Творческий проект для дошкольников «Вчера была война»
проект (подготовительная группа)
· Название: Музыкально-театрализованная постановка «Вчера была война».
· Вид проекта: Творческий, интегративный (театр, музыка, хореография, история).
· Тематика: День Победы. Контраст между современным детством и жизнью детей в военное время. Ценность мира, памяти и простых радостей.
· Участники: Воспитанники средних, старших и подготовительных групп (4-7 лет).
· Проблема: Как донести до современных детей, живущих в изобилии, трагизм и героизм военных лет, чтобы вызвать не формальное, а искреннее сопереживание и понимание ценности мира?
· Цель: Создание высокохудожественной театрализованной постановки для участия в конкурсе и глубокого эмоционально-нравственного воздействия на детей и зрителей.
· Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями «блокада», «эвакуация», «фронтовое письмо», «Победа» через личные истории героев.
2. Развивать актерские навыки (диалог, монолог, проживание эмоций), музыкально-ритмические и хореографические способности.
3. Воспитывать уважение к истории семьи, страны, чувство благодарности и сопричастности.
4. Организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса для достижения высокого художественного результата.
· Итоговый продукт: Музыкально-театрализованная постановка «Вчера была война».
Достигнутый результат: Показ постановки на международном конкурсе «Юные дарования России». Статус: Лауреаты III степени
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект для дошкольников «Вчера была война»
1. Паспорт проекта
- Название: Музыкально-театрализованная постановка «Вчера была война».
- Вид проекта: Творческий, интегративный (театр, музыка, хореография, история).
- Тематика: День Победы. Контраст между современным детством и жизнью детей в военное время. Ценность мира, памяти и простых радостей.
- Участники: Воспитанники средних, старших и подготовительных групп (4-7 лет).
- Проблема: Как донести до современных детей, живущих в изобилии, трагизм и героизм военных лет, чтобы вызвать не формальное, а искреннее сопереживание и понимание ценности мира?
- Цель: Создание высокохудожественной театрализованной постановки для участия в конкурсе и глубокого эмоционально-нравственного воздействия на детей и зрителей.
- Задачи:
- Познакомить детей с понятиями «блокада», «эвакуация», «фронтовое письмо», «Победа» через личные истории героев.
- Развивать актерские навыки (диалог, монолог, проживание эмоций), музыкально-ритмические и хореографические способности.
- Воспитывать уважение к истории семьи, страны, чувство благодарности и сопричастности.
- Организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса для достижения высокого художественного результата.
- Итоговый продукт: Музыкально-театрализованная постановка «Вчера была война».
- Достигнутый результат: Показ постановки на международном конкурсе «Юные дарования России». Статус: Лауреаты III степени.
2. Роли участников в подготовке постановки
Воспитатели групп:
- Содержательная подготовка:
- Проведение адаптированных бесед по сценарию: «Блокадный хлеб», «Что такое фронтовое письмо?», «Дети войны», «Что такое День Победы?».
- Чтение и обсуждение рассказов (С. Алексеев, Л. Воронкова), стихотворений (отрывки из «Февральского дневника» О. Берггольц, детские стихи о войне).
- Рассматривание семейных архивных фотографий (при участии родителей), орденов, писем.
- Изготовление с детьми элементов реквизита: «блокадный хлеб» из папье-маше, солдатские треугольники, «рисунок Шурика».
- Режиссерская работа:
- Разучивание текстов ролей Маши, Бабушки, Тани, Шурика, Солдат, Медсестры, Командира с детьми своей группы (индивидуально и по сценкам).
- Отработка диалогов, логических пауз, интонаций. Помощь в «проживании» эмоций: каприз, голод, тоска, надежда.
- Проведение мини-репетиций диалоговых сцен («Бабушка и Маша», «Таня и Шурик», «На привале»).
- Контроль за сохранением бережной, поддерживающей атмосферы.
Музыкальный руководитель (главный режиссер-постановщик):
- Художественное воплощение:
- Создание целостной звуковой партитуры: подбор и монтаж фоновой музыки (мирная, тревожная, лирическая, победная), звуковых эффектов (сирена, метроном, салют, пение птиц), фонограмм для танцев.
