Досуг по теме "Моя малая Родина ""Посиделки "
материал (подготовительная группа)

Создание условий для формирования и комплексного развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально -игрового фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклорный досуг "Посиделки "29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг  по теме

«Моя малая Родина»

«Посиделки».

                                                                     

                                                                        Автор работы:

                                                                        Сертакова С.В.

                                                                        воспитатель группы №2

        

2024 г.

Цель: создание условий для формирования и комплексного развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

средствами музыкально-игрового фольклора.

Задачи:

- развивать коммуникативные качества на основе знакомства с русским народным праздником; развивать игровое творчество

-закреплять представления детей о фольклоре.

Развивать у детей интерес к устному народному творчеству через песни, заклички, потешки, игры,

 Учить исполнять номера выразительно, эмоционально, испытывая радость от участия в празднике

-формировать у воспитанников потребности в двигательной активности, развивать умения выразительно и ритмично двигаться.

  Предварительная работа: беседа, рассматривание народных костюмов Тамбовского края, г. Котовска. Разучивание игр, песен, закличек, потешек, пословиц, частушек,

Оборудование: ноутбук, оформление зала,: деревья (берёзки),плетень, скамейки, маски «козла», «Утки и селезня» ,грам. запись частушек  Марии Мордасовой

Ход

Ведущая: В ярком, праздничном наряде околица красуется,

И невольно на нее весь народ любуется!

 (Входят дети в народных костюмах, под р. н. песню «Вдоль по улице ребятушки идут» хоровод). После хоровода садятся на скамеечки.

Ведущая: Когда солнышко клонилось к закату, приходили за околицу красные девицы да добры молодцы. Позади трудовой день: и сено косили, стога метали, и по ягоды-грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело — гуляй смело. Делу – время, потехе - час. Собирались за околицей, на народное гуляние, чтобы хороводы поводить, попеть, поплясать, добрым словом перемолвиться. А околица — это конец деревни. Вот и у нас здесь – околица …Во время гулянья веселили друг друга смешными стихами да песнями.

Русская народная песня «Как у бабушки козел»

Ребенок: А, что я вам сейчас расскажу, ребятушки.

Как у нас-то козел непослушный был,

Ребёнок: В огород все ходил, так капусту он любил…

Всю капусту истоптал, все качанчики сжевал…

Ребёнок: Он и к нам заходил, все заборы повалил…

Ребёнок: Девочки, а давайте в козла-то сыграем!

Ребёнок: Отчего ж не сыграть!

               Муз. игра «Козёл».

  Ведущая: Гулянье, как обычно, начиналось с «задирок». А мы начнем с пословиц и поговорок. Ведь пословица – душа и ум русского народа, в ней – и к Родине любовь, и хвала труду, и народная мудрость.

(Девочки 5 чел. загадывают пословицы, а мальчики отгадывают.)

Затем мальчики 5 человек загадывают, а девочки отгадывают)

1. Лес рубят… (щепки летят).

2. Волков бояться (в лес не ходить).

3. Шила в мешке (не утаишь).

4. Что посеешь (то и пожнешь)

5. Без труда… (не вынешь рыбку из пруда).

6. Делу время (потехе час).

7. Поскорей подрастай (да к работе поспевай)

8. Мала пчела… (а и та работает)

9. Не всякий хлеб сеет … (да всяк его ест)

10. Кто любит трудиться… (тому без дела не сидится)

Ведущая: А сейчас я познакомлю вас с пословицами, собранными в нашей малой Родине г. Котовске

Работа до поту и еда в охоту;

Встать раньше –шагнешь дальше;

От битой коровы не молоко;

Век живи, век учись;

С курами лёг, а с петухами встал;

Где лад –тут и клад

Ведущая: Загадаю вам загадки, кто смышленей, поглядим…

                        (загадываются по очереди девочкам и мальчикам)

1. Гибкий лес на плечи залез(коромысло)

2. Кривой конь лезет в огонь (кочерга)

3. Четыре ноги, два ухо, один нос, да брюхо (самовар)

4. Шуба в избе, рукав на улице (печь и труба)

5. Морщинистый Тит всю деревню веселит (гармонь)

 Ребенок: Как по улице за околицей

                Не тяжел жемчуг рассыпается

                Чистым золотом разгорается.

                То велик хоровод собирается.

                        (Закличка)

Ребёнок  : Синички-сестрички, чечетки тетки!

Кулички-мужички, скворцы-молодцы!

Из-за моря к нам летите, весну красную несите.

С шелковой травой, с жемчужной росой,

С теплым солнышком, с пшеничным зернышком!

 Хоровод («Весну пора звать»)

Ведущая : Предлагаю поиграть в игру «Селезень утку догонял»

(дети выходят образуя круг, говорят считалку)

Трынцы - брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, дили, диги,дон.

Выходи скорее вон!

Игра Селезень утку догонял»

Правила игры. Играющие становятся в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая ворота. Из числа игроков выбираются селезень и утица. Утица (девочка) находится в кругу, селезень (мальчик)) – за кругом. Игроки, стоящие в кругу, начинают петь:

Селезень утку догонял,

Молодой серу догонял.

Ходи, утица, домой, Ходи, серая, домой,

У тя семеро детей,

Восьмой - селезень,

А девятая сама, Догони разок меня.

 (Селезень, бегая в кругу, за кругом и через него, старается поймать утицу. Игроки, стоящие в кругу, опуская и поднимая руки-воротца, должны помогать утице и мешать селезню. Песня поется, пока селезень не поймает утицу. Когда он ее поймает, тогда должен ей поклониться. Затем утица выбирает новую утицу, а селезень - нового селезня. Круг-хоровод шумно болеет за ведущих. Мальчики стараются помочь селезню, а девочки – утице. Можно заманивать ведущих и закрывать воротца перед самым их носом).

Ведущая: У нас и весельчаки есть, хотят смешное слово сказать, всех позабавить

Ребёнок: Припасли мы для вас забавушки

На всякий вкус –

Кому сказку, кому правду,

Кому песенку.

Ребёнок: Небылицы в лицах,

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Дети инсценируют потешки

Ребенок:

Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.

Ребенок:

- Дедушка-соседушка,
Куда ходил?
- В лес.
- Чего видел?
- Пичужечку.
- А на чем она сидит?
- На елочке.
- А о чем она поет?
- Все чувик-чувик,
Пойдем ко мне чаек пить,
А то улечу в тальник.

Ребёнок:

Была репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили

Ребёнок: А ну хватит вам болтать

Время пляску начинать.

Ребёнок: Обойди хоть всю планету

Лучше Котовской пляски нет!

Ребёнок: Раздайся, народ!

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

На людей погляжу, спляшу!

 Пляска «Топотуха - говоруха»

( вариант «Барыни»)

Ведущая: Любили в нашем крае игру «прятки», только эта игра называлась у нас «Стукалочка». Выбирали водящего, он вадил, остальные прятались. Кого водящий «застукает», тот и вадит. А когда спрячутся, то кого застукал водящий, кричит всем«Топор, топор, сиди как вор и не выглядывай во двор!». А если водящий уйдет, то играющие кричат «Пила, пила, лети как стрела!» И спрятавшие летят во весь дух, чтоб водящий их не застукал, а они сами за себя успели постучать.

  Игра «Стукалочка»

Ведущая: А какое же гулянье без частушки! Прославила наш Тамбовский край наша землячка - исполнительница народных песен и частушек Мария Николаевна Мордасова. За ее неповторимый, удивительный голос и манеру исполнения народных песен ее называют «Тамбовская канарейка». Сейчас мы услышим в исполнении Марии Мордасовой частушки, когда их слышишь, сами ноги пускаются в пляс.

       (Слушание в записи частушек Марии Мордасовой)

Ведущая: Что ж ребята выходите, исполните Котовские припевки и спляшите

Я исполню вам частушки

Залихватски, брасово.

Удивляется народ,

Чем я не Мордасова!

Припев: Валенки, валенки

Подшитые пятки,

Мы споем сейчас припевки,

Слушайте, ребятки!

На дворе по лужку

Бегают утята.

А я с печки босиком,

Думала ребята!

Припев:

Я плясал на три ноги,

Потерял я валенки.

Оглянулся назад –

Валенки мои лежат!

Припев:

4. Гармонист устал,

Запинаться стал

А я ему – стульчик:

- Посиди, голубчик!

Припев

Ведущая: А после частушек садились у плетня отдохнуть, семечки погрызть да песни попеть.

 Песня «Семечки»

Ведущая: Вот и солнышко село за дальний лес

Заплясались, повеселились мы с вами. Пора и по домам расходиться. Давайте на прощанье песню споем.

Исполняют песню:  «Тамбовский край»(без музыкального сопровождения)

1. Ой, во боре, во боре!. Стоит сосенка на горе!

Расцветай Тамбовский край, нашу песню запевай!

2. Ехал сударь во бору, срубил сосеночку одну.

На дощечки распилил, и мосточки замостил!

3. Мост сукном он укрывал и гвоздочки прибивал.

Расцветай Тамбовский край, нашу песню запевай!

4. Кому ж ехать по мосту, к нам в родную сторону.

Расцветай тамбовский край, нашу песню запева!

До завтра, добры молодцы да красны девицы. До свиданья!

(Звучит мелодия «Вдоль по улице ребятушки идут» дети выходят из зала)

Ведущая ; На этом наш праздник закончился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моя малая Родина» Досуг для старших и подготовительных групп

Большую работу наши педагоги проводят по ознакомлению детей с понятием Родины, акцентируя внимание на широте понятия Родины – т.е. рассказывать о существовании малой Родины, своего дома, который особе...

"Путешествие на паровозике по малой Родине" (досуг для детей)

закреплять знания детей о малой Родине, о самых красивых местах родного края...

Досуг « Моя малая Родина»

Уточнить и закрепить знания детей о родном посёлке,  об основных достопримечательностях родного посёлка, учить узнавать их на фотографиях. Формировать любовь и интерес к малой Родине. Развива...

Тематический досуг для детей средней группы " Моя малая Родина"

Цель:  познакомить детей с понятием  Родина – как страна, в которой они живут.Задачи: воспитывать любовь и уважение к Родине, поддерживать интерес к прошлому России....

Досуг " Наша малая Родина"

Цель: воспитывать граждан своей страны, через любовь к своей Родине; вызвать у детей положительные эмоции....

Сценарий досуга "Моя малая Родина"

Сценарий досуга для детей подготовительной группы на тему "Моя малая Родина"...