Главные вкладки

    Сценарий национального праздника народов ханты и манси «Встреча весны - «Вороний день» в подготовительной группе
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Сценарий  национального праздника народов ханты и манси

    image«Встреча весны - «Вороний день»

    в подготовительной группе

     

     

     

     

     

    Ворона по небу летит,

    Земля проснулась!

    Холодный Север ожил ото сна!

    Мы радуемся: к нам весна вернулась!

    Ворона весть благую принесла.

     

    Цель: Закрепить и уточнить знания детей о празднике народа ханты и манси «Вурнга хатл».

    Задачи:

    Воспитывать любовь к родному краю.

    Знакомить детей с традициями и обычаями коренных жителей ханты и манси, посредством художественного слова и традиционной музыки.

    Оборудование:

    традиционные костюмы ханты, чум (копия, костюмы животных для инсценирования, лавки, берёзка, разноцветные ленточки.

    Интеграция образовательных областей:

    Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, сценок, беседа о празднике, разучивание игры "Ручейки".

     

    Ход мероприятия:

     

    Звучит музыка…звуки бубна. Дети заходят в зал и садятся у чума на лавки

    Ведущий (в традиционном женском костюме ханты): Здравствуйте ребята!

    Вуща вуща…так приветствуют друг друга коренные жители нашего края – ханты и манси.

    Давайте мы поприветствуем друг друга на языке ханты.

    Дети: Вуща вуща!

    Ведущий: У каждого народа свои традиции и обычаи. Сегодня я расскажу вам о празднике народов севера ханты и манси - «Вороний день» или «Вурнга хатл» - это праздник весны и рождения малых деток. Первой в наши северные края весной прилетает ворона. Люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Существует легенда…

    Звучит традиционная музыка ханты

    Давно это было…Прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, смотрит вокруг: холодно, голодно, кругом никого, тогда собрала ворона все свои силы и каркнула во всё горло: КАР! КАР!

    И от этого крика ожила вдруг природа, очнулся человек, повеселел, солнце даже стало ярче светить. Пригрело всех своими тёплыми лучами и всем на земле нашей стало хорошо. Вот поэтому этот день стал особенным – день встречи весны – вурнга хатл.

    Дети читают стихи:

    1-й ребёнок:

    Вот ворона на крыше покатой

    Так с зимы и осталась лохматой.

    А уж в воздухе - вешние звоны,

    Даже дух занялся у вороны.

    Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,

    Вниз на землю глядит она боком:

    Что белеет под нежною травкой?

    Вот желтеют под серою лавкой

    Прошлогодние мокрые стружки.

    Это все у вороны - игрушки.

    И уж так-то ворона довольна,

    Что весна, и дышать ей привольно.

    2-й ребёнок:

    Хантыйский древний праздник «Вурнга хатл»-

    Явленье птицы, символ новой жизни.

    Вороне в тундре каждый рад:

    Близка весна. Ворона - первый признак.

    У птицы просят мудрости, добра,

    Готовят стол из угощений разных.

    И рады дети - множество забав

    Приносит им весенний первый праздник.

    Звучит запись шума леса, к чуму прилетает Ворона.

    Ведущий:

    Здравствуй, милая ворона! Я тебя ждала.

    Как живешь, скажи, ворона,

    Как твои дела? Я тебя в лесу встречаю

    И частенько замечаю:

    Что-то очень ты грустна.

    Ты, случайно, не больна? —

    И ворона мне в ответ:

    Ворона:

    Я грустна? Да что ты, нет!

    Просто мы такие птицы —

    Не к лицу нам веселиться.

    Мы ведь песен не поем,

    Не сравнить нас с соловьем.

    Ну, конечно, иногда

    Можно каркнуть — не беда!

    Но свистеть да стрекотать,

    Щелкать клювом, хохотать —

    Не такие мы создания!

    Кар! Кар! С моим появлением пусть больше появляется маленьких мальчиков и девочек. Сяду к огню поближе - погрею свои замёрзшие лапки. Кар! Кар!

    Ведущий: Ворона оставайся с нами, садись у очага.

    Дети, вы знаете, что народ издавна ждал ворону и примечал.

    -В своём гнезде и ворона коршуну глаз выклюет

    -Знает и ворона в чём оборона

    -Мала ворона да рот широк

    -Ворон ворону глаз не выклюет.

    А вы знаете приметы, связанные с вороной?

    Дети:

    Если ворона сядет на верхушку дерева, то будет большая вода.

    Если в апреле много воды – май будет с травой.

    Если много снега будет много рыбы.

    (Ведущий обращает внимание на одежду)

    Ведущий:

    В этот праздник  мужчины и женщины одевают самую красивую одежду. Эта малица. Малицу женщины украшали орнаментом.

