Тематическое мероприятие в подготовительной группе «День снятия блокады»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Брязгина Наталья Евгеньевна

Форма: Музыкально-тематическое занятие.

Цель: формировать, уточнять и систематизировать знания детей о подвиге нашего народа во время войны, блокады Ленинграда.

Задачи:

  • формировать чувство гордости за свою страну, свой город;
  • развивать диалогическую речь детей;
  • вызвать у детей эмоциональный отклик.

 

Словарная работа.

Активизирование словаря: блокада, народ, Ленинград, оружие, враги, фашисты, сирена.

Обогащение словаря: бомбоубежище, окопы, фугасные бомбы, продовольствие, эвакуация, печка-буржуйка.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_meropriyatie.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 35» Ленинградской области Кировского района поселка Приладожский

Тематическое мероприятие в подготовительной группе

«День снятия блокады» 

Составила и провела воспитатель

высшей квалификационной категории

Брязгина Н.Е.

27 января 2021г.

Форма: Музыкально-тематическое занятие.

Цель: формировать, уточнять и систематизировать знания детей о подвиге нашего народа во время войны, блокады Ленинграда.

Задачи:

  • формировать чувство гордости за свою страну, свой город;
  • развивать диалогическую речь детей;
  • вызвать у детей эмоциональный отклик.

Словарная работа. 

Активизирование словаря: блокада, народ, Ленинград, оружие, враги, фашисты, сирена.

Обогащение словаря: бомбоубежище, окопы, фугасные бомбы, продовольствие, эвакуация, печка-буржуйка.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация.

Ход мероприятия:

1 СЛАЙД Заставка. Под торжественную музыку дети заходят в зал и присаживаются на стулья.

2-9 СЛАЙД Виды Санкт-Петербурга

Ведущий: - Ребята, что это за город?

Дети: - Это Санкт-Петербург!

В: - Совершенно верно. Этот прекрасный, красивейший, величавый город – наш родной Санкт-Петербург. Когда-то давно он назывался Ленинградом.

Восьмого сентября 1941 года гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Отрезали город от всей страны. Началась 871 – дневная блокада города на Неве.

10-11 СЛАЙД - Ребята, а что такое блокада?

Д: …

12-14 СЛАЙД  В: - Посмотрите ребята, каким стал наш город во время блокады. Его постоянно обстреливали со всех сторон немцы, в городе горели пожары, повсюду дым, разруха. В небе вражеские самолеты, который бомбят Ленинград. Немецким захватчикам очень хотелось отобрать у нашего народа этот замечательный город. Москву фашисты называли сердцем России, а Ленинград – ее душой.

Страшно было людям, правда, ребята?

Д: - Да! Страшно!

В: - Понимая это, правительство нашей страны приказало включить звук метронома, чтобы он звучал по всему городу, как пульс города, как символ того, что город жив!  А также было приказано не прекращать работу радио, чтобы люди могли знать, что происходит на фронтах, в стране, слушать музыку, таким образом, поднимая свой дух и веру в победу над врагом.

15-16 СЛАЙД  Метроном

17 СЛАЙД В: - Как жили в осажденном городе дети? Чем они занимались?

Д: …

В: - Во время блокады, перед самым ее снятием в 1944 году, был снят художественный фильм «Жила-была девочка». Это история про девочку Настю, которая пережила блокаду Ленинграда , основана на реальных событиях. Некоторые фрагменты из этого фильма я вам сегодня покажу.

18 СЛАЙД Настя – помощница.

В: - Ребята, что готова была делать девочка, как помогать? Куда пошла работать ее мама?

- Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...».

19-30 СЛАЙД - Дети в блокаду помогали взрослым, учились в школе, ходили в детский сад… И даже в детских садах и школах взрослые устраивали для детей празднование Нового года, наряжали для них елку, дети водили хоровод, получали подарки.

 В: - Одна из девочек-учениц школы писала об этой новогодней елке: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу. На обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти". Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".

А еще дети вместе со взрослыми собирались в бомбоубежищах, прячась от бомбежек фашистов, где кто-то читал письма, кто-то спал, кто-то рассказывал что-то…

31 СЛАЙД  В: - Что такое бомбоубежище?

Д: - Это место, где прятались от бомбежки, в подвале…

В: - Да, ребята, это место, где можно было уберечься от взрывов бомб, обстрела. Метро было тоже бомбоубежищем. Посмотрите кадр из фильма и послушайте, как звучала сирена и объявление о приближающемся обстреле.

32-34 СЛАЙД  В: - Сбрасывали с самолетов фашисты и фугасные бомбы, их еще называли зажигательными. Они не разрывались при ударе о землю, а воспламенялись и случался пожар. Их можно было тушить водой, песком, при помощи огнетушителей, а можно было выбросить из здания или с крыши дома, куда фугаска упала, надев брезентовые рукавицы или при помощи специальных металлических щипцов. Наряду со взрослыми этим активно занимались и дети. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через все время героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки.

35 СЛАЙД  Кадр из фильма

ПЕСНЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЕ МАЛЬЧИШКИ»

36-37 СЛАЙД  Письма.

В: - Конечно же, очень ждали дети и взрослые писем с фронта от своих родных.

38 СЛАЙД Кадр из фильма.

В: - Как расстроилась Настенька, не получив от папы письма! И как обрадовалась письму от папы, который пишет, что сбил немецкий самолет, Катя.

39 СЛАЙД  В: - Играли ли дети в блокаду?

Д: …

В: - Конечно играли! И очень берегли свои игрушки, дорожили ими. Посмотрите, как играли Настя и Катя.

40 СЛАЙД Кадр из фильма.

41-45 СЛАЙД В: - Некоторые игрушки хранятся в музее обороны Ленинграда. Это игрушки детей, которые были найдены после освобождения города. Для многих детей эти игрушки служили талисманами и они хранят их, как реликвию, как огромную ценность.

46 СЛАЙД  В: -Водопровод не работал. Где же брали воду жители блокадного Ленинграда?

Д: …

47 СЛАЙД Кадр из фильма.

48-50 СЛАЙД В: - Воду брали из Невы. Зимой делали проруби и набирали воду. Топили снег. Очень трудно было в сильные морозы ходить за водой. Но это приходилось делать даже детям. Посмотрите кадр из фильма. Как Настя ходила за водой на Неву в сильный мороз и метель, чтобы помочь маме.

51 СЛАЙД  В: - Не было электроэнергии. Электростанция взорвана. Как жили без света люди?

Д:…

52-53 СЛАЙД  В: - Да, ребята, людям было очень плохо без света. Долгие темные ленинградские ночи делали жизнь блокадников еще более мрачной, тяжелой. На улицах ничего нельзя было разглядеть, т.к. не горели фонари и не лился свет из окон. Город был погружен во мрак. Люди в своих жилищах зажигали свечи, если они у них еще были, лучинки, керосиновые лампы, которые совсем тускло светили.

54 СЛАЙД В: - Теплосети взорваны. Как же жили без отопления люди? Как согревались?

Д: …

55-56 СЛАЙД  В: - Ставили прямо в квартирах металлические печки-буржуйки, жгли костры прямо в помещении, тепло одевались, укрывались всем, что только было в доме. Сжигали все: хорошо, если были дрова, если нет, то в ход шла мебель, книги, ящики, матрасы…

57 СЛАЙД  В: - Но страшнее всего был голод. Вам знакомо чувство голода? Когда ни о чем другом, как о еде думать не можешь!?

Д: …

58 СЛАЙД  кадр из фильма. Посмотрите кадр из фильма про Настю.

В: - Посмотрите, как волнуется девочка, переживает о том, что девушка может потерять карточки!

59 СЛАЙД  В: - Что вы знаете, дети, про хлебные карточки?

Д: …

60-66 СЛАЙД  В: - Вот так выглядела хлебная карточка. Ее очень берегли, т.к. при потере ее другую не выдавали, и можно было умереть с голоду. На карточке так и написано: « При утере карточка не возобновляется». Хлебный кусочек был размером с два спичечных коробка. И это норма на целый день! Хлеб был липкий, кислый, прилипал к зубам. «Стандартный», если можно так выразиться, состав блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя. Но это лишь один из вариантов. По старой русской традиции в ход могла пойти и лебеда, и древесная кора, и сосновый луб. Добавляли также лузгу, рисовую мучку, соевый шрот или отруби. Мука тоже часто менялась, использовалась любая – от ячменной до кукурузной. В целом рецепт хлеба мог меняться ежедневно. Специалисты Центральной лаборатории Ленинградского треста хлебопечения придумывали самые немыслимые варианты, лишь бы накормить хоть чем-то горожан.             

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре —

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам. ...

О, мы познали в декабре –

Не зря «священным даром» назван обычный хлеб.

И тяжкий грех – хотя бы крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освящен,

Наш хлеб насущный, ленинградский.

                     О. Ф. Берггольц

67 СЛАЙД В: Вот история про мальчика, который нарисовал необычный рисунок. Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал?!» – спросила воспитательница. Он ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего». Дети так хотели есть, что даже рисовали еду.

В: - Я вам рассказала про мальчика, который от сильного чувства голода нарисовал булку. А вот другой мальчик нарисовал рисунок, на котором изобразил солнце, голубое небо, себя и маму. И подписал: «Пусть всегда будет солнце…» Он хотел, чтобы на Земле всегда был мир! Давайте мы станцуем с вами танец «Пусть всегда будет солнце…».

68 СЛАЙД ФИЗМИНУТКА МУЗЫКАЛЬНАЯ «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ…»

69-70 СЛАЙД Кадр из фильма.

В: - Посмотрите кадр из фильма про девочку, про хлеб…

- Почему так обрадовалась девочка?

Д: - Повысили норму хлеба, стало поступать продовольствие по «Дороге жизни»…

71-74 СЛАЙД В:- Да, ребята, была построена автодорога, проложенная по льду, которую люди назвали Ледовой дорогой жизни. С 12 сентября 1941 по март 1943 года она соединяла блокадный Ленинград со страной. Она была очень опасной. Постоянно обстреливалась фашистами. Когда лед начинал подтаивать, ездить по ней было еще опаснее. Водители не закрывали двери кабины, чтобы в случае провала машины под лед можно было успеть покинуть ее. Но все равно очень много водителей, бойцов погибли на этой дороге. И даже, зная, насколько опасен путь, никто не отказывался перевозить необходимые городу грузы!

75 СЛАЙД  В: - И вот, наконец, настал день – 18 января 1943 года, когда по радио  через репродукторы на весь город, чтобы слышали все ленинградцы, объявили о прорыве блокады Ленинграда.

76 СЛАЙД  В: - В честь празднования дня полного снятия блокады города, через год после ее прорыва, 27 января 1944 года был дан салют!

77-81 СЛАЙД  В: Чтобы люди помнили о тех страшных днях, чтобы гордились своим народом, своим великим городом, своей страной, возведены памятники. Люди имеют возможность почтить память героев, возложить цветы, передать эту память своим детям. В нашем Кировском районе есть памятник железнодорожникам, памятник Полуторке – легендарной грузовой машине и водителям, которые управляли ею, музей – диорама «Прорыв блокады Ленинграда», «Разорванное кольцо блокады» в Кокорево и многие другие.

СТИХИ читают воспитатель и дети

Чтобы снова на земной планете

Не повторилось той войны

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Нам наше прошлое свято и дорого!

Гордость побед и горечь утрат!

Вечная память защитникам города!

Вечная слава тебе, Ленинград!

Спасибо тем, кто город отстоял!

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал из пепла, возрождал!

Спасибо вам, Герои Ленинграда!

Пусть летят столетья, пусть летят года!

Город наш великий будет жить всегда!

Ты – слава России! Город наш – герой!

Расти и процветай! Мы гордимся тобой!

82 СЛАЙД

МЫ ПОМНИМ ПОДВИГ ГЕРОЕВ! МЫ ГОРДИМСЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...

тематическое занятие для старшего возраста. "День снятия блокады Ленинграда."

В занятии предлагается детям информационный, исторический материал; воспоминания о жизни жителей блокадного города....

Проект в подготовительной группе "День Снятия Блокады"

Актуальность:Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности реб...

Тематический досуг в старшей и подготовительной группах «День снятия блокады Ленинграда»

Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию тематический досуг в старшей и подготовительной группах, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда». Буду очень рада, если для вас данный конспект...

Проект для детей подготовительной группы "День снятия Блокады Ленинграда"

Проект для детей подготовительной группы "День снятия Блокады Ленинграда" Ссылки на просмотр роликов по итогам работы:https://vk.com/wall-212446883_2157  видеоролик о работе по про...

Тематическое занятие в старшей группе «День снятия блокады Ленинграда»

Беседа с детьми о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда....