Сценарий "Совместных посиделок детей с родителями на тему "Русские народные традиции" в подготовительной группе"
материал (подготовительная группа)

Короткова Мария Алексеевна

Сценарий  "Совместных посиделок детей  с родителями на тему "Русские народные традиции" в подготовительной группе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

Совместных посиделок детей  с родителями на тему "Русские народные традиции" в подготовительной группе

Программные задачи:

Создать атмосферу творческого сотрудничества детей и родителей, педагогов детского сада.

Закрепить знания детей о русском народном творчестве: русские народные песни, игра на ложках, русская пляска, пение частушек, русские народные промыслы: хохлома, дымка, русская матрёшка.

Создать атмосферу радости и удовлетворённости от участия всех в данном процессе.

Ход праздника

1.Хозяйка: (Мария Алексеевна)

 На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

2 Хозяйка: ( Марина Васильевна) Здравствуйте, гости дорогие!

Позади трудовой день и когда солнышко склонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать, да на других посмотреть, да добрым словом перемолвиться. И у нас сегодня посиделки.

1.Хозяйка: В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках, забавах, пословицах и поговорках, мастерством блеснуть.

Девочка: Эй, девчоночки-подружки, веселушки-хохотушки.

Мальчик: Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,

Вместе: Выходите поиграть, посиделки начинать!

2. Хозяйка: А давайте и мы с вами, дорогие мамы и папы, гости дорогие  споём и да заведем хоровод вместе.

(хоровод «Во поле береза стояла» (раздать слова родителям, поем и хороводим вместе))

 (Слова и музыка народные)

 – Во поле береза стояла,

 Во поле кудрявая стояла,

 Люли, люли стояла.

 – Некому березу заломати,

 Некому кудряву заломати.

 Люли, люли заломати.

 – Как пойду я в лес погуляю,

 Белую березу заломаю.

 Люли, люли заломаю.

 – Срежу я с березы три пруточка,

 Сделаю себе я три гудочка,

1.Хозяйка: Хорошо спели, громко. А скажите, когда и зачем пели тихие песни? Конечно, это колыбельные. Название произошло от  глагола  баять, баить – "говорить ". Старинное значение этого слова – "шептать,заговаривать".) 

     Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. "Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!" говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу.

Бай, бай, бай, бай,

ты, собаченька, не лай,

Петушок, не кричи

И Ванюшу не буди.

Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать 
Да стал мой милый засыпать.

А какие колыбельные раньше пели деткам. Давайте –ка родители, вспомним  какие колыбельные вы пели своим деткам.(напевают родители)

2. Хозяйка:Часто на посиделки брали свою работу. Народ творил из простого материала: дерева, глины, соломы, льна.

А давайте-ка вспомним народные пословицы и поговорки о труде.

  • Поскорее подрастай да к работе поспевай
  • Хочешь есть калачи — не сиди на печи 
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.

1. Хозяйка:  Посмотрите сюда, дорогие гости. Это изделия русских мастеров, в народе называют «Золотой хохломой», гжелью , какие матрешки!. А вот, посмотрите, как красивы расписные ложки хохломские!

Ребёнок: «Звонкие, резные ложки расписные!

Ложкари играть начнут, Ноги сами в пляс пойдут!»

Дети исполняют танец с ложками «Веселые ложкари».

2.Хозяйка: А как было подбодрить ребенка, конечно Пестушкой, это короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Термин "пестушка" произошел от слова "пестовать", то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. А у вас у всех ли были послушны детки? Не приговаривали вы им?

Ребёнок:                                                  Ребёнок:

Когда ребенок начинает учиться

 ходить, говорят:

Большие ноги

 Шли по дороге: Топ, топ, топ,

 Маленькие ножки

 Бежали по дорожке:

 Топ, топ, топ, топ!

При кормлении малыша стараются отвлечь песней:

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

На зелёном на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Как они летели,

Мы на них глядели.

Ам!

1.Хозяйка: А вспомним кА мы -Песенки - потешки

На колени ребенка сажали и играли. А дети смехом заливалися.

Ребёнок:                                                  Ребёнок:

По кочкам по кочкам

По маленьким дорожкам

Шел петух

В ямку бух!

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

И в ямку бух!

А там петух!

Дети и мамы играют в игру «                           « но прежде посчитаемся, ведь считалочка, это тоже речевой фольклор.

Ребёнок:                                                  Ребёнок:

Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот водить пойдет.

Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет

2.Хозяйка: Ой погода некуда, снега в этом году намело, как остановить его, помогали - Заклички  - Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Давайте снег остановим а весну позовем.

Ребёнок:                                                  Ребёнок:

На небе буря, в поле метель!
Ангелы прилетите, пургу крылами разгоните!
Ты, ветер, не вой, снег не лети.
А ты, метель, не мети да не крути!

Будем Зиму провожать,
Весну в гости зазывать!
Ты иди, Весна, скорей!
Солнце, Землю обогрей.
Растопи скорей снега,
В зелень убери луга,
Ручейкам дорогу дай,
Дружно игры затевай!

1.Хозяйка: А когда не знали что придумать, рассказывали  - Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение.

Ребёнок:                                                  Ребёнок:

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Шла торговка мимо рынка, 
Спотыкнулась о корзинку 
И упала в яму – бух, 
Раздавила сорок мух. 

2.Хозяйка: Ну что, устали сидеть да молчать? А давайте по тараторим. Тараторки (скороговорки)

Помогайте родители, гости, вспоминайте скороговорки.

  • Шесть мышат в камыше шуршат.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Сух сук нес барсук.

1.Хозяйка:  А теперь пришло время подразнить друг друга и не обижаться, ведь это тоже фольклор –Дразнилки,

насмешливая прибауткаобычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь.

Ребёнок:                                                  Ребёнок:

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей. 
Голуби боятся, 
На крышу не садятся.

Ябеда-корябеда,

Зеленый огурец:

Никто с ним не играет,

Никто его не     ест.

2. Хозяйка: На море – океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под ним стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай…

Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

И я вам расскажу докучную сказку:  «Овечка на мосту».

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

-Понравилась сказка?

Начинаются наши сказки,

заплетаются наши сказки

На море –океане, на острове Буяне.

Там березонька стоит,

На ней люлечка висит,

В люльке зайка крепко спит.

Как у зайки моего

Одеяльце шелково,

Перинушка пухова,

Подушечка в головах.

Рядом бабушка сидит.

Зайке сказки говорит.

Сказки старинные

Не короткие, не длинные:

Про кошку, про ложку, про лису и быка,

Про кривого петуха…

Про гусей лебедей,

Про смышленных зверей…

Это присказка, а сказки?-

Сказки дальше подойдут.

А мы вам предлагаем сегодня показать одну из сказок. Например, «Теремок».

(Родители и дети распределяют между собой роли, подбирают необходимые атрибуты и инсценируют сказку. В качестве фона используется народная музыка, которая выражает характер каждого сказочного героя.

2.Хозяйка:  Молодцы, задорно поиграли, попели, пошутили, свою удаль  показали!

Вот так веселился народ в старину.

А мы к столу всех приглашаем

Кашей угощаем!

Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

1. Хозяйка: Хорошо ли вы провели время на наших посиделках, гости дорогие?

«Ну что ж, гость доволен, хозяин рад».

Вот и настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим всем до свидания,

(Дети хором)«До счастливых новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню матери в старшей группе «Хорошо рядом с мамой»

Развивать желание проводить совместные праздники.Воспитывать сплоченность детского и взрослого коллектива.Порадовать в день матери мамочек группы поделками, сделанными руками детей.Создать хорошее рад...

Консультация"Приобщение детей к народным традициям" подготовительная группа

В консультации представлен материал о народных  традициях, которые открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт....

Презентация сценарий совместного спортивного праздника с мамами на улице в подготовительной группе «Мамины помощники!» Посвященные празднованию «Международного женского дня»

Цель:•Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.Задачи:Образовательные•1. Совершенствовать двигательные умения...

Отчет о реализации проекта с учителем логопедом "Путешествие в край народных традиций". Подготовительная группа №3

Отчет о реализации проекта с учителем логопедом "Путешествие в край народных традиций"...