- Постановка всех хореографических номеров:
- Танец «___________» (лиричный, пластичный, с платочками).
- Танец «Смуглянка» (характерный, задорный, с элементами народной хореографии).
- «Вальс Победы» (торжественный, радостный, парадный).
- Работа с чтецами (финальные стихи) над ритмом, динамикой, ансамблем.
- Общая режиссура мизансцен, переходов, кульминационных моментов (видео-вставка, минута молчания).
- Координация и сводные репетиции:
- Проведение общих репетиций для соединения драматических сцен, танцев и музыкального сопровождения.
- Работа над эмоциональными переходами (от современной сцены к блокадной, от привала к танцу).
Родители (законные представители):
- Группа поддержки и материального обеспечения:
- Пошив и подготовка костюмов по точным запросам педагогов:
- Современные: Одежда для Маши и Бабушки (домашняя).
- Блокадные дети: Поношенная, простая одежда для Тани и Шурика (платье в заплатках, короткие брюки, заштопанный свитер).
- Солдаты и медсестра: Гимнастерки/рубашки, пилотки, сапоги/кирзовые сапоги (имитация), плащ-палатки, сумка медсестры с красным крестом.
- Для танцев: Платья в стиле 40-х для «Синего платочка», гимнастерки/тельняшки для «Смуглянки», нарядные платья и белые рубашки для «Вальса Победы».
- Изготовление реквизита: Старый чемодан, «котелок», «гусиное перо» для письма, муляж газеты от 9 мая 1945 года.
- Техническая и моральная поддержка: Помощь в гриме, переодевании за кулисами, создание видео-вставки с детскими лицами (по согласованию с режиссером), регулярные положительные отзывы для ребенка о его роли.
3. Этапы реализации проекта (с учетом вашего сценария)
Этап | Срок | Содержание деятельности | Ответственные |
I. Погружение и подготовка | 1-1.5 недели | 1. Знакомство со сценарием. Чтение, обсуждение характеров. | Воспитатели, Муз.рук., Родители |
II. Репетиционно-постановочный | 2-2.5 недели | 1. Работа по блокам: | Муз.рук.: Иванова Анна Анатольевна Воспитатели: Батуева Наталья Дашеевна, Доржиева Гармасу Эрдынеевна, Доржиева Марина Дашинамжиловна, Медведева Наталья Алексеевна |
III. Сводный и технический | 3-4 дня | 1. Полные прогоны спектакля от начала до конца. | Все участники |
IV. Итоговый (Конкурсный) | 1 день | 1. Показ постановки на международном конкурсе «Юные дарования России». | Все участники |
4. Ключевые акценты и режиссерские заметки (для достижения успеха)
- Контраст: Важно ярко показать контраст между капризной Машей и изможденными, но стойкими Таней и Шуриком. Это основа понимания.
- «На привале»: Сцена должна быть живой, нестатичной. Солдаты не просто читают письма, а пишут их, лежат, задумываются, улыбаются воспоминаниям. Командир — сильный, но в момент видео-вставки показывающий свою боль.
- Видеовставка: Мощнейший эмоциональный инструмент. Дети на экране должны произносить текст с максимальной естественностью, без пафоса.
- Финал: «Вальс Победы» — это абсолютная радость и свет. Все выходы на поклон — торжественные, с благодарностью зрителям.
Заключение: Проект «Вчера была война» успешно реализован, потому что сочетал в себе:
- Сильный литературный сценарий, говорящий с детьми на их языке.
- Четкое распределение задач между специалистами и родителями.
- Глубокую содержательную подготовку, позволившую детям не просто заучить слова, а понять и прочувствовать историю.
- Высокий художественный уровень музыкального и хореографического оформления.
Присуждение звания Лауреатов III степени международного конкурса «Юные дарования России 2025»— закономерная и заслуженная оценка этой комплексной, вдумчивой и эмоционально насыщенной работы.
Приложение 1
Музыкально-театрализованная постановка
«ВЧЕРА БЫЛА ВОЙНА»
Перед сценой за столом Маша с тарелкой каши. Смотрит по сторонам, оглядывается. Ставит тарелку на стол и нехотя, возит в тарелке ложкой.
Маша: И зачем меня бабушка заставляет есть эту противную кашу, да ещё и с маслом. (брезгливо отодвигает от себя тарелку). Лучше бы предложила пряники или пирожное , а лучше халву. Придумала, скормлю ка я эту кашу нашему Трезору, он то эту кашу точно любит. Всё-всё слижет, до последней крошки. А бабушке скажу, что сама съела! Трезор, Трезор, ты где проказник?
В это время входит бабушка.
Бабушка: Маша, опять ты кашу не съела! Ай-яй-яй..
Маша: Бабушка, не люблю я эту кашу! Не хочу! Не буду!
Бабушка: Да как же так! Она такая вкусная и сытная. В ней вся сила! Знаешь, когда была война, я была маленькой девочкой, точно такой же как и ты, Я даже мечтать не могла о такой роскоши.
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был- из наших бед,
И что в него тогда только не клали.
Хлеб был с мякиной, макухой и ботвой
С корой. Колючий так, что режет дёсна
Тяжёлый, горький- с хвоей, лебедой.
На праздник очень редко- чисто просто.
♪ Звучит музыка. Занавес открывается. На сцене появляются брат с сестрой.
Таня выводит на сцену Шурика, усаживает рисовать за стол.
Таня: Вот сиди, Шурик, рисуй.
Шурик: (рисует) Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я - крыс. Их теперь стало так много…
Таня: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!
Шурик: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Эх, жаль, что у нас клея нет!
Таня: (ставит кружку на стол) Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!
Шурик:(пьет из кружки) Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!! Таня, смотри, что я нарисовал!
Таня: (крутит рисунок) Ничего не пойму, Шурик. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?
Шурик: (объясняет на рисунке) Черное - это война. А белое - это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать не могу. А у нас ничего нет поесть? Случайно-преслучайно?
Таня вздыхает. Идет на кухню и приносит картофелину. Делит ее пополам. Одну половину отдает Шурику:
На, ешь, Шурик. (Шурик жадно накидывается на еду) А это нам с мамой. Вот она придет с работы и мы покушаем.
2 БЛОК
Маша: Ой, а я и не знала, что было так голодно детям. Не было ни пряников, ни эскимо на палочке, даже хлебушка не было..
Бабушка: А потому что, Машенька, была война, было холодно и голодно.
Маша: Бабушка, расскажи мне о войне.
Бабушка: Обязательно расскажу! Давай доедай скорее кашу и принеси мне тот старый, потёртый чемодан, что стоит за шкафом.
Маша: Я мигом! (быстро доедает кашу и приносит чемодан. Бабушка открывает его.)
Маша: Бабушка, а кто эта девочка со смешными косичками на этой старой фотографии?
Бабушка: Разве ты меня не узнала? Это же я, совсем ещё девчонка, провожала твоего прадедушку на фронт. А вот платочек, который моя мама подарила ему, чтобы он согревал его в долгой разлуке.
ТАНЕЦ «Смуглянка» 4 группа
3й БЛОК
Бабушка: Вот смотри, Маша, это вещи твоего прадеда, моего отца! Он был солдатом на войне. Когда он уходил на фронт, я была маленькой девчушкой, совсем как ты.
Это котелок- боевой друг прадеда. На пустой желудок врага победить ох как сложно(смеётся). Каша силу давала!
Это –пилотка и гимнастёрка. А это, письма с фронта (прижимает к груди), самое ценное и дорогое для солдата. Письма-единственная ниточка, которая связывала его с родным домом и семьёй.
СЦЕНКА «НА ПРИВАЛЕ»
КОМАНДИР: Отделение, стой! Разойдись! 30 минут на отдых.
Звучит фонограмма -пение птиц, затихает когда начинают зачитывать очередное письмо.
Солдаты рассаживаются, а в это время…
СОЛДАТ 1:
Товарищ командир, можно у вас карандашик попросить? Вот хочу домой письмо написать, а мой закончился.
КОМАНДИР:
Конечно! Держи, солдат! (Отдает ему карандаш. Командир садится на пенек, снимает пилотку, вытирает рукавом лоб, подставляет лицо солнцу, закрывает глаза.)
СОЛДАТ 1:
Спасибо, товарищ командир! (Идет к своим товарищам, садится, «пишет письмо» на спине другого солдата 5.)
СОЛДАТ 2: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя! (сворачивает письмо, ложится)
Медсестра: (пишет письмо на пеньке)
Здравствуй, дорогая мамочка!
СОЛДАТ 3: (пишет письмо на коленке)
Как, Вы, там? Мало пишите о себе. А у нас тут бои не прекращаются.
Медсестра: Ты, мамочка, спрашиваешь страшно ли нам? Страшно, ещё как страшно. Сегодня одним снарядом сразу пять мальчишек положило, совсем юные были. А ведь где-то их ждут, надеются.
СОЛДАТ 3: Немец так и прёт, наступает, но мы не сдаёмся. Нельзя нам назад. Вы, не бойтесь за нас, слёз не лейте. Пока ждёте нас и верите в нас -будем стоять. (сворачивает письмо, кладет голову на свое колено)
Медсестра: Вы бы фотокарточку прислали, чтобы смотреть на Вас изредка.
Девочка: Ох, папа! Папочка милый!
Как плохо нам без тебя!
Мальчик: Приезжай, наш любимый и добрый!
Посмотри, как Колюня подрос!
Он в кроватке сидит уже бодро,
Иногда и встает во весь рост.
Девочка: Помнишь, сделал ему погремушку?
Он глазами смотрел на нее,
А теперь уж играет с ней шустро
И ручонками крепко берет.
Девочка: А у дома нашего танки,
Здесь, в лесочке укрывшись стоят.
По дороге ходит охрана -
Подходить к ним нам не велят.
Девочка: Помню, как мы с тобою играли,
На качелях катал ты меня.
Выше елок качели летали,
Лишь с тобой не боялась я.
Мальчик: Ну, теперь, до свидания, папа!
Пусть письмо поскорее дойдет.
Девочка: Я целую тебя, твоя лапа!
И свою высылаю ладонь…
(показывает ладонь, в это время свою ладонь к письму кладет Командир, прижимает письмо к сердцу и прячет слезы за рукавом.)
СОЛДАТ 4: (поворачивается, похлопывая по плечу командира)
Не к лицу бойцу кручина, места горю не давай.
Если даже есть причина, никогда не унывай.
(встает)
Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
А советские машины
По Берлину побегут.
СОЛДАТ 5: Душа песни просит!
Танец «СМУГЛЯНКА» 4 группа
Звучит фонограмма
СОЛДАТ 1: На привале так прекрасно! (выходит в центр, потягивается …)
СОЛДАТ 5: Ладно душу отвели…
Медсестра: Словно дома побывали…
КОМАНДИР: Здесь становится опасно! Отделение, стройся! Шагом марш!
4 БЛОК Бабушка достаёт газету.
Маша: Что это?
Бабушка: Эта газета выпущена в День Победы 9 мая 1945 года
Маша: А что такое Победа?
Выходят дети чтецы 10 группа
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
Праздник Победы — это праздник весны,
День пораженья жестокой войны,
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра.
Воспоминаний о тех, кто себе
Целью поставил, чтоб впредь этот день
Символом стал всех стараний людей —
В мире и счастье растить малыше
ТАНЕЦ «Вальс Победы» 15 группа
С окончанием танца выход всех участников на сцену
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-театрализованная постановка ко дню Победы "Вчера была война"
музыкально-театрализованная постановка ко дню Победы "Вчера была война" для подготовительной группы...

Информационно-творческий проект «Кто говорит, что на войне не страшно? Тот ничего не знает о войне»
Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, поэтому воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. именно на данном этапе...

Проект «Помню!» (Давным-давно была война)
В последние годы молодое поколение знает о Вов очень мало. Что это была за война, когда она началась, с кем воевали наши деды и прадеды, кто в ней победил? Все это должны знать и помнить не толь...

театрализованная постановка "Вчера была война ..."
Музыкально-театрализованная постановка«ВЧЕРА БЫЛА ВОЙНА»Перед сценой за столом Маша с тарелкой каши. Смотрит по сторонам, оглядывается. Ставит тарелку на стол и нехотя, возит в тарел...


