Святки-колядки «Ах, Зима, чудная пора»
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Киселева Виктория Павловна

Сценарий музыкального занятия для старших и подготовительных групп «Святки-колядки. «Ах, Зима, чудная пора»

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры обеспечивает гармоничное развитие ребенка.

Цель: Формирование интереса к познанию истории и культуры своего народа и приобщение детей к русской традиционной культуре через знакомство с обрядом колядования.

Задачи:                                                     

Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающие в себя знакомство с предметами быта, одеждой.

Прививать интерес к культуре русского народа, проживающих на территории Бурятии через знакомство с русскими народными традициями, обрядами. обычаями (святки, обряд колядования).

Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с устным народным творчеством (потешки, пословицы, частушки) играми и песнями, относящиеся к периоду празднования Святок.

Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

При организации данного занятия, были проведены предварительные беседы, предпраздничные посиделки, на которых дети разучивали песни, заклички, считалки. Посиделки состояли из трех частей: познавательный рассказ бабушки Матрены, творческие мастерские (изготовление подарков друг другу, музыкальная игровая (учили хороводы, считалки к играм и непосредственно игры).

Само занятие провели в форме праздника, т. к праздник-это не только радость, но и деятельность, направленная на физическую, душевную разрядку. Проживая с детьми любые обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их пямяти оставляем глубокий след.

В основе занятия лежит подлинный местный, региональный материал, строго соответствующий по времени народному месяцеслову и календарю, а также традиционные формы участия детей в этих праздниках.

Использовались метод интерактивной игры (совместная организованная познавательная деятельность детей и взрослых, наглядный метод.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: костюмы и маски колядующих, мешочек, полотенце, печенька, колечко, лента, пуговица, прутик, метелка, мешок для сбора угощений, поднос и рушник.

Ход занятия:

В музыкальном зале стоит стол, на столе самовар и угощения (баранки, печеньки, сушки, ватрушки). Хозяйка одета в сарафан, на плечах красивый платок.

В зал под музыку песни «Как на тоненький ледок» входят дети и становятся в круг.

В это время выезжает Ванька на коне. Дети танцуют с ним. Идут за конем по кругу.

Дети присаживаются на места.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyadki.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий музыкального занятия для старших и подготовительных групп «Святки-колядки. «Ах, Зима, чудная пора»

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры обеспечивает гармоничное развитие ребенка.

Цель: Формирование интереса к познанию истории и культуры своего народа и приобщение детей к русской традиционной культуре через знакомство с обрядом колядования.

Задачи:

Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающие в себя знакомство с предметами быта, одеждой.

Прививать интерес к культуре русского народа, проживающих на территории Бурятии через знакомство с русскими народными традициями, обрядами. обычаями (святки, обряд колядования).

Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с устным народным творчеством (потешки, пословицы, частушки) играми и песнями, относящиеся к периоду празднования Святок.

Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

При организации данного занятия, были проведены предварительные беседы, предпраздничные посиделки, на которых дети разучивали песни, заклички, считалки. Посиделки состояли из трех частей: познавательный рассказ бабушки Матрены, творческие мастерские (изготовление подарков друг другу, музыкальная игровая (учили хороводы, считалки к играм и непосредственно игры).

Само занятие провели в форме праздника, т. к праздник-это не только радость, но и деятельность, направленная на физическую, душевную разрядку. Проживая с детьми любые обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их пямяти оставляем глубокий след.

В основе занятия лежит подлинный местный, региональный материал, строго соответствующий по времени народному месяцеслову и календарю, а также традиционные формы участия детей в этих праздниках.

Использовались метод интерактивной игры (совместная организованная познавательная деятельность детей и взрослых, наглядный метод.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: костюмы и маски колядующих, мешочек, полотенце, печенька, колечко, лента, пуговица, прутик, метелка, мешок для сбора угощений, поднос и рушник.

Ход занятия:

В музыкальном зале стоит стол, на столе самовар и угощения (баранки, печеньки, сушки, ватрушки). Хозяйка одета в сарафан, на плечах красивый платок.

В зал под музыку песни «Как на тоненький ледок» входят дети и становятся в круг.

В это время выезжает Ванька на коне. Дети танцуют с ним. Идут за конем по кругу.

Дети присаживаются на места.

Ванька: Здравствуйте. Ребята! Ребята, скажите, какие зимние праздники вы знаете? Конечно, это Новый год и Рождество. Вы прекрасно знаете, что происходит в новогодние праздники, а вот что делают на Рождество и Крещение? (Ответы детей). Для того, чтобы лучше узнать, как на Руси отмечали Святки, я сегодня предлагаю вам поучаствовать в обряде Колядования. Я вам расскажу одну историю.

Давным-давно, много-много лет назад на земле родился необычный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С этого момента во всём мире стали отмечать великий праздник Рождества. Рождество отмечают на Руси 7 января. А с 8 по 19 января время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым весёлым, потому что с этими днями связано немало радостных обычаев.

Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.

Скину шубку на снежок – все пожалуйте в кружок!

Праздник дружно продолжаем, игру «Плетень» мы начинаем!

Игра «ПЛЕТЕНЬ» 2раза

Ход игры: Играющие стоят шеренгами у двух стен, взявшись за руки. Начинает звучать медленная музыка, и шеренги сходятся в центре и кланяются друг другу. Затем звучит быстрая музыка, и все дети начинают плясать. Как только музыка смолкает, все участники должны вернуться на свои места в свои шеренги. Шеренга, которая построится первой, выигрывает.

Игра «Дударь»

При помощи считалки выберите Дударя. Он должен встать в середину круга, который образуют остальные игроки.

Игроки водят вокруг Дударя хоровод и поют песню:

ДударьДударьДударище —

Старый, старый старичище.

Его под колоду, его под сырую,

Его под гнилую.

– ДударьДударь, что болит?

Дударь показывает и называет то место, которое якобы болит (рука, голова, спина, коленка, нос и пр.).

Игроки должны положить руки друг другу на это место и снова начать водить хоровод с этой же песней.

Ох, вы хорошие ребятки, отгадайте-ка загадки!

ЗАГАДКИ

1. В гору деревяшка, а с горы коняшка. (Санки)

2. Кружевами нарядила, реки, улицы, дома, и мороза напустила, нам проказница …….(Зима)

 3. Шуба бела весь свет одела. (Снег)

4. И, распушив зеленные иголочки, красуются везде рождественские…(елочки)

5. Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, все люди зажигают дома..(свечи)

6. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

7. На всех садится, никого не боится. (Снег)

8. Кто по снегу быстро мчится, провалится не боится. (Лыжник)

9. На дворе – горой, а в избе – водой. (Снег)

Хозяйка: Все загадки отгадали! Слышишь, Ванюшка, за дверью шум да гам, видно колядники пожаловали к нам!

Заходи к нам ряжены!

Петухом наряжены,

Медведем одеты

В лаковых штиблетах

В толстопятых валенках

Да в тулупах стареньких!

Выход цыганки.

Цыганка: Вас, наверное, удивил мой внешний вид? А вы какие нарядные! А это всё потому, что сегодня мы будем вспоминать зимние народные игры. Вот теперь все готовы, и я могу начинать. Молодёжь и дети ходили по дворам и колядовали, а в ночь, накануне Рождества, гадали. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать, когда выйдут замуж, как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки – куда валенок укажет там и жених живёт. Я тоже предлагаю вам погадать. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в зале.

Игра «Валенок»

Гадание «Мешочек желаний».

Дети встают в круг и под музыку пускают по кругу мешочек. Музыкальный руководитель разучивает с детьми припевку для гадания. Дети идут по кругу и поют:

Мешочек. мешочек,

Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Дети достают вещицы из мешка. Когда музыка заканчивается (цыганка комментирует) :

— полотенце. Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

—печенька. Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В твоём доме достаток будет, благополучие.

— колечко. Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.

— лента. Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству и прибыли.

— пуговица. Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

— прутик. А это к веселью, к новой игре.

А ну, народ, не расходись, в золотые ворота – становись!

Игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Ход игры: двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом, берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

/после игры дети идут на места/

М. Р. Ну что, ребята, понравились вам наши гости? А теперь пора и нам колядовать. В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Мы с Еленой Анатольевной подготовили такую Колядку и сейчас вам покажем. Елена Анатольевна будет Колядой. Наденем на неё рубаху, бороду, подвяжем поясом – вот и готова Коляда-Маляда. Кто -то из ребят будет Мехоношей. Дадим ему мешок, чтобы собирал туда гостинцы. Кому то наденем маску Медведя, так как Медведь – это первопредок всех зверей. Кто-то будет птицей, а кому то быть Шишком, кто это – никто не знает, но Шишок всегда ходил колядовать. Ну вот, колядовщики готовы.

Исполняется песня «Коляда-Маляда»

М. Р. Ай, да, молодцы, колядовщики, грех таких не одарить. Припасла я вам специальных сладостей. Раньше давали Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывай свой мешок, Мехоноша. Дотрагиваться до угощения до посиделок было нельзя, поэтому попробуете вы их в группе, когда будет обед.

Ребята, а вот что вы узнали сегодня нового и что запомнили? (Ответы детей). Я думаю, что теперь, когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали сегодняшнее наше занятие, у меня для вас ещё один подарок.

Есть такая примета – если звёздочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.

Ребята, ловите! Загадали желание? Только берегите звёздочку и вспоминайте наш праздник.

не забывайте народных традиций. Наше занятие подошло к концу, но уходить вы будете тоже по народной традиции. Кто у нас сегодня был Шишком? Вставай впереди, бери за руку соседа, он следующего и так одной цепочкой, как ниточка за иголочкой вы пойдёте в группу на посиделки. До свидания!

Где ходили, где гуляли колядовщички

Коляда!

Пыталися где богатай двор

Коляда!

Где богатай двор, где жалезнай тын

Коляда!

С Новым годом, со всем родом!

Рады встретить праздник с вами.

С новым годом, со всем родом!

Здоровья вам полна чаша!

А в тем дворе сам(ы) господарь

Коляда!

Сам(ы) господарь - ясный месяц

Коляда!

Его госпожа красна солнышка

Коляда!

А детушки часты звёздочки!

Мы ходили и искали коляду-маледу

По всем дворам по заулочкам

Нашли коляду у Сереги на дворе

Пошла коляда, отворяй ворота

Пошла коляда вдоль по улочке гулять

Вдоль по улочке гулять

С Новым годом поздравлять!

Коляда-маледа!

Пришла коляда, где ты раньше была?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника: «ОСЕНЬ - ЧУДНАЯ ПОРА»

Цель: создание праздничного настроения, закрепление знаний детей о приметах осени...

Проект"Осень- чудная пора!"

Проект «Осень - чудная пора!» групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

Экологический проект "Осень- чудная пора"!!!

Проект групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

«Зима – чудная пора»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (различные нарушения речи)...

Занятие по речевому развитию в старшей группе "Зима-чудная пора"

Занятие по речевому развитию в старшей группе с применением мнемотехники "Зима-чудная пора"...

Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы «Святки-колядки»

Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси....