Спортивное развлечение " Квест по сказкам"
консультация (старшая группа)

 Сафиева Елена Николаевна

формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_po_skazkam.doc43 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Квест по сказкам».


Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.
Задачи:
• формирование знания об одном из жанров фольклора – народной сказке;
• развитие умения грамотно, выразительно излагать свою мысль, речь, логическое мышление, тренировать память, внимание через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества, взаимопомощи;
• Воспитывать у детей умение оценивать добрые и отрицательные поступки героев
Предварительная работа
1. Изготовление лэпбука по русским народным сказкам.
2. Чтение русских народных сказок.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
4. Разгадывание загадок.
5. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».
Оборудывание: Волшебный клубочек, иллюстрации к русским народным сказкам, телеграммы, яблочки-загадки, разрезные картинки к игре «Собери сказку», предметы к игре «Бюро находок»: пирожок, рыбка, скалочка, ложки, яйцо, яблоко, репка, корзинка, платочек

Ход развлечения:

Звучит музыка «В гостях у сказки». Бабушка Сказка–в русском народном костюме встречает детей.
Бабушка Сказка. Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в мой дом, я гостям всегда рада. Зовут Меня Бабушка сказка. Ребята, а какое у нас настроение? Как без слов, подарить свое хорошее настроение другим людям?
Дети: Нужно улыбнуться.
Бабушка Сказка:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Бабушка Сказка. Ребята, а вы любите сказки? Вот послушайте. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали «из уст в уста». А эти детки – своим детям.
– А знаете, почему сказки волшебные? ( о
тветы детей)
Бабушка Сказка: Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, людей посмотреть, встретиться с русскими народными сказками. Дороженька нам предстоит дальняя. А поможет нам волшебный клубочек, он и покажет дорогу к русским народным сказкам. Скажите, а кто сочинил русские народные сказки?
Дети: Эти сказки сочинил русский народ.
Бабушка Сказка: Ребята, скажите, с каких слов начинаются сказки?
Дети: Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве.
Бабушка Сказка: Молодцы! А теперь в путь! В страну сказок, чудес и волшебства!
В сказке может все случится,
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостью: «Заходи»!

Бабушка Сказка. Русские народные сказки учат нас отличать добро от зла, ведь недаром во многих сказках можно прочитать фразу: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Ребята, клубок привел нас с вами к яблоньке. А вы знаете, в какой сказке встречается яблонька? Посмотрите, а яблочки на ней не простые, а с загадками.
Конкурс 1 «Загадки по сказкам» проводит Яблонька.
(Дети слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. ("Царевна-лягушка")

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. ("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. ("Волк и козлята")

На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. ("Колобок")

Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка,
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку? ("Гуси-лебеди")

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Покатился по деревне,
И женился на царевне. ("По щучьему велению")

Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. … («Маша и медведь»)

Надо курочке бежать
Петушка скорей спасать
Он так торопился,
Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)
Яблонька. Молодцы, все загадки отгадали!

Яблонька:
Был Кощей вчера в гостях.
Что наделал, просто ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал.
Картинки вы должны собрать,
Сказку русскую назвать

Бабушка Сказка. Ребята, поможем яблоньке? ( Да)

Конкурс 5. Игра «Собери сказку».
Дети собирают из разрезных картинок изображения и называют сказку.
Бабушка Сказка: Молодцы!
Появляется Старичок- Лесовичок( плачет)

Бабушка Сказка: Ребята, смотрите кто это? Что у тебя случилось, Старичок- Лесовичок,почему ты плачешь?
Старичок- Лесовичок : В своем лесу я шел и предметы нашел, но не знаю, чьи они. Лежат они вот в этой корзинке.
Бабушка Сказка: Ну, что, ребята, поможем Старичку- Лесовичку, найти хозяев этих предметов?
Конкурс 6. «Волшебная корзинка».
Дети по очереди достают предметы из «Волшебной корзинки», и говорят: из какой сказки потерянные вещи.
- Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»
- Репка – «Репка»
- Яблоко – «Гуси-лебеди»
- Три ложки – «Три медведя»
- Яйцо – «Курочка Ряба»
- Одна ложка – «Жихарка»
- Рыба – «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью»
- Скалочка «Лисичка со скалочкой».
Старичок- Лесовичок : Молодцы, ребята! Спасибо вам!!!Много сказок вы знаете.

Ребята, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».
Конкурс 3. «Угадай-ка» ( муз.игра)
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
5 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
6 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Старичок-Лесовичок: Молодцы , все сказки угадала. Скажите, что самое главное в русских народных сказках? ( Добро побеждает зло)

Бабушка Сказка Ну. что отправляемся дальше? Путь наш продолжается. Клубок привел нас с вами к странной избушке. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?
Дети: Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.
Звучит музыка. Появляется Баба Яга, танцует.
Баба Яга. Какие дорогие гости ко мне сегодня пожаловали! Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли-позабросили. До чего дошло – стороной обходят, боятся, злыдней считают. А, я вовсе не такая. Я даже очень хорошая! Вот на досуге сказочки почитываю. Хотите, расскажу. А нет, лучше я проверю, хорошо ли вы знаете сказки.
Конкурс 2 «Хорошо ли вы знаете сказки»
По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк.
Баба Яга: Молодцы! Хорошо сказки знаете.
Бабушка Сказка. Ну что ж, Баба Яга и совсем уж не злая. Ребята, а давайте вместе с ней поиграем в игру «Бабушка Маланья».
Игра « Бабушка Маланья».
(Дети вместе со взрослыми становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями).
У Маланьи, у старушки,
Дети движутся по кругу, держась за руки.
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
Все без бровей,
Закрывают руками брови.
Вот с такими ушами,
Показывают «большие» уши.
Вот с такими носами,
Показывают «большой» нос.
Вот с такими усами,
Показывают усы.
С такой головой.
Показывают «большую» голову.
С такой бородой,
Показывают «длинную» бороду.
Ничего не ели,
Присаживаются на корточки.
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Повторяют за ведущим любое смешное движение.
(Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать).

Баба Яга: Молодцы, ребята! Ребята, мне сегодня гуси – лебеди принесли письмо, а от кого оно я не могу понять, может вы мне поможете? Пожалуйста, помогите мне.

Бабушка Сказка: Ребята, поможем Бабе Яге? Дети: Да!

Конкурс 4. «Письма от гусей-лебедей»
Баба Яга:
- «Спасите, нас съел серый волк» (козлята)
- « Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (мышка)
- «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (волк)
- «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома» (Маша)
- «Помогите, мой брат превратился в козленочка» (Алёнушка)
- «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул» (медвежонок)
Баба Яга: Спасибо вам, ребята!
Баба Яга: Пора мне прощаться с вами. До новых встреч в Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Вам желаю доброго пути!
Бабушка Сказка. Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам. Много сказок вы сегодня увидели. В каких сказках вы побывали?
Ответы детей:
Бабушка Сказка: А какими словами заканчиваются сказки?
Дети: Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец.
Бабушка Сказка. Где же наш волшебный клубок? Катись, Волшебный клубок, прямо к дому, на порог!
Бабушка Сказка: Порадовали вы Бабушку Сказку, спасибо вам! Поблагодарить вас хочу (преподносит сладости).
В мире много сказок,
Добрых и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Звучит Песня в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету».



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов : «Развивающее пособие для познавательного развития дошкольников « Круги Луллия »».

Подготовила: воспитатель Сафиева Е.Н.

Цель: Формирование представление об использовании методики «Круги Луллия» (технология ТРИЗ).

Задачи:

1. Обоснование актуальности использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.

2. Организование групповой работы коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия.

3. Организованнее рефлексии с целью определения его результативности.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования

подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Предлагаю вашему вниманию: пособие под названием «Круги Луллия», созданного на основе ТРИЗ технологии.

Основоположником этого метода является Раймонд Луллий — французский монах, философ и алхимик XIII века. Он создал логическую машину — круги Луллия — в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений.

Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод, и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками.

На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Ознакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него.

Использовать его можно практически с детьми всех возрастов, во всех видах детской деятельности не только на занятиях и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.

Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Круги Луллия бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные круги Луллия закрытого типа состоят из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержнях. Сверху круги закрывают крышкой с окошками. Парные круги разделены на сектора с картинками.

Конструкция вертикального пособия по типу пирамидки тоже очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов.

В своей практике я начала использовать пособие с 2 кругами по 4 сектора на каждом со сменными картинками, что позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр. На стержень нанизывается круги разного диаметра. Сверху устанавливают указатель ограничитель или стрелку. На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. Уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание);

2) Упражнения на развитие воображения, фантазии и творчества (фантастическое задание).

Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:

1-й тип: «Найди реальное сочетание»

  • Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.

2-й тип; «Объясни необычное сочетание»

  • При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например: Лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»

  • В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.

4-й тип: «Реши проблемы»

В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

На практике можно использовать все 4 этапа или включать отдельные этапы в игру. Всё зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе игры.

Можно выделить этапы участия педагога в играх с «кругами»:

1. воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

2.воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

3. воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.

4. воспитатель осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Методические рекомендации при использовании этого метода

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

При проведении игры дети должны быть свободны в своих высказываниях, а взрослые — приветствовать самые неожиданные предложения детей.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам проиграть такой вариант. Нам выпало сочетание «Стекло – чемодан».

- Какой предмет мы бы получили? (стеклянный чемодан)

- Что может быть хорошего в стеклянном чемодане?

- Какие недостатки у стеклянного чемодана?

- Но вот беда, хозяин этого чемодана остался не очень-то доволен этим перевоплощением. Он совсем не желает, чтобы все видели, что у него в чемодане. Помогите ему решить эту проблему.

Варианты педагогов

- Мне было интересно услышать ваши варианты, надеюсь, у вас это задание вызвало положительные эмоции, также как у детей, которые играют с кругами в детском саду

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Давайте, поиграем сегодня с вами, и рассмотрим работу с кругами Луллия

Сначала, рассмотрите его,

• Попробуйте покрутить кольца и стрелку. Получилось?

• А теперь, послушайте задание:

Попробуйте найти реальное сочетание, т. е. под стрелкой и объединить картинки, формирующие реальную картину мира.

Затем, составьте предложение, объединяющее в себе все эти объекты. (Похожу к каждому и спрашиваю). Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Сейчас Вам нужно очень быстро разделиться на 3 команды.

1 Команда: Рабочим материалом в игре, для вас будут картинки с изображением объектов и материала: карточки с изображением материала образуют внутренний круг, карточки с изображением объектов образуют внешний круг.

- Какое изображение у нас оказалось под стрелкой? (………)

Ваше задание будет на «Реальное сочетание». Внутренний круг у нас остается неподвижным, о внешний круг продвигается по часовой стрелке до тех пор, пока под стрелку не попадет подходящий для этого материала объект.

Педагоги выполняют задание.

2 команда, ваше задание будет «Объясни необычное сочетание» будем раскручивать два круга. Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний против.

- Какое сочетание у нас получилось? (……) Вот сейчас вы и будем фантазировать. Попробуйте объяснить необычность данного сочетания. Когда, или где такое сочетание может случиться?

Педагоги выполняют задание.

А теперь мы переходим к третьему типу игры «Придумай фантастическую историю или сказку». Можно начать с известных всем слов жили-были или однажды злой волшебник.…Заслушивается один рассказ.

Хочу напомнить! В играх Вы должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные предложения.

Итог: Результаты этих игр можно заметить сразу. В ответах детей вы увидите постепенный переход от односложных предложений к развернутым текстам, в которых ребенок сам произносит имена признаков, самостоятельно создает воображаемые ситуации, с удовольствием формулирует и решает проблемы. В этом заключается главный результат использования кругов Луллия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение по сказке "Репка" (1мл.гр.)

Данное спортивное развлечение можно провести  как  совместное мероприятие детей с родителями,  где действующими лицами могут быть родители воспитанников....

Спортивное развлечение по сказке «Репка»

спортивное развлечение с героями русской народной сказки "Репка"составила: Стукова Н.А.  Цель: Закрепление двигательных Цель: Закрепление двигательных навыков в игровой форме, полученны...

Спортивное развлечение по сказке «Заюшкина избушка».

И.Ф. К. Я, ребята, сегодня вас хочу пригласить отправиться в сказку.Жили были лиса и заяц. У зайца была избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, пригрело солнышко, у лисы избушка и растаяла.*Х...

спортивное развлечение по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде"

Сценарий праздника для детей старшего возраста с героем сказки А.С.Пушкина Балдой. Ведущий может исполнять роль сказочницы....

Спортивное развлечение по сказке "Колобок"

Данное спортивное развлечение рассчитано на детей в возрасте от двух до трех лет и предназначено для воспитателей дошкольных учреждений....

Конспект спортивного развлечения по сказкам А.С. Пушкина «Что за чудо эти сказки!»

Спортивное развлечение по сказкам А.С. Пушкина «Что за чудо эти сказки!»...

Спортивное развлечение по сказкам К.И.Чуковского "Путешествие в сказку"

Для закрепления знаний сказок К.И.Чуковского и формирования у детей интереса к спортивным развлечениям провели в игровой форме эстафеты , встретились с персонажами сказок....