Тайм-менеджмент в ДОУ, как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов
статья по теме

Данный  материал  предназначен  для  методистов  дошкольных  учреждений.  В  статье  раскрывается  актуальность  проблемы  адаптации,  и  как  следствие,  эффективности  работы  молодых  специалистов  ДОУ,  и  предлагается  в  качестве  решения  использование  тайм-менеджмента. Статья  сопровождается  презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt__taym.docx25.93 КБ
Office presentation icon taym-menedzhment__v__dou.ppt2.19 МБ

Предварительный просмотр:

 Проект  «Тайм – менеджмент в  ДОУ,  как  способ  повышения  адаптивности  и эффективности  работы  молодых  специалистов»

      Актуальность  проекта

      Происходящие  в  обществе  глобальные  изменения  диктуют  новые  социальные  требования, в  первую  очередь,  к  сфере  образования. Очевидно, что от профессионализма педагогов зависит  как   социальное,  так и личностное развитие подрастающего  поколения, качество их обучения  и  воспитания, а  в  дальнейшем  их самоопределение  и самореализация.  Кроме  того,  в условиях рыночной экономики залогом успешного функционирования  любого  образовательного  учреждения становится  также  наличие конкурентоспособных  высококвалифицированных педагогических кадров.

            С  учетом  этих    современных аспектов  и  встает  вопрос   о таком педагоге, который обладал бы культурой профессиональной деятельности, способностями к самопознанию, саморазвитию  и  самореализации,  смог бы передать своим  воспитанникам не только знания, умения и навыки, но и,  способы деятельности.  

            Работая  в  режиме  цейтнота,  даже  высококвалифицированным  педагогам  хронически  не  хватает  времени  не  только  на  отдых,  но  и  на  труд.    Что  же  говорить  о  молодых  специалистах?

           Довольно часто складывается ситуация, когда  молодой специалист, вроде  бы хорошо  знающий специфику и содержание профессии, не  плохо  владеющий навыками работы, не дает положительных результатов в воспитательно-образовательной  работе.  Трудности в адаптации и выработке собственного педагогического  стиля, конечно  же,  испытывают  практически  все  в  начале  своего  профессионального  пути. А  ведь, успешное начало влияет на способность и желание работать. Несомненно, что эффективное вхождение молодого  специалиста в сферу своих обязанностей целиком и полностью зависит от того, насколько благожелательно отношение к начинающим специалистам и насколько развита система адаптации в образовательном  учреждении.

    Одним из инструментов повышения эффективности  адаптации является внедрение методов тайм-менеджмента   в  качестве  элемента  системы   работы  с  молодыми  специалистами.  Он  не  только  познакомит  их  с  методиками  формирования  жизненных  целей  и  долгосрочным  планированием,  ведь  молодым  людям  всегда  хочется  чего-то  большего,  но  и  поможет  отработать  навыки  планирования  своего  рабочего  времени,  найти  свои  «якоря  настройки»  на  рабочий  лад,  научит  «творчески  лениться»  и  выявлять  основные  поглотители  времени  в рабочем  процессе.  А  главное,  научит  ценить  время, ведь время – невосполнимый ресурс, хочется быстрее получить желаемое, и при этом затратить меньше сил, но добиться больших результатов. 

       Все  выше  сказанное  и  составило  предпосылки  для  разработки проекта,  цель  которого заключается  в  том,  чтобы

-  изучить возможности внедрения технологии тайм-менеджмента в систему управления дошкольным  учреждением для повышения адаптивности и эффективности деятельности молодых специалистов.

Для достижения этой цели были  поставлены  следующие задачи:

  1.  Изучить теоретические основы внедрения тайм-менеджмента в систему управления дошкольным  учреждением. 
  2. Разработать  систему  мероприятий   по  освоению технологии  тайм-менеждмента молодыми специалистами дошкольного образовательного учреждения.
  3. Апробировать систему мероприятия по освоению технологии тайм-менеджмента как элемента системы работы  с  молодыми  специалистами  с целью повышения уровня их адаптивности и эффективности деятельности.

         При  этом,  объектом исследования была система управления  в  дошкольном  учреждении  в  условиях  динамично  изменяющейся  среды.

        Предметом – внедрение технологии тайм-менеджмента как средства управления дошкольным  учреждением, повышения адаптивности и эффективности деятельности молодых специалистов.

Методологическая  основа  проекта.

Проблема разумного использования времени работников умственного и управленческого труда была поставлена достаточно давно. Одним из первых об этом заговорил римский философ Луций Сенека.

 А советы  английского государственного деятеля Филиппа Честерфилд  своему  сыну, актуальны до сего дня - например, выделение нескольких утренних часов для важной умственной работы и защита этих часов от внешних вторжений.

Также можно отметить систему управления личным временем Бенджамина Франклина, в которой  впервые основой личной работы становится постановка долгосрочных и краткосрочных целей, без чего немыслим современный тайм-менеджмент.

  Идея о том, что управление само по себе может внести значительный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке в   1911 г., когда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления».

   Именно в этот период началось формирование некоторых приемов организации производства, которые позволяли повысить его эффективность. И  с  этого  же  времени   заговорили о системном подходе к персональной организации труда.  

Управление  временем зародилось  из  классического  менеджмента,  как    необходимость  планирования, организации   распределения и контроля   за использованием рабочего времени в организации и собственного времени руководителя с целью повышения эффективности работы отдельных подразделений и организации в целом.

В  нашем  отечестве   разработками       научной организацией  труда  занимался Центральный  институт  труда  под  руководством   Алексея Гастева

А.К.Гастев, как и его западные предшественники, мало обращал внимания на специфику именно умственного и управленческого труда. Более того, Гастев утверждал: «Мы не признаем разницы между так называемым физическим трудом и так называемым умственным» . Впрочем, такая позиция помогла поиску универсальных закономерностей организации труда, многие из которых предвосхитили идеи кибернетики. Одним из примеров плодотворности такого подхода является хорошо известная «хронокарта Гастева», представляющая собой диаграмму Гантта, вместо планирования деятельности предприятия примененный для учета личного времени.

Примерно  в  это же время  возникает  понятие  управления собой  или самоменеджмента,  сущность которого  заключается в умении использовать все предыдущие наработки, как теоретические предпосылки, так и практические приемы, которые уже доказали свою эффективность в повседневной жизни, для оптимизации использования своего личного времени.

        И    первоначально  самоменеджмент  рассматривался   только  для  руководящего  состава.

       Но, кроме умения управлять своим временем, профессиональный руководитель должен знать, как эффективно организовать рабочее время своих подчиненных, чтобы конечные цели функционирования организации достигались не только с наименьшими материальными затратами, но и в более оптимальные временные промежутки.

       Необходимость выделения   управления временем  (тайм-менеджмента) в отдельную область исследований была  обусловлена постоянно нарастающими темпами изменений во внешней среде, увеличением информационных потоков, которые приходилось  и  приходится отслеживать руководителю, и ростом в связи с этим требований к мобильности и организованности менеджеров.

 Понятие  «тайм-менеджмента».    

      В   существующей  научно-популярной  литературе  встречается  немало  определений  понятия  «тайм-менеджмента». 

     Термин  «тайм-менеджмент»  произошел  от  английского  «time»  -  время  и  «management»  ~  управление,  таким  образом,  тайм-менеджмент принято  переводить  как «управление  временем». 

Традиционно  сложилось  так,  что  «управление  временем»  -  это  раздел  общего  менеджмента.  В  некоторых  случаях  он  соотносится  с  общими  вопросами  управления  организационными  структурами  и  процессами,    иногда  -  с  персональными  данными  и  личностными  компетенциями  менеджера.  

      В настоящее  время   управление  временем  (time management)  представляет  собой междисциплинарный  раздел  науки  и  практики,  посвященный  изучению  проблем  и  методов  оптимизации  временных  затрат в  различных  сферах  и  отраслях  человеческой  жизнедеятельности.

      Для    преодоления  существующей  размытости  в    разнообразии  технологий  тайм-менеджмента,  Сергей Калинин  в  книге  «Тайм-менеджмент:  Практикум  по  управлению  временем»  выделил  три  его  основных  типа: индивидуальный,  ролевой  и  социальный

       Все   три  типа  тайм-менеджмента  отличаются,  в  первую  очередь,   разнохарактерностью  деятельности  консультантов  по  тайм-менеджменту,  но  на  практике  они  являются  условными  и  не  отделены  друг  от  друга  непроницаемой  перегородкой.          

      Кроме  того,  деятельность  консультанта  по  тайм-менеджменту  является  творческой,  скорее  связанной  с импровизационным   искусством,  чем  со  строгой  наукой.  Поэтому,  проводя   аналогию  с  современным  маркетингом  Калинин  говорит  о  существовании  своего  рода  «ТМ-микс»,  который  предполагает  наличие  ограниченного  набора  каких-либо  базовых  элементов  -  знаний,  методов,  направлений  деятельности  и  т.д.,  но  при  этом  предполагается,  что  любая,  даже  самая  сложная  задача,  может  быть  описана  и  решена  как  уникальный  набор  этих  самых  базовых  элементов.  

        Современных систем управления временем достаточно много. На  сегодняшний  день  не   существует  идеальной  методики тайм-менеджмента, подходящей  всем: и менеджерам среднего звена, и руководителям крупных корпораций, и молодым мамам, и студентам, и педагогам.  

Главное  необходимо  помнить,  что  основная задача в тайм-менеджменте – не упорядочивание всей информации и не перечисление всех возможных дел, а поиск  наиболее рационального способа реализации своих дел с учетом их приоритетов.

       Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в  определенной последовательности.

Подобный процесс управления  своим  временем   может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями.

Данная  информация  ярко  продемонстрирована  в  слайде.

     Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются. Однако каждой из функций соответствуют  определенные  рабочие приемы и методы, а также возможности их применения.  Все  это  наглядно  представлено  в  следующей  таблице.

      Большая часть технических приемов и методов, которые предлагаются  в  современной  литературе,  большинству  людей  хорошо  известны. Однако,   проблема всех описываемых рабочих приемов в другом — в последовательном и долговременном их претворении в практику.

     Практическое  применение  на  современном  этапе.

В  свете  Федеральных  государственных  требований для  руководителей  всех  дошкольных  учреждений  задача  динамичного  развития  содержания  воспитательно-образовательной  работы,  повышения  ее  эффективности  и   качества   стала  еще  более  актуальной.  

Так, одной  из  функций  управления  качеством  воспитательно-образовательной  работы  в  современном  дошкольном   учрежден,  является    методическая  работа,  которая  представляет собой  часть  целостной  системы  непрерывного  образования,  направленная  в  конечном  итоге  на   развитие  творческого  потенциала  всего  педагогического состава.  

      Целевым  назначением  деятельности  методической  службы дошкольного  учреждения  является    оказание  помощи  педагогу  в  его  профессиональном  становлении,  что  касается  молодых  специалистов,  и  развитии.  От  правильной  организации  данной  деятельности  зависит  не  только эффективность адаптации  вновь  вливающихся  в  коллектив  педагогов  и,  как  следствие,  эффективность  их  работы,  но  и  в  целом  стабильность  педагогического  состава,  что  немаловажно  для  качества  воспитательно-образовательного  процесса. 

       А  ведь  действительно, многочисленные профессиональные стрессы,  и  это  уже  доказано, очень часто связаны с неумением планировать свой рабочий день, грамотно и рационально подходить к распределению временных затрат.

       Именно  поэтому   и  необходимо    молодых  специалистов    практически  с  первых  недель  работы  в  дошкольном  учреждении  знакомить  с   техникам управления  собственным  временем.  А  сделав  тайм-менеджмент  элементом  системы  методической  работы  с  молодыми  специалистами    в ДОУ,  методист  решит  ряд  профессионально  важных  задач:  выполнение работы с меньшими затратами в лучших условиях с более качественными результатами; при этом без спешки и стрессовых ситуаций, с большей удовлетворенностью от работы;  как результат — повышение мотивации труда, рост квалификации, меньшая загруженность работой, отсутствие ошибок при выполнении профессиональных функций, и  достижение  целей кратчайшим путем. Но основной целью изучения тайм-менеджмента все-таки является максимальное использование собственных возможностей и сознательное управление течением  времени. 

Поэтому разработав  проект  «Тайм-менеджмент  в  ДОУ»  и  внедрив его  в  систему  методической  работы  с  молодыми  специалистами  были  более  подробно  рассмотрены:

  • правила  внутреннего  трудового  распорядка,    
  • трудовые  договора, которые  чаще  всего  подписываются  вновь  поступающими  на  работу  бездумно,
  • недельный  расчет  объема  образовательной  нагрузки  (НОД)    по  всем  образовательным  областям  и  всем возрастным  группам  

            Совместно  с  молодыми  специалистами  проработаны  режимы  пребывания  детей  в  дошкольном  учреждении  с  учетом  Федеральных  государственных  требований   и   найдены    «ловушки  времени»  и   «минутки   для  «творческой»  лени»  в  рабочее    время.

           Кроме  того,  отработаны  с    точки  зрения  профессиональных  умений:

  • схемы,   шпаргалки,  облегчающие  планирование  воспитательно-образовательного  процесса  в  разных  возрастных  группах
  • организация  рабочего  пространства
  • расстановка  приоритетов  при  скоплении  документальной  работы.

           Что  касается  личностных  свойств  молодых  специалистов,  то  они  претерпели  определенную  корректировку  в  ходе  тренингов,  появились:

  • способность  к  анализу  информации  и  определение  проблемы
  • умение  находить  возможности  и  ресурсы  для  решения  проблем
  • умение  вырабатывать  стратегию  достижения  целей  и  планировать  конкретные  действия
  • способность  к  дискуссии  и  переговорам,  т.е.  умение  выслушивать  собеседника,  аргументировано  убеждать  и  принимать  коллегиальное  решение
  • установки  на  саморазвитие  и  самореализацию.

            Но  главное,  процесс  вхождения   молодых  специалистов   в  профессиональную  деятельность  прошел    на хорошем  уровне, без  каких-либо  срывов.

            Конечно,  все  это  только  анализ  наблюдений…  а  как  гласит  известная  русская  пословица:  «Время  покажет,  кто  прав».

     В  заключении.  

     В  череде  жизненных  событий  людей  не  малое  место  занимают  попытки  «подружиться»  со  временем  собственной  жизни,  сделать  его  более  осмысленным  и  наполненным.

      И  тем  не  менее,  как  справедливо  заметил  Эрик  Берн,  мы  вынуждены  решать  проблему  структурирования  времени  с  момента  своего  рождения  и  до  момента  своей  смерти.  И  знаем  мы  о  законах  тайм-менеджмента  или  нет,  но  мы  живем  по  ним.

      Кто-то  слепо  мечется,  используя  для  подчинения  времени  метод  проб  и  ошибок,  а  кто-то  подходит  к  этому  делу  серьезно,  выстраивая  системы  и  разрабатывая  алгоритмы.  Рецептов  примирения  со  временем  становится  все  больше,  но  битву  эту  каждый  отдельный  человек  может  выиграть  только  самостоятельно.  А  наша  задача  облегчить  этот  выигрыш  хотя  бы  тем  молодым  специалистам,  которые  приходят  работать  в  наши  дошкольные  учреждения.

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Заместителя заведующего по ВМР МДОУ «ДСОВ № 41 » Беловой Оксаны Николаевны г. Братск 2010 г.

Слайд 2

Потенциальные заказчики Администрация МДОУ «ДСОВ № 41 »

Слайд 3

Потенциальные потребители В первую очередь, молодые специалисты, а также сотрудники выше названного учреждения и все, кто живет и работает в режиме жесткого цейтнота.

Слайд 4

Современная ситуация в обществе

Слайд 5

Требования современности в сфере образования

Слайд 6

Основная проблема

Слайд 7

Решение проблем

Слайд 8

Методологическая основа проекта Научный менеджмент возник в США в начале 20-го века. Его основатель - Фредерик Тейлор. Первоначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «Научное управление» впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс. В своей концепции Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам социальной деятельности. Тейлор сформулировал строгую научную систему знаний, в основу которых положены четыре научных принципа, которые он сам назвал законами управления.

Слайд 9

Инновационные идеи проекта

Слайд 10

Ответы на эти вопросы можно получить, включившись в проект «Тайм-менеджмент в ДОУ»

Слайд 12

Основная цель проекта

Слайд 13

Основные задачи

Слайд 14

Этапы реализации проекта 1.Подготовительный этап (аналитико – прогностический) 1.5 – 2 месяца Изучение основ российского менеджмента в образовании Анализ существующей нормативно-правовой базы в ДОУ Анализ существующего положения дел с учетом сложившейся системы организации труда в ДОУ Анкетирование педагогов с целью выявления имеющихся проблем в профессиональной деятельности Создание «банка данных» по существующим техникам и методикам тайм-менеджмента

Слайд 15

Этапы реализации проекта 2.Основной этап 3 – 3.5 месяца Создание модели тематического плана по тайм - менеджменту Разработка системы мероприятий по ознакомлению с правилами и техниками тайм-менеждмента Отработка техник тайм-менеджмента в семинарско-тренинговом режиме Промежуточный анализ и корректировка содержания, методов и приемов работы с молодыми специалистами по тайм-менеджменту

Слайд 16

Этапы реализации проекта 3.Заключительный этап 0.5 – 1 месяц Подведение итогов проекта Анализ проделанной работы Сравнение предполагаемых и реально полученных результатов Выход с презентацией опыта на городской уровень

Слайд 17

Предполагаемые результаты 1. Откорректированная нормативно-правовая база по научной организации труда в ДОУ 2. Педагоги, хорошо знающие и добровольно применяющие знания о законах тайм-менеджмента в своей работе, т. е. умеющие: правильно планировать свое рабочее и личное время; оценивать действия при достижении целей; структурировать плохо определённые задачи; избегать ловушек времени при выполнении работы. 3. Сплоченный педагогический коллектив, обладающий культурой профессиональной деятельности

Слайд 18

Предполагаемые результаты в отношении молодого специалиста

Слайд 19

Основные понятия

Слайд 20

Вычисление капитала личного времени (К) С помощью несложной формулы попробуем определить капитал своего рабочего, свободного и весь капитал личного времени : К = К1 + К2+ К3 (часов) К1 – капитал рабочего времени К2 и К3 - капитал свободного времени К1 = А*1760 К2 = А*660 К3 = А*1740 А - пенсионный возраст минус ваш настоящий возраст (например: 55-35=20, А=20)

Слайд 21

Метод «Альпы» Даже если Вам кажется, что Вы задыхаетесь под «грудой дел», не миритесь с судьбой, а действуйте по методу «Альпы». Метод включает пять стадий : 1) составление заданий; 2) оценку длительности акций; 3) резервирование времени (в соотношении 60:40); 4) принятие решений по приоритетам и перепоручению; 5) контроль (учет несделанного).