Главные вкладки

    СЦЕНАРИЙ совместных посиделок детей с родителями на тему: "Русские народные традиции" в подготовительной группе
    материал (подготовительная группа)

    Рудковская Марина Васильевна

    Сценарий совместных посиделок детей с родителями на тему:"Русские народные традиции"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_folklor.docx31.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЦЕНАРИЙ

    Совместных посиделок детей  с родителями на тему "Русские народные традиции" в подготовительной группе

    Программные задачи:

    Создать атмосферу творческого сотрудничества детей и родителей, педагогов детского сада.

    Закрепить знания детей о русском народном творчестве: русские народные песни, игра на ложках, русская пляска, пение частушек, русские народные промыслы: хохлома, дымка, русская матрёшка.

    Создать атмосферу радости и удовлетворённости от участия всех в данном процессе.

    Оформление зала: центральная стена украшена народными изделиями: лоскутными, связанными крючком и другими; на столиках и на скамейке, накрытой красивым рушником ручной работы, размещены русские народные игрушки и изделия (по народным промыслам); на столиках вдоль стены выставка изделий разной росписи.

    Ход праздника

    1.Хозяйка: (Мария Алексеевна)

     На завалинках, в светелке,

    Иль на бревнышках каких

    Собирали посиделки

    Пожилых и молодых.

    При лучине ли сидели

    Иль под светлый небосвод-

    Говорили, песни пели

    И водили хоровод.

    А играли как! В горелки!

    Ах, горелки хороши!

    Словом эти посиделки

    Были праздником души.

    2 Хозяйка: ( Марина Васильевна) Здравствуйте, гости дорогие!

    Позади трудовой день и когда солнышко склонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать, да на других посмотреть, да добрым словом перемолвиться. И у нас сегодня посиделки.

    1.Хозяйка: В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках, забавах, пословицах и поговорках, мастерством блеснуть.

    Девочка: Эй, девчоночки-подружки, веселушки-хохотушки.

    Мальчик: Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,

    Вместе: Выходите поиграть, посиделки начинать!

    2. Хозяйка: А давайте и мы с вами, дорогие мамы и папы, гости дорогие  споём и да заведем хоровод вместе.

    (хоровод «Во поле береза стояла» (раздать слова родителям, поем и хороводим вместе))

     (Слова и музыка народные)

     – Во поле береза стояла,

     Во поле кудрявая стояла,

     Люли, люли стояла.

     – Некому березу заломати,

     Некому кудряву заломати.

     Люли, люли заломати.

     – Как пойду я в лес погуляю,

     Белую березу заломаю.

     Люли, люли заломаю.

     – Срежу я с березы три пруточка,

     Сделаю себе я три гудочка,

    1.Хозяйка: Хорошо спели, громко. А скажите, когда и зачем пели тихие песни? Конечно, это колыбельные. Название произошло от  глагола  баять, баить – "говорить ". Старинное значение этого слова – "шептать,заговаривать".) 

         Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. "Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!" говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу.

    Бай, бай, бай, бай,

    ты, собаченька, не лай,

    Петушок, не кричи

    И Ванюшу не буди.

    Баю - баю - баюшки,
    Да прискакали заюшки
    Люли - люли - люлюшки,
    Да прилетели гулюшки.
    Стали гули гулевать 
    Да стал мой милый засыпать.

    А какие колыбельные раньше пели деткам. Давайте –ка родители, вспомним  какие колыбельные вы пели своим деткам.(напевают родители)

    2. Хозяйка:Часто на посиделки брали свою работу. Народ творил из простого материала: дерева, глины, соломы, льна.

    А давайте-ка вспомним народные пословицы и поговорки о труде.

    • Поскорее подрастай да к работе поспевай
    • Хочешь есть калачи — не сиди на печи 
    • Без труда не вынешь рыбку из пруда.

    1. Хозяйка:  Посмотрите сюда, дорогие гости. Это изделия русских мастеров, в народе называют «Золотой хохломой», гжелью , какие матрешки!. А вот, посмотрите, как красивы расписные ложки хохломские!

    Ребёнок: «Звонкие, резные ложки расписные!

    Ложкари играть начнут, Ноги сами в пляс пойдут!»

    Дети исполняют танец с ложками «Веселые ложкари».

    2.Хозяйка: А как было подбодрить ребенка, конечно Пестушкой, это короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Термин "пестушка" произошел от слова "пестовать", то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. А у вас у всех ли были послушны детки? Не приговаривали вы им?

    Ребёнок:                                                  Ребёнок:

    Когда ребенок начинает учиться

     ходить, говорят:

    Большие ноги

     Шли по дороге: Топ, топ, топ,

     Маленькие ножки

     Бежали по дорожке:

     Топ, топ, топ, топ!

    При кормлении малыша стараются отвлечь песней:

    Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

    На зелёном на лугу

    Стоит чашка творогу.

    Прилетели две тетери,

    Поклевали, улетели.

    Как они летели,

    Мы на них глядели.

    Ам!

    1.Хозяйка: А вспомним кА мы -Песенки - потешки

    На колени ребенка сажали и играли. А дети смехом заливалися.

    Ребёнок:                                                  Ребёнок:

    По кочкам по кочкам

    По маленьким дорожкам

    Шел петух

    В ямку бух!

    Я рыжая лисица,

    Я бегать мастерица,

    Я по лесу бежала,

    Я зайку догоняла

    И в ямку бух!

    А там петух!

    Дети и мамы играют в игру «                           « но прежде посчитаемся, ведь считалочка, это тоже речевой фольклор.

    Ребёнок:                                                  Ребёнок:

    Шел баран по крутым горам.
    Вырвал травку, положил на лавку.
    Кто травку возьмет, тот водить пойдет.

    Катилось яблоко мимо сада,

    Мимо сада, мимо града.

    Кто поднимет, тот и выйдет

    2.Хозяйка: Ой погода некуда, снега в этом году намело, как остановить его, помогали - Заклички  - Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Давайте снег остановим а весну позовем.

    Ребёнок:                                                  Ребёнок:

    На небе буря, в поле метель!
    Ангелы прилетите, пургу крылами разгоните!
    Ты, ветер, не вой, снег не лети.
    А ты, метель, не мети да не крути!

    Будем Зиму провожать,
    Весну в гости зазывать!
    Ты иди, Весна, скорей!
    Солнце, Землю обогрей.
    Растопи скорей снега,
    В зелень убери луга,
    Ручейкам дорогу дай,
    Дружно игры затевай!

    1.Хозяйка: А когда не знали что придумать, рассказывали  - Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение.

    Ребёнок:                                                  Ребёнок:

    Бегал заяц по болоту,

    Он искал себе работу,

    Да работы не нашел,

    Сам заплакал и пошел.

    Шла торговка мимо рынка, 
    Спотыкнулась о корзинку 
    И упала в яму – бух, 
    Раздавила сорок мух. 

    2.Хозяйка: Ну что, устали сидеть да молчать? А давайте по тараторим. Тараторки (скороговорки)

    Помогайте родители, гости, вспоминайте скороговорки.

    • Шесть мышат в камыше шуршат.
    • Проворонила ворона вороненка.
    • Сух сук нес барсук.

    1.Хозяйка:  А теперь пришло время подразнить друг друга и не обижаться, ведь это тоже фольклор –Дразнилки,

    насмешливая прибауткаобычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь.

    Ребёнок:                                                  Ребёнок:

    Андрей-воробей,

    Не гоняй голубей. 
    Голуби боятся, 
    На крышу не садятся.

    Ябеда-корябеда,

    Зеленый огурец:

    Никто с ним не играет,

    Никто его не     ест.

    2. Хозяйка: На море – океане,
    На острове Буяне
    Стоит дуб зелёный,
    Под ним стол золоченый,
    На столе бык печеный.
    Садись, кушай,
    Мою сказку слушай…

    Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

    И я вам расскажу докучную сказку:  «Овечка на мосту».

    Протекает речка,
    Через речку мост,
    На мосту овечка,
    У овечки хвост,
    На хвосте мочало,
    Рассказать сначала?..

    -Понравилась сказка?

    Начинаются наши сказки,

    заплетаются наши сказки

    На море –океане, на острове Буяне.

    Там березонька стоит,

    На ней люлечка висит,

    В люльке зайка крепко спит.

    Как у зайки моего

    Одеяльце шелково,

    Перинушка пухова,

    Подушечка в головах.

    Рядом бабушка сидит.

    Зайке сказки говорит.

    Сказки старинные

    Не короткие, не длинные:

    Про кошку, про ложку, про лису и быка,

    Про кривого петуха…

    Про гусей лебедей,

    Про смышленных зверей…

    Это присказка, а сказки?-

    Сказки дальше подойдут.

    А мы вам предлагаем сегодня показать одну из сказок. Например, «Теремок».

    (Родители и дети распределяют между собой роли, подбирают необходимые атрибуты и инсценируют сказку. В качестве фона используется народная музыка, которая выражает характер каждого сказочного героя.

    2.Хозяйка:  Молодцы, задорно поиграли, попели, пошутили, свою удаль  показали!

    Вот так веселился народ в старину.

    А мы к столу всех приглашаем

    Кашей угощаем!

    Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

    1. Хозяйка: Хорошо ли вы провели время на наших посиделках, гости дорогие?

    «Ну что ж, гость доволен, хозяин рад».

    Вот и настал момент прощанья,

    Будет краткой наша речь.

    Говорим всем до свидания,

    (Дети хором)«До счастливых новых встреч!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект – сценарий Совместной непосредственно – образовательной деятельности «Волшебница вода» Образовательная область «познание» Подготовительная группа

    знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;Уточнять представления детей о том, что вода ва...

    Конспект занятия – на тему «Русские тряпичные куклы», для подготовительной группы.

    Знакомство с видом декоративно-прикладного искусства – народной игрушкой – тряпичной куклой....

    Сценарий совместного развлечения мам с детьми посвященной Дню матери в подготовительной группе "Дочки, сыночки, мамочки".

    Цель: Активизировать совместную деятельность детей, родителей и детского сада. Формировать доброе отношение друг к другу, уважение к родным и близким.Оформление и реквизиты: Фотографии детей с мамами,...

    Сценарий родительского собрания. «Приобщение родителей и детей к народным традициям: «Масленица. Посиделки»

    Совместное мероприятие детского сада и семьи в рамках приобщения к русской культуре, воспитание у детей патриотических чувств....

    Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню матери во второй младшей группе

    Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню матери...

    Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню матери во второй младшей группе «Мама –солнышко моё!»

    Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню матери во второй младшей группе «Мама –солнышко моё!»...

    Консультация"Приобщение детей к народным традициям" подготовительная группа

    В консультации представлен материал о народных  традициях, которые открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт....