Сценарий «Города-герои» для детей старшего дошкольного возраста (можно использовать в образовательных и культурных учреждениях для проведения мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне)
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
АННОТАЦИЯ к сценарию патриотического мероприятия «Города-герои"
Цель ресурса
Создание целостного образовательно-воспитательного пространства для формирования у детей старшего дошкольного и школьного возраста представления о подвиге городов-героев в Великой Отечественной войне через синтез искусств и эмоциональное погружение в исторический контекст.
Миссия
Сохранение исторической памяти о массовом героизме защитников Отечества как основы гражданской идентичности; воспитание у подрастающего поколения патриотизма и уважения к подвигу предков через личное сопереживание и осмысление трагических страниц истории.
Ключевые идеи
1. Города как живые свидетели подвига
Многоаспектное раскрытие уникального вклада каждого города-героя через конкретные исторические факты, человеческие судьбы и символические образы (Брестская крепость, Мамаев курган, «Малая земля»).
2. Многонациональность героизма
Подчеркивание единства народов СССР в борьбе с врагом через упоминание представителей более 30 национальностей среди защитников Брестской крепости и других городов-героев.
3. Детский взгляд на войну
Адаптация сложного исторического материала через доступные детскому восприятию образы (игрушечный мишка, детские письма, образы юных защитников).
4. Искусство как мост между поколениями
Использование синтеза поэзии, музыки и театра для создания эмоциональных мостов между эпохами (песни «Катюша», «Эх, дороги», стихи О. Берггольц).
5. Преемственность памяти
Проведение связи между подвигом предков и современными ценностями мирной жизни, формирование ответственности за сохранение исторической правды.
Педагогический потенциал
Ресурс представляет ценность для образовательных организаций как:
Готовое решение для проведения тематических мероприятий патриотической направленности
Инструмент формирования метапредметных компетенций через интеграцию истории, литературы и искусства
Средство развития эмоционального интеллекта и эмпатии у детей
Пример возрастной адаптации сложного исторического материала
Целевая аудитория: воспитанники ДОУ (6+) и учащиеся общеобразовательных школ
Форматы применения: тематические уроки, классные часы, внеурочная деятельность, памятные мероприятия
Сценарий успешно сочетает историческую достоверность, художественную выразительность и педагогическую эффективность, отвечая задачам национального проекта «Образование» в области гражданско-патриотического воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий «Города-герои» для детей старшего дошкольного возраста
(также можно использовать в школе для проведения мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне)
Цель: дать детям представление о городах-героях, их подвигах и памятных местах.
Задачи:
- развивать у детей интерес к изучению истории своей страны;
- познакомить с историческими фактами, связанными с городами-героями, подвигами советских солдат и мирных жителей;
- сформировать уважения к ветеранам, воинам, а также к подвигам обычных людей, проявивших героизм в военное время;
- воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое.
Оборудование: экран, музыкальный центр, ноутбуки, диатонические колокольчики, 3 лавочки, игрушечные автоматы 6 штук, имитационный костёр, пеньки, плакаты с городами-героями
Предварительная работа:
- беседа с детьми о Великой Отечественной войне;
- разучивание с детьми стихотворений, песен, игры на диатонических колокольчиках песни «Эх, дороги», танца «Катюша»;
- постановка инсценировок.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Мизансцена: стоят лавочки, на них лежат мальчики в военных формах рядом винтовки, пистолеты
Звучит Музыка №1 минусовка «Довоенного вальса»
Ведущий на фоне музыки читает отрывок из стихотворения «Довоенный вальс»:
Мирное небо над крепостью Бреста,
В тесной квартире счастливые лица.
Вальс. Политрук приглашает невесту,
Новенький кубик блестит на петлице.
А за окном, за окном – красота новолунья,
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.
Год сорок первый, начало июня.
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы,
Все, все, все!
Слайд 2
Смотрит на Невском с афиши Утёсов,
В кинотеатрах идёт «Волга-Волга».
Снова Кронштадт провожает матросов:
Будет учебным поход их недолго.
А за кормой, за кормой – белой ночи раздумье,
Кружатся чайки над Финским заливом.
Год сорок первый, начало июня.
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы,
Все, все, все!
Звучит Музыка №2 вой сирены, бомбардировщиков
Мизансцена: мальчишки вскакивают, хватают оружие, переворачивают лавочку, ложатся за неё (выстраиваются в две плотные шеренги по трое); со стульев встают дети, одетые в чёрные костюмы-одежды с самолётами в руках, бегают вокруг мальчиков в солдатских одеждах, которые изображают бой
Слайд 3
Звучит Музыка №3 голос Левитана
Звучит Музыка №4 минусовка тревожная
Ведущий: Первым удар на себя принял,
Первым взошёл на крест,
Духом не сломлен,
Он насмерть стоял
Славный бесстрашный Брест.
Двадцать второе.
Четыре утра.
Летний воскресный день.
Пламя войны распалили ветра.
Свастики чёрной тень.
Мизансцена: мальчики в военных формах поворачиваются спиной к зрителю, одни садятся на одно колено, другие на лавочку. Читающий стихи, встаёт, поворачивается к зрителю, закончив стоит, раскачиваясь из стороны в сторону. Так все, повернувшись, стоят покачиваясь.
