо понравились вот эти (показывает самые хорошие и награждает ребят)

М.П.  Дорогая Синичка, послушай, что мы про тебя знаем.

(Выходят юннаты, у каждого на голове кокошник Синички)

1-ый.     Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

2-ой.     Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

 3-ий.    Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.

 М.П.      Ребята, я хочу вам показать гнёздо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (показ гнезда детям)

Дети рассматривают.

 Из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями.

М.П.  Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

Ведущая Видишь синичка, как много мы о тебе знаем. А ещё с нами зимуют и другие птицы. Отгадайте-ка загадки, покажу я вам отгадки.

  • Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
  • Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
  • Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
  • На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

  Под веселую музыку появляется Воробей.

Воробей. Здравствуйте, ребята. Здравствуй, птичка Синичка. Очень рад вас всех видеть. Мы воробьи всегда живем рядом с человеком. Здесь нам и тепло, и прокормиться легче. Но давайте лучше не грустить, а веселиться. Поводим с вами хоровод «Летал, летал воробей».

                           Летал, летал воробей                                   Идем по кругу, машем

                            По засиню морю.                                             руками-крыльями.

                            Видел, видел воробей,

                            Как девчонки ходют (2 раза)

                            А девчонки ходют эдак,                             Показываем, как ходят девочки,

                            А девчонки ходют так,                               держа руками юбочки.

                            Вот они какие (2 раза)

                Далее хоровод продолжается, меняются строки, где поется, кого видел воробей (мальчишки, мишки, зайчишки и т.п.)

Ведущая. Спасибо тебе, Воробушек, оставайся с нами на празднике, места хватит на всех. Тем более что на дворе сейчас ноябрь. А ведь кроме синиц, воробьев, ребята, с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

  • Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
  • Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)

М.П. Молодцы, ребятки, отгадали все загадки. А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Проводится игра «Перелет птиц»: дети превращаются в птичек и совершают перелет; летят они под музыку, но как только музыка остановилась, ребята присаживаются на корточки, чтобы подкрепиться для дальнейшего перелета.

Ведущая.Молодцы, все долетели. Никто в пути не заблудился, не потерялся. Теперь давайте отдохнем и послушаем стихи о птицах.

               Cиничка.

   Желтенькая птичка у синички,

  Ты нигде не встретишь краше птички                                                                    

   «Чиви-чиви, чив- чив- чив!

    Голосок мой так красив

       Сорока.                                                              

Я сороке сказала:                                                                
— Сорока,                                                                            

Погости у меня                                                   

Хоть немного!

Я на печке
Тебя поселю,
Мягкий коврик
Тебе постелю,
Сладким чаем
Тебя угощу,
А потом
У тебя                                                                                          
Ласточка.
Погощу.

— Нет уж, нет уж!
Сорока сказала. —                                                       Ласточка всегда в полете,
Погости                                                                         На земле вы не найдете
У меня ты                                                                      Этой птички быстрокрылой,
Сначала!                                                                        Скорость - ласточкина сила!

Я на ветке                                                                           На лету и ест, и пьет,
Тебя поселю,                                                                      Под карнизом гнезда вьет.
Тёплый мох я
Тебе постелю,
Самым вкусным
Жуком
Угощу!
А потом
У тебя
Погощу.

Мой приятель воробей

За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.

Журавлики-журавли.

Журавлики-журавли

Оторвавшись от земли,

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали в дали

Журавлики-журавли.

Клесты.

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

Снегири

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? – На березе

Яблоки поспели!

Подойду поближе к ней –

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Ведущая.Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим птичий концерт.

Дети играют на колокольчиках и треугольниках под народную музыку.

М. П.Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.

Кормушки стоят на столике. Обратить на них внимание детей.

Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

Синица

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки                                        произносит вместе с Воробьем
Сделал добрый человек.

М. П.

Ребята, вот вам семейное задание:

Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц. А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыпем корм. (когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка,  вот тебе крошки с моей ладошки). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника "Пришла весна - земля проснулась"

Интересный фольклорный весенний праздник для детей старшего дошкольного возраста с необычной инсценировкой сказки "Репка". Сценарий будет интересен  музыкальным руководителям и  воспитателям...

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА В КУБАНСКОЙ СТАНИЦЕ»

СЦЕНАРИЙ  ФОЛЬКЛОРНОГО  ПРАЗДНИКА  для детей подготовьтельной группы...

Сценарий фольклорного праздника «Праздник русской березки - Троица»

Сценарий фольклорного праздника«Праздник русской березки - Троица» Автор - составитель: Жидкова Н.Ю.Участники мероприятия: все возрастные группыМесто проведения: летняя площадка Действующие ...

Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки»

Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки»...

Сценарий фольклорного праздника «Россыпь народных праздников» (Весна) «Весну встречаем, Зиму провожаем!»

Праздники на Руси любили. Потому что народ умел трудиться. Умел и веселиться. В народе говорили: Примечай будни, а праздники сами придут. Кто хорошо поработает, тот хорошо и попразднует.. Русские праз...

Сценарий фольклорного праздника «Праздник русской березки - Троица»

Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа (знакомство с народными традициями)...