Творческий проект для дошкольников «Вчера была война»
проект (подготовительная группа)

Иванова Анна Анатольевна

·  Название: Музыкально-театрализованная постановка «Вчера была война».

·  Вид проекта: Творческий, интегративный (театр, музыка, хореография, история).

·  Тематика: День Победы. Контраст между современным детством и жизнью детей в военное время. Ценность мира, памяти и простых радостей.

·  Участники: Воспитанники средних, старших и подготовительных групп (4-7 лет).

·  Проблема: Как донести до современных детей, живущих в изобилии, трагизм и героизм военных лет, чтобы вызвать не формальное, а искреннее сопереживание и понимание ценности мира?

·  Цель: Создание высокохудожественной театрализованной постановки для участия в конкурсе и глубокого эмоционально-нравственного воздействия на детей и зрителей.

·  Задачи:

1.                                   Познакомить детей с понятиями «блокада», «эвакуация», «фронтовое письмо», «Победа» через личные истории героев.

2.                                   Развивать актерские навыки (диалог, монолог, проживание эмоций), музыкально-ритмические и хореографические способности.

3.                                   Воспитывать уважение к истории семьи, страны, чувство благодарности и сопричастности.

4.                                   Организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса для достижения высокого художественного результата.

·  Итоговый продукт: Музыкально-театрализованная постановка «Вчера была война».

Достигнутый результат: Показ постановки на международном конкурсе «Юные дарования России». Статус: Лауреаты III степени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_dlya_doshkolnikov.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект для дошкольников «Вчера была война»

1. Паспорт проекта

  • Название: Музыкально-театрализованная постановка «Вчера была война».
  • Вид проекта: Творческий, интегративный (театр, музыка, хореография, история).
  • Тематика: День Победы. Контраст между современным детством и жизнью детей в военное время. Ценность мира, памяти и простых радостей.
  • Участники: Воспитанники средних, старших и подготовительных групп (4-7 лет).
  • Проблема: Как донести до современных детей, живущих в изобилии, трагизм и героизм военных лет, чтобы вызвать не формальное, а искреннее сопереживание и понимание ценности мира?
  • Цель: Создание высокохудожественной театрализованной постановки для участия в конкурсе и глубокого эмоционально-нравственного воздействия на детей и зрителей.
  • Задачи:
  1. Познакомить детей с понятиями «блокада», «эвакуация», «фронтовое письмо», «Победа» через личные истории героев.
  2. Развивать актерские навыки (диалог, монолог, проживание эмоций), музыкально-ритмические и хореографические способности.
  3. Воспитывать уважение к истории семьи, страны, чувство благодарности и сопричастности.
  4. Организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса для достижения высокого художественного результата.
  • Итоговый продукт: Музыкально-театрализованная постановка «Вчера была война».
  • Достигнутый результат: Показ постановки на международном конкурсе «Юные дарования России». Статус: Лауреаты III степени.

2. Роли участников в подготовке постановки

Воспитатели групп:

  • Содержательная подготовка:
  • Проведение адаптированных бесед по сценарию: «Блокадный хлеб», «Что такое фронтовое письмо?», «Дети войны», «Что такое День Победы?».
  • Чтение и обсуждение рассказов (С. Алексеев, Л. Воронкова), стихотворений (отрывки из «Февральского дневника» О. Берггольц, детские стихи о войне).
  • Рассматривание семейных архивных фотографий (при участии родителей), орденов, писем.
  • Изготовление с детьми элементов реквизита: «блокадный хлеб» из папье-маше, солдатские треугольники, «рисунок Шурика».
  • Режиссерская работа:
  • Разучивание текстов ролей Маши, Бабушки, Тани, Шурика, Солдат, Медсестры, Командира с детьми своей группы (индивидуально и по сценкам).
  • Отработка диалогов, логических пауз, интонаций. Помощь в «проживании» эмоций: каприз, голод, тоска, надежда.
  • Проведение мини-репетиций диалоговых сцен («Бабушка и Маша», «Таня и Шурик», «На привале»).
  • Контроль за сохранением бережной, поддерживающей атмосферы.

Музыкальный руководитель (главный режиссер-постановщик):

  • Художественное воплощение:
  • Создание целостной звуковой партитуры: подбор и монтаж фоновой музыки (мирная, тревожная, лирическая, победная), звуковых эффектов (сирена, метроном, салют, пение птиц), фонограмм для танцев.
  • Постановка всех хореографических номеров:
  • Танец «___________» (лиричный, пластичный, с платочками).
  • Танец «Смуглянка» (характерный, задорный, с элементами народной хореографии).
  • «Вальс Победы» (торжественный, радостный, парадный).
  • Работа с чтецами (финальные стихи) над ритмом, динамикой, ансамблем.
  • Общая режиссура мизансцен, переходов, кульминационных моментов (видео-вставка, минута молчания).
  • Координация и сводные репетиции:
  • Проведение общих репетиций для соединения драматических сцен, танцев и музыкального сопровождения.
  • Работа над эмоциональными переходами (от современной сцены к блокадной, от привала к танцу).

Родители (законные представители):

  • Группа поддержки и материального обеспечения:
  • Пошив и подготовка костюмов по точным запросам педагогов:
  • Современные: Одежда для Маши и Бабушки (домашняя).
  • Блокадные дети: Поношенная, простая одежда для Тани и Шурика (платье в заплатках, короткие брюки, заштопанный свитер).
  • Солдаты и медсестра: Гимнастерки/рубашки, пилотки, сапоги/кирзовые сапоги (имитация), плащ-палатки, сумка медсестры с красным крестом.
  • Для танцев: Платья в стиле 40-х для «Синего платочка», гимнастерки/тельняшки для «Смуглянки», нарядные платья и белые рубашки для «Вальса Победы».
  • Изготовление реквизита: Старый чемодан, «котелок», «гусиное перо» для письма, муляж газеты от 9 мая 1945 года.
  • Техническая и моральная поддержка: Помощь в гриме, переодевании за кулисами, создание видео-вставки с детскими лицами (по согласованию с режиссером), регулярные положительные отзывы для ребенка о его роли.

3. Этапы реализации проекта (с учетом вашего сценария)

Этап

Срок

Содержание деятельности

Ответственные

I. Погружение и подготовка

1-1.5 недели

1. Знакомство со сценарием. Чтение, обсуждение характеров. 
2. 
Тематические беседы в группах по блокам сценария. 
3. 
Кастинг и распределение ролей(учитывая желание и способности детей). 
4. 
Начало работы над костюмами и реквизитом.
5. 
Первые индивидуальные репетиции текста.

Воспитатели, Муз.рук., Родители

II. Репетиционно-постановочный

2-2.5 недели

1. Работа по блокам:
* Блок 1: Сцена с Машей, Бабушкой, Таней и Шуриком. 
* Блок 2: Танец «Смуглянка». 
* Блок 3: Сцена «На привале» (диалоги + танец «Смуглянка»). 
* Блок 4: Стихи о Победе + «Вальс Победы». 
2. 
Разучивание танцевальных номеровв зале. 
3. 
Изготовление видеовставки.
4. 
Сводные репетиции отдельных блоков.

Муз.рук.:

Иванова Анна Анатольевна

Воспитатели:

Батуева Наталья Дашеевна,

Доржиева Гармасу Эрдынеевна,

Доржиева Марина Дашинамжиловна,

Медведева Наталья Алексеевна

III. Сводный и технический

3-4 дня

1. Полные прогоны спектакля от начала до конца. 
2. 
Интеграция всех элементов: костюмы, реквизит, фонограммы, свет, видео. 
3. 
Генеральная репетиция в условиях, максимально приближенных к конкурсным (сцена, зал). 
4. 
Финальные правки и психологическая подготовка детей.

Все участники

IV. Итоговый (Конкурсный)

1 день

1. Показ постановки на международном конкурсе «Юные дарования России». 
2. 
Получение результата: Лауреаты III степени.
3. 
Рефлексия: праздничное чаепитие с детьми, обсуждение успеха, благодарность родителям.

Все участники

4. Ключевые акценты и режиссерские заметки (для достижения успеха)

  • Контраст: Важно ярко показать контраст между капризной Машей и изможденными, но стойкими Таней и Шуриком. Это основа понимания.
  • «На привале»: Сцена должна быть живой, нестатичной. Солдаты не просто читают письма, а пишут их, лежат, задумываются, улыбаются воспоминаниям. Командир — сильный, но в момент видео-вставки показывающий свою боль.
  • Видеовставка: Мощнейший эмоциональный инструмент. Дети на экране должны произносить текст с максимальной естественностью, без пафоса.
  • Финал: «Вальс Победы» — это абсолютная радость и свет. Все выходы на поклон — торжественные, с благодарностью зрителям.

Заключение: Проект «Вчера была война» успешно реализован, потому что сочетал в себе:

  1. Сильный литературный сценарий, говорящий с детьми на их языке.
  2. Четкое распределение задач между специалистами и родителями.
  3. Глубокую содержательную подготовку, позволившую детям не просто заучить слова, а понять и прочувствовать историю.
  4. Высокий художественный уровень музыкального и хореографического оформления.

Присуждение звания Лауреатов III степени международного конкурса «Юные дарования России 2025»— закономерная и заслуженная оценка этой комплексной, вдумчивой и эмоционально насыщенной работы.

Приложение 1

Музыкально-театрализованная постановка

«ВЧЕРА БЫЛА ВОЙНА»

Перед  сценой за столом Маша с тарелкой каши. Смотрит по сторонам, оглядывается. Ставит тарелку на стол и нехотя, возит в тарелке ложкой.

Маша: И зачем меня бабушка заставляет есть эту противную кашу, да ещё и с маслом. (брезгливо отодвигает от себя тарелку). Лучше бы предложила пряники или пирожное , а лучше халву. Придумала, скормлю ка я эту кашу нашему Трезору, он то эту кашу точно любит. Всё-всё слижет, до последней крошки. А бабушке скажу, что сама съела!  Трезор, Трезор, ты где проказник?

В это время входит бабушка.

Бабушка: Маша, опять ты кашу не съела! Ай-яй-яй..

Маша: Бабушка, не люблю я эту кашу! Не хочу! Не буду!

Бабушка: Да как же так! Она такая вкусная и сытная. В ней вся сила! Знаешь, когда была война, я была маленькой девочкой, точно такой же как и ты, Я даже мечтать не могла о такой роскоши.

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был- из наших бед,

И что в него тогда только не клали.

Хлеб был с мякиной, макухой и ботвой

С корой. Колючий так, что режет дёсна

Тяжёлый, горький- с хвоей, лебедой.

На праздник очень редко- чисто просто.

♪ Звучит музыка. Занавес открывается. На сцене появляются брат с сестрой.

Таня выводит на сцену Шурика, усаживает рисовать за стол.

Таня: Вот сиди, Шурик, рисуй.

Шурик(рисует) Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я - крыс. Их теперь стало так много…

Таня: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!

Шурик: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Эх, жаль, что у нас клея нет!

Таня(ставит кружку на стол) Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!

Шурик:(пьет из кружки) Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!! Таня, смотри, что я нарисовал!

Таня: (крутит рисунок) Ничего не пойму, Шурик. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?

Шурик(объясняет на рисунке) Черное - это война. А белое - это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать  не могу. А у нас ничего нет поесть? Случайно-преслучайно?

Таня вздыхает. Идет на кухню и приносит картофелину. Делит ее пополам. Одну половину отдает Шурику:

На, ешь, Шурик. (Шурик жадно накидывается на еду)  А это нам с мамой. Вот она придет с работы и мы покушаем.

2 БЛОК

Маша: Ой, а я и не знала, что было так голодно детям. Не было ни пряников, ни эскимо на палочке, даже хлебушка не было..

Бабушка: А потому что, Машенька, была война, было холодно и голодно.

Маша: Бабушка, расскажи мне о войне.

Бабушка: Обязательно расскажу! Давай доедай скорее кашу и принеси мне тот старый, потёртый чемодан, что стоит за шкафом.

Маша: Я мигом! (быстро доедает кашу и приносит чемодан. Бабушка открывает его.)

Маша: Бабушка, а кто эта девочка со смешными косичками на этой старой фотографии?

Бабушка: Разве ты меня не узнала? Это же я, совсем ещё девчонка, провожала твоего прадедушку на фронт. А вот платочек, который моя мама подарила ему, чтобы он согревал его в долгой разлуке.

ТАНЕЦ «Смуглянка» 4 группа

3й БЛОК

Бабушка: Вот смотри, Маша, это вещи твоего прадеда, моего отца! Он был солдатом на войне. Когда он уходил на фронт, я была маленькой девчушкой, совсем как ты.

Это котелок- боевой друг прадеда. На пустой желудок врага победить ох как сложно(смеётся). Каша силу давала!

Это –пилотка и гимнастёрка. А это, письма с фронта (прижимает к груди), самое ценное и дорогое для солдата. Письма-единственная ниточка, которая связывала его с родным домом и семьёй.

СЦЕНКА «НА ПРИВАЛЕ»

КОМАНДИР: Отделение, стой! Разойдись! 30 минут на отдых.

Звучит фонограмма -пение птиц, затихает когда начинают зачитывать очередное письмо.

Солдаты рассаживаются, а в это время…

СОЛДАТ 1:

Товарищ командир, можно у вас карандашик попросить? Вот хочу домой письмо написать, а мой закончился.

КОМАНДИР:

Конечно! Держи, солдат! (Отдает ему карандаш. Командир садится на пенек, снимает пилотку, вытирает рукавом лоб, подставляет лицо солнцу, закрывает глаза.)