    Накануне праздника мать говорила детям: Ложитесь спать пораньше, завтра надо рано встать. Кто первым встанет, пусть сбегает на улицу. Вдруг ворона, прилетела и что-нибудь обронила в клюве.

    С самого раннего утра женщины собирались в одном месте. Готовили угощения – саламат (каша из крупы на мясном бульоне, пекли хлеб, пироги с ягодой, варили уху.

    Старейшины собирались для проведения священных обрядов, а молодёжь в это время развешивала на берёзе бублики, как символ солнца. Около большой берёзы все и собирались. Женщины и дети повязывали на ветки тряпочки, как бы прося у природы здоровья и благополучия своей семье.

    imageЭтот праздник любили дети…родители угощали их разными вкусностями, дарили игрушки, дети играли, веселились и играли.

    Мы тоже украсим нашу берёзку ленточками.

    Звучит музыка «Куренька». Ведущий вместе с детьми вяжут ленточки на берёзке возле чума.

    Ведущий:

    Дети любили играть в игру «Ручейки-озёра»

    Давайте и мы вспомним эту игру.

    Проводится игра «Ручейки-озёра»

    Дети садятся у чума

    Ведущий: Весне рады все и люди и животные.

    Встречай весну лесной народ

    Просыпайтесь муравьи

    Кустики, листочки

    Просыпайтесь бабочки

    Жучки и цветочки

    Просыпайтесь ото сна

    Привет вам шлёт весна!

    Ребята приготовили сценки из лесной жизни. Посмотрим их.

    Сценка "Лиса и еж" (по рассказу Н. Сладкова)

    Лиса: Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

    Ёж: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

    Лиса: Да не то чтобы некрасивый.

    Ёж: Может я с колючками неуклюжий?

    Лиса: Да не то чтобы неуклюжий.

    Ёж: Так какой же я такой с колючками-то?

    Лиса: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный.

     

    Сценка «Лиса, заяц и еж» (автор Тамара Маршалова)

    Ведущий:

    Как-то заинька трусишка,

    зайка – серые штанишки,

    Повстречал в лесу лисичку,

    Очень хитрую сестричку.

    Зайка лиску увидал,

    Как осинка задрожал.

    А лисичка-то хитрит

    И зайчишке говорит:

    Лиса:

     «Что ты, заинька, дрожишь?

    Что ты, серенький, молчишь?

    Не приветствуешь меня,

    Ведь с тобою мы друзья!

    Дай тебя я обниму,

    Лапку я твою пожму».

    Только треснул вдруг сучок.

    Ведущий: Слышит лиска голосок:

    Еж: «Не пожмёшь! И не старайся!

    И отсюда убирайся!

    Друга съесть тебе не дам!

    Лапы прочь! А то поддам!»

    Ведущий:

    Видит зайка: из-под ёлки

    Выбегает ёж из норки,

    Палкой он лисе грозит.

    Ну, а та как побежит!

    И лишь пятки засверкали,

    Только лиску и видали.

    Сценка «Чей гриб» (автор Н. Бичурина)

    Ведущий:

    На лесной опушке ссорились друзья-подружки.

    За грибами пошли, лишь один гриб нашли.

    Герои вместе:

    Чей же гриб? Как им быть?

    Как грибочек поделить?

    Говорит одна:

    «Он мой, я возьму его домой».

    Отвечает ей другая:

    «Ой, ты хитрая какая! Лучше я его возьму, своей маме отнесу».

    Ведущий:

    Долго спорили они,

    Поделить гриб не могли.

    Смотрят – а на веточке

    Сидит мама-белочка,

    Рядышком бельчата –

    Весёлые ребята.

    Удивились деточки,

    Улыбнулись белочке.

    Сразу спор они решили –

    Грибок белке подарили.

    Помахали ей рукой

    И отправились домой.

    Очень рада белочка:

    Белочка:

    «Ах, какие деточки!

    Свою дружбу сохранили,

    И бельчаток накормили».

    Ведущий: Спасибо ребята, за интересные истории.

    Ребята, в 2011 году 14 апреля  праздник встречи прилёта вороны стал окружным. В это день принято было ходить в гости и дарить детям подарки.

    Я вам тоже хочу подарить символ этого праздника – это хантыйский орнамент - птица.

    Пусть все люди на земле будут счастливы.

    Пусть все живут в мире и согласии.

    Пусть каждый человек бережёт свой дом, свою землю. Пусть эта весна будет тёплой. Ребята, скажите друг другу добрые пожелания.

    Звучит музыка. Дети выходят из зала

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_natsionalnogo_prazdnika_narodov_hanty_i_mansi.docx474.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий  национального праздника народов ханты и манси

    «Встреча весны - «Вороний день»E:\Вороний день.jpg

    в подготовительной группе

    Ворона по небу летит,

    Земля проснулась!

    Холодный Север ожил ото сна!

    Мы радуемся: к нам весна вернулась!

