методическая разработка "Хлеб всему голова"
методическая разработка (средняя группа)

Сердюкова Наталья Петровна

     Хлеб – символ достатка и благополучия. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали песни, хлебом - солью встречали гостей. Приобщение детей к русским народным традициям является средством воспитания патриотических чувств и развития духовности. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka.docx50.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

  «Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое»

        457321, Челябинская область, Брединский район, п. Боровое, ул. Ленина, д.4  

№ телефона: 8 (35141)72271;

 электронная почта: DS-Borowoe@.yndex.ru

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к районному конкурсу «Хлеб всему голова!»

 

НОМИНАЦИЯ:

методическая разработка сценария праздника в средней группе

 

ТЕМА:

«От зёрнышка к хлебушку»

                                                                                       

                             Составил авторский коллектив:

музыкальный руководитель Сердюкова Н.П,

                     воспитатель Мехнина С.А,

                       воспитатель Шевелева А.В,

                              воспитатель Заболотских И.А  .                                                                                    

                                                                п. Боровое 2020

Содержание

I.Введение

- Актуальность темы.

II. Основная часть

- Цель, задачи;

- План праздника.

III. Вводная часть

- Народная культура;

- Народные традиции;

- Русский народный фольклор;

- Русское народное искусство;

- Русские народные игры.

IV. Ход праздника «От зёрнышка к хлебушку»

1.Организационная часть;

2. Основная часть;

3.Заключение.

V.Литература.

VI.Приложения.

  1. Методическая разработка праздника «От зёрнышка к хлебушку»
  • первая часть – теория;
  • вторая часть – ход праздника;
  • Угощение детей выпечкой.
  1. Танец с колосками «Золотые зёрнышки».
  2. Танец – игра «Испечём пирожок».
  3. Песня «Приходи, красавица!».
  4. Песня «Что такое осень?».
  5. Физминутка «В землю зёрнышко сажаем».
  6. Пословицы о хлебе.
  7. Загадки о хлебобулочных изделиях.
  8. Мастер-класс «Изготовление колоска».

                             

                  I. Введение

 

     Хлеб – символ достатка и благополучия. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали песни, хлебом - солью встречали гостей. Приобщение детей к русским народным традициям является средством воспитания патриотических чувств и развития духовности. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Актуальность темы.

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.

Цель.

Закрепить знания детей о выращивании хлеба. Прививать любовь к русским традициям. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

 Задачи:

Образовательные:

1.Углублять знания детей о хлебе при помощи художественного слова: пословиц, стихотворений, загадок; музыкально-ритмических игр; песен и танцев по теме праздника.

2.Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом.

Развивающие:

1.Развивать коммуникативные качества детей в играх, творческие способности в танцах.

2. Вызвать эмоциональный позитивный отклик во время праздника.

3. Развивать логическое мышление, воображение.        

4. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к хлебу и чувство уважения к труду хлеборобов.

2.Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях, развивать умение действовать в команде.

Предварительная работа: интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

  • Просмотр мультимедийной презентации по теме «Хлеб»

  • Проживание тем в группе - «Что изготавливают из муки», «Знакомимся со злаковыми культурами», «Как пришёл хлеб на стол».

  • Целевая прогулка «Знакомство с работой пресс- подборщика».

Речевое развитие

  • Закрепление знаний о злаковых культурах, о профессиях хлебороба, комбайнёра, пекаря.

  • Разучивание стихотворения «Вот он хлебушек душистый» Н.Семёновой, пословиц и поговорок о хлебе.

Художественно-эстетическое развитие

  • Разучивание танца «Осень в лесу», танца с колосьями, вход с ленточками.

  • Разучивание танца-игры «Испечём пирожок»; песни «Приходи, красавица!», песни «Что такое осень?»; инсценировки «Поле колосистое».

Социально-коммуникативное развитие

  • Развивать умение общаться и ладить между исполнителями танцев-инсценировок, песен-инсценировок.
  • Взаимодействие с семьёй: предложить родителям совместно с ребёнком замесить тесто и испечь в духовке пирожки и булочки; изготовить атрибуты для игры в «Магазин»: хлебобулочные изделия.

Физическое развитие

  • Участвовать в игровой деятельности в подвижных играх «Посей пшеницу», «Перевези зерно», «Купи в магазине хлебобулочное изделие»; физминутке «В землю зёрнышко сажаем».

Оформление зала: на стене рисунок с изображением мельницы, каравая, колосков. Около мельницы стоят мешок с мукой, мешок с зерном, букет колосьев. Зал украшен осенними деревьями, листьями.

Атрибуты:                                                                                                    

Колосья, желтые ленты, ободки васильков.

