Пасхальный праздник
план-конспект занятия

Носкова Светлана Валериевна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pashalnyy_prazdnik.docx945.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого мероприятия «Пасхальный праздник»

 Программное содержание:

Обучающие задачи: расширять представления детей о традициях празднования Пасхи на Руси, о его смысле и значении.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство приобщённости к духовным традициям своего народа.

Развивающие задачи: поддерживать в детях пасхальную радость и желание делиться ею со всеми. Развивать навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми.

Предварительная работа. Беседы с детьми на темы: «Пасха. Светлое Христово Воскресение», «Пасхальные яйца». Рассматривание пасхальных картинок. Знакомство с народными традициями, обычаями. Разучивание стихотворений.

Словарная работа: Светлая седмица, Пасха, «Христос Воскресе!», «Пасхальный Благовест», «крашенки», «писанки». Разучивание песни «Христос воскрес!».

Материал и оборудование. Рисунки с изображением церкви, изображение кулича, пасхального стола, картина «Вид Троицкой лавры» К. Юон. Веточки деревьев в вазе; окрашенные яйца, яйца-писанки, деревянные яйца, пасхи, свечи. Наклейки, разноцветные шаблоны – заготовки яиц из картона. Музыкальный центр и диски с записью.

Ход занятия.

Зал оформлен предметами прикладного искусства, часть которых сделана руками бабушек, родителей. Это расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из лозы и бересты, плетеные кружева, рукоделия.

Дети входят в зал под музыку (Песня: «Светлая Пасха») становятся полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Я тётка Матрёна. Приглашаю вас к себе в гости в русскую избу. Садитесь, милые детушки, на деревянные лавки, на домотканые дорожки. Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну, чтобы дети знать могли о делах родной земли. Ребята, совсем недавно мы праздновали с вами самый большой и радостный, самый главный христианский праздник. Посмотрите на стол и скажите, какой это праздник?

Дети: Пасха. Воскресение Христово.

Воспитатель: Правильно, дети, Пасха Господня, Воскресение Христово. А в какое время года она приходит?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно, приходит она с весенним пробуждением природы от зимнего сна. А София нам об этом приготовила стихотворение.

Ребенок.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости пасха к нам пришла.

Воспитатель: Весна идет, полна чудес,

Христос воскрес! Христос воскрес!

Песня «Христос воскрес!».

Воспитатель: В Пасхальное воскресение во всех церквях звонят колокола. Это радостный и торжественный звон. Давайте его послушаем.

(Прослушивание аудиозаписи «Колокольный звон»).

Воспитатель: Дети, что мы сейчас слушали?

Дети: Звон колоколов.

Воспитатель: Правильно, молодцы, звон колоколов. А Женя и Егор об этом расскажут нам стихотворения. Чтение стихотворений.

Ребенок.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

стихотворение.

Ребенок.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Воспитатель: После Пасхи идёт Светлая Пасхальная неделя (Светлая седмица). На светлой седмице православные люди даже здороваются по- особенному, как на Пасху. Кто знает, как здороваются в праздничные Пасхальные дни люди?

Дети: Христос воскрес! Воистину воскрес!

Воспитатель: Молодцы, правильно. Говорят: «Христос воскресе и отвечают: «Воистину воскресе!».

Со Светлой Пасхальной недели начинались первые весенние игры и хороводы. Мы с вами, ребята, сейчас тоже поводим хоровод.

Хоровод под песню «Земелюшка - чернозём».

Воспитатель: Ребята, на Руси праздник Пасхи был самым любимым. Русские люди к нему готовились заранее. А как у вас дома готовились к этому празднику?

Дети: Наводили порядок, готовили угощения, пекли куличи, красили яйца, освещали яйца и куличи в церкви.

Воспитатель: Правильно, дети, крашеные яйца и куличи люди освещают в церкви и едят их в первую очередь. Ребята, а чем ваши мамы и бабушки красили яйца?

Дети: Пищевой краской, луковой шелухой.

Воспитатель: Детки, а как называются окрашенные краской яйца?

Дети: «Крашенки».

Воспитатель: Правильно, яйца, окрашенные в один цвет-«крашенки». А как называются яйца, расписанные узором?

Дети: «Писанки».

Воспитатель: Молодцы, правильно, яйца, расписанные узором-«писанки». На столе в миске лежат «крашенки» и «писанки». Мы с вами сейчас поиграем в игру «Разложи яйца». Девочки будут выбирать «писанки», а мальчики «крашенки».

