Развлечение "Жаворонушки".
методическая разработка (подготовительная группа)

Выдрина Галина Владимировна

Данное развлечение знакомит детей с русскими традициями встречи весны, развивает коммуникативные качества и раскрывает творческое начало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhavoronushki.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий досуга «Жаворонки»

Цель:

Приобщение детей к истокам, русской культуры

Задачи:

1. Познакомить детей с народными праздником «Жаворонки».

2. Расширять представления о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическое значение

3. Воспитание любви к родному краю, гордости за людей его прославляющих

4. Воспитание художественного вкуса

5. Активизация словаря

6. Развитие творческих способностей детей

7. Создать хорошее настроение

Материалы:

Презентация «Праздник птиц - Жаворонки»

Мультимедийная доска, музыкальный центр

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок, потешек.

• Рассматривание иллюстрированного материала «Народные праздники»

• Заучивание стихов и закличек.

Ход праздника

Музыка «Камаринская».

1 Скоморох: Собрался честной народ,

Отпраздновать весны приход!

2 Скоморох: Встречать весну –красну нам нужно

По-старинному - весело и дружно!

1 Скоморох: Весну встречать

2 Скоморох: Жаворонков закликать!

1ребенок : Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните

Теплу весну принесите!

2.Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

3.: Жаворонки, прилетите!

Студену зиму унесите!

Жаворонки, принесите

Весну-красну на своем хвосту!

На фоне пения жаворонка

ВЕДУЩИЙ 1: ЖАВОРОНКИ, ЖАВОРОНОЧКИ!(слайд)

ПРИЛЕТИТЕ К НАМ, ПРИНЕСИТЕ НАМ ЛЕТО ТЁПЛОЕ!

Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Именно жаворонки, по народному представлению, должны были принести на своих крыльях долгожданную весну.

ВЕДУЩИЙ 2: «ЖАВОРОНОК НЕБО ПАШЕТ»

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.

Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.

(Пение жаворонка)

Песня жаворонка негромкая и приятная.

Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня.

ВЕДУЩИЙ 1: ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ – ПРАЗДНИК ЖАВОРОНКОВ

Это день, когда «земля заканчивает свой зимний путь».

Наши предки считали, что:

после этого дня утренних морозов осталось ровно сорок, и с каждым разом они будут мягче;

во многих губерниях бытовало поверье, что в этот день прилетают сорок разных птиц, а того, кто сумеет насчитать в этот день сорок птичек, того весна вознаградит сорока дарами;

давайте и мы попробуем узнать наших птиц.

Игра «Узнай птицу». (слайды)

считалось также, что в этот день сорока начинает строить своё гнездо и кладёт в него сорок палочек.

ВЕДУЩИЙ 2: ЗАКЛИЧКИ

В ДНИ СТРОГОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА, КОГДА ЛЮБЫЕ УВЕСЕЛЕНИЯ БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ (ДАЖЕ ПЕТЬ БЫЛО НЕЛЬЗЯ, НА ЖАВОРОНКОВ ДОЗВОЛЕНО БЫЛО КЛИКАТЬ ВЕСНУ. НАШИ ПРЕДКИ СЧИТАЛИ – ЧТОБЫ ВЕСНА ПРИШЛА, ЕЁ НУЖНО БЫЛО ВЫКЛИКНУТЬ, ПОЗВАТЬ, ПОПРОСИТЬ ПРИЙТИ.

Хороводы

ВЕДУЩИЙ 1: РУССКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ

На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки.(слайд)

Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть.(Слайд)

ВЕДУЩИЙ 2: «Жаворонков» дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни-веснянки, привлекающие жаворонков, а с ними – весну.(Слайд)

Дети подбрасывали птичек вверх и старались петь-кричать по громче, чтобы Весна услышала. Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях.

ВЕДУЩИЙ 1: В круглые пряники и в жаворонков прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать:

кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет;

кому копейка – тот в этом году хорошо заработает;

кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится;

кому пуговица – тот счастливым будет.

ВЕДУЩИЙ 2: С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик.

Для этого в «жаворонок» запекалась монета или лучинка, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.(Слайд)

Существовала примета – чем больше головка у «жаворонка», тем крупнее, «головастее» будет лён. Или, например, такая примета: чем выше подбросишь «жаворонка», тем выше вырастет лён.

(Слад лен.)

ВЕДУЩИЙ 1: Ребята давайте и мы с вами, как в старые добрые времена споем песню про весну.

Песня «На дворе весна»

ВЕДУЩИЙ 1: Ребята, а давайте «Золотые ворота» для Весны-красны открывать. Это поможет Весне силу удвоить, а Зиму побороть.

Игра «Золотые ворота»

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый Март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и Апрель

Отворил окно и дверь.

А уж, как пришел Май,

Солнце в терем приглашай!

Дети садятся на места.

Словесная игра

ведущий: Сорока-белобока

Задумала кашу варить

 Чтобы деток накормить?

На рынок пошла

: И вот что взяла:

: Парное молоко… (Да)

1 Скоморох: Куриное яйцо… (Нет)

2 Скоморох: Крупа манная… (Да)

1 Скоморох: Капуста кочанная….(Нет)

2 Скоморох: Соленый огурец (Нет)

2 Скоморох: Сахар да соль… (Да)

1 Скоморох: Белую фасоль (Нет)

2 Скоморох: Масло топленое… (Да)

Скоморох: Рыбка соленая… (Нет)

2 Скоморох: Лавровый лист… (Нет)

1 Скоморох: Китайский рис… (Да)

2 Скоморох: Чернослив и изюм (Да)

Скоморохи вместе: Все! Молодцы!

ВЕДУЩИЙ 1: Игра с жаворонками (кто летит)летит-хлопают, нет –топают: воробей. Бабочка. Лиса. Гусь, сова, мышь,  волк, дятел, гусеница, муха, подснежник.

ВЕДУЩИЙ 2: Что-то Весна никак не приходит, давайте ее покликаем!

Закличка на Весну

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным,

С ливнем сильным!

Входит Весна. Музыка Поля Мариа Шопен «Вальс».

Весна: Я, Весна-красна!

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу!

Я, Весна-красна,

К вам на праздник пришла.

Дети: Здравствуй, Весна! Мы тебя долго ждали!

Весна: Здравствуйте, ребятки! Я слышала, как вы меня звали и вот я к вам добралась! А какой сегодня праздник?

Дети: Жаворонки!

Весна: Молодцы, знаете! А теперь попробуйте отгадать мои загадки.

Весна загадывает загадки:

1. С крыши вниз свисает

Острая рогулька.

Капли вниз бросает

И на солнце тает… (Сосулька)

2. Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …. (Весна)

3. Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнайте вы меня… (Ручей)

4. Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький …. (Подснежник)

5. Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит…. (Жаворонок)

Ведущий: мы и пели и играли

Только вот не танцевали.

Громче музыка играет ,

Нас на танец  приглашает.

Общий танец

Дети под музыку уходят из зала.