Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы Ярмарка дружбы «Владимирская Русь»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

Цель: Ознакомление родителей с деятельностью детского сада по полиэтно культурному воспитанию детей и воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма через знакомство с культурами и обычаями  народов России, Владимирского края и Ближнего Зарубежья. Приобщение родителей к творческой жизни детского сада.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы

 Ярмарка дружбы «Владимирская Русь».

Подготовила музыкальный руководитель Трусова Ирина Викторовна.

МАДОУ «ЦРР детский сад №109» города  Владимира.

1.Пояснительная записка.

Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Дошкольный возраст -  это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Музыкальный руководитель уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учат понимать красоту национальной музыки.

Семья всегда остаётся основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурную личность, без участия родителей в решении проблемы. Мы стараемся активно выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников, так как это важный момент поликультурного образования в детском саду. Мы осуществляем его через информационные зоны, беседы.

Педагоги разрабатывают и проводят мероприятия, конкурсы, праздники и развлечения с участием семьи. Совместно с родителями воспитанников проводятся и организуются фотовыставки, изготавливаются народные костюмы для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры. Мы ставим задачи перед педагогами детского сада - максимально полно вовлечь членов семей воспитанников в образовательный процесс через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок и сделать родителей своими союзниками в воспитании детей.

2.Программное содержание:

Цель: Ознакомление родителей с деятельностью детского сада по полиэтно культурному воспитанию детей и воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма через знакомство с культурами и обычаями  народов России, Владимирского края и Ближнего Зарубежья. Приобщение родителей к творческой жизни детского сада.

Задачи:

1.Вызывать у детей интерес к культуре и творчеству представленного народа.

2.Развивать музыкальные, творческие и артистические способности детей и передавать образы,  заложенные в песнях, танцах, художественном слове.

3.Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре и традициям,

4.Развивать  детей навыки исполнительства песенного, танцевального, игрового народного творчества.

5.Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к родному краю, чувство гордости за людей, живущих на Владимирской земле.

6.Формировать основы уважения к  народам,  населяющим Владимирскую область и ближнего зарубежья, Белоруссии, Грузии.

7.Создать благоприятные условия для межэтнического общения.

8.Формирование толерантного отношения к народам, населяющим нашу страну и народам ближайшего окружения,         

3.Возраст детей: 6-7 лет.

4.Предварительная работа:

Рассматривание карты Белоруссии, Грузии,  России, Владимирской области.

Знакомили детей с красотой и разнообразием  песен, музыки, танцев, игр народов Белоруссии, Грузии, России. Рассказать детям о Белоруссии, Грузии, России.  Традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел - особенности этих стран. Беседа о народных промыслах  Владимирской земли. Знакомство с городами Владимирской области.

Рассматривание иллюстраций. Подготовили презентацию «Народные промыслы Владимирского края». Разучивание с детьми танцев, и хороводов и песен, стихов о Родине, о городе Владимире.

5.Демонстрационный материал.

Проектор, мультимедийная презентация по сценарию. Зал оформлен под Ярмарку.

6.Место проведения: музыкально-хореографический зал.

                                           Ход мероприятия.

Дети в русских народных костюмах заходят в зал под р. н. мелодию  и встают на полукруг.

Ведущая.

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна предки живут,

Они прославляют просторы родные.

Раздольные песни поют.

1-й ребенок.

А люди, какие в России живут!

Пляшут, рисуют и звонко поют!

И далеко их летят голоса,

И отзываются эхом леса!

Песня «Моя Россия» муз. Г.Струве.  Слайд №1

Дети проходят на места.

Ведущий.

Мы горячо любим свою Родину Россию.

Но у каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу где мы родились и живем.

2ребенок.

Владимир-родина моя! Слайд №2

Мой уголок, мое богатство

Мне так родны твои края,

Мне дороги твои убранства.

3ребенок.

Мне даже небо кажется здесь шире,

Здесь дышит гордостью земля,

Один такой ты в целом мире,

Один такой ты на века!

4ребенок.

Тебя туристы посещают,

Из разных стран и городов,

Своей красой ты их встречаешь,

Архитектурой поражаешь,

И принимаешь их любовь.

Слышен звон колоколов

Ведущий    Слайд №3 Карта владимирской области

Наша Владимирская земля – истинная хранительница истории, духовных традиций и культуры нашей Родины. В нашей стране живет  много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, традиции и обычаи.

Население владимирской области как России многонационально. Преобладают такие национальности: русские,  украинцы, татары, армяне, белорусы. Сохранилась традиция праздновать народные праздники. Богата владимирская земля народными мастерами и умельцами. С давних пор люди устраивали ярмарки, на которые съезжались из всех деревень.

В городе Владимире ежегодно проходит  осенняя ярмарка «Владимирская Русь». Приезжают мастера и артисты из городов Владимирской области и гости из Белоруссии, Молдавии, Армении и т д.

И я вас приглашаю на ярмарку дружбы «Владимирская Русь»!

Под музыку «Коробейники» р.н.п. выбегают скоморохи.

1-й скоморох: слайд№4

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается народное гуляние!

Торопись  честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

 2-й скоморох:

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья!

1-й скоморох:

Что душа твоя желает-

Все на ярмарке найдешь!

Всяк,  подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

2-й скоморох:

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей,

Народ собирается…

Все: Ярмарка «Владимирская Русь» открывается! слайд № 5

1-й скоморох:

Как на ярмарке много гостей

Из разных стран, городов, областей.

2-й скоморох.

Посмотрите,

как живет Русь великая,

Земля Владимирская.

Посмотрите на удаль молодецкую,

Да на красу девичью,

Порадуйте свои очи

Товарами богатыми,

Да дарами Щедрыми.

1-й скоморох.

А вот и наши Владимирские купцы!

Вот какие молодцы!

Предлагают  свой товар,

Хошь- за деньги, хочешь-в дар.

Выходят русские молодцы с коробами. Слайд №6.

Продавцы выкрикивают.

1.А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей!

Гляди, не моргай,

Рот не разевай!

Ворон не считай,

Товар покупай!

2.Продаются самовары!

3.Продаются  корзины, санки! 
И конфеты, и баранки!

4.Покупайте-ка игрушки: есть и конь здесь удалой. 
Посмотрите, как живой!

5. Вот гороховецкий петушок нарядный.
Весь такой он славный, ладный!

6. Булавки, иголки, стальные приколки!
За один пучок плати пятачок!

7.Вот орешки, хорошие орешки,
Вкусные, на меду, давай в шапку накладу!

Прянички, калачи, леденцы, бублики,

Для пригожей публики.

8.Лук, картошка, кабачки, огурцы, капуста.

Подходи все очень вкусно.

1.А мы все хотим купить.

Да не знаем, как нам быть.

Чем нам за товар платить?

2.А мы песнями хорошими,

Да играми веселыми, да плясками.

На празднике за товар рассчитаемся.

3.Проходите господа, начинается игра,

Золотые Ворота.

На Экране Слайд №7.

Ведущая.

Герб,  какого города мы видим на экране?

Чем славится город Владимир?

1-й ребенок.

Град Владимир тем живёт, что иконы создаёт,
Поле рожью засевает, на рожках народ играет.
Вышивальщиц здесь не счесть, и великая им честь!

Вышивальщицы.

Мы девчата молодые,

Вышиваем целый день,

В руках ниточки простые.

И работать нам не лень.

Частушки р.н.п.

 1-я девочка.

Мой красивый, звонкий голос,

Милого околдовал,

Вышею рубашку Коле,

Чтоб меня не забывал.

2-я девочка.

А мой миленок больно жадный ,

Не подарит ни словечка,

Купи хоть ниток золотых,

А я сплету колечко.

3-я девочка.

Ой, болтушки вы, девчата,

Смехотня да болтовня!

