Проект День победы
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Кудашева Ирина Викторовна

 Сегодня  возникает проблема: наши дети, молодое поколение, не знают историю событий Великой Отечественной войны; не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной войне, которые подарили нам счастливую, мирную, жизнь; не имеют представления о празднике «День Победы», т.к. к сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Поэтому решили сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «День Победы»

Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей.

Цель проекта: Воспитание у детей патриотизма, чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_pobedy.docx233.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Умка Металлург» г. Карабаша»

Проект

в подготовительной группе

“День Победы”

C:\Users\user\Desktop\ko-dnyu-pobedy-9-maya.jpg

Воспитатели: Е.Ф. Файзулина

И.В.Кудашева

2021

Тип проекта: информационно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный с 1.04.21 по 10.05.21

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители

Актуальность проблемы: Сегодня  возникает проблема: наши дети, молодое поколение, не знают историю событий Великой Отечественной войны; не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной войне, которые подарили нам счастливую, мирную, жизнь; не имеют представления о празднике «День Победы», т.к. к сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Поэтому решили сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «День Победы»

Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей.

Цель проекта: Воспитание у детей патриотизма, чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне.

Задачи :

  1. Узнать историю событий Великой Отечественной войны.
  2. Сформировать представления о празднике «День Победы»
  3. Расширить и закрепить знания о защитниках отечества (солдатах).
  4. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
  5. Формировать представление о том, что всем людям на Земле нужен мир.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: экскурсия к мемориалу павшим в Великой Отечественной войне.

Название итогового мероприятия проекта: возложение цветов к мемориалу павшим в Великой Отечественной войне.

Продукты проекта:

- для детей: рисунки «Звезда», аппликация «Салют», лепка «Русский танк»

- для педагогов: выставка детского творчества, выпуск стенгазеты

«Наши прадеды», папка-передвижка, информационный

материал

- для родителей: рисунки, поделки, атрибуты

Ожидаемые результаты по проекту:

1. Имеют знания о легендарном прошлом нашей Родины.

2. Имеют представления о защитниках отечества, могут рассказать о

празднике 9 мая, зачем нужен мир на Земле.

3. Творческие работы детей.

4. Имеют простейшие представления о мероприятиях направленных

на воспитание патриотических чувств (Парад Победы, Салют, возложение

цветов к памятнику)

Этапы работы над проектом:

1 этап – Подготовительный:

  • Определение темы проекта, постановка цели и задач.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Изучение методической литературы.
  • Выбор форм работы с родителями.
  • Выбор основных мероприятий.
  • Определение и формулировка ожидаемых результатов.
  • Подбор материалов для проведения бесед, консультаций.
  • Работа с интернет - ресурсами.

2 этап – Деятельностный:

  • Работа с различными источниками информации: рассматривание иллюстраций, плакатов по теме проекта.
  • Подготовка рекомендаций для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне».
  • Проведение занятий по теме.
  • Просмотр презентаций.
  • Проведение бесед.
  • Создание мини-музея артефактов ВОВ
  • Оформление стенгазеты «Наши прадеды».

3 этап – Завершающий:

  • Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
  • Оформление памятки для родителей «Как рассказать детям о ВОВ».
  • Выставка совместного творчества родителей и детей «Мы помним».
  • Экскурсия к памятнику братской могилы советских воинов.

План реализации проекта:

1.04. Беседа “Праздник День Победы”. История возникновения праздника.

Чтение А.Усачёв  “День Победы”.

2.04. Рассматривание иллюстраций по теме проекта.

Разучивание песни “С дедом на парад..”

6.04. Сюжетно-ролевая игра «Летчики»

Познавательное НОД «Их именами названы» - об истории улиц, которые названы в честь героев ВОВ.

Беседа  «Мальчики - будущие защитники Родины».

7.04. Подвижная  игра «Лучший стрелок»

Создание стенда мини-музей “Во славу Отечества”:

 Стенд “Дети- герои войны”

Чтение З. Александрова «Дозор»

8.04. Беседа по картинам  Ю. Непринцева «Отдых после боя».

