Фестиваль русских народных подвижных игр (для детей старшего и младшего возраста)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тинчурина Виктория Валерьевна

Игровая  культура России когда-то была одной из самых богатых в мире. От нас – взрослых во многом зависит её состояние. Чтобы не появилась ещё одна «чёрная дыра» в жизни людей, надо сохранить игровые традиции, накопленные народом. Игры  детей и взрослых – важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delimsya_opytom.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Фестиваль русских народных подвижных игр

Игровая  культура России когда-то была одной из самых богатых в мире. От нас – взрослых во многом зависит её состояние. Чтобы не появилась ещё одна «чёрная дыра» в жизни людей, надо сохранить игровые традиции, накопленные народом. Игры  детей и взрослых – важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения.

В нашем дошкольном учреждении внедрена и активно используется такая форма работы, как проектная деятельность. Проектирование как инструмент саморазвития  превращает дошкольников в активных участников образовательного и воспитательного процесса. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, помогает находить выход из трудной  ситуации.

Четыре года подряд нами осуществлялся проект «Россия моя мастеровая» - знакомство дошкольников с  русским народным творчеством. Было подготовлено и проведено много мероприятий для детей и взрослых, а также для педагогов ДОУ. В рамках этого большого проекта был проведён фестиваль русских народных подвижных игр.  Как известно на Руси любили не только трудиться, но и веселиться, играть. До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем  судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси. Кто из нас не помнит игр своего детства! Они объединяли детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением. Вот и мы решили, что такой фестиваль должен заинтересовать детей и педагогов. В течении месяца педагоги совместно с детьми говорили о русских народных подвижных играх, играли, учили считалки, стихи к играм, правила игры. А затем представили нам на фестивале свои любимые игры.

Вашему вниманию мы хотим представить сценарии двух праздников  младшего и старшего возраста, презентации, игры, которые были использованы, фотографии участников фестиваля.

Надеемся, что опыт работы, который мы приобрели по данной теме, пригодится в работе с вашими детьми.

                                               Сценарий

                 ФЕСТИВАЛЬ  РУССКИХ  НАРОДНЫХ  ИГР

                    для детей старшего дошкольного возраста

звучит веселая народная музыка, 1-й и 2-й скоморохи, держась за руки, образуют арку на середине музыкального зала,

1-й скоморох:     Эй, честной народ!

                              У ворот не стой!

                              Ты не спи на пути,

                              Просим в гости зайти!

2-й скоморох:     Спешите, приходите,

                              Времени  осталось в обрез,

                              Ждут нас прибаутки,

                              Чудеса из чудес!

участники проходят змейкой в арку и занимают свои места в зале.

1-й скоморох:     Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте,

                              Веселья вам да радости!

                              Давно мы вас ждем поджидаем.

                              Праздник без вас не начинаем.

2-й скоморох:     На празднике нашем железный закон:

                              Хмурым, угрюмым вход воспрещен!

                              Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!

                              Сам не займешь - соседу достанется!

Ведущий:            Гости желанные, милые, званые!

                              Праздник русский начинается,

                              Сюда все приглашаются!

                              К нам спешите скорей!

                              Ждет вас множество затей.

Ведущий:            Читаю указ, написанный для вас!

                              В игры разные играть! Честно силу показать!

                              И еще один приказ.Смотри не вертись, уму – разуму учись!

Русский народ всегда любил повеселиться. Во все времена года наши прадедушки и прабабушки играли в разные сезонные игры. Некоторые из них дошли и до нашего времени.

Ведущий:            Приглашаем всех гостей в лето теплое скорей!

                              Лето красное идет, лето песенку поет!

     

  под музыку появляется «Лето» (воспитатель в костюме) и дети

Дети:                   Ярко солнце светит. В воздухе тепло,

                             И куда не взглянешь, все кругом светло.

                             Лето, лето красное, в гости к вам пришло.

Лето:                   Я-лето красное, я солнышком богато,

                             Играть с вами в игры очень – очень радо.

