Квест
материал (подготовительная группа)

Кирьянова Наталья Николаевна

 Приобщение детей к истокам русской традиционной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -816977292.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад  № 53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квест

«Масленица»

для детей подготовительной группы

 

 

 

 

 

Составитель: воспитатель 1 квалификационной категории

Кирьянова Н.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.  Новосибирск 2021

 

Цель: Приобщение детей к истокам русской традиционной культуры.

Задачи:

  • продолжать знакомить с устным народным творчеством:  загадками, закличками, песнями и играми.
  • формировать знания детей о календарно – обрядовом празднике.
  • развивать интерес к старинным играм и забавам, развивать желание играть в народные игры.
  • создавать хорошее настроение, положительные эмоции.

Действующие лица: взрослые-  бабка с дедом, Емеля, Баба Яга, Медведь, Матрешка, два Скомороха.   

Оборудование:  музыкальный центр, деревянные ложки, чучело масленицы Предварительная работа: беседы о традициях празднования масленицы, разучивание песен, знакомство с народными играми.

 

Ход мероприятия:

На пяти празднично украшенных прогулочных участках вокруг детского сада детей ожидают сказочные герои. Спортивная площадка празднично украшена. Дети собираются на площадке возле центрального входа в детский сад.  

 

Скоморох 1:  

Здравствуйте, гости дорогие!  

Жданные да долгожданные!  

Скоморох 2:  

Эй, веселей собирайся, народ, Нынче Масленица в гости идет!

Скоморох 1:  

Сегодня мы Зиму провожаем, Весну встречаем!

Спешите! Спешите! Спешите!

Да друзей с собой захватите!

Скоморох 2:  

Ай-да-да, ай-да-да.

Все пожалуйте сюда!

И Тишки,  и Мишки, И Кольки, и Гришки! Скоморох 1:          

Давай, подходи,  И других подводи! И Аленка, и Аненка, И красивая Матренка,  Скоморох 1:

Масленица – это веселый праздник, который отмечают в конце зимы, длится он целую неделю. Каждый день имеет свое название и свои традиции.  И сейчас мы с вами будем путешествовать по масленичной неделе, узнаем, как весело в старину отмечали этот праздник.

Скоморох 2:  

Масленица не каждый день бывает,  

Кто не побывал, тот побывает,

Чего здесь только не наслышишься, Чего здесь только не навидишся!

Все будут довольны – никто не обидится!

Скоморох 1:

В путь – дорогу собирайтесь И по дням недели прогуляйтесь.

А мы, скоморохи, будем вас сопровождать, Будем в пути вас забавлять!

 

Скоморох 2:

А ну, садитесь в санный поезд!

Пое-е-ехали!   Дети парами держатся за руки друг за другом и бегут легким бегом. Скоморох 1:

Ехали мы, ехали –  К Понедельнику приехали.

Нас встречает бабка с дедом

С белой солью да и хлебом!  

 

Дед:

Здравствуйте, красны девицы  Да добры молодцы!

Милости просим!

Давайте знакомиться.

Меня зовут дед Иванушка.

Бабка:

А меня – бабушка Марьюшка.  А вас как?

По команде раз-два-три,

Свое имя назови! Дети выкрикивают свое имя одновременно.

Дед:

Понедельник – это первый день  масляничной недели, называется день ВСТРЕЧА! В этот день встречают Масленицу.

 

Дети проговаривают заколичку:

Здравствуй, масленица дорогая,  

Побывай у нас, родная, На широком на дворе,

Чтобы радость детворе.

 

Инсценируют русскую народную песню 

«Как у бабушки козел»

 

Русская народная игра «Плетень»

Дети стоят, взявшись за руки крест на перекрест, в четырех шеренгах. Шеренги расположены попарно друг напротив друга «колодцем». На первую фразу музыки 1я команда идут к третьей, кланяются ей и уходят назад. Такие движения выполняет каждая шеренга. Затем звучит плясовая музыка – дети врассыпную, приплясывая. С окончанием музыки дети должны найти свои места в шеренгах.

 

Скоморох 1:

Спасибо вам, бабушка и дед, за такую теплую встречу,  нам пора двигаться дальше. Скоморох 2:  С адитесь в санный поезд! Пое-е-ехали дальше!

 

Скоморох 1:

Ехали мы, ехали –  Ко Вторнику приехали. Нас Емелюшка встречает, Веселить нас обещает.

 

Емеля:

Здравствуйте, гости дорогие! Давно я вас поджидаю,  В балалаечку играю.

 

Вторник – второй день на масленичной неделе, называется он ЗАИГРЫШ. 

Я вам буду на балалаечке играть,  

А вы мне будете на ложках помогать!

 

Звучит р.н. мелодия  «Светит месяц», дети играют на ложках

 

Скоморох 1:

Ну, хватит баснями народ забавлять, Давай с нами играть.

 

Инсценировка шуточной русской народной песни

«Емелина неделя» (обр. Ю.Горячова)

 

Скоморох 1:

Ехали мы, ехали –  И  к Среде приехали.

Мишка должен нас встречать,  Сладостями угощать.

 

Скоморох 2:

Ой, ребята, Мишка спит!

И на нас он не глядит Что же делать, как нам быть? Как нам Мишу разбудить?

 

Скоморох 1:

Давайте дружно покричим

И ногами постучим!  Дети выполняют движения по тексту.

 

Медведь:  

Здравствуйте, ребята!

Я вас долго ждал да и заснул.  

 

Вот и Среда пришла, сладости нам принесла. Третий день масляничной недели, среда, называется ЛАКОМКА!  А вы любите сладкое. Сейчас я проверю.

Медведь загадывает детям загадки. Загадки о сладостях:

 

Если сахар растопить,

Затем в формочку залить,

Остудить и, наконец,  

Мы получим…    ЛЕДЕНЕЦ

 

Это что за кросота? Слой за слоем – высота,

Весь обмазан в белый крем, Непременно его съем.     ТОРТ

 

Длинные и круглые,

Белые и смуглые,

Что за сладкие кокетки

В платьях, фантиках…. КОНФЕТКИ

 

Что за солнышки дырявые.

Очень вкусные, румяные?

В сковородочке печеные.

Маслом, медом золоченые.

Не купишь в магазинчике

Бабушкины…         БЛИНЧИКИ

 

Формы разной он бывает,

И глазурью весь сверкает,

Выпекается в печи,

Но совсем не калачи.         ПРЯНИК

 

Медведь:  

А теперь пришла пора Веселиться, детвора!

Предлагаю вам всем встать,

В «Пряничну доску» сыграть.

 

Русская народная игра  «Прянична доска»

 

Дети стоят в две шеренги, спиной друг к другу. Водящий ходит вокруг них, все поют песню:  Прянична доска,

С целого пенька,  С целого пенька

Сбрось-ка паренька!

По окончании песенки, водящий дотрагивается до игрока, возле которого он остановился. Тот игрок, вместе с водящим,  обегает детей с разных сторон. Кто первый займет пустое место – тот выиграл, проигравший становится водящим.

 

Медведь угощает детей пряниками из лукошка.

 

Скоморох 2:

Спасибо тебе, медведушко, а мы отправляемся дальше путешествовать по масленичной неделе.

 

Скоморох 1:  Садитесь в санный поезд! Пое-е-ехали дальше!

 

Скоморох 2:

Ехали мы, ехали –  К Четвергу приехали. Баба Яга нас здесь  встречает, Не вредничать нам обещает!  

 

Баба Яга:

Фу-фу! Русским духом пахнет!   Ой, касатики ко мне пожаловали!

 

Скоморох 1:  

Баба Яга, костяная нога, Где мед – река, Где кисель – берега?  

 

Баба Яга:

Здесь живу я! Ага! Ведь сегодня же Четверг – самый  РАЗГУЛ  масляничной недели.

 

Скучно мне одной, Поиграйте-ка со мной!   Слышу, ваши ножки стучат, Попрыгать хотят.

Игра «Метла Бабы Яги»

Баба Яга в центре круга крутит свою метлу, дети в кругу прыгают. Кого метелка задела – выходят из игры. 

Баба Яга: А теперь хочу посмотреть, какие же вы сильные да ловкие.  

Давайте померяемся силушкой, кто сильней меня? Становись напротив меня! А ну, силачи, тяните канат!

 

Забава «Перетяни канат»

 

Баба Яга: Спасибо, ребятушки, повеселили меня, старую. Поразмяла я свои косточки. Теперь, пожалуй, к Лешему на блины слетаю.

 

Скоморох 2:  Садитесь в санный поезд!

Пое-е-ехали дальше!

 

Скоморох 1:

Ехали мы, ехали –  

К Пятнице и Субботе приехали. Здесь Матрешка нас встречает, Посиделки  затевает!  

 

Матрешка:  

Жду – поджидаю,  посиделки без вас не начинаю.

Расскажу я вам, чем же знамениты Пятница  и Суббота масляничной недели.  Они назывались веселые ПОСИДЕЛКИ. В эти дни принято было ходить  к родственникам  в гости на блины.

Песня - танец  «Пых – пых самовар» муз. Д. Тухманова

 

Матрешка:  

А ну, ребята, давайте в «Сахаринку» играть!

Русская народная игра «Сахаринка»

 В центре круга на корточках сидит водящий - «сахаринка».  Держась за руки, дети идут по кругу и поют:

Сахаринка на полу да на полу,          

Неленива, сахаринку подниму. (водящий встает) Сахар съела, песню спела, целоваться захотела:

(Имя ребенка – «сахаринки»), сердце томит? 

Ребенок отвечает: Томит! 

По кому?   Мальчик называет имя девочки, девочка – имя мальчика. Названный ребенок выходит в центр круга и обнимает «сахаринку». Теперь

«сахаринкой» становится новый участник.

 

Скоморох 1:

Спасибо тебе, Матрешка, а мы отправляемся дальше путешествовать по масленичной неделе.

 

Скоморох 2:  Садитесь в санный поезд! Пое-е-ехали дальше!

 

Скоморох 1:

Ехали мы, ехали –  К Воскресенью приехали.

Все сказочные  герои нас встречают, Большой праздник  обещают!  

 

Скоморохи: Вот и приехали мы к самому главному дню праздничной недели - Воскресенью! Посмотрите, нас встречают все герои, которых мы встречали во время путешествия.  

 

Бабка с дедом, Емеля, Баба Яга и Матрешка  встречают детей на спортивной площадке, где заканчивается путешествие.

 

Бабка с дедом: Воскресенье праздничной недели называется ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ  или ЦЕЛОВАЛЬНИК. И сейчас по русскому обычаю обнимемся, поцелуемся да попросим друг у друга прощения.  

Дети по примеру взрослых обнимают друг друга,  говоря: «Прости меня!»

 

Матрешка: По народному обычаю на Масленицу  сжигают чучело. Огонь жаркий, всех согреет, да и Зимушке – Зиме путь домой укажет.  

 

Баба Яга: А где же Масленица?  Позовем ее, ребята!  Дети повторяют слова.

                Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько!                   Масленица, приходи к нам в гости поскорее!

 

Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью, явись сюда к нам сама госпожа Масленица!

 

Медведь  привозит на санках чучело Масленицы! 

Скоморох 1: Веселись, народ,

В гости Масленка идет, С пирогами и блинами –  За собой весну ведет.

Скоморох 2: Будем петь и гулять,  Весну – матушку встречать! На санях кататься,

Блинами объедаться!

 

Дети встают в общий круг, исполняют песню с движениями.

Русская народная песня  «Мы давно блинов не ели»

 

Скоморох 1:

В две команды  вы вставайте И веселье продолжайте!

 

Эстафета «Испеки блин»

Дети встают в две колонны, на маленьких чугунных сковородках с ручкой переносят  по очереди «блины» из большой кастрюли  каждая на свой стол. Команда,  которая больше «напечет» «блинов» - победитель.  

 

Емеля: Государыня  Масленица!

Мы  тобой хвалились, Дружно веселились,

Наступил теперь твой час:

Ты порадуй-ка нас! Все вместе: Гори – гори ясно, чтобы не погасло!

 

Поджигают чучело Масленицы.

Дети говорят:  

Уходи зима, приходи весна,

Прощай зима, прощай, масленица!

 

Бабка: Если дым от костра поднимется вверх – год будет богатым, плодородным. Дедко: А ежели по земле стелиться начнет – хорошего урожая не жди!

 

Русская народная игра  «Гори, гори ясно!»

 

Играющие выстраиваются в 2-3 круга. Вне круга остается водящий с платочком в руке. Все участники идут по кругу и приговаривают: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо - птички летят,  Колокольчики звенят. Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончанию песенки водящий останавливается и поднимает платочек вперед. Игроки громко говорят: Раз, два, не воронь,  А беги, как огонь.

Два ребенка, возле которых остановился водящий, поворачиваются спина к спине и бегут в противоположные стороны. Кто первым дотронется до платка – становится водящим.

 

Емеля: Сгорит масленица – значит конец зиме. Матрешка: А какая же масленица без блинов?  

 

Герои угощают детей блинами.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мини-квест игры для дошкольников подготовительной группы «Логический мини-квест. ARTEC BLOCKS». Открытое мероприятие в рамках зимней педагогической сессии в сетевой образовательной команде «Кванториум»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, речевое развитие.Цель: развитие логического мышления и воображения дошкольников поср...

Квест-игра для родителей и детей ДОУ «Ты откуда, Дед Мороз?» (квест–технология, как форма взаимодействия с родителями)

Данная игра проводилась в рамках годового проекта ДОУ «Применение квест-технологии в практике ДОУ». Игра разработана в соавторстве с педагогами: Дорошиной М.В., Каравайчик Н.Ю.Цель: в...

Конспект спортивного квеста с детьми и родителями в старшей и подготовительной группах. Квест-игра «Следопыты»

Конспект спортивного квеста с детьми и родителями в старшей и подготовительной группах....

КВЕСТ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА) Квест «Поиски пропавшего танка»

Место проведения квест – игры: Спортивный залЦель: воспитать патриотизм, создать представление об армииЗадача: выработать дисциплину, развивать внимание, память, логическое мышление. Предва...

Квест как одна из форм образовательного процесса. Поисковые и образовательные квесты

Квест как одна из форм образовательного процесса. Поисковые и образовательные квесты...

Консультация для воспитателей «Полевая кухня, штаб и квест-игра в «Полевая кухня, штаб и квест-игра в детском саду, или Как по-новому организовать День Победы с дошкольниками» март 2021 г.

Проведите в этом году праздник в честь Дня Победы в детском саду по-новому. Предложите педагогам организовать мероприятие в форме интерактивной военно-полевой игры с элементам...