    Ворона весть благую принесла.

    Цель: Закрепить и уточнить знания детей о празднике народа ханты и манси «Вурнга хатл».

    Задачи:

    Воспитывать любовь к родному краю.

    Знакомить детей с традициями и обычаями коренных жителей ханты и манси, посредством художественного слова и традиционной музыки.

    Оборудование:

    традиционные костюмы ханты, чум (копия, костюмы животных для инсценирования, лавки, берёзка, разноцветные ленточки.

    Интеграция образовательных областей:

    Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, сценок, беседа о празднике, разучивание игры "Ручейки".

    Ход мероприятия:

    Звучит музыка…звуки бубна. Дети заходят в зал и садятся у чума на лавки

    Ведущий (в традиционном женском костюме ханты): Здравствуйте ребята!

    Вуща вуща…так приветствуют друг друга коренные жители нашего края – ханты и манси.

    Давайте мы поприветствуем друг друга на языке ханты.

    Дети: Вуща вуща!

    Ведущий: У каждого народа свои традиции и обычаи. Сегодня я расскажу вам о празднике народов севера ханты и манси - «Вороний день» или «Вурнга хатл» - это праздник весны и рождения малых деток. Первой в наши северные края весной прилетает ворона. Люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Существует легенда…

    Звучит традиционная музыка ханты

    Давно это было…Прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, смотрит вокруг: холодно, голодно, кругом никого, тогда собрала ворона все свои силы и каркнула во всё горло: КАР! КАР!

    И от этого крика ожила вдруг природа, очнулся человек, повеселел, солнце даже стало ярче светить. Пригрело всех своими тёплыми лучами и всем на земле нашей стало хорошо. Вот поэтому этот день стал особенным – день встречи весны – вурнга хатл.

    Дети читают стихи:

    1-й ребёнок:

    Вот ворона на крыше покатой

    Так с зимы и осталась лохматой.

    А уж в воздухе - вешние звоны,

    Даже дух занялся у вороны.

    Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,

    Вниз на землю глядит она боком:

    Что белеет под нежною травкой?

    Вот желтеют под серою лавкой

    Прошлогодние мокрые стружки.

    Это все у вороны - игрушки.

    И уж так-то ворона довольна,

    Что весна, и дышать ей привольно.

    2-й ребёнок:

    Хантыйский древний праздник «Вурнга хатл»-

    Явленье птицы, символ новой жизни.

    Вороне в тундре каждый рад:

    Близка весна. Ворона - первый признак.

    У птицы просят мудрости, добра,

    Готовят стол из угощений разных.

    И рады дети - множество забав

    Приносит им весенний первый праздник.

    Звучит запись шума леса, к чуму прилетает Ворона.

    Ведущий:

    Здравствуй, милая ворона! Я тебя ждала.

    Как живешь, скажи, ворона,

    Как твои дела? Я тебя в лесу встречаю

    И частенько замечаю:

    Что-то очень ты грустна.

    Ты, случайно, не больна? —

    И ворона мне в ответ:

    Ворона:

    Я грустна? Да что ты, нет!

    Просто мы такие птицы —

    Не к лицу нам веселиться.

    Мы ведь песен не поем,

    Не сравнить нас с соловьем.

    Ну, конечно, иногда

    Можно каркнуть — не беда!

    Но свистеть да стрекотать,

    Щелкать клювом, хохотать —

    Не такие мы создания!

    Кар! Кар! С моим появлением пусть больше появляется маленьких мальчиков и девочек. Сяду к огню поближе - погрею свои замёрзшие лапки. Кар! Кар!

    Ведущий: Ворона оставайся с нами, садись у очага.

    Дети, вы знаете, что народ издавна ждал ворону и примечал.

    -В своём гнезде и ворона коршуну глаз выклюет

    -Знает и ворона в чём оборона

    -Мала ворона да рот широк

    -Ворон ворону глаз не выклюет.

    А вы знаете приметы, связанные с вороной?

    Дети:

    Если ворона сядет на верхушку дерева, то будет большая вода.

    Если в апреле много воды – май будет с травой.

    Если много снега будет много рыбы.

    (Ведущий обращает внимание на одежду)

    Ведущий:

    В этот праздник  мужчины и женщины одевают самую красивую одежду. Эта малица. Малицу женщины украшали орнаментом.

    Накануне праздника мать говорила детям: Ложитесь спать пораньше, завтра надо рано встать. Кто первым встанет, пусть сбегает на улицу. Вдруг ворона, прилетела и что-нибудь обронила в клюве.

    С самого раннего утра женщины собирались в одном месте. Готовили угощения – саламат (каша из крупы на мясном бульоне, пекли хлеб, пироги с ягодой, варили уху.

    Старейшины собирались для проведения священных обрядов, а молодёжь в это время развешивала на берёзе бублики, как символ солнца. Около большой берёзы все и собирались. Женщины и дети повязывали на ветки тряпочки, как бы прося у природы здоровья и благополучия своей семье.

    Этот праздник любили дети…родители угощали их разными вкусностями, дарили игрушки, дети играли, веселились и играли.E:\праздник вороны 2.jpg

    Мы тоже украсим нашу берёзку ленточками. 

    Звучит музыка «Куренька». Ведущий вместе с детьми вяжут ленточки на берёзке возле чума.

    Ведущий:

    Дети любили играть в игру «Ручейки-озёра»

    Давайте и мы вспомним эту игру.

    Проводится игра «Ручейки-озёра»

    Дети садятся у чума

    Ведущий: Весне рады все и люди и животные.

    Встречай весну лесной народ

    Просыпайтесь муравьи

    Кустики, листочки

    Просыпайтесь бабочки

    Жучки и цветочки

    Просыпайтесь ото сна

    Привет вам шлёт весна!

    Ребята приготовили сценки из лесной жизни. Посмотрим их.

    Сценка "Лиса и еж" (по рассказу Н. Сладкова)

    Лиса: Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

    Ёж: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

    Лиса: Да не то чтобы некрасивый.

    Ёж: Может я с колючками неуклюжий?

    Лиса: Да не то чтобы неуклюжий.

    Ёж: Так какой же я такой с колючками-то?

    Лиса: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный.

    Сценка «Лиса, заяц и еж» (автор Тамара Маршалова)

    Ведущий:

    Как-то заинька трусишка,

    зайка – серые штанишки,

    Повстречал в лесу лисичку,

    Очень хитрую сестричку.

    Зайка лиску увидал,

    Как осинка задрожал.

    А лисичка-то хитрит

    И зайчишке говорит:

    Лиса:

     «Что ты, заинька, дрожишь?

    Что ты, серенький, молчишь?

    Не приветствуешь меня,

    Ведь с тобою мы друзья!

    Дай тебя я обниму,

    Лапку я твою пожму».

    Только треснул вдруг сучок.

    Ведущий: Слышит лиска голосок:

    Еж: «Не пожмёшь! И не старайся!

    И отсюда убирайся!

    Друга съесть тебе не дам!

    Лапы прочь! А то поддам!»

    Ведущий: 

    Видит зайка: из-под ёлки

    Выбегает ёж из норки,

    Палкой он лисе грозит.

    Ну, а та как побежит!

    И лишь пятки засверкали,

    Только лиску и видали.

    Сценка «Чей гриб» (автор Н. Бичурина)

    Ведущий:

    На лесной опушке ссорились друзья-подружки.

    За грибами пошли, лишь один гриб нашли.

    Герои вместе:

    Чей же гриб? Как им быть?

    Как грибочек поделить?

    Говорит одна:

    «Он мой, я возьму его домой».

    Отвечает ей другая:

    «Ой, ты хитрая какая! Лучше я его возьму, своей маме отнесу».

    Ведущий:

    Долго спорили они,

    Поделить гриб не могли.

    Смотрят – а на веточке

    Сидит мама-белочка,

    Рядышком бельчата –

    Весёлые ребята.

    Удивились деточки,

    Улыбнулись белочке.

    Сразу спор они решили –

    Грибок белке подарили.

    Помахали ей рукой

    И отправились домой.

    Очень рада белочка:

    Белочка:

    «Ах, какие деточки!

    Свою дружбу сохранили,

    И бельчаток накормили».

    Ведущий: Спасибо ребята, за интересные истории.

    Ребята, в 2011 году 14 апреля  праздник встречи прилёта вороны стал окружным. В это день принято было ходить в гости и дарить детям подарки.

    Я вам тоже хочу подарить символ этого праздника – это хантыйский орнамент - птица.

    Пусть все люди на земле будут счастливы.

    Пусть все живут в мире и согласии.

    Пусть каждый человек бережёт свой дом, свою землю. Пусть эта весна будет тёплой. Ребята, скажите друг другу добрые пожелания.

    Звучит музыка. Дети выходят из зала


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

    Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

    Консультация: "Праздники народов ханты и манси"

    Консультация: Праздники народов ханты и мансиНароды севера, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои праздники и традиции. Все это они воплощают в национальных праз...

    Презентация "Национальные праздники народов ханты и манси"

    Презентация  "Национальные праздники народов  ханты"   и манси"...

    Фольклорный праздник народа ханты «День прилета Вороны»

    8 апреля 2018 года, в Природном этнографическом комплексе п. Горнокнязевск, прошел праздник народа ханты «День прилета Вороны». Древняя легенда гласит, что Ворона на крыльях принесла весну...

    Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа)

    Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...

    Консультация для родителей "Праздники народов ханты и манси"

    Познакомить родителей с кльтурой народов севера....

    Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

    Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...