Зимние забавы для детей старшей, подготовительной группы 2022
план-конспект занятия (подготовительная группа)

ИгнатьеваВикторияВикторовна
Герои сказок Иван да Марья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_russkie_narodnye_zimnie_zabavy.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  праздника «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» в детском саду для детей подготовительных групп

Целевые ориентиры: у детей развита крупная и мелкая моторика; дети подвижны, владеют основными движениями, контролируют свои движения и управляют ими; проявляют любознательность; обладают элементарными представлениями о природном и социальном мире; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
Образовательные задачи: Способствовать приобретению опыта детьми в двигательной деятельности –  бегать в разных направлениях не сталкиваясь друг с другом. Способствовать формированию волевых качеств, умению действовать в команде для достижения результата деятельности. Актуализировать представления детей о русских народных играх, забавах традициях. 
Развивающие задачи: Способствовать развитию у детей танцевальных навыков, координации движений, гибкости, ловкости. Способствовать развитию внимания, воображения, любознательности, познавательной мотивации и эмоциональной отзывчивости.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей чувства отзывчивости, дружбы и взаимопомощи. 
Интеграция образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Интеграция видов детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая.
Формы работы с детьми: физические упражнения; упражнение на развитие крупной моторики рук; подвижные игры. 
Атрибуты:  снежинки, ленты красного и синего цвета, полотна голубого и белого цвета.
Технические средства: музыкальный центр; музыкальные фонограммы.
Место проведения: музыкальный зал

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Скажите, а вы зиму любите? (Предполагаемые ответы детей: да). Ребята, а вы знаете, во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забавы? (Предполагаемые ответы детей: игра в снежки; катание на санках, на лыжах и т.д.). Смотрите, ребята, к нам гости идут – Иван да Марья.
Иван: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Марья: Здравствуйте, честной народ! А, что это у вас за гулянья?
Ведущий: Мы с ребятами решили вспомнить, какие зимние игры и забавы бывают.
Иван: А хотите узнать, как в старину ребятня и взрослые на улице играли, да зиму встречали. (Предполагаемые ответы детей: да)
Марья: Ребята, а вы знаете, как зимние месяцы называются? (Предполагаемые ответы детей: да, декабрь, январь и февраль)
Иван: Да, только декабрь, студнем называли и говорили так: «Декабрь год кончает, а зиму начинает, все успеет побелить, замостить, загвоздить и саням ход дать!
Марья: Январь в старину называли трескуном, просинцом, переломом зимы. Потому что январь – году начало, зиме середина. Январь – зимы государь, всему году запевала.
Иван: Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели; бегут по свету, а следа нету. Не зря февраль называли метельником, бокогреем и свадебником.
Ведущий: А вот если зима задерживалась, как у нас сейчас?
Марья: Тогда дети её всегда кликали.
Иван: А вы знаете зимнюю закличку? (Предполагаемые ответы детей: да)
Ведущий: Ребята, вспомним, как можно зиму зазывать. Выходи вперед, становись в хоровод, будем зимушку славить. 

Хоровод – кричалка «Приходи Зима!»

Дети идут по кругу, произнося слава заклички: 
Приходи, зима!
Приходи бела,
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами вьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой,
С масленицей молодой! (Выполняют два раза, второй раз идут в противоположном направлении).
Марья: Ребята, а приметы зимние вы знаете? Как можно догадаться о приближении морозов? (Предполагаемые ответы детей: 

- Зимой дым столбом – к морозу.
- Кошка в клубок – мороз на порог.
- Кошка скребет пол – будет ветер или метель.
- Туманный круг около солнца – к метели.
- Сильно блестят зимою звезды – к морозу).

Иван: Молодцы! А еще одну примету знаю, чем больше вы сейчас потанцуете, тем лучше будет урожай.
Ведущий: Я льдинку-снежинку сейчас закручу, а вы потанцуйте, чтобы посевы от холода не погибли.
Танец «Русская Зима»

Марья: Все пословицы и приметы складывались народом из покон веков, и передавались из поколения в поколение. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года. Даже зимой в игры играли и мороза не боялись. А вы мороза не боитесь? (Предполагаемые ответы детей: нет)
Иван: А мы сейчас в игру сыграем и проверим!
Русская народная игра «Два мороза».
На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями «дом» и «сад». Расстояние между ними от 10 до 20 шагов. Выбираются два «мороза». Все остальные - играющие. Они собираются за линией дома, а посередине, на улице, стоят два «мороза». «Морозы» обращаются к ребятам со следующими словами:
«Мы два брата молодые,
Два мороза удалые».
Один из них, указывая на себя, говорит:
«Я- Mopoз - Красный нос».
Другой: «Я - Мороз Синий нос».
И вместе: «Кто из вас решится
В путь - дороженьку пуститься?»
Все ребята отвечают:
«Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!»
(После этих слов, играющие бегут из «дома» в «сад». Морозы ловят - «замораживают» перебегающих и те сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том же месте, где их осалили. Затем «морозы» опять обращаются к ребятам с теми же словами. Ребята, ответив, перебегают обратно в «дом», по дороге выручая «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них рукой. Морозы же ловят ребят, стараясь не дать возможности выручить «замороженных».
Иван: Замечательно! А знаете, ребята, что и раньше, наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда были детьми, так же строили крепости, катались с горы и лепили снеговиков. Попробуем и мы с вами, хоть и снега мало, слепить снеговика.
Музыкальная игра – ускорялка «Снег руками нагребаем»
(Выполняют движения по тексту с ускорением темпа движений) 
Снег руками нагребаем 
Лепим, лепим ком большой
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой.
Лепим руки, лепим ноги
Чтобы бегал по дороге
Лепим глазки, лепим бровки
И огромную морковку.
Иван: Ох, и наигрался я, даже рука разболелась.

Ведущий: Ничего Иван, сейчас мы тебя полечим! 
Русская народная игра «Дударь»
Водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?», играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Нужно крепко держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.
«Ваня,Ваня, расскажи
Что болит нам покажи!»
«У волка болит, у зайца болит, а у Вани не болит» и заново
Что болит?» - «Голова!»
После нескольких кругов, водящий на вопрос «Что болит?», отвечает «Ничего не болит!». Играющие отвечают «Вот и полечили!».
Иван: Спасибо, ребята!
Марья: Ой, ветерок подул.
Иван: Какой ветерок? Южный или Северный?
Марья: Я не знаю? А что есть какая-то разница?
Ведущий: ребята, расскажите Марье, чем отличается Южный ветер от Северного? (Предполагаемые ответы детей: южный ветер тёплый, а северный – холодный) Верно! Ребята, помните есть даже такая русская народная игра, сыграем в неё? (Предполагаемые ответы детей: да)
Русская народная игра «Северный и Южный ветер»
Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную - это южный ветер. Остальные игроки свободно бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше игроков, дотронувшись до них рукой. Замороженные, останавливаются и поднимают руки вверх, соединив пальцы. Южный ветер стремиться разморозить детей, также дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!»
Иван: Я ещё одну зимнюю игру вспомнил, очень весёлую. Чтобы в неё поиграть надо найти себе пару. Поиграем? (Предполагаемые ответы детей: да)
Игра «Снег, лед, кутерьма».
Игроки разбегаются по площадке в разных направлениях под музыку и бегают, пока звучат слова: «Снег, лед, кутерьма. Здравствуй зимушка – зима!» Музыка останавливается и Марья говорит: «В пары все вставайте коленками (лбами, ладошками, ушами, плечами) примерзайте. Игроки находят свою пару и «примерзают» заданными частями тела.
Марья: Молодцы ребята, здорово играли!
Иван: Да, хорошо поиграли, а теперь нам пора прощаться и домой отправляться. До свидания!
Ведущий: Спасибо Иван, спасибо Марья, что вспомнили вместе с нами русские народные игры, которые любили наши предки. Мы постараемся их не забывать, будем чаще в них играть. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения «Осенние забавы» для детей старшей, подготовительной группы (для проведения на улице)

Сценарий  развлечения «Осенние забавы»для детей старшей, подготовительной группы(для проведения на улице)Автор : Гогенко С.В.Цель:   Воспитывать любовь к природе посредством детс...

Конспект спортивного развлечения «Зимние забавы» для детей старших и подготовительных групп

Конспект спортивного развлечения «Зимние забавы» для детей старших и подготовительных  групп...

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Зимние забавы» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Зимние забавы» (для детей старшего дошкольного возраста,подготовительного к школе возраста)...

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Зимние забавы» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Зимние забавы» (для детей старшего дошкольного возраста,подготовительного к школе возраста)...

Сценарий зимней спартакиады для детей старшей - подготовительной группы общеразвивающей направленности

Сценарий зимней спартакиадыдля детей старшей - подготовительной группы общеразвивающей направленностиЦель: привлечь детей и родителей к здоровому образу жизни через спортивные развлечения.Задачи: Соде...

Спортивное развлечение «Зимние забавы» для детей старшей и подготовительной группы

Спортивное развлечение «Зимние забавы» для детей старшей и подготовительной группы  Цель: Показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к зимним видам ...