Конспект занятия воспитание патриотизма у дошкольников.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Каплунова Елена Николаевна

Патриотическое воспитание дошкольников является важной задачей, которую решают совместно педагоги и родители. В детском саду уделяется большое внимание этой теме на музыкальных занятиях и в семье. Праздничные занятия, досуги, консультации для родителей, беседы, экскурсии- все это способствует воспитанию гармонически развитой личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Воспитание патриотизма у старших дошкольников

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. 
Будущее русского народа непосредственно зависит от уровня нравственности и патриотизма подрастающего поколения. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит самоопределение.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. 
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачев. 
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Работая с детьми, я заметила, что ребята с большим интересом слушают патриотические песни и быстро их запоминают. Это привело меня к мысли более глубоко работать над патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Мы стали слушать патриотические песни. Все принимали активное принимали активное участие: воспитатели, читали стихи о войне, рассказы , показывали слайды; родители , рассказывали детям о своей семье, о тех, кто воевал: дедушка, прадедушка, кто отдал свою жизнь за нас с вами.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев)

Наиболее интересной и продуктивной формой работы с детьми в этом направлении мне видится проведение праздника «День победы», на который будут приглашены ветераны и дети блокадного Ленинграда.


Приложение: «Никто не забыт и ничто не забыто» (Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостности картины мира. Праздник, посвященный празднованию Дня Победы для детей подготовительных групп.)

Список литературы

1. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». М.,2003

2. Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду.-М.: Линка-пресс, 2003.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций.-М.: Юрайт,2001

4. Лихачев Д.С. Земля родная.-М.: Просвещение, 1983

5. Смирнова И .Г учебно-методический журнал «Колокольчик» С-П,2006 №36, с.33.

6. Шорыгина Т.А. Сборник сценариев «Весенние праздники». М,2000, с 55.

7. Суханова Е.Ю и Новикова Л.А Творческая работа муз. руководителей ГДОУ №39 Калининского р-на, г. С-ПБ.

8. И.Новоскольцева «Праздник каждый день» старшая группа С-ПБ «Композитор» 2008.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка и сценарий праздника

«Великий праздник – День Победы»

Патриотическое воспитание дошкольников – одна из главных задач. Это основа формирование будущего гражданина России. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия, начиная с самого детства. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, бережном отношении к историческим событиям. Для ребенка Родина начинается с родного дома, любовь к отечеству и традициям входит в понятие «патриотизм». Знакомство с историей своей страны и её героям начинается с образовательной деятельности, которая включает в себя различные методы: наблюдения, беседы, экскурсии, вечера досугов, праздничные концерты.

Я, совместно с воспитателями подготовила сценарий праздника «Великий праздник – День Победы».

Цель праздника:

Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, вызвать интерес к её героическому прошлому.

Задачи:

1.​ Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме.

2.​ Расширить представление детей об армии в годы Великой Отечественной войны.

3.​ Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны.

4.​ Познакомить детей со стихами и песнями о войне 1941 – 1945 года.

«Великий праздник – День Победы!»

Дети под музыку входят в зал.

1 Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем светлый, радостный праздник – 70 лет Победы нашего народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто отстоял мир в жестоких боях. Всех наших защитников, ветеранов мы от души поздравляем с этим великим днем!

2 Ведущий. День Победы – праздник всей страны,

Духовой оркестр играет марши.

День Победы – праздник седины

Наших прадедов и кто помладше.

Даже тех, кто не видал войны,

Ведь ее крылом задет был каждый.

Поздравляем с Днем Победы мы,

Этот день для всей России важен!

Ведущий. Наша Родина – Россия! Сейчас мы послушаем Гимн нашей страны.

Звучит Гимн

Дети:

1. Вспоминают наши деды

Про былые времена

Надевают в честь Победы

Боевые ордена.

2. Спасибо милые родные,

Нас, защитившие тогда.

И отстоявшие, Россию

Ценою ратного труда.

Песня «Наша Родина сильна»

Дети:

1.Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живём.

И берёзки, вдоль которой

Рядом с мамой мы идём.

2.Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском

Наши праздники и песни

Теплый вечер за окном.

3. Что мы Родиной зовем?

Всё, что в сердце сбережём.

И под небом синим – синим,

Флаг России над Кремлём!

Танец с цветами и лентами

«У моей России»

Ведущий. День Победы не просто замечательный праздник, в этот день – 9 мая, закончилась война – страшная и жестокая, которая длилась 4 года. А началась она неожиданно воскресным летним днем, когда люди отдыхали. И вдруг по радио объявили, что на нашу Родину напали фашистские захватчики.

ЗВУЧИТ ГОЛОС ЛЕВИТАНА.

Ведущий. Все люди поднялись на защиту своей страны. Бесстрашно сражались на фронте наши солдаты, а в перерывах между боями писали письма домой.

Песня «Письмо с фронта»

Ведущий: И в дни войны и в наши дни написано много замечательных песен, которые навсегда останутся в сердцах людей.

Сейчас девочки исполнят: Танец с шарфиками под песню «Журавли».

Ведущий:

Одной из любимых песен была и остается песня « В землянке», давайте представим, что мы сидим в землянке и подпеваем бойцам.

Песня « В землянке».

Ведущий: Много дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Многие не вернулись домой. Почтим память погибших минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Ведущий: Наступил долгожданный мир! Каждой весной люди бережно высаживают цветы на могилы солдат. Каждый цветок – это души солдат тех, Кто в братских могилах лежит.

Растите, цветы, на планете Земля

Во имя Мира, Любви и Добра!

Песня «Вечный огонь»

Выходят дети и исполняют сценку

«Хотим под мирным небом жить»

Ведущий:

По разному зовутся дети

Нас очень много на планете

Есть Вани, Гансы, Джоны,

Детей повсюду миллионы!

Первый ребёнок (с игрушкой)

По - разному зовутся дети,

Для нас – все лучшее на свете?

Нужны нам яркие игрушки

И Буратино, и Петрушки!

Второй ребенок (с книгой сказок)

Нужны нам книжки

Песни, пляски

И увлекательные сказки

Бассейны, горки, турники

Сады, фонтаны, цветники!

Третий ребенок (с букварём или азбукой)

Пусть всюду светлый детский сад

Встречает радостно ребят.

Пусть всем везде хватает школ,

Чтоб каждый утром в школу шел.

Четвёртый ребенок (в шапочке врача)

Хотим мы, вырасти врачами,

Строителями, скрипачами.

Учителями и артистами,

И летчиками и связистами.

Пятый ребенок (с букетом)

Хотим под мирным небом жить!

И радоваться, и дружить.

Хотим, чтоб всюду на планете,

Войны совсем не знали дети!

Песня «Мир нужен всем»

1 ребёнок.

Вокруг всё было тихо,

И вдруг – салют! Салют!

Ракеты в небе вспыхнули

И здесь, и там, и тут!

2 ребёнок.

На улицу, на улицу,

Все радостно бегут

Кричат: «Ура!» любуются

На праздничный салют!

Танец с салютиками - «Салют»

Ведущий: И взрослые и дети очень любят песню «Катюша». Давайте, все вместе исполним её.

Песня «Катюша»

Ведущий: Вот и подошел к концу наш замечательный праздник – День Победы! Сейчас мы пройдем торжественным маршем под песню

«День Победы»

ДА ЗДРАВСТВУЕТ МИР! СЛАВА ГЕРОЯМ! УРА!

Дети уходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать  себя гражданином и патриотом, именно она предста...

Воспитание патриотизма у дошкольников

Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего. Вопрос о п...

"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

Воспитание патриотизма у дошкольников

Информация для родителей по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма....

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....

Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...