Рисование  «Праздничный салют»

Подвижные игра  «Разведка»

9.04. Сюжетно-ролевые игра   «Моряки».

 Просмотр презентации  «Никто не забыт – ничто не забыто».

Мероприятие в библиотеке на тему: ‘’Маленькие герои войны''

12.04. Дидактическая  игра    «Как называется военный…»

Беседа  «Герои в нашей семье»

13.04. Сюжетно-ролевая игра    «Лётчики»

Аппликация  праздничная открытка «Парашютисты»

Разучивание песни “Великий праздник День Победы”

16.04. Подвижная  игра   «Попади в цель»

Сюжетно-ролевая  игра     «Танкисты»

Создание стенда мини-музей “Во славу Отечества”:

Стенд    “Города-герои”

19.04. Дидактическая игра  «Узнай и назови боевую технику ВОВ»

Чтение И.Токмакова « Сосны шумят»

Беседа  «Георгиевская лента – символ Дня Победы»

20.04. Подвижная  игра  «Меткий стрелок»

Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге.

 Заучивание стихотворения А. Усачев « День Победы»

21.04. Чтение  Ю. Яковлев « Как Сережа на войну ходил»

Рисование   «Самолеты в небе»

Сюжетно-ролевая  игра    «На границе»

22.04. Игра- ситуация «Армейский порядок»

Лепка «Танк»

26.04. Дидактическая игра  «Назови город – герой»

Чтение О. Высоцкая «Салют»

Создание стенда мини-музей “Во славу Отечества”:

Стенд   “Памятные места города Карабаш”

27.04. Беседа  «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки»

Раскраски по теме.

28.04.  Рисование «Вечный огонь»

Чтение Е.Карасев «Город герой»

29.04. Коллективная аппликация «Парад Победы»

Чтение стихи С.Михалкова

30.04.  Дидактическая игра  «Что лежит у солдата в вещевом мешке».

Игры с солдатиками «Наша Армия сильна, охраняет мир она»

4.05.  Конструирование из бумаги «Цветы Победы»

Выставка рисунков «День Победы»

Мероприятие в библиотеке на тему:'' День Победы’’

5.05.  Тематическое НОД «Со стихами к Победе» Чтение стихов посвященных ко дню Победы

Подвижная  игра «Санитары»

Рассматривание слайда по теме День Победы и ВОВ

6.05.  Проведение утренника ко Дню Победы

7.05.  Чтение  Л. Кассиль «Памятник солдатам»

Приложения к проекту “День Победы”.

Беседа “Праздник День Победы”. История возникновения праздника.

Цель: знакомство детей с героическими страницами истории России.
Задачи: 
1.Знакомить с событиями Великой Отечественной Войны, закреплять знания о том, как люди защищали свою страну.
2.Развивать у детей уважение к историческому прошлому своей страны, ветеранам ВОВ, отстоявшим мир в жестоких сражениях.
3.Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, любовь к своей Родине.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и увидела в своём почтовом ящике странное письмо, оно очень старое, потрёпанное. Хотите я вам его прочитаю?

Текст письма:

     Дорогие ребята!

Война - это самое страшное событие на свете.

Мы, солдаты Великой отечественной войны, как могли, приближали этот день   победы!

Мы очень хотели, чтобы вы жили в мире!

Будьте сильными, смелыми, храбрыми, защищайте свою родину, не забывайте о погибших героях, не забывайте великих подвигов, которые совершили солдаты, сражаясь за родину, за ваше счастливое детство!

Воспитатель:

- Дети, как вы думаете, откуда могло прийти такое письмо? (Дети отвечают, что такие письма посылали солдаты с Великой отечественной войны)

- Я думаю, вы правы. Оказывается, до наших дней сохранилось послание из прошлого. Наверно они хотели нам что-то рассказать, детям которые живут в наше время!

-Ребята, а вы знаете, почему письмо пришло именно в это время, какой приближается праздник?(Ответ детей)

Воспитатель:

Приближается долгожданный праздник День Победы!

9 Мая - светлый и радостный праздник.

Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Вечная им слава!

9 мая - Светлый праздник, в этот день все люди поздравляют друг друга, а особенно ветеранов. 