Оборудование:                                                                                                                  Грузовые машины (2), мешочки с зерном (12 шт); обручи 8 шт; колосья 6 шт.; «зернышки» - яйца от киндерсюрпризов 6 шт.; колпачки 6шт; 2 столика; бутафорские продукты питания: хлеб, пирожное, пирожки, пельмени, ватрушка, мука; овощи и колбасные изделия.

Элементы костюмов,

Мельник – колпак, белые брюки и белая рубаха с орнаментом, корзина с хлебобулочными изделиями.

Ведущий воспитатель – в русском народном костюме.

Девочки – русские народные костюмы; мальчики – косоворотки, чёрные брюки.

Петушок – накидка, шапочка.

Дождик – накидка дождика, султанчики, ободок дождика.

Солнышко – накидка солнышка, султанчики, ободок солнышка.

Комбайнёры – фуражка, руль.

Используемые   технологии:                                                                                                                  Игровая технология, технология индивидуализации   обучения,  педагогика сотрудничества, музейная педагогика.

План праздника

  1.Вводная часть (организационный момент)

  • Одевание ободков, раздача ленточек; нацеливание детей на начало праздника;
  • Вход под музыку в зал.

2. Основная часть

  • Приветствие ведущего всех ребят.
  • Девочки в русских костюмах вносят каравай, рассказывают стихотворения о хлебе.
  • Песня «Что такое осень?».
  • Загадка о пекаре.
  • Вход пекаря корзиной выпеченных хлебобулочных изделий.
  • Танец-игра «Пирожок».
  • Игра «Посей пшеницу».
  • Пословицы о хлебе;
  • Танец «Золотые зёрнышки».
  • Игра «Перевези зерно».
  • Загадки о разных хлебобулочных изделиях.
  • Инсценировка «Поле колосистое».
  • Игра «Купи в магазине хлебобулочное изделие».
  • Физкультминутка «В землю зёрнышко сажаем».
  • Танец «Осень в лесу».
  • Стихотворения о хлебе.
  • Песня «Приходи, красавица!»

   3.Заключение

  • Угощение ребят выпечкой.
  • Благодарность ребят пекарю за вкусное угощение.

                                                                     

          Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия в виде объяснения, рассказа, беседы, наблюдения и целевых прогулок, проведении дидактических игр и сюжетно-ролевых игр.  Эти приёмы использовались в предварительной работе.

III. Вводная часть

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Русский народный фольклор

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Русское народное искусство

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Русские народные игры

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.

Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.

IV. Ход праздника

  1. Организационная часть    

                         

Ведущий: Ребята, сегодня у нас праздник хлеба. Мы с вами пойдём в зал красивыми и нарядными в русских народных костюмах: мальчики в косоворотках, а девочки в сарафанах. Хлеб – это наше богатство. Мы будем радоваться новому урожаю. Наши бабушки и дедушки тоже любили этот праздник!

(дети берут в руки жёлтые ленточки, у мальчиков на голове ободки васильков).

Под песню «Золотые колосья» в зал входят дети. В руках у детей желтые ленточки и искусственные васильки.

  1. Основная часть

Ведущий: здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник, без гостей и праздник не праздник. Ох, и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к нам пришли из глубокой старины. Самые веселые, щедрые праздники были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму. А сегодня у нас необычный осенний праздник. День рождение хлеба.

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

(А. Коршун)

Ведущий: И по старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью. А главный хлеб на Руси — это, конечно же, каравай.

Звучит мелодия русской народной песни «Калинка».

В зал выходят трое детей с хлебом-солью. Рассказывают стихотворение.

Маша:

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

Валя:

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Лилиана :

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Девочки ставят каравай ставят на стол.

Песня -"Что такое осень?"

Ведущий: (загадка про пекаря)

Встанет он, когда вы спите,

И муку просеет в сите,

Докрасна натопит печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

(Пекарь)

Ведущий: Сегодня к нам в гости посмотрите, кто пришел............???

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки.

Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь: Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба. Но сначала нужно провести разминку.

Танец- игра «Пирожок»

Чтоб испечь нам пирожок, Месим, месим, отдохнем…

Нужно взять муки мешок, И опять месить начнем.

Сахар, соль и молоко… Чтобы тесто поднялось,

Ох, работать нелегко! Целый час нам ждать пришлось

Для начинки в пирожок

Мы положим творожок

А в другой – капусту.

Получилось вкусно!

Пекарь: Ай, да молодцы! А теперь предлагаю все на деле испробовать.

Игра «Посей пшеницу».