Игра «Разложи яйца».

Воспитатель: Какие вы молодцы, всё правильно сделали.

Ребята, Пасха – это праздник особый, когда каждый из вас должен поделиться пасхальной радостью. Вы не должны злиться, ссориться, обманывать друг друга, капризничать. Дети, что вы не должны делать (Ответы детей).

Всё живое празднует праздник Пасхи! Женя расскажет нам стихотворение об этом замечательном празднике.

Ребенок.

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу.

Бабушка яичко красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой тонкой

Для людей для красоты

Крашу кисточкою тонкой

Крестик, солнышко, цветы.

Воспитатель: Художники, композиторы, поэты создали много произведений об этом замечательном празднике. Подойдите к иллюстрациям. Посмотрите, что здесь нарисовано. Что нарисовано на этой картине?

Дети: На этой картине нарисован праздничный пасхальный стол (обед).Яйца, кулич, мясо, яблоки, много цветов.)

Воспитатель: Молодцы. А что нарисовано на этой картине?

Дети: Дедушка дарит детям крашеное яйцо и говорит им: «Христос воскрес!»

Воспитатель: Дети, что художница Татьяна Соколова изобразила на этой картине?

Дети: Люди идут в храм с цветами, крашеными яйцами, куличами,

Воспитатель: Правильно, ребята, а на дверях храма написано «Христос воскресеКак вы думаете, какое у них настроение?

Дети: Хорошее, радостное, торжественное.

Воспитатель: А теперь Саша прочтёт стихотворение.

Ребенок.

На столе кулич душистый,

Горка крашеных яиц,

В этот праздник, светлый чистый

Не увидишь хмурых лиц.

Воспитатель: Саша, как ты думаешь, какая картина подходит к описанию твоего стихотворения (Показывает указкой).

Воспитатель: Молодец, правильно натюрморт. Кирилл, расскажи ты стихотворение

.Ребенок.

Мы пойдём сегодня в храм.

Потому что праздник там,

Все поют: «Христос воскрес!»

И сияет Божий крест.

Воспитатель: Дети, о какой картине говорится в этих стихах? (Дети показывают).

Правильно, люди идут в церковь, где батюшка освещает куличи и яйца. Давайте сядем и посмотрим по видео, как это происходит. (Просмотр видео).

Воспитатель: А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие и быстрые. Давайте поиграем в игру.

«Игра-несушка»:для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

(Воспитатель берёт в руки яйцо и показывает детям)

Воспитатель: Ребята, яйцо является символом Пасхи. А хотите узнать, почему стали красить яйца на этот праздник? Я вам сейчас расскажу.

Сценка.Давным-давно в далёком городе Риме жил-был император Тиберий. (Идёт ребёнок, переодетый в императора). В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения (дети подготовительной группы несут дары, кланяются, а бедные – кто что мог. В тех местах жила бедная женщина Мария Магдалина (переодетая девочка подготовительной группы). У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император, посмотрел на яйцо (привстаёт, а оно вдруг стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников». С той поры яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!»(Дети подготовительной группы дарят друг другу яйца с этими словами).

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы подойдём к столам, где лежат заготовки яиц и сделаем на них аппликацию.

(Дети выполняют аппликацию под песню Н. Тананко «Пасхальное яичко»).

Воспитатель: Молодцы, детки, какие красивые у вас яйца получились. А теперь подарите их друг друг (соседу рядом). Ярослав для вас расскажет стихотворение.

Стихотворение.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку с поздравленьем

И скажу, раскрасил сам.

Воспитатель: Молодец, Ярослав.

С Христовым днём,

С Красным яйцом!

Нам на радость,

Вам на удивленье!

С Пасхой вас,

С Христовым воскресеньем!

Воспитатель:   С праздником всех гостей поздравляем и на угощенье мы вас приглашаем.

 

Мастер-класс   «Изготовление пасхального зайца»

Цель: изготовление пасхального зайчика из бумаги
Задачи: развивать мелкую моторику рук, прививать эстетический вкус, дать возможность получить положительные эмоции от создания игрушки.

Зайчик – один из символов католической пасхи. Корнями уходит к древнему поклонению зайцу или кролику, как символу плодородия.
Пасхальный заяц – очень популярный персонаж!
Весной зайцы часто забегают в деревни и сады в поисках пропитания, часто не пугаясь человека.
Обычно крестные родители приглашали крестников, чтобы поохотиться на пасхального зайца вместе, т.е. поискать спрятанные в саду яйца. При этом разрисованные яйца приписывались именно пасхальному зайцу, так как он гораздо проворнее курицы. Курицы как податели пасхальных яиц были менее правдоподобны, чем зайцы.
Детская вера позволяла зайцам оживать снова и снова. При этом вера в яйценосного зайца держалась по большей части у городского населения, так как сельским жителям требовались более веские доказательства, чтобы верить в пасхального зайца. Еще в прошлом столетии яйценосный пасхальный заяц был неизвестен в некоторых частях Германии. Возможно христианское объяснение появления зайца. В переводах Библии говорится о барсуках, однако, в старых переводах также находят слова Заяц или Кролик.

Для работы необходимы:

Бумага (2 квадрата, со сторонами 21см)
ножницы, клей, фломастеры.

Ход работы:

1. Приготовить 2 листа бумаги, в форме квадрата, со сторонами 21 см  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_49ecb40f30c1d4e8039b1f50295033a1.jpg.jpg


2. Взять для работы сначала только один квадрат. Сложить его по диагонали.  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_a9aa699975f263daaf7b82b802305fe3.jpg.jpg


3. Острые углы опустить к прямому  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_b23d04beb60f7cbca24e01d2e19b0066.jpg.jpg


4. Острые углы поднять вверх. Заготовку перевернуть  .

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_96cc185a2630f448ef5276a52a512df5.jpg.jpg


5. Опустить вниз треугольник  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_c771065c96a4f68628b5047b37d6d9d6.jpg.jpg


6
. Слегка поднимаем треугольник вверх. Это будет нос зайчика.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_0d276160df2f138b3633376376b55a3f.jpg.jpg


7. Снова перевернуть заготовку на другую сторону. Верхние и нижние углы сложить к центру  .

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_fb09af824884426b3e2fd9dbde32c7a1.jpg.jpg


8. Загнуть треугольник вверх (поднять только один слой бумаги). Нижний треугольник будет вставляться в «держалку»  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_c27c9ad4e28accd5b83a8a8c4c562329.jpg.jpg


9. Так будет выглядеть зайчик с лицевой стороны  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_a7454de2e5bb0c79ab125ba776e7a055.jpg.jpg


10.Наметить диагонали  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_da06ea4eacfd0705b8dfcc873790eceb.jpg.jpg


11. Сложить базовую форму "БЛИН", согнув все прямые углы к центру заготовки

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_00ab3fc095573ac4f0c710507298d70b.jpg.jpg


12. Два противоположных угла сложить к центру

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_ae265f168e4ec37058d2ff28324a332d.jpg.jpg


13. Согнуть пополам, поднимая нижнюю часть вверх

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_74f7b7e419ff66b80fe51dee9f9ef3e6.jpg.jpg


14. В щель заготовки вставить ЗАЙЧИКА, подклеить

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_7855efc05c9f5660e21937819836d468.jpg.jpg


15. Правый угол ДЕРЖАЛКИ вставляем в левый карман и подклеиваем.
Оформляем мордочку ЗАЙЧИКУ

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_f10deac48ea3da008eec93574a19adc5.jpg.jpg


16. Ну вот, наш ЗАЙЧИК и готов!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2262_96225446d0ac43f347a8c91a395c3860.jpg.jpg

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пусть всегда щебечут птицы и звонят колокола" (пасхальный праздник)

. Расширять и углублять знания детей о православном празднике Воскресения Христова (Пасхе), его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудни...

Сценарий пасхального праздника

Сценарий пасхального праздника предназначен для детей старших групп.  В сценарии много интересных русских народных игр, в которые дети с удовольствием играют:  "Золотые ворота", "Как из - по...

Пасхальный праздник

Пасхальный праздник Плотникова Надежда Александровна, воспитательСтатья отнесена к разделу:Работа с дошкольникамиДействующие лица:Ведущий.Солнышко.Ведущая.Здравствуйте, ребята дорогие! Маленькие...

Христианские пасхальные праздники

Знакомство с весенними пасхальными праздниками...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Конспект открытого занятия в средней группе «Пасхальный праздник»

Программное содержание: Обучающие задачи: расширять представления детей о традициях празднования Пасхи на Руси, о его смысле и значении. Воспитательные задачи: воспитывать чувство приобщённо...

Сценарий Пасхального праздника «Пасхальное чудо»

Сценарий Пасхального праздника «Пасхальное чудо» для детей старшего дошкольного возраста.Цель праздника: познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представление о народно...