1.У крепости Брестской нам шепчет трава,
И падают веско с травинок слова:
«Земля дорогая, любимая Русь!
Я умираю, но не сдаюсь!»
2.Подвал и ступени, как вёрсты полей…
Бойцы прикипели к ним грудью своей.
Душа молодая – не каменный брус:
«Я умираю, но не сдаюсь!»
3.А выстоять каждый решил про себя…
О гибели скажет травинка, скорбя.
Враги напирают: – Сдавайся, эй, рус!
«Я умираю, но не сдаюсь!»
4.Холстина рубахи идёт на жгуты,
Как с прочернью маки, алеют бинты.
«Над солнечным краем я птицей взовьюсь.
Я умираю, но не сдаюсь!»
5.Снаряды ложатся и рвутся во мгле.
Мы насмерть зажаты, что гильза в стволе.
Нас мало, но знаем любой здесь не трус.
«Я умираю, но не сдаюсь!»
6.Патрон и граната дороже, чем хлеб…
Ребята, ребята! Нет ярче судеб.
Над миром взлетает и гордость и грусть:
«Я умираю, но не сдаюсь!»
Ведущий: Брестская крепость.
Обстрелянный край.
Многострадальная Русь.
Мальчики все вместе: «Родина — Мать,
Умираю.
Прощай.
Знай.
Я врагу не сдаюсь». Баллада о стойкости Д. Смирнов
Мальчики, склонив головы, шаркающим шагом, медленно расходятся на стулья
Ведущий: Героическая оборона Брестской крепости началась в первый же день Великой Отечественной войны. Враг рассчитывал захватить крепость стремительным ударом. Ему удалось овладеть мостами через реку Буг, ворваться в город Брест и вплотную подойти к стенам крепости. Однако попытка гитлеровцев взять крепость с ходу была отбита ее защитниками. Немногочисленный гарнизон крепости вступил в неравную борьбу с превосходящими силами противника, превратив маленький клочок в крупный очаг сопротивления. На стенах крепости были найдены надписи, оставленные ее защитниками: «Нас было пятеро Седов, Грутов, Боголюб, Михайлов, Селиванов. Приняли первый бой. 22 июня 1941 года «Умрем, но не уйдем!». В конце июня враг предпринял генеральный штурм крепости. Фашистам удалось захватить значительную территорию крепости и уничтожить большую часть оборонявшихся. В это время сопротивление врагу оказывали отдельные группы бойцов, удерживавших ее глубокие подземелья и переходы. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни большие потери. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости.
Слайд 4
В числе защитников ее сражались представители более 30-ти национальностей и народностей. Крепость над Бугом стала символом вечной славы героев. Отмечая исключительные заслуги защитников Брестской Крепости перед Родиной и в ознаменование 20-летия победы советского народа в ВОВ 1941-45гг, Брестской крепости было присвоено почетное звание «Крепость – Герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». (8 мая 1965г.)
Слайд 5
Сегодня мы с вами совершим виртуальный поход по городам, которым за отвагу, воинскую доблесть, мужество, проявленные в годы войны, было присвоено гордое имя — Город-герой! Высшая степень отличия — звание «город-герой» присвоено 13 городам в СССР после Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой.
Слайд 6
Звучит Музыка № 5
Выходит ребёнок: Их разделяли расстояния.
Но в час суровый испытания
Все земли оказались вместе,
И били лютого врага.
Ни ради славы – ради чести,
Чтоб быть свободными всегда.
Те дни давно уж миновали,
Но не забыта ярость слов,
Как на пути фашистов встали
Тринадцать мирных городов:
Брест, Севастополь, Тула, Киев;
Одесса, Мурманск, Ленинград;
Новороссийск, Москва и Минск;
Смоленск, Керчь, Волгоград.
Они надолго задержали
Врагу движение вперед,
И всему миру доказали
На что способен наш народ!
И час настал освобожденья,
Салют победный в небо взмыл,
И мы без всякого сомненья
Открыто, гордо говорим:
«Спасибо городам – Героям!
Спасибо, благородный тыл –
В беде Вы были в одном строе,
За это любим Вас и чтим!» В. Сахутин
Слайд 7
Звучит Музыка № 6
Ведущий: Среди городов-героев Ленинград стоит на особом месте - он единственный город, переживший почти 3-х летнюю блокаду (872 дня), но так и не сдавшийся врагам. И, конечно же, сам по себе город не может быть героем, героическим его делают люди!
8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо вражеской блокады. К этому времени в нем находилось более 2,5 млн человек, в том числе около 400 тыс. детей.
И сегодня, конечно, мы не можем с вами, не вспомнить, о тех маленьких Героях, которых знает весь мир, они стали символом несгибаемой стойкости. В тяжелейших условиях, умирая от голода и замерзая прямо на улицах не пустили врага и отстояли город, это они, которые погибали ради мирной жизни потомков.
Слайд 8
Звучит Музыка № 7 минусовка песни «Ленинградские мальчишки»
Дети выходят со стульчиков и исполняют песню «Ленинградские мальчишки» (мальчики поднимаются на лавочку, девочки встают в шеренгу перед ними, во время песни выполняется перестроение)
Ведущий: Понятия дети и война несовместимы! Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки и девчонки. Юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города, вместе со взрослыми встали на защиту любимого города.
