Заюшкина избушка (сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста с использованием фольклорного материала)
материал (старшая, подготовительная группа)

Клыкова Светлана Николаевна

Сценарий спектакля по мотивам р.н. сказки Заюшкина избушка, разработан с использованием фольклорного материала. Сюжетная канва сказки разворачивается как непосредственная игра "деревенских" ребятишек на лужайке возле плетня. Музыкальные наигрыши традиционных народных инструментов ( свирель,жалейка, балалайка, гусли), и  детские народные музыкальные инструменты (трещотки, рубель, ложки и т.п.) должны стать  неотъемлемой частью спектакля, органично вплетаясь в сказочный сюжет. Костюмы, атрибутика,декорации в традиционном народном стиле, яркие и красочные, несут ту же воспитательную, образовательную и эстетическую функции,что и музыка в спектакле.Важное условие при подготовке спектакля: не потерять легкость непосредственной  детской игры, давая возможность детям самим находить изобразительные средства для создания театрального образа! Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в той или иной роли,а для главного показа, можно сделать выбор с помощью народной считалки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заюшкина избушка

(сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста

 по русской народной сказке

с пользованием фольклорного материала )

Оформление сцены: поляна, плетень.

Декорация и атрибутика:

Строительный материал для постройки дома Зайца

Солнце в народном стиле на шесте

Плетень

Кустики

Детские музыкальные народные инструменты

Платочки или ленточки (султанчики) голубого цвета

Коса для Петуха

Шапочки персонажей сказки: Лиса, Заяц, Волк, Медведь, Петух

Одежда детей: русские народные костюмы

Звучат народные наигрыши. Дети, приплясывая и подыгрывая на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, рубель), обходят зал и усаживаются у плетня. У некоторых детей, кроме народного костюма, на головках шапочки персонажей сказки, кроме Петушка (его нарядят по ходу сказки)

Играют на музыкальных инструментах и поют:

Тень – тень – потетень

Сели звери под плетень.

Сели звери под плетень

Похвалялися весь день.

Лиса:

Похвалялася Лиса:

Всему лесу я краса!

Заяц:

Похвалялся Зайка:

Поди, догоняй-ка!

Медведь:

Похвалялся Медведь:

Могу песни я петь!

Волк выходит вперед, важно прохаживается перед детьми, но вдруг,  падает в «лужу»

Дети говорком, со смехом:

А Волк хвалился,

Да в лужу свалился.

Волк рычит. Все с визгом разбегаются, прячутся за кустиками.

Выглядывают осторожно: все спокойно.

Встают в круг, берутся за руки, а ребенок – Зайчик прыгает за кругом:

 Идя по кругу, говорят р.н. потешку:

Бегал Заяц по болоту

Он искал себе работу.

Зайка прыг, Зайка скок,

Строит он себе домок.

(Зайчик из набора большого строительного материала собирает избушку в центре круга)

Дети:

- Заяц белый, куда бегал?

Заяц:

- Лыко драл, тес тесал!

Дети:

- Заяц белый куда бегал?

Заяц:

- Бревна таскал, печку клал!

Зайчик с музыкальным молоточком напевает:

Целый день стучу – стучу

Домик сколотить хочу.

Будет дом, дом большой

И с крылечком и с трубой.

Все садятся под плетень с музыкальными инструментами.

Отдыхают. Звучит народный наигрыш. Заяц сидит на  «крыльце», «играет»  на балалайке.

Один из детей:  

Раз, два, три, четыре, пять,

Сказку надо начинать!

Звучит музыка Лисы. Лисичка бегает возле Зайкиного домика:

Ну и изба,

Хи-хи, ха-ха.

И узка и темна,

И вовсе плоха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Вот у меня хрустальный домок.

Белый, как сахар, домок- теремок.

Светлый, просторный дворец ледяной.

Нету в лесу лучше дома, чем мой!

(Показывает куда-то неопределенно. Убегает)

Один из детей:

Так они и жили.

Не тужили!

Но вот пришла весна…

Дети поют закличку - призыв к солнышку.  Бегают по полянке:

Весна, весна,

Весна пришла!

Тепло принесла.

Солнышко – солнце.

Загляни в оконце!

Один ребенок выносит большое СОЛНЦЕ на шесте,  нарисованное в народном стиле.

Все встают вокруг СОЛНЦА, говорят хором:

У Лисы изба и растаяла.

Растеклась водой,

Стала змейкой голубой.

Ставят солнце на подставку и берут голубые  платочки или ленточки.

Стоят в кругу, поют. На возглас «ух» делают прыжок из центра круга, руки с платочками взмахивают вверх.

Разлился ручеек,

Голубой рожок – ух!

Разлился беговой.

Белый, снеговой – ух!

По пням, по болотам,

По гнилым колодам – ух!

(На последний куплет Лиса остается в центре круга)

Все отходят от нее и дразнятся:

Лиса-то, Лиса

Всему лесу краса

В ручеек ступила,

Хвост замочила.

 (Лиса сердится, дети разбегаются кто - куда).

Лиса возле Зайкиного домка:

Заинька, Зайка,

Белый попрыгай-ка.

Пусти в свой домок

Обогреться на часок.

Заяц из-за домика:

Ну, заходи.

Дети из-за кустиков, хором:

На постой Лису пустил

И в беду сам угодил,

А Лиса и рада.

Лиса:

Вот тебе награда!   (Гонит Зайчика из домика)

Заяц бежит по полю и плачет (звучит музыка жалейки)

Дети:

        Заяц по полю бежит.

        Весь от холода дрожит.

        Вдруг по лесу: «Щелк, Щелк»

        Кто же это?

Ребенок в шапочке Волка резво выскакивает в центр:

        Волк!

Волк:

        Чего Заинька плачешь?

        Туда- сюда скачешь?

Заяц:

        Как не плакать, Волк – Волчишко

        Был ведь у меня домишко.

        Новый дом, просторный дом.

        Как уютно было в нем!

        Только рыжая плутовка

        Обманула меня ловко…

Дети:

        Прогнала Лиса Зайчишку.

        Хитрый у нее умишко!

        

Волк:

        Эк, придумали, умишко!

        Это для Лисицы слишком!

        Самый умный я в лесу!

        Мигом прогоню Лису!

Дети идут вслед за Волком и Зайцем, чуть в стороне от них и играют на рубеле.

Хором:

        Пришли к дому.

        Волк ревет

        И когтями дверь скребет.

Волк:

        Убирайся по здорову!

Лиса:

        Кто ревет там, как корова?

        Кто решил меня пугать?

        Я могу всех покусать!

Волк, в страхе,  убегает. Снимает шапочку и присоединяется к детям.

Дети:

        Зайка вновь грустит, рыдает

        Что же делать он не знает.

        Вдруг по лесу треск идет

Медведь выходит в центр:

        Это Мишенька ревет!

Медведь:

        Что, трусишка, напугал?

        Или Мишку не узнал?

        Кто обидел? Проучу!

        Затопчу! Поколочу!

Дети:

        Снова подошли к домишку.

        Зайка с косолапым Мишкой. (Звучит музыка свистулька – бас)

Медведь:

        Вон, плутовка! Убирайся!

Лиса:

        Слишком-то не зазнавайся!

        Заревел, как бегемот.

        От смеха заболел живот (смеется)

        Умею я сама кусаться.

        Тебе со мною не тягаться!

        Острые мои клыки

        Разорвут тебя в куски.

Медведь убегает, снимает шапочку и присоединяется к детям.

Дети:

        Вот и Мишка убежал.

        Бедный заинька пропал!

Заяц (в отчаянии):

        Буду жить я под кустом!

        Здесь теперь мой кров, мой дом.

Дети:

        Скоро сказочке конец.

        Где наш Петя – молодец?

Надевают шапочку Петуха на одного из детей.  Дают ему в руки косу, прихорашивают.

        

        Эту сказку с детства знали.

        Мамы нам ее читали.

        Петя, мы с тобой пойдем.

        Вместе песенку споем.

Берутся за руки, впереди Петушок. (Звучит музыка)

        Убирайся,  Лиса,

        За моря, за леса.

Петушок поет:

        Иду на пятах, в красных сапогах.

        Несу косу, Лисе голову снесу.

        Ку-ка-ре-ку!!!!

Дети:

        Дружба в деле помогает

        Это каждый из нас знает.

        Вместе мы непобедимы!

        Это знать необходимо.

Поют вместе с Петушком: Ку-ка-ре-ку!!!!

Лиса:

Ой, боюсь! Сдаюсь! Сдаюсь!

Дайте выйти! Пропустите!

Убивают, помогите! (Отталкивает Петуха, убегает)

Зайка:

Спасибо, Петя – петушок,

Звонкий голосок.

Давай, будем вместе жить.

Хороводы водить.

Дети встают в круг и водят хоровод «Заинька» р. н. м.

            Заинька, выйди в круг,

            Беленький, выйди в круг.

                    Вот так, эдак, выйди вкруг!

                Вот так, эдак, выйди в круг!

        Заинька,  топни ножкой!

        Беленький, топни ножкой.

                Вот так, эдак топни ножкой,

                Вот так, эдак, топни ножкой!

        Заинька, покружись.

        Беленький, покружись.

                Вот та, эдак, покружись,

                Вот так, эдак, покружись!

        Заинька, поклонись,

        Беленький, поклонись.

                Вот так, эдак, поклонись.

                Вот так, эдак, поклонись!

Общий поклон.

        

        

Сценарий спектакля

Заюшкина избушка

русская народная сказка

Стихотворный текст С. Клыковой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ИЗО «В избушке Зимушки-зимы» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием метода обучения в сотрудничестве)

Цель :Создать декоративный образ морозного узора. Задачи:         Развивающая- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем ми...

Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста.

Инсценировка сказки "Колобок" на новый лад....

Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Экологические приключения Буратино и его друзей"

Формирование экологического представления у детей дошкольного возраста через игровую и специально организованную деятельность...

Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста по сказке в стихах Л. Поляк «Колобок»

Совместно с музыкальным работником и детьми старшей группы показываем спектакль  для  родителей и детей младшей группы....

Сценарии спектаклей для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий для детского театра, по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Дюймовочка"Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Как Ослик счастье искал» по мотива...