СОЛДАТ 1:

Спасибо, товарищ командир! (Идет к своим товарищам, садится, «пишет письмо» на спине другого солдата 5.)

СОЛДАТ 2: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет…

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя! (
сворачивает письмо, ложится)

Медсестра: (пишет письмо на пеньке)

Здравствуй, дорогая мамочка!

СОЛДАТ 3: (пишет письмо на коленке)

Как, Вы, там? Мало пишите о себе. А у нас тут бои не прекращаются.

Медсестра: Ты, мамочка, спрашиваешь страшно ли нам? Страшно, ещё как страшно. Сегодня одним снарядом сразу пять мальчишек положило, совсем юные были. А ведь где-то их ждут, надеются.

СОЛДАТ 3: Немец так и прёт, наступает, но мы не сдаёмся. Нельзя нам назад. Вы, не бойтесь за нас, слёз не лейте. Пока ждёте нас и верите в нас -будем стоять. (сворачивает письмо, кладет голову на свое колено)

Медсестра: Вы бы фотокарточку прислали, чтобы смотреть на Вас изредка. 

Девочка: Ох, папа! Папочка милый!

Как плохо нам без тебя!  

Мальчик: Приезжай, наш любимый и добрый!
Посмотри, как Колюня подрос!
Он в кроватке сидит уже бодро,
Иногда и встает во весь рост.

Девочка: Помнишь, сделал ему погремушку?
Он глазами смотрел на нее,
А теперь уж играет с ней шустро
И ручонками крепко берет.

Девочка: А у дома нашего танки,

Здесь, в лесочке укрывшись стоят.

По дороге ходит охрана -

Подходить к ним нам не велят.

Девочка: Помню, как мы с тобою играли,

На качелях катал ты меня.

Выше елок качели летали,

Лишь с тобой не боялась я.

Мальчик: Ну, теперь, до свидания, папа!

Пусть письмо поскорее дойдет.

Девочка: Я целую тебя, твоя лапа!

И свою высылаю ладонь…

(показывает ладонь, в это время свою ладонь к письму кладет Командир, прижимает письмо к сердцу и прячет слезы за рукавом.)

СОЛДАТ 4: (поворачивается, похлопывая по плечу командира)

Не к лицу бойцу кручина, места горю не давай.

Если даже есть причина, никогда не унывай.

(встает)

Скоро Гитлеру могила,

Скоро Гитлеру капут,

А советские машины

По Берлину побегут.

СОЛДАТ 5: Душа песни просит!

Танец  «СМУГЛЯНКА» 4 группа

Звучит фонограмма

СОЛДАТ 1: На привале так прекрасно! (выходит в центр, потягивается …)

СОЛДАТ 5: Ладно душу отвели…

Медсестра: Словно дома побывали…

КОМАНДИР: Здесь становится опасно! Отделение, стройся! Шагом марш!

4 БЛОК Бабушка достаёт газету.

Маша: Что это?

Бабушка: Эта газета выпущена в День Победы 9 мая 1945 года

Маша: А что такое Победа?

Выходят дети чтецы 10 группа

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.

 Праздник Победы — это праздник весны,
День пораженья жестокой войны,
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра.

Воспоминаний о тех, кто себе
Целью поставил, чтоб впредь этот день
Символом стал всех стараний людей —
В мире и счастье растить малыше
 

ТАНЕЦ «Вальс Победы» 15 группа

С окончанием танца выход всех участников на сцену


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вчера была война», досуг

Уровень обр. орг., АОУ детский сад №10 «Лучик», 13.05.2017г....

«Вчера была война», досуг

Уровень обр. орг., АОУ детский сад №10 «Лучик», 13.05.2017г....

Музыкально-театрализованная постановка ко дню Победы "Вчера была война"

музыкально-театрализованная постановка ко дню Победы "Вчера была война" для подготовительной группы...

Информационно-творческий проект «Кто говорит, что на войне не страшно? Тот ничего не знает о войне»

Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, поэтому воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. именно на данном этапе...

Вчера была война

Беседа с детьми...

Проект «Помню!» (Давным-давно была война)

В последние годы молодое поколение знает о Вов очень мало. Что это была за война, когда она началась, с кем воевали наши деды и прадеды, кто в ней победил? Все это должны знать и помнить не толь...

театрализованная постановка "Вчера была война ..."

Музыкально-театрализованная постановка«ВЧЕРА БЫЛА ВОЙНА»Перед  сценой за столом Маша с тарелкой каши. Смотрит по сторонам, оглядывается. Ставит тарелку на стол и нехотя, возит в тарел...