Ребята сегодня мы с вами поговорим о Великой Отечественной войне и наших защитниках, которые отстояли нашу страну в годы этой войны. О тех, кто с оружием в руках защищал нашу свободу, нашу Родину.

А что же такое Родина для вас?(ответы детей) .

Воспитатель: Молодцы, вы совершенно правы. Послушайте стихотворение Владимира Степанова 

«Рассказ ветерана»
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, - живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!
Вопросы по стихотворению:
- О чем рассказал солдат ребятам?
- Зачем и как молодой солдат сражался за родину?
- Легко ли ему было?
- А можно ли назвать его героем? 

Родина-это детский сад, улица, на которой вы живете, ваши мама, папа, наш город, наш край. 

О войне мы знаем по книгам, фильмам, воспоминаниям ветеранов войны и труда.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Подлый враг напал на нашу страну внезапно, не объявляя нам войну, нарушив мирный договор. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но они просчитались, на защиту любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась такая песня-призыв:

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой».

Воспитатель:

Говорят, горе имеет свой запах. Война пахнет огнем и пеплом. Война-это горький пот, это письма, которые ждут и боятся получать. Война-это краткое затишье и погибшие молодые жизни. Это несбывшиеся надежды. 

Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб на полях сражений, и поздравляют тех, кто дожил до великого праздника.

Во время войны советские солдаты спасали от голода и смерти не только наших русских детей, но и детей других национальностей. Однажды наш солдат спас от бомбёжки и немецкую девочку, и в честь этого подвига в городе Берлине воздвигнут памятник советскому солдату. 

Война длилась долгие четыре года. Наши солдаты дошли до Берлина- столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы. 

Красный цвет знамени обозначает огонь и отвагу. На знамени изображены серп и молот, а также пятиконечная звезда. 

Дети, а какие символы Дня Победы вам известны?

Вечный огонь 

Георгиевская ленточка 

Праздничный салют 

        Вечный огонь- это Память о всех погибших в Великой Отечественной войне .

Георгиевская лента-Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя.

В наше время появилась интересная традиция, связанная с этим древним символом. Все люди, в преддверии праздника Дня  Победы, повязывают "георгиевскую ленту" на одежду в знак уважения и  памяти .

Праздничный салют

 Самый грандиозный салют был проведен 9 мая 1945 года в День Победы

9 мая 1945года закончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником Днем Победы!

К сожалению, все меньше и меньше остается тех, кто был непосредственным участником той войны и кому мы обязаны своей свободой.Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн. В этой страшной войне погибли более 20 миллионов наших людей. У каждого из них были родные и близкие.

Воспитатель: А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле. (Минута молчания).
Воспитатель:  Спасибо ветеранам скажем
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за милый дом,
За мир, в котором мы живём!
(Звучит припев песни «День Победы» ).

Сюжетно-ролевая игра «Летчики»

Цель: расширение знаний детей о профессии «летчик». Формирование умения детей самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствование формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитание патриотического отношения к своей Родине, друг к другу, к своим близким.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о военных профессиях.

2. (ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о летчиках.

3. Чтение художественной литературы о летчиках.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

5. Дидактическая игра: «Военная техника»

6. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ, гражданская война-20 век.

7. Разучивание песен на военную тематику.

8. Изготовление атрибутов для военизированных игр.

Предметно-игровая среда:

Макет самолета, строительный материал, штурвал, карта, рация.

Игровые действия и ситуации: Летчики тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом.

Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.

Познавательное НОД «Их именами названы» - об истории улиц, которые названы в честь героев ВОВ.

В 1988 году одна из улиц Карабаша была названа в честь нашего земляка, генерал-полковника танковых войск Михаила Дмитриевича Соломатина.

В фондах городского музея хранятся  документы нашего земляка, генерал-полковника танковых войск Соломатина Михаила Дмитриевича. Это автобиографическая справка от 4 февраля 1967 года и письмо к молодежи Карабаша от 10 января 1958 года.

Родился Михаил Дмитриевич 5 декабря 1894 года в городе Кыштым Пермской губернии в семье рабочего. Свою трудовую деятельность он начал совсем в молодом возрасте - работал слесарем на Карабашском медеплавильном заводе.

Вся жизнь Михаила Дмитриевича Соломатина – яркий пример беззаветного служения Родине. Его становление как командира Красной Армии началось сразу после Великой Октябрьской социалистической революции. Вернувшись в ноябре 1917 года с фронтов Первой мировой войны, он вновь пошел работать на Карабашский медеплавильный завод, где сформировал красногвардейский отряд.  

Отряд под его командованием оказался в гуще событий Гражданской войны, которая на Среднем и Южном Урале отличалась ожесточением и активностью. За два года он прошел путь от командира роты до командира полка. В феврале-марте 1918 года в сводном красногвардейском отряде Михаил Дмитриевич участвовал в боях в районе Троицка и Миасса, подавляя восстание Оренбургского казачьего войска под руководством атамана Дутова. Затем его отряд был брошен в районы Каслинского завода и Екатеринбурга на подавление восстания Чехословацкого корпуса. Довелось нашему земляку громить войска генерала Врангеля и адмирала Колчака, воевать против отрядов Нестора Махно. В этих тяжелых боях он был дважды ранен.

За подвиги в гражданской войне Михаил Дмитриевич Соломатин был награжден орденом Красного Знамени.

После Гражданской войны экстерном окончил Харьковскую повторную школу усовершенствования комсостава. В 1920 -1930 годы Михаил Дмитриевич командовал стрелковыми полками и бригадами. В период с 1932 до 1937 года был начальником курсов «Выстрел», начальником мотомеханизированных курсов Московского военного округа, начальником автобронетанковых войск Приморской группы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии.

В июне 1938 года Михаил Дмитриевич был направлен в распоряжение Командного управления РККА, а уже 11 июля 1938 года уволен из ее рядов… В октябре того же года по ложному обвинению был арестован. Находился в тюрьме под следствием. Только 25 апреля 1939 года наш земляк был освобожден в связи с прекращением дела и 15 мая восстановлен в кадрах Рабоче-крестьянской Красной армии с зачислением в распоряжение Управления по командно-начальствующему составу РККА. Однако еще почти полгода оставался без нового назначения и только в октябре 1939 года был назначен помощником командира по строевой части 25-го механизированного корпуса в Киевском Особом военном округе.

К началу Великой Отечественной войны Михаил Дмитриевич Соломатин  был командиром 45-й танковой дивизии 24-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа.

Фронтовой путь Михаила Дмитриевича был длинным: он воевал на Юго-Западном и Западном фронтах, Калининском и Степном фронтах, 1-ом и 3-ем Белорусских фронтах, принимал участие в боях на Курской дуге. В годы Великой Отечественной войны Михаил Дмитриевич Соломатин командовал танковой бригадой, механизированным корпусом, танковой армией.

После войны возглавлял штаб бронетанковых и механизированных войск Вооруженных сил СССР, плодотворно трудился в Военной академии имени М.В. Фрунзе - руководил кафедрой оперативного искусства, был помощником по оперативно-тактической подготовке. Уйдя в отставку по состоянию здоровья, до последних дней вел военно-патриотическую работу с молодежью, являлся членом правления Всероссийского общества «Знание».

Умер Михаил Дмитриевич Соломатин 22 октября 1986 года в Москве. Он похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Родина высоко оценила заслуги Михаила Дмитриевича Соломатина. Он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденами Кутузова I и II степени, орденом Богдана Хмельницкого I  степени, орденом Отечественной войны I степени, а также орденами и медалями социалистических государств.

Помнят заслуги своего земляка и карабашцы. В 1988 году в целях увековечения памяти Михаила Дмитриевича Соломатина его именем названа одна из улиц Карабаша.   

Памятник Герою Советского Союза Александру Константиновичу Сугоняеву

Памятник Герою Советского Союза Александру Константиновичу Сугоняеву (г. Карабаш, ул. Освобождения Урала, пл. им. А.К. Сугоняева) - объект культурного наследия регионального значения (1967).
Сугоняев Александр Константинович (1921, по другим сведениям, 1923, с. Тюбук ныне Каслинского р-на — 9.03.1945, г. Хоцивель, Польша), участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (27 февр. 1945).

С 1933 года (по другим сведениям, с 1935 года) проживал в городе Карабаш, окончил там девять классов школы. Позднее переехал в Орск, работал машинистом компрессора. В сентябре 1940 года Сугоняев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию.

В мае 1942 года Александр Сугоняев окончил курсы механиков-водителей танков. Работал инструктором при воинской части. Затем в составе танковой колонны «Свердловский комсомолец» попал на фронт. Свое первое боевое крещение Александр принял под Орлом.

Затем старшина, механик-водитель танка 95-й танковой бригады 9-го танкового корпуса 33-й армии 1-го Белорусского фронта. Участвовал в боях за Севск (Брянская обл.), города Украины (Конотоп, Чернигов) и Белоруссии (Бобруйск, Брест, Минск).

В мелколесье танк командира батальона майора Панова остановился. Дальше двигаться нельзя — болото. Через него протянулась узкая лента гати. Саперы укладывали последние метры настила. Дорогу надо было испытать. Комбат вызвал сержанта Сугоняева. Его знали в полку как мастера вождения танков. Да и награда есть, знак «Отличный танкист», и опыт боевой уже немалый.

— Дорога идет через болото, потому немцы здесь нас и не ждут, — сказал комбат. — Пойдешь первым. Движение как на параде. Собьешься вправо или влево — окажешься в трясине. Красный флаг на той стороне — ориентир, поставлен точно посредине.

Въехав на настил, Сугоняев постарался забыть, что ведет танк по узкой, зыбкой дороге, и все внимание сосредоточил на рычагах управления. Как всегда в минуту опасности он стал спокоен и расчетлив. Конец гати почувствовал сразу: гусеницы цепко ухватились за твердый грунт. Дорога испытана. По его следу пошел батальон. А потом пойдут и главные силы бригады.

Так батальон Сугоняева неожиданно для фашистов вырвался к Березине и соединился с частями, наступавшими с севера. А подоспевшая бригада отрезала путь отхода группировки, оборонявшей Бобруйск.

За отличные действия по разгрому окруженной группировки 95-я бригада получила наименование Бобруйской. А механик-водитель Сугоняев за умелые и решительные действия в период Белорусской операции был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

9-й танковый корпус генерала И. Ф. Кириченко продолжал наступать, освобождая советскую землю от фашистской нечисти.

В эти дни Александр Сугоняев писал родным:

«Дорогие мои! В боях и маршах идем вперед, позади Севск, Бахмач, Конотоп, Нежин и Чернигов. Я потерял уже три танка, потерял счет дням и остался опять безлошадным. Мне горько писать об этом, но бой есть бой. Все же отрадно, что мы гоним проклятых гитлеровцев, а не стоим на месте».

Отличился в бою 14-23 января 1945 года на западном берегу Вислы в районе г. Радом (южнее Варшавы, Польша).

14 января 1945 года на Пулавском плацдарме, на западном берегу Вислы, южнее Варшавы, раздался громовой раскат первого тысячеорудииного залпа. В этот день наши войска прорвали не только основную, но на некоторых участках и вторую оборонительную полосу, и продвинулись более чем на 20 километров.

Развивая успех, в прорыв ввели танковые соединения, в том числе и 9-й танковый корпус. Танк механика-водителя Сугоняева действовал как головной дозор. Его задача — вовремя обнаружить отступающего противника и сразу же доложить об этом командиру передового отряда.

Головной танк двигался стремительно, от укрытия к укрытию, большей частью проселками, в полутора-двух километрах от передового отряда. Остановились на опушке. Прислушались. Слева доносился шум танковых двигателей. Вскоре заметили: приближаются два фашистских танка. Командир рискнул устроить засаду. Место выбрали удобное, закрытое. Впереди хорошо просматривается поляна, рядом перекресток двух дорог. Можно скрытно маневрировать. Стали ждать. Гул нарастал. Сугоняев поставил двигатель на малые обороты. Лязгнул затвор пушки. Глухо прозвучал выстрел. Пушка ударила еще раз. Передняя машина задымила, из люка один за другим стали выпрыгивать гитлеровцы. Их били из пулемета.

— Давай, командир, по второму! — крикнул Сугоняев.

И тут непредвиденное — окончились бронебойные. Выручило мастерство водителя. Внезапным маневром, очень расчетливо, он таранил вражеский танк. Потом немного выждали, других машин не появлялось. Эти две, вероятно, прикрывали отходящие части.

Доложили комбату. Он похвалил. Экипаж двинулся дальше. Под вечер танк неожиданно выскочил на поляну. Впереди, километрах в двух, виднелась голубая лента реки и мост. Перед ним на несколько сот метров растянулась колонна вражеских машин, тягачей с орудиями, повозок.

Командир танка попросил разрешение атаковать до подхода основных сил отряда, иначе фашисты успеют переправить на тот берег большую часть колонны. Комбат разрешил. Взревел двигатель. Секунды понадобились Сугоняеву, чтобы набрать скорость и переключиться на высшую передачу. Танк помчался.

Гитлеровцы вначале не обратили на него внимания: возможно подумали, что это один из тех двух, прикрывающих отход. Врезавшись в колонну, танк Сугоняева начал крушить все. Лобовой броней разбивал и опрокидывал тягачи и машины, гусеницами давил повозки и живую силу. Била по машинам пушка. Косил фашистов танковый пулемет. У гитлеровцев началась отчаянная паника. Они бросали орудия, технику, кидались кто куда от могучей броневой крепости. Подошедший батальон полностью разгромил колонну.

Так, находясь в головной разведке, механик-водитель старшина А. К. Сугоняев умело, по-боевому вел свой танк. На протяжении ста километров, двигаясь днем и ночью, танк громил превосходящие силы противника, обеспечивая успешное продвижение двух танковых бригад и штаба корпуса.

При участии Сугоняева за эти дни было уничтожено 6 вражеских танков, 9 самоходно-артиллерийских установок, 90 автомашин и повозок с военными грузами, около 200 солдат и офицеров противника.

В бою за г. Альтдамм (Померания) танк Сугоняева подбили. Командир и башенный погибли, в живых остался раненый механик-водитель. Александр Сугоняев долго сражался с врагом, уничтожая его пулеметным огнем и гранатами. Скончался 9 марта 1945 года (по другим данным, 20 марта 1945 года) от ран в госпитале. Похоронен в городе Хоцивель в Польше.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за «мужество и героизм, проявленные в Варшавско-Познанской операции», старшина Александр Сугоняев посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина и Отечественной войны 1-й степени.

В честь Сугоняева названы улица, площадь и школа в Карабаше, улица и школа в его родном селе, установлены обелиск в Карабаше и бюст в Тюбуке.



На берегу городского пруда в г. Карабаш Челябинской области стоит памятник Герою Советского Союза А.К. Сугоняеву. Памятник был установлен в ноябре 1967 года на средства, собранные комсомольскими и общественными организациями (скульптор Н.И. Кондратьев). На стеле высотой 3 метра (на постаменте 4,75x2,75 м, выс. 0,5 м) установлен барельеф Сугоняева в танкистском шлеме, у подножия – разорванный трак от танка, отлитый из чугуна.

Беседа  «Мальчики - будущие защитники Родины».

Цели и задачи:

Углублять знания детей о Российской армии: знакомить с разными родами войск (сухопутными, воздушными, морскими, боевой техникой (танками, самолётами, кораблями, подводными лодками и т. д.), развивать связную речь. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, любить и защищать свою Родину. Воспитывать у девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины.

Ход беседы: 

В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитники - Ребята, мы с вами живем в стране, которая называется Россия.

Наша армия имеет древнюю и славную историю, хотя армией стала называться не так давно – не более двухсот лет назад. Наши предки были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими завоевать свои земли. Кто изображен на картине? (Витязь, богатырь.) Что вы знаете о богатырях? (это сильные воины, всегда готовые защищать свой народ, свою семью, Родину).  В армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защититьсвою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Знакомство с родами войск. Итак, первый род войск, с которым мы сегодня познакомимся, в первой загадке:

Он на страже рубежей

День и ночь в дозоре.

Охраняет он страну

От беды и горя.

Друг – собака у него,

Он в стрельбе отличник.

С автоматом на плече

Это - … (пограничник) .

-Кто из вас знает, кто такие пограничники?

Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничник должен быть очень внимательным, чтобы заметить что кто то перешел границу, быстрым и ловким чтобы суметь задержать его. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.Чтобы лучше узнать о буднях пограничников, давайте поиграем. Игра так и называется – «Пограничники и нарушители». Дети возьмутся за руки и образуют круг. А девочки будут нарушители. Пограничники несут свою службу, они находятся в дозоре. Если пограничники подняли вверх руки, значит, граница открыта, и девочки, то есть нарушители, могут забегать и выбегать в эти ворота. Но как только прозвучит слово «Патруль», бойцы опускают руки, и те, кто оказался внутри круга, будут временно задержаны. Давайте посмотрим, насколько надежно охраняют границу наши пограничники.

Бескозырка и тельняшка,

Вьются ленты за спиной.

По полгода ходит в море,

Вы узнали кто такой?

(Моряк)

Военно – морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, матросы и офицеры, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.

Подводные лодки передвигаются под водой на большие расстояния и поражают корабли противника торпедами. Там служат моряки подводники.

Военно – воздушные войска.

Защитит он нас умело,

С парашютом между делом

Прыгнет вниз и без прикрас,

Выполнит любой приказ.

(Десантник)

-Кто из вас знает, кто такой десант? Десант

(— высадка, спуск, войска, специально подготовленные и высаженные (выброшенные) или предназначенные для высадки (выброски) на территорию противника для ведения боевых действий.

Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.

Сухопутные войска.

В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Пехота всегда была главной силой армии. Недаром ее называют «царицей полей». Когда то эта царица передвигалась с позиции на позицию пешком. Потому то и назвали ее пехотой. Такое передвижение было медленным и утомительным. А сейчас пехоту усадили в боетранспортеры, на боевые машины пехоты, и теперь она ездит. Поэтому и называют такие войска мотострелковыми, а пехотинцев – мотострелками. Но прежде чем на поле выйдут мотострелки, путь им проложат танки.

У юноши сбылась мечта –

Попал служить он в роту.

Теперь стреляет «Тра-та-та»

Из пушки, пулемета.

Уж очень смелый паренек,

И самый лучший он стрелок!

(Артиллеристы)

Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. В каждом танке 4 человека: командир танка, механик- водитель, наводчик и заряжающий. Еще в сухопутным войскам относятся артиллеристы, ракетчики. Артиллерийские установки стреляют снарядами, а ракетные ракетами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.

- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужна армия в мирное время?

Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?

Солдаты тренируются.

Каким должен быть солдат?

Игра с мячом:

Солдаты должны быть?

сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными и т. д.

      Составление рассказа детьми «Кем я буду служить, когда пойду в армию»

Ребята, у вас многих папы служили в армии, они защищали нашу Родину. Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.

Подвижная  игра «Лучший стрелок».

Понадобится несколько ведерок и теннисные мячики. Ведерка расставляются на разном расстоянии, в них нужно забросить большее количество мячей. Если нет ведерок, можно просто нарисовать круги на земле и следить, чтобы мяч попал в круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический мини - проект "День Победы"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: воспитание и уважение к ветеранам ВОВ всем людям, защищавшим свою Родину. Воспитание интереса к посещению музеев, памятных мест города. Отражение полученных впечатлений (самостоятельно и...

Паспорт проекта "День Победы".

Проектная деятельность в детском саду....

Проект "День победы"

Презентация по проектной деятельности...

Проект "День Победы"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ...

Конспект НОД "Этот День Победы"(в рамках краткосрочного проекта "День Победы")

Формирование у воспитанников нравственных представлений, патриотизма....

Конспект «Этот День Победы» (в рамках краткосрочного проекта «День Победы»)

Цель:Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.Отвечать на вопросы полным предложением, употреблять в речи синони...