                             Хочу подружиться с вами скорей,

                             А ну, ребятня, приглашаю на «Горелки» всех гостей!

1-й скоморох:     Солнце разгорается, игры начинаются!

Игра  «Горелки с платочком», повторить 2-3 раза.

после игры «Лето» прощается с гостями и занимает вместе с детьми место в зале.

Ведущий:            Журавли на юг летят. Здравствуй, здравствуй осень!

                              Приходи на праздник  к нам, очень- очень просим!

2-й скоморох:   Осень, осень в гости просим, погостить недель на восемь!

   

      под музыку появляется «Осень» (воспитатель в костюме) и дети

Дети:     Бродит в роще листопад по кустам и кленам.

               Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.

               Соберем из листьев веер, яркий и красивый.

               Пробежит по листьям ветер, легкий и игривый.

               И, послушно, ветру в след листья улетают.

               Значит, лета больше нет – осень наступает!

Осень:  Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья.

              Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной?

              Я пришла на праздник  к вам петь и веселиться,

              Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

              Вы скорее встаньте и со мною поиграйте!

1-й скоморох:  Детвора веселая, ловкая, проворная,

                           Просто так не вертись, а в кружок становись!

Игра  «Плетень», повторить 2-3 раза.

после игры «Осень» прощается с гостями и занимает вместе с детьми место в зале.

под музыку появляется «Зима» (воспитатель в костюме) и дети

2-й скоморох:  Веселись, детвора! В гости к вам зима пришла!

Зима:  Верные слуги - снежные вьюги,

           Заметите все пути, чтобы в чащу не пройти!

Дети: Уж ты, Зимушка – зима, все дороги замела,

           Все дороги, все пути – не проехать, не пройти!

           Мы по кругу все пойдем, в домик встанем и споем!

Игра «Воевода со снежком», повторить 2-3 раза.

после игры «Зима» прощается с гостями и занимает вместе с детьми место в зале.

1-й скоморох:  Собирайтесь, снаряжайтесь!

                           Солнце красное встречать, весну- красну зазывать!

Ведущий:         Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит.

                           Снег и холод прочь уводит, весну красную приводит!

под музыку появляется «Весна» (воспитатель в костюме) с группой  детей

Дети:  Стремглав, без оглядки, из – за речки Вятки

            Ни мал, ни велик примчался кулик.

            На лед опустился, лед проломился,

            И тепла, да ясна, к вам пришла весна.

Ведущий:         Вот и гостья Весна к нам на праздник пришла!

                           Что ты нам, Весна, гостинцев принесла?

Весна:    Короб житушка, два пшеничушка,

                Красным девушкам по перстенечку,

                Молодым молодушкам по детенышку,

                Старым старушкам по рублевику!

                А малым детушкам  по игрушечкам…

                Ну-ка, детки, становитесь в круг.

Игра  «Шапка-невидимка», повторить 2-3 раза.

2-й скоморох:  Ну, на славу поиграли, показали, все, что знали,

                           А за ваши, за уменья, ждет вас в группах угощенье!

Ведущий:        Без смеха и шутки, друзья,

                          На свете никак жить нельзя.

                          В народные игры вместе играя,

                          Силу и ловкость свою развивая,

                          Друзей настоящих сегодня нашли,  

                          И все испытания дружно прошли.

Ведущий:        А сейчас, на память о нашем фестивале приглашаю всех участников на фотографирование.

1-й скоморох:   Всем  спасибо за внимание, за задор, веселье, смех.

                            За огонь соревнования, созидающий успех!

2-й скоморох:  Вот настал момент прощания,  будет краткой наша речь.

                           Говорим мы : «До свидания, до счастливых новых встреч!»

звучит музыка, дети  выходят из зала.

                                                                                                                 

                                                                                                                             *Приложение

«Шапка – невидимка»

Игроки встают в круг, смотря в затылок друг другу, мяч лежит в центре круга на полу.

