Развлечение "Масленица"
план-конспект занятия (старшая группа)

Рыбасова Елена Николаевна

Развлечения для детей средней и старшей групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения для средних и старших групп.

Тема: «Масленица»

Цели: Познакомить детей с народным праздником Масленица.

Учить детей вручать и принимать подарки вежливо, используя речевые обороты.

Упражнять в словообразовании. Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.

Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Оборудование: Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов.

Шарф для завязывания глаз, колокольчик.

Аудиозаписи: народные, П.Чайковский - Времена года, Февраль: Масленица.

Предварительная работа:

Дети подготавливают и приносят для своего соседа по парте маленькие подарочки: яблоко, ручку, заколку, блокнот, мыльные пузыри и т.п.

Разучивание считалки «Едет масленица дорогая»

Ход развлечения:

Играет музыка.  Дети входят в зал.

Воспитатель:  Здравствуйте, добрые молодцы, да красные девицы! Собирайтесь, снаряжайтесь веселый праздник справлять, широкую Масленицу встречать!  Испокон веков, празднуют на Руси Масленицу накануне Великого поста, за которым идет ПАСХА. На Масленой неделе русские люди идут - друг к другу в гости, угощаются блинами, да сладостями.

 Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.

Воспитатель: Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча».

В этот день делали большую соломенную куклу Масленицу, ярко её одевали и ставили на самое высокое и широкое место, чтобы можно было вокруг неё веселиться.

Воспитатель: И так ребята встречайте Масленица.

Еще в этот день ставили качели, строили снежные горки и крепости и, конечно же, начинали печь блины.

- Ребята сегодня мы с вами провожаем зиму, но ведь зимой не смотря на холод тоже много разных развлечений. Я вам предлагаю сыграть в снежки.

1. Игра «Снежки».

Играет музыка.

Воспитатель: Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне Красне.

Дети: уступит.

Посмотрите в окно, найдите и назовите приметы весны (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев).

Воспитатель: - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора.

Воспитатель: Идем дальше, второй день масленицы  Вторник называется Заигрыш.

В этот день. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Воспитатель: А я вам ребята предлагаю прокатиться на карусели. Покатаемся.

Играет музыка карусели.

Игра «Карусель».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Воспитатель: Следующий день Масленицы  Среда — Лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. А сейчас ребятки поиграем в игру:

Игра ОЙ, БЛИН ЗОЛОТОЙ!

Играет музыка Ах вы сени мои сени.

 Условия игры:

Дети стоят в кругу. По кругу пускается блин, изготовленный из картона, запевала поёт, используя любую русскую народную мелодию, подходящую ритму текста (Ах, вы сени). Ребёнок, которого "выбрал"блин, выходит в круг и выполняет под пение запевалы и детей, танцевальные движения. Кланяется и игра продолжается.

Воспитатель: Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали  колядовать это значит ходить по дворам,
петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите прокатиться на конях.

Игра «Кони мои кони».

 

Воспитатель: Следующий день Масленицы Пятница — называется она Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабашек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Игра «Блины».

(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:

1. «Блин комом» - все подпрыгивают.

2. «Блин с маслом» - все приседают.

3. «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.

4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики.

5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки)

Воспитатель: Суббота — Золовкины посиделки.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

«Капканы»

Из числа играющих выбирается несколько «капканов» (по 2 человека). Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или «капканчики», через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.

«Капканы» образуют круг и открыты, пока играет музыка (или звучит бубуен). По сигналу (свисток, громкий хлопок, прекращение музыки) «капканы» закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между рук.

Воспитатель: Воскресенье — прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Воспитатель: Ребята и я вам предлагаю встать и обнять друг друга и попросить прощения если невзначай обидели кого то.

А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Проходите и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение.