Публикация в журнале "Вестник дошкольного образования" №10 2018
статья (старшая группа)

Шушпанова Екатерина Ивановна

Сценарий праздника "День Победы" для воспитанников старших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal1_1.doc647 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» S-BA.RU

СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 от 07.06.2017 года

ВЕСТНИК

дошкольного образования

____________________________________________________________________________________

10(12) октябрь 2018

____________________________________________________________________________________

УЧРЕДИТЕЛЬ

ООО «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

РЕДАКЦИЯ

Главный редактор: Скрипов Александр Викторович

Ответственный редактор: Лопаева Юлия Александровна

Технический редактор: Доденков Владимир Валерьевич

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Гайдамакин Федор Николаевич

Дульцев Иван Анатольевич

Доставалова Алена Сергеевна

Кабанов Алексей Юрьевич

Львова Майя Ивановна

Пудова Ольга Николаевна

Чупин Ярослав Русланович

Седых Егор Владиславович

Шкурихин Леонид Владимирович

Стрельцов Кирилл Павлович

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА

620028, г. Екатеринбург, ул. Кирова, 36 Б.

Тел.: +7 (343) 200-70-50

Сайт: s-ba.ru

E-mail: info@s-ba.ru

При перепечатке ссылка на научно-образовательное сетевое издание s-ba.ru обязательна.

Мнения авторов могут не совпадать с точкой зрения редакции.

Редколлегия журнала осуществляет экспертную оценку рукописей.

© ВЕСТНИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Артемьева С.В. Социально-экологический проект «Добрые крышечки»в МБДОУ №1 г. Кингисепп

6

Григоренкова О.И., Конькова О.В., Крапивницкая Е.Е., Свердлина М.С. Система коррекцион-

ной работы с детьми с ОВЗ с ТНР. Модель коррекционной работы с детьми с ОВЗ

10

Коточигова О.Н., Иванова В.В., Жукова Т.В. Образовательный проект «По неведомым дорожкам»

14

Леонтьева Е.Н., Подъяпольская О.Ю. Конспект совместного комбинированного занятия для детей

младшего дошкольного возраста и их родителей. Тематическое занятие «Ранняя весна»

22

Лыга Т.А. Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики «Веселые нотки» (старший

дошкольный возраст)

26

Попова Е.А. Особенности работы воспитателя по нравственному воспитанию детей старшего до-

школьного возраста

29

Пушкова Т.Я., Матвеева Т.В. Развитие речи младших дошкольников

33

Силаева Р.М. Сценарий осеннего утренника в разновозрастной группе

36

Чиркова В.С. Доверчивый ребенок. Что с этим делать

42

Шевцова Д.В. Педагогические условия восприятия малой скульптуры детьми младшего дошкольно-

го возраста

44

Шишлянникова Ю.М. Применение фольклорных произведений для развития чувства ритма у детей

средней группы детского сада

47

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНКЛЮЗИВНОГО И КОРРЕКЦИОННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Икрянникова Е.Н. Дифференциальная диагностика тяжелых нарушений речи от сходных состояний

Козлова Л.Г. Сценарий мастер-класса «Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной ко-ординации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения через коррекционно-развивающие занятия с тифлоприбором «Светлячок»


49

53

ДЕТСКИЙСАД И СЕМЬЯ В ЕДИНОМОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ваганова Н.Н., Коханова О.А., Крепышева М.С. Значение роли отца в формировании личности

ребенка дошкольного возраста

57

Ключникова О.Е. Мастер-класс для родителей «Непокорные звуки. Автоматизируем правильно»

61

Сумарокова А.А. Квест как форма организации взаимодействия с родителями в проектной деятель-

ности

66

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМОБРАЗОВАНИИ ИВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИНТЕРЕСАК СПОРТУ

Базаря О.Б. Применение различных видов гимнастики в физическом развитии детей дошкольного

возраста

71

Верещагина Е.П. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ в соответствии с ФГОС

73

Лукашевич В.А. Здоровьесберегающие технологии в организации коррекционно-образовательной

работы с детьми ограниченными возможностями здоровья в условиях логопункта

76

ВЕСТНИК дошкольного образования

3

Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

СОДЕРЖАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВ СОВРЕМЕННОЙДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Иризбаева И.А. Образовательный маршрут для родителей и детей с ОВЗ с использованием ИКТ как

средство модернизации образовательного процесса

80

Киселёва О.И. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему организации

методической работы в ДОУ

83

Сычева А.Г. Программа дополнительного образования «Юный техник»

87

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ананьина Е.Ф., Смолина А.А. Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у де-

тей старшего дошкольного возраста

96

Блинкова Е.Ю., Блинкова В.Ю. Проект «9 мая - День Победы!»

99

Богатенкова В.Л., Витязь Л.И., Шушпанова Е.И. Сценарий праздника «День Победы» для воспи-

танников старших групп

109

Давыдова М.Н. Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

113

Маслова Т.А. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

(из опыта работы)

116

Фофанова И.Н., Смолина А.А. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через озна-

комление с родным краем

120

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКАИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙВ УСЛОВИЯХ

ДОШКОЛЬНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Гайнутдинова А.В. Особенности успешной социализации ребёнка-дошкольника в условиях до-

школьной организации

124

Пайкова Т.Н. Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста с помощью дидактических игр

127

ПСИХОЛОГИЯ В ДОШКОЛЬНОМОБРАЗОВАНИИ

Васильева Р.В. Психологические особенности восприятия формы и цвета у детей дошкольного воз-

раста с нарушениями речи

131

Митрофанова О.В. Психологический комфорт в семье, как фактор эмоционального благополучия

ребенка

134

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Свиридова Н.Г. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной обла-

сти «Социально-коммуникативное развитие» с детьми старшей группы на тему «Крепкая дружба»

137

ТЕХНОЛОГИИРАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХСПОСОБНОСТЕЙ

Клепче Ж.Д. Педагогические условия формирования речевых умений детей старшего дошкольного

возраста в сюжетно-ролевой игре

142

ВЕСТНИК дошкольного образования        4        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

ВЕСТНИК дошкольного образования        98        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

Богатенкова В.Л., Витязь Л.И., Шушпанова Е.И.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШИХ

ГРУПП

1 Вед . Добрый день, дорогие ребята, ува-жаемые гости! Совсем скоро вся наша страна будет отмечать славный праздник – День По-беды. 73 года прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год мы отмечаем этот ве-ликий праздник.

2 Вед. Немецкие захватчики напали на нашу Родину неожиданно, без объявления войны 22 июня 1945 года. Весь наш народ, как один, встал на защиту нашей страны. Началась Великая Отечественная война.

Звучит первый куплет песни «Священ-

ная война»

1 Вед. Четыре с половиной года продол-жалась Великая Отечественная война. Наши солдаты храбро сражались в боях, а те, кто оставался в тылу, тоже сообща ковали побе-ду. Дети, женщины работали на заводах, фаб-риках, делали оружие, выращивали хлеб.

2 Вед. Давайте вспомним всех павших и живых, кто каждую букву в слове «ПОБЕДА» написал ценой своей жизни.

Поклонимся великим тем годам Тем славным командирам и бойцам

  1. маршалам страны и рядовым Поклонимся и мертвым и живым Всем тем, которых забывать нельзя Поклонимся, поклонимся друзья Встаньте все, в ком жива – горькой па-

мяти боль,

Тишину, не нарушив дыханьем,


Пусть горит нашей памяти вечный огонь, Миллионам погибших – признаньем. Встаньте все, в ком живет память про-

шлой войны,

Встаньте – встаньте – минута молчанья. Пусть над миром плывут их незримые сны Опаленные дымом страданья.

1 Вед. В знак памяти о павших воинах объявляется Минута молчания.

Минута молчания

2 Вед. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир

  1. жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава! Наш сегодняшний концерт мы посвящаем Дню Победы, 9 Мая!

1 Вед. Открывает наш праздник Воронцова Арина, которая прочтет стихотво-рение Андрея Усачева «Что такое День По-беды?».

Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат. Что такое День Победы? Это праздничный салют: Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут. Что такое День Победы? Это песни за столом, Это речи и беседы, Это дедушкин альбом. Это фрукты и конфеты, Это запахи весны… Что такое День Победы – Это значит – нет войны.

  1. Вед. О том, как празднует Победу наша страна, расскажет Хуснутдинова Маша.

Стихотворение Михаила Владимова «Еще тогда нас не было на свете».

Ещё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете

ВЕСТНИК дошкольного образования        109        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

  1. Вед. Наши будущие защитники из груп-пы «Теремок» споют нам песню «Когда я вы-расту большим».

Исполняется песня «Когда я вырасту большим»

2 Вед. День Победы  это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постара-емся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной.

Приглашается Агеев Артем. Он прочитает стихотворение Сергея Васильева «Береза».

Я помню ранило березу Осколком бомбы не заре. Студеный сок бежал, как слезы, По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали, Клубился дым пороховой, Но мы Столицу отстояли, Спасли березу под Москвой. И рано раненько весною, Береза белая опять, Оделась новою листвою,


  1. стала землю украшать.
  2. с той поры на все угрозы Мы неизменно говорим: Родную белую березу В обиду больше не дадим.

1 Вед. Сегодня мы живем под мирным не-

бом, растим детей, радуемся каждому дню. Пусть наши дети знают о войне только из книг и кино, мы взрослые, должны сохранить память о наших дедах и передать ее своим детям.

Приглашаем Жуковского Матвея со сти-хотворением Михаила Владимова «Пусть де-ти не знают войны».

Войны я не видел, но знаю, Как трудно народу пришлось,

  1. голод, и холод, и ужас – Всё им испытать довелось. Пусть мирно живут на планете, Пусть дети не знают войны, Пусть яркое солнышко светит! Мы дружной семьёй быть должны!

2 Вед. За время войны поэты и композито-

ры сочинили много хороших и задушевных песен, которые любили петь солдаты в часы отдыха. Песня всегда помогала поддержать боевой дух солдат. Артисты приезжали на фронт и выступали перед бойцами в переры-вах между сражениями. Это были песни о Ро-дине, о матерях, о любимом доме. И сейчас мы предлагаем всем присутствующим в этом зале вспомнить песню «Катюша».

Приглашаем детей группы «Теремок».

Исполняется песня «Катюша»

1 Вед. 9 мая 1945 года Великая Отече-ственная война закончилась. Тогда мы отсто-яли свою землю. Знамя Победы водрузил над Берлином Русский солдат! Слава тебе, солдат России!

Алексеев Илья прочитает стихотворение Георгия Рублева «Памятник советскому сол-дату».

Это было в мае, на рассвете.

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил.

Наш солдат на пыльной мостовой.

  1. столба, дрожа, она стояла, В голубых глазах застыл испуг. И куски свистящего металла Смерть и муки сеяли вокруг.

ВЕСТНИК дошкольного образования        110        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

Тут он вспомнил , как, прощаясь, летом Он свою дочурку целовал.

Может быть, отец девчонки этой Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом. Полз боец, и телом заслоня, Девочку в коротком платье белом Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью, Он её на землю опустил.

Говорят, что утром маршал Конев Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство, Подарили радость и весну Рядовые Армии Советской Люди, победившие войну!

  1. в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять века, Памятник Советскому солдату.

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы, Как маяк, светящийся во мгле. Это он, солдат моей державы, Охраняет мир на всей земле.

2 Вед. Победа  это мирное небо, мирная

жизнь. За то, что мы сейчас с вами вместе ра-дуемся, ликуем, смеемся, танцуем, мы обяза-ны живым и погибшим воинам, которым по-свящается сегодня этот праздник.

  1. подарок всем присутствующим ребята группы «Солнышко» исполнят танец «Смуглянка».

Танец «Смуглянка»

1 Вед. С каждым годом все меньше вете-ранов остается в строю. Поэтому так важно оставить в нашей памяти их воспоминания, а им подарить частичку душевного тепла. Яна Назарова и Максим Цыбин прочитают сти-

хотворение Ольги Масловой «Спасибо геро-ям».

Спасибо героям, Спасибо солдатам, Что мир подарили, Тогда — в сорок пятом! Вы кровью и потом Добыли победу.

Вы молоды были, Сейчас — уже деды. Мы эту победу — Вовек не забудем!


Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

Пусть счастье и радость

Живут на планете!

Ведь мир очень нужен —

И взрослым, и детям!

2 Вед. Каждый год тысячи людей несут портреты своих близких, отдавших свою жизнь за наше мирное небо. Это идет Бес-

смертный полк. Стихотворение Виктора Турова «Дедушкин портрет» прочи-тает Игнатович Алиса.

Бабушка надела ордена

  1. сейчас красивая такая! День Победы празднует она, О войне великой вспоминая. Грустное у бабушки лицо.

На столе солдатский треугольник. Дедушкино с фронта письмецо Ей читать и нынче очень больно. Смотрим мы на дедушкин портрет

  1. разводим ручками с братишкой:

— Ну какой, какой же это дед? Он же ведь совсем ещё мальчишка!

1 Вед. Приглашаем детей группы «Сол-

нышко». Они исполнят песню «Прадедушка»

Исполняется песня «Прадедушка»

2 Вед. Путь к Великой Победе был труд-ным, но героическим. И чтобы не повтори-лась никогда жестокая война, мы должны бе-речь мир и дружбу. Как нужен мир, как важ-но это нам расскажет Титенкова Лиза. Лиза прочитает стихотворение Надежды Найдено-вой «Нам нужен мир»

Мир и дружба всем нужны, Мир важней всего на свете, На земле, где нет войны,

ВЕСТНИК дошкольного образования        111        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

Ночью спят спокойно дети. Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит. Нужен мир для всех ребят.


2 Вед. Пусть не будет войны никогда, не

коснется нас больше беда

В день Победы пусть песни поют, в честь

Победы сверкает салют.

Нужен мир на всей планете!

1 Вед. Люди не теряли веры в победу даже

в самые тяжелые дни войны. «Враг будет

разбит, победа будет за нами» - эти слова

звучали повсюду. И вот наступил день, когда

по радио объявили об окончании войны. 9

Мая 1945 года - Страна ликовала! На улицах

пели, танцевали, незнакомые люди обнимали

друг друга, многие плакали от радости.

Приглашаем детей группы «Улыбка». Они

станцуют «Майский вальс»


Звучит песня «День Победы»

1 Вед. Мы с благодарностью вспоминаем

наших воинов, защитников, отстоявших мир

в жестокой битве. Всем нашим защитникам,

сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами

нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под

мирным, чистым небом.

2 Вед. Вот и закончился наш праздник.

Пока ниши гости подводят итоги, мы предла-

гаем вам посмотреть мультфильм о Великой

Отечественной войне

Танец «Майский вальс»

2 Вед. Завершает наш праздник Назаренко

Данила стихотворением Ивана Дрожжина «С


Показ мультфильма «Салют»

1 Вед. Для вручения грамот слово предо-

ставляется …

днем Победы!»

С Днем Победы тебя, ветеран!

С Днем, который мы все отмечаем,

Чтоб всегда и во все времена.


Вручение грамот детям

2 Вед. Уважаемые гости! От всей души го-

ворим вам спасибо и искренне желаем креп-

кого здоровья и долголетия!

Нас покинули скорбь и печали,

Чтобы новый не вспыхнул очаг

Той войны и того лихолетья,

Что ты вынес тогда на плечах,

Забывая порою о смерти.

Перед подвигом этим, солдат,

Низко мы преклоняем колени,

Память в сердце своем сохранят

О тебе, ветеран, поколенья!

1 Вед. Сегодня с праздником мы поздрав-

ляем всех наших гостей. Для вас наши ребята

приготовили открытки, которые сделали сво-

ими руками.

Дети дарят открытки ветеранам

Сведения об авторах

Богатенкова Виктория Леонидовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска», Россия, г. Лесосибирск.

Витязь Людмила Ивановна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образова-тельное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска», Россия, г. Лесосибирск.

Шушпанова Екатерина Ивановна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска», Россия, г. Лесосибирск.

ВЕСТНИК дошкольного образования        112        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

Давыдова М.Н.

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное место в педагогическом процессе, способствовать всестороннему развитию детей.

Театральная деятельность - это самый рас-пространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение сти-хийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ , он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Вос-питательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процес-се работы над выразительностью реплик пер-сонажей, собственных высказываний неза-метно активизируется словарь ребенка, со-вершенствуется звуковая культура его речи,

  1. интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяс-няться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятель-ность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоци-ональную сферу ребенка, заставляет его со-чувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие.

Таким образом, театрализованная деятель-ность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмо-


циональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков по-ведения благодаря тому, что каждое литера-турное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нрав-ственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать мно-гие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Характерными особенностями театрализо-ванных игр являются литературная или фоль-клорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основ-ные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделя-ется на несколько видов).

  1. играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литера-турных персонажей; ролевые диалоги на ос-нове текста; инсценировки произведений; по-становки спектаклей по одному или несколь-ким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сю-жетов) без предварительной подготовки.

  1. режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, ор-ганизуя деятельность как «сценарист и ре-жиссер», управляет «артистами». «Озвучи-вая» героев и комментируя сюжет, он исполь-

ВЕСТНИК дошкольного образования        113        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

зует разные средства вербальной выразитель-ности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (биба-бо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной дея-тельности необходимо соблюдать ряд усло-вий:

  1. создавать условия для развития творче-ской активности детей в театрализованной деятельности;
  2. приобщать детей к театральной культуре;
  3. обеспечивать взаимосвязь театрализо-ванной с другими видами деятельности;
  4. создавать условия для совместной теат-рализованной деятельности детей и взрослых.

Я организовываю театрализованную дея-тельность в утренние и вечерние часы в нере-гламентированное время; органично включаю

  1. различные другие занятия (музыкальное, познанию и др.) Одним из основных средств развития личности ребенка, является среда. Причем предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную театрализо-ванную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребен-ка, своеобразной его формой самообразова-ния.

Таким образом, театрализованная деятель-ность очень увлекает детей моей группы сво-ей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к теат-ру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются мною или самими детьми, захватывает детей, пере-носит их в совершенно особый, увлекатель-ный мир. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Это деятельность доступна детям с младшего возраста. Мы иг-раем с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида дея-тельности. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна за-нимать важное место в педагогическом про-цессе дошкольного учреждения, способство-


вать творческому развитию детей, формиро-ванию у них базиса личностной культуры.

  1. моей группе созданы зоны для театрали-зованных игр, где собран богатый дидактиче-ский материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превраще-ния», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических дей-ствий», «Ритмопластика», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на ре-чевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражне-ния на расширение диапазона голоса, творче-ские игры со словами. Яркие альбомы с ил-люстрациями и картинками к сказкам при-влекают внимание детей. В создании театра-лизованных уголков родители принимали са-мое активное участие. В результате совмест-ной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, те-атр на дисках, театр на кружках, театр карти-нок и др.

Театрализованная зона стала одним из лю-бимых уголков, где дети с большим удоволь-ствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают ил-люстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

Хорошей традицией стало проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой дея-тельности преодолевается боязнь детей оши-биться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смело-сти, свободы детского восприятия и мышле-ния, каждому дается возможность почувство-вать себя умным, догадливым, сообразитель-ным.

Творчеству детей способствует устано-вившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся до-стичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становят-ся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе

ВЕСТНИК дошкольного образования        114        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

с детьми костюмы, декорации к спектаклям,

лее  ярко  проявляется  принцип  обучения:

учат роли.

учить играя!

Работу по развитию творческих способно-

Все  вышеизложенное  позволяет  сделать

стей детей в театрализованной деятельности

следующие выводы:

проводим в тесном контакте с музыкальным

1.

В процесс театрализованной игры дети

руководителем, и родителями. Вместе с му-

узнают об окружающем мире.

зыкальным руководителем подбираем музы-

2.

Развиваются психические процессы.

кальные произведения, разучиваем их, рабо-

3.

Развивается речь.

таем над постановкой танцев. Делимся своим

4.

Совершенствуется моторика.

опытом с коллегами. Показываем театр для

5.

Развивается эмоционально-волевая сфе-

детей младших групп.

ра.

Итак, одним из самых эффективных спо-

6.

Происходит коррекция поведения.

собов воздействия на ребенка является теат-

7.

Развивается чувство коллективизма.

рализованная деятельность, в которой наибо-

8.

Происходит развитие творческих спо-

собностей.

Библиографический список

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
  2. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
  3. Кошманская И.П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошколь-ных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработ-ки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. - 128 с.
  6. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.

Сведения об авторе

Давыдова Марина Николаевна, воспитатель, Муниципальное казенное дошкольное образо-вательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5» города Миньяра Ашинского района Челябинской области, Россия, г. Миньяр.

ВЕСТНИК дошкольного образования        115        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

 (12)

2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

  1. за ее пределами и необходимые для этого меры.
  1. процессе формирующего этапа экспери-мента нами были созданы карьерограммы для всех уровней развития карьеры респондентов (педагог – старший воспитатель – кандидат на административную должность – руководи-тель ДОУ). Карьерограммы были расчитаны как на вертикальное продвижение, так и на горизонтальное (педагог, соответствующий занимаемой должности – педагог первой ква-лификационной категории – педагог высшей категории и т.п.)

3 условие – признание профессиональной компетентности важнейшим фактором карьерного развития и конкурентоспособ-ности.

Одной из задач педагогического коллекти-ва в течение учебного года являлось «Обес-печить развитие кадрового потенциала в про-цессе реализации ФГОС ДО и ООП ДО через использование активных форм методической работы, ИКТ, повышение квалификации, прохождение процедуры аттестации».

Решение задачи по развитию кадрового потенциала в процессе реализации ФГОС ДО

  1. ООП ДО осуществлялось через использо-вание активных форм методической работы (обучающих семинаров, мастер-классов, тре-нингов, открытых просмотров, контрольных срезов, через ведение персональных сайтов), ИКТ, повышение квалификации, прохожде-ние процедуры аттестации.

С целью осуществления регулярного мо-ниторинга профессиональных достижений педагогов была введена система внесения за-писи в индивидуальные карты «Портфолио профессиональных достижений педагогиче-ского работника». Карта представляет собой персональный бланк, в котором строго фик-сируется информация по следующим блокам: образование, аттестации, награды, курсы по-вышения квалификации (централизованные и нецентрализованные), публикации (печатный

  1. электронный вариант), результативность (участие в мероприятиях различного уровня). Вся информация вносится на основе доку-ментальных сведений: точные записи в ди-пломах об образовании, организационно - распорядительных документах, сертификатов

участия с указанием данных об уровне меро-приятия, дате участия, серии документа и ре-зультата. Данная форма учета результатов позволяет объективно оценивать возможно-сти педагога, его готовность к прохождению процедуры аттестации, повышать успешность

  1. недостаточно результативных направлениях профессиональной активности и осуществ-лять планомерное развитие карьеры на осно-ве индивидуальной карьерограммы педагога.

Итак, в результате реализации формирую-щего этапа эксперимента была проведена апробация организационных условий разви-тия карьеры руководителя дошкольного об-разовательного учреждения, в основу кото-рых легла авторская модель развития карьеры педагогов, состоящая из нескольких последо-вательно сменяющих друг друга стадий, со-ставляющих сам процесс планирования, ор-ганизации, мотивации и контроля профессио-нального развития. Эффективность данного процесса определялась в ходе контрольного этапа эксперимента.

Цель контрольного этапа: выявить дина-

мику развития карьеры участников экспери-ментальной работы

Согласно принципу соблюдения равных условий эксперимента, контрольный экспери-мент повторял содержание констатирующего этапа эксперимента.

Анализируя повторно результаты развития карьеры в группах А и Б с помощью диагно-стического инструментария, представленного ранее следует отметить, что наблюдается значительное повышение профессиональной активности педагогов экспериментальной группы. Стабильно высокими остаются ре-зультаты у опытных педагогов (стаж работы более 10 лет), которые осуществляют педаго-гическую деятельность в системе и таким об-разом добиваются стабильных показателей для прохождения очередной процедуры атте-стации.

  1. целом, профессионально активными стали практически все участники экспери-ментальной группы, однако у 82 % результа-тивность деятельности основана не только на выполнении указаний руководителя, предла-гающего принять участие в методическом мероприятии, но и инициирована собствен-

ВЕСТНИК дошкольного образования        170        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

ным стремлением к профессиональному раз-витию, желанием добиться определенных ка-рьерных успехов, признания коллег и родите-лей воспитанников.

Сравнительный анализ результатов кадро-вого мониторинга до и после формирующего этапа эксперимента свидетельствует о поло-жительной динамике профессиональной ак-тивности педагогов экспериментальной груп-пы.Нами также были выявлены положитель-ные изменения в повышение ИКТ - компе-тентности педагогов, что проявляется в сле-дующих характеристиках:

- 100 % освоили компьютерную грамот-ность, 76 % уверенные пользователи;

  1. наблюдается значительное расширение спектра использования образовательных сай-тов (Социальная сеть работников образова-ния nsportal.ru, Международный образова-тельный интернет-проект Maam.ru ЦДПУ, Всероссийский Педсовет, Центр дистанцион-ной поддержки учителей «Академия педаго-гики», Сеть учителей и работников образова-ния ImTeacher.RU и др.);

  1. 76 % педагогов ежемесячно обновляют материалы страниц групп на официальном сайте МБ ДОУ № 9 «Жар-птица»;
  2. 86 % педагогов повышают уровень ква-лификации на дистанционных мероприятиях (вебинары, онлайн-семинары, дистанционные курсы и т.п.).

В целом же оптимального уровня развития карьеры в экспериментальной группе достиг-ли 25,0% респондентов (показатель увели-чился на 17,9%). На достаточном уровне раз-вития карьеры оказались 64,3% респондентов (увеличился на 3,6%). В тоже время показа-тели базового уровня развития карьеры


уменьшились до 10,7% (снизился на 21,5%). Показатели экспериментальной группы гово-рят о том, что достаточно успешно адаптиро-вались в профессии молодые педагоги: отме-чена значительная динамика их профессио-нального развития (число педагогов базового уровня уменьшилось с 32,2 % до 10,7 %, они заняли более высокую карьерную позицию).

  1. сожалению, 3 педагога остались на базовом уровне развития карьеры по причине отсут-ствия личной мотивации, профессиональной апатии, нежелании повышать уровень педа-гогической деятельности. Стабильное число педагогов достаточного уровня развития ка-рьеры обусловлено низкой текучестью кад-ров, преобладанием в коллективе педагогов с большим опытом практической деятельности и стремлением к достижению результатов своего труда.
  1. контрольной группе сдвигов в показате-лях оптимального уровня развития карьеры выявлено не было. На достаточном уровне развития карьеры оказались 66,7% респон-дентов (увеличился на 4,8%). Показатели ба-зового уровня развития карьеры соответ-ственно уменьшились на 4,8%. Как видим, в контрольной группе ощутимой разницы в по-казателях не выявлено.

Таким образом, полученные данные свиде-тельствуют о результативности организации формирующей работы по развитию карьеры руководителя дошкольного образовательного учреждения, в т.ч. с педагогами базового уровня, что стимулировало повышение моти-вации к деятельности, общей педагогической культуры и результативности труда педаго-гов.

Библиографический список

  1. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной си-стеме: монография / М.В. Александрова. - Великий Новгород, 2007. - 238 с.
  2. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод оптимизации деятельно-сти педагогического коллектива / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2003. - № 17. -
  1. 1-5.
  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия. 2009. - 240 с.
  2. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации об-разования / Н.В. Козлова, Е.Н. Вержицкая // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 341. - С. 178-180.

ВЕСТНИК дошкольного образования        171        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

  1. Мелехина Е.А. Роль непрерывного образования в профессиональном развитии педагога /
  1. А. Мелехина // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 12. - С. 20-25.

Сведения об авторе

Ибрагимова Азизе Айдеровна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образо-вательное учреждение ''Детский сад общеразвивающего вида №9 ''Жар-птица'' муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Россия, Республика Крым, г. Симферополь.

ВЕСТНИК дошкольного образования        172        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

Ташбаева Н.Б.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ

Аннотация. В статье представлена экспериментальная работа по апробации дидактического комплекса формирования управленческой культуры будущего руководителя ДОУ, описанная с по-мощью трех основных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Ключевые слова: управленческая компетентность, управленческая культура, будущий руко-водитель ДОУ, формирование управленческой культуры.

Высокая общественная значимость резуль-татов деятельности руководителя обуславли-вает необходимость постоянного поиска пу-тей и средств его профессионально-управленческой подготовки. Отсюда и боль-шое внимание, которое уделяется в педагоги-ческих и психологических исследованиях, изучению специфики управленческо-педагогической деятельности , определению структуры, содержания, форм и методов тео-ретической и практической подготовки сту-дентов, разработке методик, способствующих развитию их общих и специальных способно-стей.

Анализ научно-педагогической и методи-ческой литературы по рассматриваемой про-блеме показал, что ведущей задачей профес-сиональной подготовки современного специ-алиста дошкольного образования является развитие его как личности, обладающей творческой индивидуальностью, теоретиче-ским и практическим потенциалом, способ-ной осуществлять управление образователь-ным процессом ДОУ в условиях личностно-ориентированного образования, что предпо-лагает наличие определенного уровня управ-ленческой культуры.

Управленческая культура является частью профессиональной культуры специалиста и рассматривается нами как культура личности, проявляющаяся в культуре деятельности [1;6]. Управленческая культура руководителя представляет собой меру и способ творческой самореализации личности специалиста в раз-нообразных видах управленческой деятель-ности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управле-


нии дошкольным образовательным учрежде-нием [4].

Становление управленческой культуры руководителя ДОУ осуществляется в период обучения в вузе. Под управленческой культу-рой будущего руководителя ДОУ предпола-гаем образование таких необходимых отно-шений, установок профессионализма, свойств

  1. качеств личности, компетентности, которые обеспечивают возможность будущему специ-алисту со знанием дела, творчески, созна-тельно выполнять управленческие функции.

Формирование управленческой культуры будущего руководителя ДОУ целесообразно осуществлять в системе с помощью дидакти-ческого комплекса, представляющего собой целостную систему, направленную не на за-полнение пробелов в подготовке к управлен-ческой деятельности, а на развитие личност-ных качеств будущего руководителя ДОУ

[2;3;5].

Основой дидактического комплекса явля-ется федеральный государственный образо-вательный стандарт высшего профессиональ-ного образования, где перечислены государ-ственные требования к обязательному мини-муму содержания и уровню подготовки вы-пускника – будущего руководителя ДОУ. На каждом этапе по развитию управленческой культуры будущего руководителя ДОУ суще-ствует преобладающий вид деятельности, ко-торый необходимо активизировать. Нами бы-ли выявлены необходимые компоненты ди-дактического комплекса, которые будут спо-собствовать эффективному процессу разви-тия управленческой культуры будущих руко-водителей ДОУ (мотивационный, когнитив-ный и продуктивный). Поэтапная организа-

ВЕСТНИК дошкольного образования        173        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

ция данного процесса предполагает поста-новку и достижение целей различных аспек-тов, которые в исследуемом процессе зако-номерно выделяются в три этапа.

Первый этап – установочный, основная цель которого заключается в формировании ценностного отношения к педагогическому управлению, его культурным формам.

Второй этап – теоретический, целью ко-торого является формирование системы зна-ний о науке управления, педагогической си-стеме - как объекте управления, особенностей управления ДОУ, управленческой культуре, организационной культуре, психолого-педагогических закономерностях управления педагогическим процессом и их субъектами (педагог, ребенок, родители).

Третий этап – практический, который направлен на развитие и закрепление умений, характеризующих управленческую культуру будущего руководителя ДОУ, гуманистиче-ских навыков педагогического взаимодей-ствия в управлении.

Каждый из этапов дидактического ком-плекса формирования управленческой куль-туры опирается на достижения предыдущего. Поэтому для реализации его задач необходи-ма последовательная смена этапов в рамках целостного педагогического процесса. Ре-зультатом исследуемого процесса является достаточный уровень развития (компетенции) управленческой культуры будущего руково-дителя ДОУ.

Данная задача исследования решалась в ходе экспериментальной работы, проходив-шей на базе ГБОУ ВО РК «КИПУ» г. Симфе-рополь. В эксперименте участвовали студен-ты очной и заочной формы обучения кафедры дошкольного образования и педагогики.

Судить об уровне развития управленче-ской культуры в силу ее специфики доста-точно сложно и возможно только по материа-лам его объективизации в суждениях, оцен-ках и продуктах деятельности. Поэтому нами были определены основные критерии и пока-затели для изучения управленческой культу-ры будущих руководителей ДОУ в единстве всех сторон личности: когнитивный, мотива-ционный и продуктивный.


Когнитивный критерий предполагает зна-ние сущности процесса управления и роли управленческой культуры руководителя в данном процессе; знание теории и практики управленческой деятельности руководителя ДОУ.

Мотивационный критерий предусматри-вает ориентированность будущих руководи-телей ДОУ на различные стороны педагоги-ческой реальности; готовность и желание бу-дущих руководителей ДОУ выполнять свою работу.

Продуктивный критерий характеризуется наличием управленческих умений в различ-ных управленческих ситуациях; а также в стремлении самостоятельно осуществлять деятельность по педагогическому управлению во время прохождения практики.

  1. соответствии с данными критериями и показателями были определены следующие уровни сформированности управленческой культуры будущего руководителя ДОУ: вы-сокий, средний, начальный.

Высокий уровень предполагает у будущего руководителя ДОУ твердые и глубокие зна-ния теории и практики управленческой дея-тельности руководителя ДОУ, сущности про-цесса управления и роли управленческой культуры руководителя в данном процессе; осознание в полной мере ценности гумани-стического управления; высокий интерес к проблемам управления, ярко выраженная по-требность в повышении своего уровня управ-ленческой культуры; стремление самостоя-тельно осуществлять деятельность по педаго-гическому управлению; умеет творчески осу-ществить действия в новых, нестандартных условиях.

Средний уровень характеризуется тем, что респондент обладает не прочными знаниями в области теории и практики управленческой деятельности руководителя ДОУ; при анализе педагогических задач использует научные тео-рии, но на уровне констатации и описания; за-трудняется в интерпретации педагогических ситуаций, но стремится к их самостоятельному решению; неустойчивый интерес к проблемам педагогического управления; свойственна личностно-познавательная мотивация, про-слеживается желание выполнять свою работу

ВЕСТНИК дошкольного образования        174        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

после окончания вуза, в то же время харак-терно стремление снятия с себя любого рода управленческой ответственности; характерно проявление умений самостоятельности в управленческой деятельности, но эпизодиче-ски, в стандартных, повторяющихся ситуаци-ях.

Начальный уровень характеризуется по-верхностными знаниями о теории и практики управленческой деятельности руководителя ДОУ, сущности процесса управления и роли управленческой культуры руководителя на уровне житейских представлений; характерно неприятие, неосознанность гуманистических ценностей педагогического управления, упро-щенное его понимание как вседозволенности, «неуправляемости»; отсутствие интереса к про-блемам управления; характерна склонность к репродуктивности в педагогическом управле-нии, следование стереотипам; основные управ-ленческие функции сформированы на уровне первоначальных умений; не умеет самостоя-тельно решать педагогические ситуации; от-сутствие культурных форм поведения в про-цессе управленческого взаимодействия.

  1. помощью разработанного диагностиче-ского инструментария был проведен конста-тирующий этап эксперимента, целью которо-го являлось определение актуального уровня сформированности управленческой культуры будущих руководителей ДОУ. Полученные результаты убедительно показали, что без использования специально организованного дидактического комплекса в условиях тради-ционного обучения лишь у незначительного количества студентов (22,3%) наблюдается высокий уровень управленческой культуры, у 44,4 % - средний, а у 33,3 % он начальный.

Проведенный формирующий этап экспе-римента позволил апробировать разработан-ный нами дидактический комплекс формиро-вания управленческой культуры будущего руководителя ДОУ в учебно-воспитательном процессе высшей школы.

Дидактический комплекс состоял из сле-дующих блоков: теоретико-методологи-ческого, теоретико-прикладного, продуктив-ного. Учебный курс включал четыре типа ма-териалов: информационно-методические, ор-ганизационно-стимулирующие, наглядно-


информационные, контрольно-иллюстра-тивные. Используемая нами система анали-тико-оценочных заданий теоретического и практического характера позволила выявить

  1. эффективность в становлении управленче-ской культуры будущих руководителей ДОУ.

Контрольный этап эксперимента позволил определить динамику формирования управ-ленческой культуры будущих руководителей ДОУ. Выявлено, что экспериментальный ди-дактический комплекс значительно влияет на развитие у студентов гуманистически-ценностных ориентаций, научной обоснован-ности своих убеждений и самостоятельности в их реализации. Результаты показывают, что уменьшилось общее количество студентов, имеющих начальный уровень развития управленческой культуры – на 33%, больше половины студентов достигли среднего уров-ня, что превышает предыдущий показатель на 14,4%. Высокого уровня достигли более 1/4 студентов, т.е. он повысился еще у 18,6% ис-пытуемых, участвовавших в эксперименте.

Примечательным является то, что в экспе-риментальной группе на 22,1% возросло чис-ло студентов, перешедших на высокий уро-вень развития управленческой культуры, то-гда как в контрольной группе это число оста-лось на прежнем уровне. Данный показатель на 11% меньше, чем в экспериментальной группе и позволяет утверждать, что работа со студентами экспериментальной группы осу-ществлялась более эффективно.

Таким образом, динамика развития управ-ленческой культуры у студентов проявляется в изменении содержания входных характери-стик управленческой культуры, что просле-живается по материалам наших диагностиче-ских срезов. Проведенная нами эксперимен-тальная работа позволила сделать следующие выводы, необходимые для формирования управленческой культуры у будущих руково-дителей ДОУ:

  1. это прежде всего, понимание цели обу-чения не как передачи информации, а как со-здание условий для становления и развития профессионально-управленческой культуры студента;
  2. изменение прагматической учебной мо-тивации на побуждающую будущего руково-

ВЕСТНИК дошкольного образования        175        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

дителя ДОУ к систематизации знаний по тео-рии управления, личностному самосовершен-ствованию, подводящих его к пониманию ро-ли управленца не как контролера, а как парт-нера по педагогической деятельности, что помогает студенту осознать и выработать собственные позиции;


- использование разнообразных форм кон-троля при которых зачеты, экзамены выпол-няют развивающую функцию, предполагают исследовательскую, аналитико-оценочную деятельность и ставят студента в позицию субъекта педагогического процесса.

Библиографический список

  1. Андреева Л.Д. Управленческая культура как фактор развития творческого потенциала моло-дого педагога / Л.Д. Андреева // Актуальные проблемы современной науки. – 2006. – № 2 (28). –
  1. 64- 65.
  1. Гаджиев Г.М. Управленческая культура будущего руководителя в образовании / Г.М. Гаджиев, З.К. Багирова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – № 5. – С. 54-56.
  2. Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководите-ля) / А.И. Жилина. - СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 228 с.
  3. Краснова С.И. Управленческая культура руководителя общеобразовательной организации: этимология, структура, функции / С.И. Краснова // Образование и наука в современных условиях: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (7). – С. 126-133.
  4. Сергеева Л.Б. Управленческая культура руководителя в вузе: перспективы развития / Л.Б. Сергеева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 2. – С. 111-115.
  5. Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин. - М.: Тандем ЭКМОС, 1999. – 256 с.

Сведения об авторе

Ташбаева Наргиза Бахром-кизи, магистрант группы МЗДО-16, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет», Россия, г. Симферополь.

ВЕСТНИК дошкольного образования        176        Вестник ДО - ВЫПУСК: ОКТЯБРЬ 10 (12) 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 2018

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Предполага...

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

День работников дошкольного образования-2018.

26 сентября в нашем саду прошел, ставший уже традиционным, добрый и незабываемый праздник - День работников дошкольного образования. Взрослые и дети совершили увлек...

План по самообразованию Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании» 2018-2023 г.г.

план по самообразованию на 2018-2023 г.г. "Интеактивные технологии в дошкольном образовании" Квест-технология,лэпбук,эврестическая технология,синквейн, баскет-метод,кейс-технология,кластер,к...

Презентация опыта работы на конкурс профмастерства "Педагог года в дошкольном образовании-2018" (28.04.2019)

Самопрезентация на конкурс профмастерства "Педагог года в дошкольном образовании-2018"...