Дети передают шапку впереди стоящему, пока один игроков неожиданно не наденет ее на голову соседа со словами: «Берегись, невидимки!» Далее, все игроки разбегаются, а «невидимка» должен добежать до мяча, схватить его и крикнуть: «Стой, ни с места!» После этих слов, дети останавливаются, а «невидимка» старается попасть мячом со своего места по любому игроку. Если игрок попадает мячом, он бросает шапку и убегает, а осаленный игрок становится «невидимкой». Если «невидимка» промахнулся, игра начинается заново.

«Воевода со снежком»

Игроки встают в круг, в руках одного из них «снежок» (мячик  - мякиш). Дети декламируют слова заклички.

 « Давай, дружок, лепи снежок – повтор 2 раза. Еще разок лепи снежок. (Дети имитируют лепку снежка).  По рукам снежок катаем, воеводу выбираем. (Играющие передают снежок по кругу) Командует воспитатель «Стоп».  В чьих руках остался «снежок» делает 2 шага назад и на вытянутой руке держит  «снежок» на слова: «Воевода, воевода! Выходи из хоровода!» « Раз, два, три , не воронь! Беги как огонь!»;после этих слов игроки, стоящие справа и слева от игрока со «снежком» бегут в разные стороны позади круга, стараясь взять первым «снежок».

«Горелки с платочком»

Дети стоят парами, держась за одну руку, образуя воротики. Водящий, стоит лицом к играющим парам, вверху в руке держит платочек. Играющие читают закличку : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

                   Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят»

С окончанием последних слов, дети из последней пары бегут, каждый со своей стороны к водящему. Кто быстрее завладеет платочком, становится водящим, проигравший, образуют пару и встают первой парой. Игра продолжается, пока все пары не пройдут круг.

«Плетень»

Дети стоят взявшись скрестно за руки с соседом («плетень»). Под музыку дети танцуют, сначала по очереди (4 шеренги), потом плясовая все вместе.

ФЕСТИВАЛЬ  РУССКИХ  НАРОДНЫХ  ИГР

для детей младшего дошкольного возраста

Ведущий стоит у дверей, звучит веселая народная музыка, дети входят в музыкальный зал, и рассаживаются на места под слова ведущего.

Ведущий:            Гости желанные, милые, званые!

                              Праздник русский начинается,

                              Сюда все приглашаются!

                              К нам спешите скорей!

                              Ждет вас множество затей.

                              В игры разные играть! Честно силу показать!

дети садятся на свои места

Русский народ всегда любил повеселиться. Во все времена года наши прадедушки и прабабушки играли в разные сезонные игры. Некоторые из них дошли и до нашего времени.

Ой, ребята, кто – то к нам в гости торопится.

в зал вбегает Петрушка с мешочком в руке

Петрушка:   Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!

                       К вам пришел я веселиться, поиграть и порезвиться.

                       К вам я очень торопился, не успел я подкрепиться!

достает из мешочка бочонок, открывает его

Петрушка:   А бочонок – то пустой. А где же мне взять мёду?

                       Я так его люблю…

Ведущий:  Петрушка, а есть такие труженицы, которые целый день  

                     собирают мёд.

Послушай загадку: Над цветком она кружит, к улью быстро так летит.

                                  Мёд свой в соты отдала, как зовут её?.. (Пчела)

ответы детей и Петрушки

Ведущий:   Правильно, пчелы! Петрушка, не только ты один любишь мёд. Мёд любят и ребята, и медвежата. А ты знаешь, что некоторые птицы и животные ловят самих пчел: это щурка, сорокопут, жабы и лягушки. Есть даже такая игра «Пчелы и лягушка». Сейчас мы в неё поиграем!

Игра  «Пчелы и лягушка».

(обруч – кочка для лягушки, одеть ей ободок с маской)

Петрушка:   Лягушка напугала пчелок, они улетели в улей.  Теперь мне мёда у них не взять. Ну да ничего, у меня в мешочке что – то еще было. Сейчас посмотрю…

заглядывает в мешочек

Петрушка:  Ребята, а вы хотите узнать, что у меня в мешке? Тогда отгадайте загадку!

                   Словно девица на грядке. Сто рубашек в беспорядке. 

                   В бочке солят ее густо, как зовут её?.. ( Капуста)

Правильно, вот у меня кочешок капусты: зелененький, хрустящий, вкусный. Не буду его есть, давайте лучше с ним поиграем. Скажите, кто любит капусту?

                                                     ответы детей

Петрушка:  Я знаю игру «Козлик и кочешок».

Петрушка:  Детвора веселая, ловкая проворная.

                      Просто так не вертись, а в кружок становись!

Вот вам кочешок, будете его передавать.

                     козленку можно надеть рожки, он выходит за круг

Игра   «Козлик и кочешок».

В начале игры по считалке выбирают козлика:

Я куплю себе дуду и на улицу пойду.

          Громче дудочка дуди: мы играем, ты води!

Петрушка:  Молодцы, ребятки, вы быстрые и ловкие! Ну что ж! Меда у меня нет, кочешок козлик съел. Пойду домой, там у меня есть огурчики, вкусные хрустящие.

Ведущий:    А у меня есть огуречики, такие быстрые, веселые. Они из игры «Огуречик и мышка». Хочешь посмотреть и с нами поиграть?

 Игра «Огуречик и мышка».

                                           одеть шапочку мышке.

Петрушка:  Какая веселая игра, какие быстрые огурчики. Мне очень понравилось.

Ну, на славу поиграли, показали все, что знали.

Ведущий:        Всем  спасибо за внимание, за задор, веселье, смех.

Петрушка:    Но настал момент прощанья,  будет краткой наша речь.

                         Говорим мы : «До свидания, до счастливых новых встреч!»

звучит музыка, дети  выходят из зала.

                                                                                                               

                                                                                                                    *Приложение

Игра «Пчелы и лягушка».

Воспитатель:   Пчелки в поле полетели, зажужжали, загудели.

                                           дети бегают врассыпную

                             Над цветочками летают, мёд с цветочков собирают.

дети присаживаются

Пчелки, пчелки, берегитесь, лягушке вы не попадитесь!

лягушка прыгает на 2-х ногах, пугает пчелок.

«Огуречик и мышка»

На одном конце зала – домик мышки (мышка сидит на стуле). Остальные дети- огурчики , располагаются на другом конце зала(за чертой или сидят на скамейках).

Дети хором произносят слова и идут к мышке:

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик.

                           Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!

После последних слов, мышка догоняет огурчики, дети убегают в домик.

«Козлик и кочешок»

Дети стоят в кругу, одному из них, по считалке дается кочешок, он начинает передавать его по кругу, а другой, по считалке становится козликом.

Дети хором говорят слова заклички:

                              Потрепал ветерок в огороде кочешок.

Покатился кочешок из ворот на бережок.

Одновременно со словами кочешок передают по кругу друг другу. В это время козлик ходит за кругом. После последних слов, дети останавливаются, поднимают вверх, соединенные руки, а ребенок с кочешком становится в центр круга.

Дети хором:              

Козлик, козлик, не зевай! Кочешок догоняй!

Козленок догоняет ребенка с кочешком. Далее, игра повторяется с новым козленком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия Русские народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Упражнять детей в ходьбе,  беге по кругу, взявшись за руки, бегать с высоким подниманием колен; развивать координацию движений рук и ног с дыханием; формировать правильную осанку; продолжат...

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект физкультурного досуга «Пришла коляда, отворяй ворота!» с использованием русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект физкультурного досуга по обогащению двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста с использованием русских народных подвижных игр....

Карточки по моделированию русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Карты-схемы по моделированию русских народных подвижных игр можно использовать при работе с детьми в качестве дидактического материала, например выбор игры, видов движений, повторение правил игры и др...

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, их можно использовать в работе со школьниками и дошкольниками, оздоро...

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста...