Сценарий фольклорного развлечения Никола - зимний
методическая разработка (старшая группа)

Гущина Анжелика Леонидовна

фольклорное развлечение для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikola_-_zimniy.doc88.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  г.Хабаровска «Детский сад №23»

Посиделки: «Никола – зимний»

Развлечение

старшая группа

 Автор-составитель - Музыкальный руководитель  Гущина А.Л.

 Цель:  Приобщить    детей к традициям и обычаям русского народа.  

 

Задачи:

1). Формировать у детей  интерес к русскому фольклору  на примере народных игр, песен, танцев, игре на музыкальных инструментах и хохломских ложках.

2). Формировать основы музыкальной культуры через знакомство с элементами музыкальной грамоты: определения музыкальной фразы, считывание ритмической схемы.

3). Формировать исполнительские навыки и умения игры в оркестре и приёмы игры на хохломских ложках.

4). Воспитывать познавательную активность: познакомить с предметами домашнего быта.

2019 г.

Дети в русских народных костюмах проходят и садятся на заранее приготовленные для них места.

Приглашённые гости – родители и дети  старшей  группы под звучание русской народной музыки входят в зал.

 Музыкальный руководитель. Проходите,  гости добрые, садитесь поудобнее. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова!  А хотите ли вы узнать, как жили люди в старину, чем занимались? Тогда слушайте.

  День становится всё короче и короче, и вот, наконец, «сама идёт волшебница – зима». Первые самые сильные морозы бывают на зимнего Николу – 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Дети очень рады снегу.

Почему вы, ребята, радуетесь  снегу?  (Дети отвечают)

А какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?  (Дети отвечают)

Какую работу выполняли женщины?  (Дети отвечают)

Музыкальный руководитель: Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали.

Женщины трепали лён, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.

Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот  как мы с вами.

Если приходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме. И мы с вами   гостеприимную  песню знаем. Давайте так её споём, чтобы всех наших гостей порадовать.

Песня «Самовар», муз. А. Боярского

А ещё, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если, кто-то строил избу – помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот – приносили им пищу, вместе убирали урожай.

А сейчас, давайте вспомним пословицы  о труде.

Дети:  

1. С миру по нитке – голому рубашка.

2. Без – труда … не вынешь рыбку из пруда

3. Делу время…потехе час

4. Труд человека кормит…., а лень портит

5. Терпенье и труд…всё перетрут.

6.Друга ищи, а найдёшь … береги.

7.Кто много говорит…, тот мало делает.

8. Других не суди…на себя погляди.

9. Конец…- делу венец.

Запомните, ребята, эти мудрые пословицы.

А сейчас все в круг вставайте и частушки запевайте!

Но прежде чем исполнить частушки,  давайте вспомним, что это за песни  - частушки, как их поют?

Дети: Частушки – это весёлые, шуточные песни. Исполнять их нужно задорно, радостно.

Частушки

Выходят двое детей рассказывают прибаутку

А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.

-Котик-коток, где ты был?

-На мельнице.

-Котик-коток, что ты там делал?

 -Муку молол.

-Котик-коток, что из муки пёк?

-Прянички.

 -Котик-коток, с кем прянички ел?

 -Один.

- Не ешь один, не ешь один.

  Музыкальный руководитель: Потешку  можно не только рассказать, но и спеть и даже сыграть. Вот трещётка, бубенцы – целый оркестр.

А играть мы будем эту потешку по музыкальным фразам. А что такое музыкальная фраза?

Дети: Это  музыкальное предложение.

Музыкальный руководитель: А  сколько музыкальных фраз в потешке?

Дети: Четыре.

Музыкальный руководитель: Каждый из вас будет играть свою музыкальную фразу.

Ребята, после каждого куплета есть проигрыш, играть мы его будем на ритмических ударных инструментах вот по такой схеме, пожалуйста прочитайте её (Дети читают ритмическую схему – ТА-ТА – ТИ-ТИ –ТА и отхлопывают ритмический рисунок).

Музыкальный руководитель:  А сейчас, пожалуйста, подойдите к своим инструментам.

Игра на музыкальных инструментах «Долговязый журавель», р.н.п.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята,  какой у меня замечательный сундук  от бабушки достался. В нём разные старинные вещи хранятся.

Хочу показать вам старинную вещь – это Рушник. Рушник – это полотенце с вышивкой на концах. Вот, посмотрите (демонстрирует).

Такие рушники ещё моя бабушка вышивала на одном конце солнышко вышито, а на другом  - месяц. Утром вся семья пойдёт умываться, а бабушка, чтобы вытереться, рушник подаёт, да не просто так, а тем концом, где солнышко. Вечером, когда все с работы придут, умоются, бабушка рушник другим концом подаёт, тем,  где месяц. А мы рушник рассмотрим и весёлую песню споём.

Песня «Жили – были», р.н.п.

Музыкальный руководитель: А ещё в сундуке есть деревянные раскрашенные ложки (показываю). А что же это за роспись – листочки, ягодки нарисованы,  как называется?

Дети: Хохлома, а ложки хохломские.

1 ребёнок.  Наши ложки всем знакомы,  не лежат без дела дома.

2 ребёнок. Ложки по свету гуляют,  и народ наш прославляют.

Музыкальный руководитель: А ну – ка, ребята, покажите,   какие вы приёмы игры на ложках знаете?      

Игра на ложках «Весёлые ложкари» 

А вы, ребята, (обращается к гостям) хотите на ложках поиграть?  

А ну давайте, разбирайте ложки, поиграйте с нашими ложкарями.

Дети – гости играют на ложках под рус. нар. песню  «Во саду ли,  огороде»

С Покрова Пресвятой Богородицы начинались ярмарки.  А что такое ярмарка?

Дети. Это место, где все что-нибудь покупают или продают, базар, рынок.

Музыкальный руководитель:  Правильно, ещё на ярмарке можно было посмотреть кукольный спектакль Петрушки, покататься на каруселях, попеть весёлые, шуточные песни, что мы с вами сейчас и сделаем. А какую мы песню будем петь?

Дети:  «Купим мы, бабушка».

Музыкальный руководитель: Но мы не только споём, но и сыграем.

«Купим мы бабушка», р.н.п.

А сейчас дети, я хочу показать вам тряпичную куклу.  Можете её рассмотреть. Раньше куклы не делали на фабриках, их шили своими руками, не ломали их,  бережно с ними обращались (показывает куклу). Пока вы куклу рассматриваете,  я вам колыбельную песенку спою, в старину их ещё называли баюкашными песенками. Баюкашник собирал свою песенку,  словно бусинки на нитку, ведь петь нужно было до тех пор, пока малыш не уснёт.

«Колыбельная песенка», р.н.п.

 Котя-котенька, коток,

Котя, серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать:

«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай».

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете колыбельные песенки?

Дети исполняют колыбельные песенки

Музыкальный руководитель: Ребята, прежде чем  спеть с вами песню,  давайте расскажем, как мы будем её исполнять?

-В каком темпе?

Дети. Медленно.

-Как будем вести звук?

Дети. (показывают рукой) Протяжно, плавно.

Музыкальный руководитель. Правильно, исполнять будем вполголоса, напевно и мягко брать дыхание.

Исполнение колыбельной песни с детьми

А кто же сочинял колыбельные песенки?

Ребёнок. Один человек сочинил,  передал другому – мама напела своей дочке, дочка запомнила,  добавила что-то своё и передала другому. Так и сохранились колыбельные песенки до наших дней.

Ведущая. А чтобы ребёночка не сглазили,  матушка   клала в колыбельку кувадку  - оберег. Кувадка – это безликая куколка, у неё нет личика.  Я  каждому приготовила вот такую кувадку  - оберег (показывает).  Чтобы хорошие сны вам снились, добрые люди на пути встречались, а плохие стороной вас обходили.

Музыкальный руководитель: Заглянем в наш сундук, что же ещё в нём есть? Это русский народный костюм, мужская рубаха, а называется она косоворотка. Раньше молодые ребята ходили, как и вы сейчас в косоворотках. А какие песни пели, давайте послушаем.

Песня «Спляшем, Ваня»,  муз. А. Варламова

А ещё мы знаем старинную русскую игру «Ремешок». После гуляний молодые парни и девушки приходили домой поздно и крепко засыпали и частенько просыпали утреннюю зорьку, за что и ругали их батюшка с матушкой.

Р. н. игра «Ремешок»

А теперь мы поиграем в игру «Золотые ворота» и пригласим гостей поиграть с нами.

Р. н. игра «Золотые ворота»

Дети садятся на стульчики

Как хорошо мы пели, плясали и играли,  а теперь вы мне расскажите, что вам больше всего сегодня понравилось делать? (Дети отвечают).

Ребята, все песни, которые сегодня звучали, игры в которые вы играли  -  это чьё творчество, какого народа?

Правильно, ребята, это русское народное творчество. Если мы с вами будем петь русские народные песни, играть в русские народные игры, то мы больше будем знать о своей Родине,  и будем любить и беречь её.  

А теперь домой пора.  Но прежде,  я вам хочу подарить, как и обещала обереги. Как они называются, подскажите мне?

Дети. Кувадки.

Ведущая раздаёт  всем  детям (гостям и артистам) кувадки

Дети  благодарят хозяйку,  прощаются и уходят.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое музыкальное занятие "Никола Зимний"

Тематическое музыкальное занятие "Никола Зимний" с использованием инновационных технологий...

Календарный фольклорный праздник «Николай зимний, морозный»

Древнейший слой общеславянской народной поэзии: песня, приметы, поговорки, загадки, обряды, поверья, игры – это и есть календарный фольклор. Погружение в мир календарного фольклора приноси...

Посиделки "Никола зимний"

Данный конспект может быть применен как педагогами, так и музыкальными работниками дошкольного образования как досуг, где используются русские народные песни, танцы, игры....

Сценарий спортивного развлечения "Зимние виды спорта и зимние забавы"

Сценарий спортивного развлечения в помещении "Зимние виды спорта и зимние забавы" для старших и подготовительных групп...

Сценарий спортивного праздника «Зимняя Детсадовская Олимпиада», посвящённая XXIY Зимним Олимпийским Играм в Пекине (Китае) – 2022 для детей старшего дошкольного возраста

Данный сценарий празника  рекомендован для проведения  инструкторами по физической культуре, воспитателями дошкольных учреждений в рамках Всероссийской акции "Знаем. Любим.Поддерж...

Занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп Никола Зимний

День становится все короче и короче, и вот, наконец, "сама идет волшебница-зима". Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу — 19 декабря. Недаром говорили в старину: "...

«Никола зимний» в Калачинске

В начале декабря 2017 года мы с ребятами подготовительной группы приняли участие в фольклорном фестивале "Никола Зимний". Мы подготовили задорную песню "В огороде бел козёл". Все р...