Слайд 9
Звучит Музыка № 8 звучит гул станков
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха военных заводов, предприятий пришли тысячи детей и подростков и встали к станкам.
В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, достать их рычаги, для них изготавливали деревянные подставки.
Звучит Музыка № 9 фонограмма стихотворения «Посвящение в рабочий класс»
Мизансцена: взрослый на коленях склонился над ящиком, имитирует, что сбивает его
Ребёнок: Я только раз стоял на пьедестале.
Зато туда меня Рабочий класс поставил.
Блокадный цех. Мороз. И печь – без дров.
Гудят станки: скорей! Скорей!! Скорей!!!
В цеху полста вчерашних школяров.
Полсотни недоучек-токарей.
Полста шрапнелей в день даём войне.
Станки пониже б – дали бы вдвойне.
А эти – громада, на взрослых мужиков.
А мы – какие нам тогда лета!..
(До сей поры в глазах – полста дружков:
Крупа-парнишки, слёзы, мелкота...)
Вот с дядю Федю вырасти бы нам.
Ребёнок показывает на взрослого
Дед-бородед – могучей красоты.
От века мастер! Мастер мастерам!
(С самим Калининым когда-то был на «ты».)
Но он точить шрапнель уже не мог –
Блокада не таких валила с ног.
А был советчиком и нянькой он для нас.
Один во всём цеху – Рабочий класс.
Старик сдавал... И уж не знаю как
Бродил по цеху от станка к станку.
Хвалил, советовал и торкал носом в брак.
(Мы подзатыльники прощали старику.)
Три дня он как-то не был у станка.
Я видел только спину старика.
Пилил, строгал и грохал молотком.
Чего он – за столярным верстаком?
Стук-стук – и ляжет тут же на верстак.
Восьмой десяток – возраст не пустяк!
Взрослый постепенно, тяжело, опираясь на ящик, поднимается с колен, еле-еле передвигая ногами, движется к ребёнку
Но сколотил. И притащил к станку.
И вроде бы с насмешкою сказал:
Взрослый: – Подставка недомерку-токарьку.
Ну, лезь, рабочий класс, на пьедестал.
Взрослый потихоньку уходит
Ребёнок: Сперва обиделся, а к вечеру – и рад!
Я понял: не насмешка, не игра.
На три шрапнели больше, чем вчера,
В тот вечер записали в мой наряд.
И сразу увезли на фронт, в метель.
Дороже хлеба стоила шрапнель.
Мне довелось стоять на пьедестале.
Рабочий класс меня туда поставил.
Шрапнель грузили и грузили во дворе.
Ребёнок спускается с ящика, садиться на него, снимает кепку, крутит её в руках
...А дядя Федя помер в феврале. П. Булушев Посвящение в рабочий класс (Пьедестал)
Забирает ящик и уходит, садиться на своё место
Слайд 10, 11
Ведущий: 8 мая 1965 года в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные в условиях длительной вражеской блокады, Ленинграду было присвоено почетной звание «Город-герой». Сегодня Ленинград – огромный, прекрасный город. Вспыхивает золотом шпиль Адмиралтейства. Радугой сверкают стекла витрин на Невском. Сталью поблескивают спокойные воды Невы. Сбрасывают ночную дремоту мраморные статуи Летнего сада. На бульварах и в парках птицы затевают свой звонкий птичий разговор… И небо над Ленинградом светлое, ясное. И тебя, Ленинград, хотели сломить. Но ты боролся и выстоял, наш город-герой.
Слайд 12
Звучит Музыка № 10 фон для стихотворения
Ведущий: К концу августа 1942 года фашистские войска вышли к Волге севернее Сталинграда. «За Волгой земли для нас нет», - под этим девизом защитники города Сталинграда вели бои за каждый квартал, улицу, дом. Сталинград бомбили несколько раз в день, и в середине сентября немцы вошли в город. В арену кровопролитных боев превратился Мамаев Курган – центр города. Яростная борьба шла за железнодорожный вокзал. Он 13 раз переходил из рук в руки. А сержант Я. Павлов с гарнизоном из 24 (31) человек 58 дней удерживали четырехэтажное здание, почти все имели возраст до 30 лет. Летом и осенью 1942 года в район Сталинграда шли эшелоны с воинским пополнением и вооружением. Планировалось крупное контрнаступление. Утром 19 ноября 1942 года северо-западнее Сталинграда грянул могучий гром советских пушек, загрохотали танки – началось наступление. На следующий день один за другим последовали сокрушительные удары наших армий южнее Сталинграда. А 23 ноября наступавшие с севера и юга войска соединились. Огромная 330 (трехсот тридцати тысячная) армия Паулюса (немецкие солдаты, офицеры и генералы) оказалась в гигантском кольце окружения. Подобного мировая история войн еще не знала. Сталинградское сражение продолжалось 200 дней. Битва не утихала ни днем, ни ночью. Вражеская авиация сбросила около миллиона бомб. Небо побурело от копоти взрывов, от чада и гари пожарищ. Гул бомбежки и артиллерийской канонады день и ночь стояли над содрогающейся землей. Земля горела под ногами. Это был ад.