Перед каждой командой разложить по 3 обруча, 3 зерна, 3 колпачка, 3 колоса. Дети по очереди берут сначала обручи, затем сеют (относят в обруч желтое зёрнышко)

- засыпают (накрывают колпачком)

- колосья вставляют в колпачки (созрела пшеница).

Пекарь: Молодцы! А вы знаете пословицы о хлебе? (Да!) А это мы сейчас проверим. Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

Пословицы о хлебе:

Хлеб — всему голова.

Много снега — много хлеба.

Нет хлеба, нет и обеда.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Пекарь: - Посмотрите, как много мы знаем пословиц о хлебе, как много колосков теперь на нашем поле!

Танец «Золотые зёрнышки»

 Игра «Перевези зерно»        

Давайте с вами представим, что мы попали на поле, а на нем растет пшеница, комбайнеры обмолотили пшеницу, а нам нужно увезти ее на грузовиках на элеватор. На поле в большом обруче лежат мешки с пшеницей, дети кладут их в машину и увозят на элеватор.

Пекарь: Ребята, а куда потом везут зерно? (на мельницу) А что на мельнице из зерна делают? (Муку). Правильно, из зерна делают муку. А из муки вымешивают тесто для хлеба.

Пекарь:  А кроме хлеба из теста готовят много разных хлебобулочных изделий, а какие это изделия вы постарайтесь мне назвать, отгадав загадки.

Загадки:

Он бывает с толокном, рисом, мясом и яйцом.

С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо,

А потом зовут ребят, съесть кусочек каждый рад. (Пирог)

Белый хлебец, на баранку похожий,

Толстый, весь в маке и стоит дороже.

В чашечку кинь рафинада ты кубик,

Ешь не спеша с чаем толстенький… (Бублик.)

Сдобная булочка и завитая,

Формой восьмерочку напоминает.

Пышут румянцем верхушка, бочок —

Это же русский витой… (Кренделек.)

Белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

Сверху в рубчиках весь он.

Это — нарезной… (Батон.)

С открытою начинкою лепешка,

Посередине — творога немножко.

Всех пирожков известная подружка

Питательная, вкусная… (Ватрушка.)

Без выходных из года в год

Работает хлебозавод.

Ванилью пахнет улочка,

Когда печется… (Булочка.)

Аппетитный и румяный,

Тесто сдобрено сметаной.

Ешь его, пока горяч,

Пышный бабушкин… (Калач.)

Ведущий: В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой.

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Инсценировка «Поле колосистое»

Выбегают дети с колосьями, присаживаются на колено, выходит ребенок – Петушок, хочет склевать зернышко.

Петушок: Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко!

                   Поклюю сейчас зерно!  (2 раза)

Зернышко:

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый Петушок,

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких как я,

Будет целая семья!

Петушок: Ко-ко-ко! Ку- ка-ре ку!

                     Я сейчас домой пойду.

                     Ну, а ты подрастай...

                     Будет славный урожай!   (Петушок уходит)

Ведущий: Ребята, что нужно, чтобы взошло наше зёрнышко?

Дети: Вода,  дождик...

Ведущий: А давайте позовём дождик.                    

Все:

Дождик, дождик, припусти!

Дай колосьям подрасти.

Лей, лей, веселей,

Землю-матушку полей.

 Выбегает ребенок - Дождик.

Дождик: Землю  я сейчас полью.

                 Колоскам я помогу.

 (Дождик, поливает колосья, бегает змейкой)

Ведущий: Ребята, а что ещё нужно, чтобы  наши зёрнышки выросли?

Дети: Тепло,Солнышко!

Ведущий: Золотое солнышко,

           Ты согрей-ка зернышки!

Ребенок - Солнышко обегает детей.

Солнышко: Я солнышко лучистое

                      Согрею поле колосистое.

Все:

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

В небо пташкой залети!

Нашу землю освети!

Чтобы нашим колоскам

Зеленеть, цвести, расти!  (Колоски медленно встают- растут)

Ведущий 

Колосочки поспевают,

Комбайнеры выезжают,

Быстро и дружно

Убрать нам хлеб нужно!

Дети-комбайнеры “убирают” хлеб.

                            Урожай мы соберём, соберём, соберём,

                            В закрома всё увезём, увезём, увезём.

                            Поле дружно колосится,

                            Даст нам хлебушка пшеница (уезжают)

Игра «Купи в магазине хлебобулочное изделие»

Материал: 2 корзинки для покупок (тележки), два стола, хлебные изделия, овощи, колбасные изделия.

Участник с корзинкой добегает до магазина,  кладет хлебное изделие в корзинку, возвращается к команде и передает корзинку следующему участнику.

Пекарь: Молодцы, справились со всеми заданиями. А теперь давайте повторим, как зернышко превращается в хлебушек.

Физкультминутка «В землю зёрнышко сажаем»

В землю зернышко сажаем, (сидя на корточках, делаем лунку и сажаем зерно)

И из лейки поливаем. (потряхиваем кистями рук)

И росточек подрастает (медленно встают)

К свету тянется росток (поднимают руки над головой)

Вот и вырос колосок. (повороты вокруг себя, руки на поясе.)

Тут комбайн приезжает (моторчик)

Да все зерна собирает, (сжимают и разжимают кулачки)

И в машину их сгружает. (с ладошки на ладошку)

Зерно на мельницу везут, (круговые движения руками — мельница)

Его в муку здесь перетрут. (трут ладошки)

Из муки замесим тесто, (руки перед собой — сжать разжать кулачки)

Тесто мы поставим в печь. (ладошки вверх, руки перед собой прямые)

Из печи, когда достанем (сжать кулачки, руки к себе на уровне груди)

Хлеб румяный получаем.(показать большой палец).

Девочки: Пусть трудна работа -танцевать охота.

Танец "- Осень в лесу"

Ведущий: Ну вот, праздник хлеба подошел к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин, и к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Людям – хлеб, детям – мир

Пусть начнётся дружный пир.

Крикнуть нам сейчас пора

Хлебу дружное УРА!

Пекарь: Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

Песня «Приходи, красавица!»

3.Заключение:

Пекарь: Спасибо вам ребятки! Порадовали вы меня славным урожаем, и я вас порадую. Принимайте мои угощения. Пекарь вручает детям корзинку с выпечкой.

Ведущий: Давайте простимся с Пекарем. Скажем ему большое спасибо за угощения и все вместе пойдем пить чай с пирогами.

Вывод:  

 Проведение праздника «От зёрнышка к хлебу» позволило решить следующие проблемы:

  • Углубить знания детей и расширить кругозор о празднике урожая через загадки, пословицы, беседу; подвижные игры, музыкальные игры, танцы, песни. Все эти приёмы позволили у детей развитию памяти, эрудиции, мышления, развитию речи; развитию музыкального творчества, совершенствованию навыков и умению детей в выполнении изученных танцевальных композиций; формированию навыков пространственной ориентировки.

  • Провести индивидуальную работу над дикцией, дыханием, развитием музыкально – ритмического слуха с детьми: Данилом, Матвеем, Богданом.

  • Пополнить словарный запас детей словами по теме «Урожай»: хлебушек, ватрушка, пирог, калач, колосок, каравай, зёрнышко, мельница, элеватор, пшеница, овёс.

  • Через проведение праздника у детей проявился большой эмоциональный настрой во время исполнения песен и танцев, чтения стихотворений.

  • В ходе проведения праздника было отмечено, что между детьми складывались доверительные отношения, проявлялась взаимовыручка;     дети радовались за успехи своих сверстников.

  • Весёлым моментом для воспитанников стала инсценировка «Поле колосистое", когда комбайнёры собирали все зёрнышки и увозили их с поля.

  • Во время проведения игр «Посей пшеницу», «Перевези зерно» у детей было желание трудиться, помогать взрослым.

  • Во время праздника использовались потешки, русская народная музыка для знакомства детей с русским народным фольклором.

  • Поставленные цели и задачи выполнены.

VII.Список литературы

  1. Каптелина Л.В. «Южный Урал: шаг за шагом» Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, ООО Издательство «Уникальная книга», 2016.
  2. Бабунова Е.С. «Наш дом Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики». – Челябинск: Взгляд, 2007.
  3. Висков А.В «Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию комплекта тематических плакатов «Хлеб - всему голова!», ООО «Издательство «Учитель», Волгоград, 2016.
  4. Новицкая М.Ю , Мартинкова Е.В. «Родной дом» . М.: Просвещение, 2001
  5. Учебно-методический и литературный музыкальный журнал «Колокольчик» № 30, ЗАО «Репрография», Санкт-Петербург, 2003.
  6. Журнал «Музыкальный руководитель» № 5, ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва, 2011.
  7. Журнал «Музыкальная палитра» № 5, ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург», 2009.
  8.  Интернетресурсы (doshkolnik.ru)

Музыка:

1.«Ах ты, берёза» русская народная мелодия

2. «Полянка» русская народная мелодия

3. Песня «Золотые колосья» в исполнении автора песни Юли Селивёрстовой

4. Песня «Золотые зёрнышки» в исполнении автора песни Арины Чугайкиной

5. «Калинка» русская народная мелодия

6. Песня «Осень в лесу», автор Олег Лыков