От таких серьезных дел,

Отвлекаете меня,

Ну, да я не буду слушать.

Смейтеся, да ладно уж.
Навышиваю  себе   приданого,

Да и выйду замуж.

Все. Озорные мы девчата,

Петь готовы и играть,

Ести вышивка нужна вам,

Приходи заказывать.

Русская народная игра «Кружева».

Играющие  выбирают двух водящих, один – «челнок», другой – «ткач». Остальные встают парами, образуют круг или полукруг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота».  «Челнок»  встает у второй пары, а «ткач» у первой. «Челнок», по сигналу  «ткача», начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если  «ткач» догонит «челнок» прежде чем он добежит до конца полукруга,  то становится  «челноком». А «ткач» выбирается из других играющих.

Ведущая: Одним из распространённых промыслов Владимирской губернии было пастушество. Пастухи делали себе из можжевельника или сосны музыкальные инструменты – рожки. В бруске дерева, распиленном на две части, просверливали сквозное отверстие, обвивали берестой обе обработанные половины, а затем делали шесть отверстий для пальцев. Большое распространение рожок получил среди пастухов в селах центральной России.

Ведущая. Уже в 18 веке  крестьяне Владимирской губернии приобрели  наибольшую известность  как музыканты – рожечники. Они выступали на ярмарках и праздниках. Эти традиции сохраняет и развивает ансамбль народной музыки «Владимирские рожечники», который стал визитной карточкой Владимирской области.

1-й  скоморох.  Ансамбль «Владимирские рожечники». (Видео -  запись  «Владимирские рожечники»)

На экране слайд №8. Звучит музыка.

Ведущая.

Герб,  какого города мы видим на экране?

Что это за сказочный край?

Чем славится город Гусь Хрустальный?

2-й ребенок.

Гусь-Хрустальный тем живёт, что стекло хрустально льёт,
Стеклянную посуду для честного люда.

2-й скоморох.

А вот из города Гусь хрустальный,  купец.

Чем торгуешь молодец?

Купец.

Подходите,  покупайте,

Бутыли, бокалы, рюмки.

А вот красивая хрустальная посуда,

Чашки, вазочки и блюдо.

Ну что за товар!

И тот хорош, и другой хорош,

Выбирай, который хошь!

Ребенок.

Расступись честной народ,

Не пыли дорожка.

Ребята на гулянье идут,

Поплясать немножко.

Танец  Кадриль»,  муз.  Темнова.

Купец.

Подходи, покупай,

Одеяло лоскутное,

Бело-сине-голубое,

С парусами. Небесами,

Яркой радуги цветами.

Швея мастерица.

Все умеют мастерицы,

Шить, вязать и песни петь.

Все лоскутики в цепочки

Ловкие руки собирают,

А потом сшивают –

Одеяло получают.

Скоморох.

А у нас на ярмарке,

Пляшут и поют,

Игры всякие ведут.

Игра «Веселая ткачиха»

По считалке выбираются два «челнока», остальные делятся на две стенки  –это ткацкий станок. Взявшись под руки, стенки ходят навстречу друг другу одновременно, сходятся и расходятся со словами:

Я веселая ткачиха, хорошо умею ткать,

Пинч – понч,  клепу, клепу,

Хорошо умею ткать.

Челноки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда стенки расходятся.

Темп постепенно убыстряется. И наконец, они оказываются «затканными» в станке.

Слайд №9 ( звучит музыка)

Ведущая.

Герб, какого города мы видим?

Чем славится город Гороховец?

1-й Скоморох.

А вот купец из славного города

Гороховец.

Купец
Гороховчане тем живут, что руками создают: 
От большой домушки до щепной игрушки…

Наши прадеды любовно,

Топором тесали бревна.

Гороховецкие  плотники,

Отличные работники.

Всех на ярмарку зовем,

Мы игрушки продаем!

Птицы, Барыни и Коники,

Как игрушки хороши,

Всем на радость,

На потеху, для души.

2-й  скоморох.

А у нас на ярмарке,

Пляшут и поют,

Игры всякие ведут

Игра «У дядюшки Трифона»

Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий в середине, все поют.

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья,

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят,

И все делают вот так.

При этом водящий,  выполняет какие -  либо движения, а все играющие должны повторить их. Кто не повторяет движения, или повторяет их неточно – платит фант, Движения должны быть забавными.

Слайд №10

Ведущая.

Герб,  какого города мы видим?

Какой район у нас славится кузнецами?

1-й скоморох.

Александровская слобода – красавица,

кузнецами она славится.

Песня «Во Кузнице» р.н.

Купец.

Подходи не зевай,

А товар покупай,

Топоры, ухваты, долота, ковши,

Вилы, замки,  подковы, ножи.

Игра «Эй, кузнец, молодец» р.н.

 2-й скоморох:

Грузины, и цыгане тут,

Веселья яркого и плясок ждут!

И белорусы и украинцы.

Все привезли на ярмарку гостинцы.

Звучат кавказские мотивы. Слайд №11

1-й скоморох:

Эти мотивы диковинны мне,

Что же за люди живут в той стране?

Где же находится сей чудный край?

Двери гостям поскорей открывать!

2-й скоморох:

В этом краю живут с давних пор:

Журчанье бурлящей реки, эхо гор,

Зелень долин и Эльбрус, наконец!

Это Кавказ – пламя жгучих сердец!

Грузинский танец (Видео)

 Джигит.

Люблю Кавказа я свободный воздух,

Мерцанье звезд и солнца яркий луч.

Люблю горячее дыханье,

Прохладу гор и летний зной.

1-й Скоморох:

Вы с Кавказа,  господа!

Привезли вы что сюда?

Грузинка.

 Мы на ярмарку вам привезли

Специй разных, травы пряные…

Чтоб пикантность в еду, вы внесли,

И шашлык был бы с нашей приправою.

Игра «Джигитовка».

Дети становятся друг за другом, в руках колечко от пирамидки, между ног зажат мяч «конь». Нужно добежать до пирамидки. Надеть на нее кружочек, проскакать обратно и отдать мяч следующему участнику. Побеждает та команда, что добежит первой.

2-й скоморох:

Спасибо мы скажем кавказцам

За то, что приехали к нам.

На ярмарке нашей остаться

Мы просим джигитов и дам!

1-й скоморох:

Ярмарка шумит, поет.

Слышу, кто-то к нам идет!

(Звучит песня)  Беловежская пуща муз. А Пахмутовой, сл.Н.Добронравова

1-й скоморох: слайд №12

Эта песня знакома мне,

Что за люди живут в той стране,

Где же находится сей чудный край,

Дорогих гостей поскорее встречай!

(Выходят двое детей в белорусских костюмах, их встречает девочка в русском костюме)

Дети приветствуют друг друга. Доброе утро на русском языке, Добрай ранiцы на белорусском языке.

Девочка в русском костюме встречает гостей хлебом с солью.

Дорогих гостей встречаем,

Круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь отведать просим.

Общий поклон,

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь.

Белорусы:

Мы Олеся и Юрась,

Очень рады видеть вас,

Мы живем в Белоруссии,

Приехали из г.Минска.

Олеся.

Земля Белорусская! Рощи да хаты,

Поля золотые да травы шелка,

Что гроздья рябины - багрянец заката,

Что крик журавлиный – ручьев перекаты

И легкие над большаком облака.

Юрась.

О, как прекрасна Белоруссия,

Ее бескрайние поля,

Ее леса, луга, озера,

И благодатная земля.

Олеся.

Славится Беларусь сельским хозяйством,

На полях выращивают рожь, овес, гречиху,

А особо славится выращиванием картофеля «Бульба»

Так красиво звучит по белоруски слово картофель.

Белорусская народная песня «Бульба».  

Олеся.

У нас в Белоруссии любят пляски,

И мы всех ребят, по-братски,

Сейчас приглашаем в наш круг.

Белорусский танец Е. Тиличеевой.

1-й Скоморох.

Белорусские друзья,

Что вы привезли сюда?

Олеся.

 Кукол из соломки,

Ткани, фарфора в народных костюмах.

Глиняные фигурки, горшки, кувшины, свистульки. Слайд №13

Юрась.

С Россией мы друзья,

С Россией мы одна семья,

Угощение от нас примите,

Драники, колдуны,

Картофельная бабка, юшка.

На общий стол скорей несите.

2-й скоморох.

За гостинцы благодарим,

И вам спасибо говорим.

(Белорусы садятся на места)

Звучит фонограмма цыганской музыки, выходят цыганка, цыган с конем.

2-й скоморох:

Глазам не верю! Неужели,

Идут цыгане?.. В самом деле!

Сейчас начнут гадать и за рукав тянуть,

Любого смогут рассмешить и обмануть!

Танцуют цыганский танец  ( девочки цыганки)

1-й скоморох:

Вот потеха так потеха!

Люди падают от смеха!

Цыган:

Ай-ай-ай! Как не стыдно пугать цыганами

Не живем мы давно обманами.

Мы поем, на гитарах играем,

Мы в театре « Ромэн» выступаем ( Кланяется)

Мы вас всех повеселили?

Смех, улыбки подарили?

А теперь вы не скупитесь-

За веселье расплатитесь!

Цыган  снимает шляпу и под музыку идет к родителям, собирает монеты и возвращается к коню.

Цыган:

На еду коню  собрали.

« До свиданья»! всем сказали!

Цыгане уходят.

1-й скоморох.

Эй, смотри, идет парок,

Не отведать ли нам пирожок,

Купец.

Эй, ребята, подходите!

Налетай на пирожки,

Все румяны, горячи,

Загляденье – посмотри.

Корзинка с пирогами – угощение.

Ведущая.

Богата земля Владимирская умельцами, талантами, Слайд 14.
Живут народные промыслы, развиваются!
Славься Русь Великая – страна городов с задорными частушками, 
С зажигательными танцами, с чудесными песнями.

1-й скоморох.

Ярмарка прошла на славу,

Сколько было тут товаров!

А теперь пора прощаться,

По домам всем возвращаться!

Ярмарка завершается!

Двери закрываются!

Танец дружбы (песня «Золотая Ярмарка, исп.Л.Николаева и ансамбль «Русская душа»

Используемая литература:

1.«Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А. Бударина,

О.А. Маркеева. Санкт – Петербург « Детство-Пресс» 2004г

2.Календарные обрядовые праздники для дошкольников. Н.В.Пугачева,

Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова. Педагогическое общество России Москва 2007г.

3. «Государственные праздники для дошкольников. А.Н.Зимина. Москва 2007г.

4. «Воспитание детей на традициях народной культуры»  В.П. Ватаман.

5. «Музыкальное развитие детей на основе народной культуры».

О.В.Шубина, И.Г.Чайка.

6. «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Москва 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "Осенняя дискотека".

Сценарий разработан для подготовительной группы в форме весёлого развлечения....

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Сказка осеннего леса"

"Сказка осеннего леса"  сценарий в котором ребята закрепляют пройденный материал о признакох осени, о фруктах ,овощах, диких животных. Ребята не только в игравой форме показывают свои знания ,но ...

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Сказка осеннего леса"

"Сказка осеннего леса"  сценарий в котором ребята закрепляют пройденный материал о признакох осени, о фруктах ,овощах, диких животных. Ребята не только в игравой форме показывают свои знания ,но ...

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы « Ярмарка дружбы»

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы « Ярмарка дружбы»...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе. «Кикимора и Осень» (подготовительная группа)

Действующие лица: Ведущий, Осень и Кикимора – взрослые.Дети входят под музыку и выстраиваются в полукруг. Вед.: вот опять уже желтеют листья,Мелкий дождик моросит с утра.Лето пролетел...