Слайд 13, 14
Звучит Музыка № 11 фон для стихотворения
Ведущий:
Мы засыпали с думой о тебе.
Мы на заре включали репродуктор,
чтобы услышать о твоей судьбе.
Тобою начиналось наше утро.
В заботах дня десятки раз подряд,
сжимая зубы, затаив дыханье,
твердили мы:
— Мужайся, Сталинград! —
Сквозь наше сердце шло твое страданье.
Сквозь нашу кровь струился горячо
поток твоих немыслимых пожаров.
Нам так хотелось стать к плечу плечом
и на себя принять хоть часть ударов!
…А мне все время вспоминалась ночь
в одном колхозе дальнем, небогатом,
ночь перед первой вспашкою, в тридцатом,
второю большевистскою весной.
Степенно, важно, радостно и строго
готовились колхозники к утру,
с мечтой о новой жизни,
новом строе,
с глубокой верой
в новый, общий труд.
Их новизна безмерная, тревожа,
еще страшила…
Но твердил народ:
— Нам Сталинградский тракторный поможет…
— Нам Сталинград коней своих пришлет.
Нет, не на стены зданий и заводов,
проклятый враг, заносишь руку ты:
ты покусился на любовь народа,
ты замахнулся на оплот мечты!
И встала, встала пахарей громада,
как воины они сюда пришли,
чтобы с рабочим классом Сталинграда
спасти любимца трудовой земли.
О том, что было страшным этим летом, —
еще расскажут: песня ждет певца.
У нас в осаде, за чертой кольца,
все озарялось сталинградским светом.
И, глядя на развалины твои
(о, эти снимки в «Правде» и в «Известьях»!),
мы забывали тяготы свои,
мы об одном молили: — Мести, мести!
И пробил час. Удар обрушен первый,
от Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
что значит ярость верящих людей.
А мы не удивились, нет! Мы знали,
что будет так: полмесяца назад
не зря солдатской клятвой обменялись
два брата: Сталинград и Ленинград.
Прекрасна и сурова наша радость.
О Сталинград,
в час гнева твоего
прими земной поклон от Ленинграда,
от воинства и гражданства его! Сталинграду Ольга Берггольц
Слайд 15
Звучит Музыка № 12 фон
Ведущий: И все это выдержал, перед всем этим выстоял, все это преодолел советский человек, Сталинградский воин. Среди этих воинов был и мой дедушка Самсонов Пётр Титович – старшина, сначала командир отделения связи, а затем помощник командира взвода связи. Находясь в оборонительных боях в районе города Сталинград, исполняя обязанности начальника телефонной станции в одном из стрелковых батальонов, беспрерывно обеспечивал связь с подразделениями полка, тем самым обеспечил успешные боевые действия наших подразделений. (награждён медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»)
Слайд 16
В 1961 году Сталинград был переименован в Волгоград. О величии бессмертного подвига защитников Сталинграда будет всегда напоминать грандиозный памятник-ансамбль на Мамаевом Кургане. Впечатляет 52-метровая скульптура Матери-Родины, в гневе поднявшей карающий меч. Она видна со всех концов города, с парохода, плывущего по Волге, и из окна проходящего поезда. С вершины кургана открывается широкая панорама возрожденного цветущего города-героя. 8 мая 1965 года за мужество и героизм и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне городу-герою Волгограду вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, но защитить себя сама она не может. Весь русский народ встал на защиту своей Родины. Советские войска, показывая чудеса героизма и стойкости, дрались за каждый город…
Слайд 17
Выходит ребёнок:
В жестокой мгле среди седых камней
От жажды и от голода сгорая,
Остался верным родине своей
Непокорённый гарнизон Аджимушкая.
Ревело пламя «Огненной земли»,
Волна кипела и на дно бросала,
И, красная от пролитой крови,
О берег пенный билась и стонала.
Бойцы вели с врагом неравный бой
Стояли насмерть, гибли, не сдавались,
Примером мужества и стойкости людской.
Они все в памяти моей навек остались.
Ведущий: Кокорин, Белик, Джорбенадзе, Ягунов,
Петрова, Руднева, Сипягин, Дудник, Доев,
Алиев, Шумский, Нестеров, Петров…
Всего бойцов – сто тридцать семь героев! Героям Керчи Л. Панин
Слайд 18
Звучит Музыка № 13 фонограмма песни Аджемушкай
Ведущий: В славной летописи городов – героев достойное место занимает Керчь – город, стратегически важный в осуществлении контроля над судоходством в двух южных морях. Он по нескольку раз переходил из рук в руки: от фашистов к советским войскам. За время последующей оккупации Керчи, продлившейся почти 2 года, советские граждане столкнулись с настоящей лавиной террора.
Впервые захваченный фашистами 16 ноября 1941 года, спустя полтора месяца был освобожден советскими войсками (30 декабря) и пребывал под контролем Красной Армии почти 5 месяцев, вплоть до 19 мая 1942 года, и опять взят. В тот майский день гитлеровским войскам в результате ожесточённых боёв удалось восстановить контроль над городом. И тогда многие жители города ушли в Аджимушкайские каменоломни. Легендарной страницей в историю ВОВ вошла длительная и упорная борьба в Аджимушкайских каменоломнях. Заняв оборону подразделения советских войск и жители города свыше 5 месяцев продолжали самоотверженную борьбу.
Это был подземный гарнизон. Катакомбы - это целый город, только под землей. В дни затишья защитники города занимались житейскими делами: приводили в порядок оружие, которое от сырости и при недостатке масла очень быстро ржавело, другие штопали порвавшуюся одежду, чинили обувь. Писали письма и читали старые потертые обрывки газет, а то и книги. Радио связывало с Большой землей. Гитлеровцы окружили каменоломни рядами проволочных заграждений, взрывали и заваливали входы. Почти круглые сутки громкоговорители, установленные в близи каменоломен обращались к керченским патриотам: Ваше положение безнадежно: Выходите. Сдавайтесь!» Правда была сурова. Вражеские солдаты беспечно загорали на берегу моря, а в подземелье по-прежнему царил мрак, сырость и холод камня. Тяга к свету и теплу была так велика, бойцы старались держаться поближе к амбразурам, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Мучило чувство голода. В Аджемушкайских каменоломнях летом 1942 года советские люди совершили массовый подвиг, а гитлеровцы чудовищное преступление, поражающее бесчеловечностью - нагнетали в подземельные штольни смешанный с газом дым.
Ведущий/ воспитатель: «Кипит наш разум возмущенный…»
Что разум? Здесь любой бессилен разум…
Жил, как всегда, подземный гарнизон.
И вдруг тревога, крики:
– Газы! Газы! –
И первый вопль, последний стон.
Еще такого не было на свете –
Забыть, забыть бы сердцу поскорей.
Как задыхались маленькие дети,
За мертвых уцепившись матерей…
Но не слабела яростная вера
И разум возмущенный закипал –
Уже хрипя, четыре офицера,
Обнявшись, пели «Интернационал».
Полз газ. И раненые сбились тесно,
И сестры не могли спасти им жизнь.
Но повторял радист открытым текстом:
– Всем! Всем!
Аджимушкайцы не сдались!
Ведущий: Немцы пускали в каменоломни газ, но дух людей оказался несломленным. И не получили фашисты желанного покоя на керченской земле. Она горела у них под ногами. Чувство страха ни на один день не покидало оккупантов, пока жил и боролся Аджимушкайский подземный гарнизон.
Слайд 19
За массовый героизм и мужество, проявленное трудящимися города Керчь и воинами Советской армии Военно – Морского Флота и авиации в годы ВОВ, и в ознаменование 30-летия разгрома фашистских войск при освобождении Крыма 14 сентября 1973г. городу Керчи было присвоено почетное звание «ГОРОД –ГЕРОЙ»
Слайд 20
Звучит Музыка № 14
Ведущий: Память очень жестока порою.
Керчь военная. Смелость и риск.
С ней ближайшие братья-герои
Севастополь и Новороссийск.
Выходит ребёнок:
В новороссийской стороне
Всё говорит нам о войне.
Здесь, пулями со всех сторон
Простреленный, стоит вагон.
Под обелисками войны
Спят сыновья своей страны.
От матерей, ещё живых,
Венки ложатся возле них.
Над набережной в полный рост
Здесь Неизвестный встал матрос.
Война здесь так ещё жива,
Что в горле комом все слова.
Лишь море катит буруны,
Как будто
не было войны. В Новороссийской стороне Сеитумер Эмин
Слайд 21
Ведущий: Город-герой Новороссийск. Во время Великой Отечественной войны через Новороссийск снабжался осажденный Севастополь. В начале сентября 1942 года фашисты захватили большую часть города. Однако наши войска удерживали морской порт. 4 февраля 1943 года десант моряков захватил плацдарм, названный позже «Малая земля», и удерживал его 225 дней. Защитники Малой земли знали, что фашисты попытаются взять город именно ко дню рождения фюрера. В ночь на 20 апреля 1943 года художник Борис Приоров набросал рисунок, который укрепили на раму и установили на самом пристрелянном месте нейтральной полосы. Утром немцы увидели портрет своего фюрера, но стрелять в него не решились. Прошло немало времени, прежде чем немцы решили ползти к раме, и половина их полегла под пулями русских 3 воинов, остальные отступили. Так продолжалось трижды, пока по портрету не ударила их артиллерия. «Бей его!» - кричали наши бойцы, отбивая атаки фашистов.16 сентября 1943 года Новороссийск был освобожден.
Слайд 22
Выходит ребёнок:
Восстань из пепла, Севастополь,
Герой, прославленный навек!
Твой каждый уцелевший тополь
Взлелеет русский человек.
Те камни, где ступал Нахимов,
Нам стали дороги вдвойне,
Когда мы, нашей кровью вымыв,
Вернули их родной стране.
Израненный, но величавый,
Войдешь ты в летопись веков —
Бессмертный город нашей славы,
Святыня русских моряков.
И наши дети внукам нашим
Расскажут в бухте голубой,
Как гордо ты стоял на страже,
Прикрывши Родину собой! Севастополь Василий Лебедев-Кумач
Слайд 23
Ведущий: Город-герой Севастополь. Первый бомбовый удар по Севастополю был нанесен уже 22 июня 1941 года. Враг хотел овладеть городом с ходу, но Севастополь отважно защищали войска Приморской армии и моряки Черноморского флота. Особенно жаркие бои были на Малаховом кургане и Сапун-горе.
Вступив в город, фашисты не нашли в нем ни заводов, ни даже лодок не оставили защитники врагу.
Глубоко под землей был построен целый город – «подземный Севастополь»: госпитали, школы, детские сады. Здесь же производили и ремонтировали оружие и боевую технику. Город освобождён от немецко-фашистских оккупантов 9 мая 1945 года в ходе Крымской наступательной операции.
Слайд 24
Звучит Музыка № 15 песня «Катюша»
Во время танца по куплетам Слайд 25, 26
Девочки исполняют танец «Катюша»
Слайд 27
Звучит Музыка № 16 минусовка песни «Катюша»
Ведущий: Знаменитая «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Несмотря на то, что война в то время еще не началась, предчувствие ее уже было. Это песня о любви к Родине, о мире и войне. Она была любимой и популярна во всей стране.
Пришла война. И зазвучала «Катюша» уже с другими интонациями. Во время Великой Отечественной войны популярность песни обусловлена прозвищем «Катюша», данное на фронте боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ».
Летом 1941 года на Западном фронте вдоль Днепра в районе города Орши сложилась тяжелая ситуация. Немцы наступали и захватили Оршу. Чтобы развернуть оборону на новом рубеже, советским войскам требовалось время. Нужно было во что бы то ни стало задержать противника и ослабить его. Фашисты захватили железнодорожную станцию и организовали переправу через реку Оршицу. На подступах скопилось много немецкой техники, боеприпасов, горючего. Немцы готовились брать Смоленск. Именно туда решила бить батарея Флерова с новыми БМ-13.
Для первого боевого залпа батарею подняли на крутую гору, вызвав ассоциацию со словами песни, у бойцов легко могла возникнуть ассоциация с известными строками: «Выходила на берег Катюша, на высокий берег на крутой».
Также прозвище может быть связано с самим орудием. На корпусе миномета значится индекс «К» — установки выпускались заводом имени Коминтерна.
В три часа дня капитан Флеров дал команду открыть огонь. Семь пусковых установок БМ-13 нанесли удар по скоплению живой силы и танков фашистов в Орше. За 7–8 секунд батарея выпустила 96 реактивных снарядов. Чуть позже был дан второй залп — по переправе через реку Оршицу. Боевая эффективность нового оружия превзошла все ожидания: потери противника и психологическое воздействие от мощных ревущих ракет были очень велики.
Музыка была близка и понятна, и поэтому появились «песни-ответы» Катюше.
Во время Великой Отечественной войны была популярна фронтовая версия песни — «Фронтовая „катюша”», посвященная непосредственно реактивной системе залпового огня: «Все мы любим душеньку «катюшу» / Все мы любим, как она поет / Из врага выматывает душу / А друзьям отвагу придает!».
Слайд 28
Звучит Музыка № 17
Ведущий: Много жизней унесла война. Но, люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. И когда, между боями выдавались небольшие передышки, солдаты, сидели у костра или в землянках, и перекидывались пословицами, поговорками, рассказами.
Инсценировка
(выходят мальчики, кто-то садится на пенёчки, кто-то ложится на лавочку, кто-то на пол, слушают рассказ)
Мальчик – военный: Расскажу-ка, как однажды, я за «языком» ходил.
Вот сижу, под покровом темноты.
Слышу: шорох, вижу, братцы,
Немец лезет.
Все: Ну а ты?
Мальчик – военный: Ну, а я, конечным делом,
Притаился. Белый снег,
И я весь в белом. Жду бандита.
Все: Ну а он?
Мальчик – военный: Ну, а он все ближе, ближе.
Все: Ну а ты?
Мальчик – военный: Ну, а я решил упрямо:
Взять живьем его должон,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет.
Все: Ну а он?
Мальчик – военный: Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Все: Ну а ты?
Мальчик – военный: Тут меня и осенило! Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт! - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!» И к затылку приставляю,
Свой заветный «пэ-пэ-ша».
Все: Ну а он?
Мальчик – военный: Куда ж деваться?
Подчинился.
И повез меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон.
Так на племенном, я въехал,
В свой гвардейский батальон.
Расходятся на стульчики.
Слайд 29
Звучит Музыка № 18
Ведущий: Город-герой - столица нашей Родины – Москва. Но прежде чем мы поговорим о нём, хотелось бы сказать ещё о двух городах-героях, которые оказались на пути у фашистов, и не дали гитлеровцам взять Москву. Это Смоленск и Тула.
Сражению за город Смоленск предшествовали непрекращающиеся бомбардировки с воздуха, начавшиеся с первых дней войны (только за один день 24 июня гитлеровским лётчиками было сброшено более 100 крупных фугасных и более 2 тысяч зажигательных бомб, в результате чего был полностью разрушен центр города, сгорело более 600 жилых домов). Город, героически принял на себя удар гитлеровских армий, нацеленных на Москву. Яростная битва за город продолжалась с 15 по 28 июля. Фашистские войска превосходили нашу армию по числу солдат, артиллерии, авиации в 2 раза, по танкам - в 4 раза, но план молниеносной войны сорвался. Оно длилось два месяца… Хотя разгромить противника… не удалось, но его ударные группировки были сильно измотаны… Гитлеровцы жестоко отомстили жителям Смоленска за стойкость и мужество: за время оккупации в городе и окрестностях было расстреляно более 135 тысяч мирных жителей и военнопленных, ещё 80 тысяч граждан было насильно вывезено в Германию. В ответ массово создавались партизанские отряды, которых уже к концу июля 1941 года насчитывалось 54 единицы при общей численности в 1160 бойцов.
Задержка вражеского наступления на главном направлении явилась крупным стратегическим успехом. В результате его мы выиграли время для подготовки стратегических резервов и проведения оборонительных мероприятий на московском направлении.
Слайд 30
Выходят 5 детей:
1. И Гитлер в прошлую войну
Не смог Смоленск взять сходу,
Москву не взял, не покорил страну.
В чём обвинил мороз и непогоду.
У стен Смоленска глубоко застрял,
Два месяца под городом топтался,
Темп наступленья потерял
И с планом быть в Москве расстался.
2. Защитники Смоленска понимали,
Что позади Москва, она недалеко.
И группе армий "Центр" хребет сломали,
Стояли насмерть. Было нелегко.
В лесах смоленских немцы знали
Им не проехать, не пройти.
Там партизаны воевали,
Взрывали все дороги, все пути.
3. Колонны танков наседали,
К Москве стремились, на восток.
Но им пройти в Москву не дали,
Был остановлен их поток.
Впервые вермахт остановлен
И начал даже отступать.
Разгром для немцев обусловлен.
Стал Гитлер неспокойно спать.
4. Потери на востоке всё растут,
Блицкриг не получился...
Неужто под Смоленском нам капут?
У Гитлера микроинсульт случился.
Смоленск, как гордый исполин,
Вновь заслонил Москву собой.
Ослаблен был немецкий клин,
Блицкриг впервые здесь дал сбой.
Слайд 31
5. Смоленская земля пережила войну
Прошла через несчастья все и беды.
Чем возвеличила свою страну,
Внеся огромный вклад в её Победу.
Смоленск заслуженно в строю
Героев-городов. При том
Он помнит миссию свою -
Москве навеки быть щитом. Отрывки из стихотворения «Город-герой Смоленск» Евгений Власов
Слайд 32
Ведущий: Тула - один из немногих городов-героев Великой Отечественной войны, который отбил все атаки противника и остался непокорённым. Осенью 1941 года он стала важным южным форпостом столицы. В планах фашистской Германии Тула значилась как стратегически важный пункт, взятие которого открывало прямой и короткий путь к Москве. Тульский рабочий полк во главе с командиром Горшковым и комиссаром Агеевым принял на себя удар вражеских танков и стоял до тех пор, пока гитлеровцев не отбросили на запад. С 30 октября по 14 ноября, в течение 45 дней, гитлеровское командование пыталось овладеть городом. ,находясь практически в полном окружении, защитники города не только выдержали массированные бомбардировки и яростные атаки противника, но и при практически полном отсутствии производственных мощностей (почти все основные предприятия были эвакуированы вглубь страны), умудрились отремонтировать 90 танков, более сотни артиллерийских орудий, а также наладить массовый выпуск минометов и стрелкового оружия (автоматов и винтовок). На подступах к городу противник потерял более 100 танков и отказался от лобовых ударов. Но и попытка врага обойти Тулу с востока и юго-востока также не удалась. Оборона Тулы стала заключительным этапом октябрьских оборонительных боев Советской армии на южных подступах к Москве. Наступление гитлеровцев под Тулой было приостановлено. Тысячи героев отдали свои жизни, но не уступили немецким войскам Тулу. В декабре 1941 года войска Западного фронта в ходе Тульской наступательной операции разгромили ударную танковую группировку фашистских войск генерала Гудериана.
Слайд 33
Выходит ребёнок:
Мы пронесём через года
Геройство тульского народа,
И шли с оружьем поезда,
Чтобы добыть страны Свободу.
Война исчезла без следа,
Но вспоминаем год от года
Про те бои, где как звезда
Сияли нам побед восходы.
Слайд 34
Пусть дни, как птицы пролетят,
Но память всё же будет с нами,
Про гордой Тулы славный град.
Он славен светлыми делами,
И пушки на врагов глядят,
Они несут победы знамя. Тула
Слайд 35
Звучит Музыка № 19
Ведущий: Москва. Одна из славных страниц летописи Великой Отечественной войны – противовоздушная оборона Москвы. В ночь на 22 июля 1941 года немцы совершили первый массированный налет на Москву. 220 вражеских бомбардировщиков рвались к столице. Огневой щит Москвы выдержал. 173 боевых вылета совершили при отражении первого налета советские летчики-истребители. Защитники московского неба не позволили гитлеровцам нарушить нормальную жизнь столицы.
Ночную мглу прожектора косили,
Горело небо в росчерке свинца.
Не только у бойцов – у всей России
Край обороны лёг через сердца.
Мы шли в атаку сквозь огонь и взрывы,
Зарю Победы ощутив едва.
И умирали, зная - будем живы,
Была б жива священная Москва. Иосиф Ржавский
30 сентября 1941 года гитлеровцы развернули генеральное наступление на Москву. Началась грандиозная битва. 16 октября немцы вышли на окраину города. Но защитники столицы не дрогнули.
В атаку стальными рядами
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами,
Врагам преградим путь огнем.
Мы не дрогнем в бою
За отчизну свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим,
Отбросим врага. Алексей Сурков
Слайд 36
«Москву не сдадим!» - такова была воля советского народа. Полмиллиона жителей столицы строили оборонительные рубежи.
Тревожные дни переживала столица. На ее подступах стояли фашистские полчища. Не смотря на близость фронта, 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся традиционный парад советских войск, посвященный 24 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Прямо с парада войска уходили на фронт.
Слайд 37
Звучит Музыка № 20
Оркестр на диатонических колокольчиках песни «Эх, дороги…»
Слайд 38
Звучит Музыка № 21
Ведущий: В шеренгах шли солдаты из сибирских просторов, от литовских озер, от казахских степей, от кавказских вершин. Шли на рубежи Москвы. Они поклялись, что не ступит на эту брусчатку нога захватчика. И они сдержали клятву. В середине ноября враг предпринял новое наступление на Москву. Разгорелись еще более ожесточенные бои.
Разъезд Дубосеково. Подвиг 28 героев-панфиловцев. Отсюда прозвучали известные теперь всей нашей стране слова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва».
«Нас двадцать восемь. И Москва за нами.
Поля, снега… Россия велика!
Но отступать нельзя перед врагами
Ни на вершок, и ни на полвершка».
Пусть пять шагов всего – под танк с гранатой,
Пусть пять шагов – но пять шагов вперед.
И вот на неизвестном полустанке,
Не в сказочной легенде, наяву
Они сердцами подрывали танки
За сердце человечества – Москву,
И стал их подвиг песней и былиной,
Хоть не в угоду песенной красе
Их жизнь вонзилась в улицы Берлина
Стрелой Волоколамского шоссе. «Панфиловцы» Дмитрий Холендро
Слайд 39
Бои шли у Можайска, Волоколамска, Крюково. Ожесточенные бои в районе Крюково вела 16-я армия генерала Рокоссовского. Гитлеровцы приспособили Крюково к упорной и длительной обороне. Ударной группировке армии не сразу удалось сломить сопротивление противника. 5 декабря 1941 года советские войска перешли под Москвой в контрнаступление. В ходе боев, приходилось выбивать фашистов из каждого здания. Это было начало коренного поворота в войне. Фашистам нанесли крупное поражение. В результате длительных боев враг был отброшен от столицы. Это была первая крупная победа в ходе Великой Отечественной войны. Битва за Москву развеяла миф о непобедимости немецко-фашисткой армии. На фронтах под Москвой войсками командовали замечательные полководцы: Георгий Константинович Жуков, Иван Степанович Конев, Константин Константинович Рокоссовский и другие (4)
Слайд 39
Звучит Музыка № 22 Песня «Моя Москва» (сл. М. Лисянского, муз. И. Дунаевского).
Сильная, гордая, несокрушимая Москва выстояла и победила. 9 мая 1945 года Москва салютовала в ознаменование полной победы над гитлеровской Германией. А 24 июня в Москве, на Красной площади состоялся Парад Победы. Победившие воины прошли по площади, бросая к подножию мавзолея фашистские знамена.
Слайд 40
8 мая 1965 года в ознаменование двадцатилетия победы советского народа в Великой Отечественной войне за массовый героизм, мужество и стойкость, Москве было присвоено почетное звание «Город-герой».
Слайд 41
Сегодня у нас нет возможности подробно рассказать о всех городах-героях. И их героизм, мужество и стойкость мы никогда не забудем.
Слайд 42
Слайд 43
Выходят дети с плакатами городов-героев, исполняют песенную композицию «Герои города»
Музыка № 23 минусовка песни «Герои города»
Ведущий: Наше мероприятие, посвящённое городам-героям, подошло к концу. Предлагаю всем сделать общее фото на память.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса чтецов для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Поклонимся великим тем годам"
Воспитать у детей чувство патриотизма, уважение к ветеранам войны, через стихотворные произведения....
Сценарий собрания для родителей детей старшего дошкольного возраста "Это великое "Я сам!"
Предварительная работаВместе с детьми приготовить красочные пригласительные билеты для родителей;Организовать выставку поделок, изготовленных детьми самостоятельно и совместно с родителями;Подготовить...

Информационно-практико-ориентированный проект "Города-герои России" для детей старшего дошкольного возраста
Этот проект был реализован к 70-летию Великой Победы с детьми подготовительной группы....
Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о войне» (к 70-летию Великой Победы в ВОВ )
Мероприятие представляет собой театрализованние представление патриотического содержания. Сюжет предполагает широкое использование мультимедийных средств и разнообразных декораций....

Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого 1 Апреля.
Сценарий спортивного праздникадля детей старшего дошкольного возраста,посвящённого 1 Апреля Цель:Создание атмосферы праздника, сплочение детского коллектива на основе досугово – игровой дея...

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ВСТРЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЕТЕРАНАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств личности посредством развития сотрудничества ДОУ и...
Сценарий детского праздника для детей старшего дошкольного возраста посвящённого Всемирному дню приветствий
познакомить детей с праздником Всемирный день приветствий, научить их быть дружелюбными и открытыми, развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде....
- Мне нравится (1)