Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".
методическая разработка на тему

Латышева Светлана Валентиновна

Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_pedsoveta_po_kraevedeniyu.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание педагогического совета

на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края»

Повестка:

  1. Игра- викторина для педагогов: «Родной край люби и знай»

                                               

                                            Старший воспитатель - Латышева С.В.

  1. Итоги тематического контроля: «Организация работы в ДОУ по знакомству детей с историей и культурой родного края»

                                             Заведующая МДОУ - Сергеева Т.В.

  1. Выступление из опыта работы по теме: «Совместная работа с семьями воспитанников над проектом «Город мой, любимейший на свете»

                                              Воспитатель- Виноградова О.П.

Вступление:

                 Сегодня на педсовете мы подводим первые итоги по работе над одной из годовых задач: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей, культурой и природой родного края»

Нравственность - это вид общественных отношений, направленных на самооценку личности, на выработку гуманного отношения к окружающему миру. Это всеобщие правила поведения человека в обществе.

Патриотизм-  это чувство любви к Родине.

Россия- родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

        Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Не будучи патриотом сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

           Академик Д.С.Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.»

         Именно поэтому родная история и культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Игра- викторина «Родной край люби и знай»

Для того,чтобы знакомить детей с родным краем, его историей, культурой и природой, педагогу самому необходимо знать краеведческий материал.

 Сейчас мы с вами проведем игру-викторину «Родной край люби и знай», в ходе которой еще раз поговорим об истории, культуре и природе нашего торопецкого края.

В викторине сегодня принимают участие две команды педагогов:

1 команда:                                                      2 команда:                     

Викторина включает 20 вопросов, которые разделены по своей тематике на разделы:

- АРХИТЕКТУРА

- ИСТОРИЯ

- ИМЕНА

- ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА

В каждом разделе по пять вопросов. Сложность вопросов возрастает от первого к пятому. Соответственно возрастает и оценка за правильный ответ на вопросы от 1 до 5. Т.е. за правильный ответ на первый вопрос команда получает 1 балл, а за 5 вопрос- 5 баллов.

Подсчет баллов по командам будет осуществлять – заведующая ДОУ (Ф.И,О.) ( фиксирует в протоколе).

Участники команд имеют право выбирать раздел и номер вопроса              (называете раздел и номер вопроса, я вам его зачитываю)

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество голосов.

Вопросы к игре-викторине «Родной край люби и знай»

Блок « Знакомство с архитектурой»

  1. Этот храм выстроен на средства торопецкого купца Федора Федоровича Гундорова. Коренным образом отличается от других аналогичных барочных сооружений города композиционной трактовкой высокой колокольни, почти вплотную прилегающей к основному объему церкви, а также наличием двух сводчатых крылец, ведущих в верхнюю холодную часть церкви. Почти полностью сохранила свой первоначальный вид. Является образцом школы торопецкого зодчества.  Укажите название храма – (Богоявленская церковь)

  1. Это первая каменная постройка в г.Торопце. Она положила начало широкому применению кирпича в городском строительстве. Выстроена в стиле московского барокко. Укажите название постройки. – (Никольская церковь)

  1. На строительство этого храма деньги собирали всем миром. Большую часть денег внес торопецкий купец Иван Находкин. По просьбе торопчан выделил часть денег царь Павел-1. Боковые главки современного храма представлены в виде стройных обелисков, завершенных сферами. Храм имеет два предела и крытую галерею. Он выглядит как бы распластанным. Из-за этого теряется его колоссальная высота. Этот храм завершает общую панораму храмов, открывающуюся с противоположного берега озера Соломино. (Укажите название храма) – (Корсунский собор)

  1. Этот храм выстроен из большемерного кирпича. Отличается пышным декором. Украшен поясом из цветных изразцов с головками херувимов. Когда- то его венчали пять глав. Построен по принципу храмов  Калужской, Московской и Ярославской областей. Это единственный двухстолпный храм в городе. ( Укажите его название) – (Казанская церковь)

  1. Какой памятник гражданской архитектуры изображен на фото и каковы основные особенности планировки этого здания? (фото № 1)- (Дом купца Безносова на пл.А.Невского, особенность планировки - по типу деревянной избы в две пятистенки)

Блок «Знакомство с историей города»

1.Какие две основные версии появления названия города «Торопец»  выдвигают ученые?  -  (1- по названию реки Торопы; 2-  по месту расположения- посередине торгового пути, места общего торга ( торг опьчь), поэтому сначала- Торопьчь, затем- Торопец)

2.Что первоначально находилось в этом здании, какое учреждение, и что здесь находится  в наши дни? (фото № 2)  (Реальное училище, ныне СОШ №1)

3.Чем знаменит этот памятник и какова история его появления в городе? (фото № 3) – (Памятник учителю, расположен возле СОШ №1. Установлен в 1974 г. по инициативе выпускников школы разных лет, долгие годы это был единственный памятник учителю в нашей стране)

4.Что изображено на фото? Кому посвящен этот памятный знак и благодаря чьим усилиям он появился в нашем городе? ( фото № 4)- (Памятный знак посвящен Петру Ивановичу Рикорду- адмиралу, сыну штаб-офицера, итальянца по происхождению, рожденному в г.Торопце; в последствии ставшему членом Академии наук, членом Московского университета, Московского общества естествоиспытателей, греческого археологического общества, нескольких литературных и научных обществ; установлен, благодаря усилиям педагогов и учеников СОШ № 1.)

5.Какое яркое историческое событие в жизни города связано с этим памятником архитектуры?

( фото № 5)- (Это дом купца Поджарова- одного из самых состоятельных торопецких купцов 19 века, во время своего приезда в Торопец, 18 августа 1824 г.  император Александр -1 останавливался в этом доме на обед, состоялась его встреча со знатными горожанами).

Блок « Их именами славится торопецкая земля»

1.Автор всемирно известных опер: «Сорочинская ярмарка», «Хованщина», «Борис Годунов» и многих других музыкальных произведений, жизнь которого связана с торопецким краем. (Назовите имя)- (Модест Петрович Мусоргский)

2.Как имя князя Александра Невского связано с торопецким краем? ( Кратко пояснить фактами из биографии А.Невского) - Его дед- первый торопецкий князь Мстислав Удалой, его мать- торопчанка, Торопец считал своей малой родиной, будучи новгородским князем всегда помогал торопчанам при осадх города, венчался в городе на полоцкой княжне в деревянной церкви на малом городище, в память об этом событии посадил на оз. Наговье - дуб, саженец от которого сохранился до наших дней- возле СОШ № 1. В городе именем А.Невского названа площадь и улица.

3. « Подбежав ближе, командир увидел, что, сорвавшись с привязи, медведь насел на мальчика и придавил его к земле. Мальчик кричал, а неподалеку от него металась женщина. Командир подбежал к медведю сзади и ухватил его за шею руками, будто стальными клещами. Медведь рванулся, но мужчина удержал его. Медведь яростно зарычал и ударом лапы разорвал рукав шинели и гимнастерки. На обнаженной руке показалась кровь. Медведь приподнялся на задние лапы и хотел навалиться всей тяжестью своего тела на человека, но тот увернулся и, ухватившись за цепь, изо всей силы дернул медведя назад- зверь опрокинулся на спину. Женщина подхватила мальчика…» - отрывок из повести Василия Великанова. ( Кто был этим командиром, которому посвящена повесть?- назовите имя).- Это повесть В.Великанова «Приключения укротителя», посвящена укротителю зверей Николаю Павловичу Гладильщикову

4.Именем этого человека названа улица нашего города, он руководил операцией по освобождению г. Торопца в январе 1942 года. (Назовите  имя) - командующий 4 Ударной армии Северо-Западного фронта- генерал ( впоследствии маршал Советского Союза) – А.И.Еременко

5.Как дом, изображенный на фото, связан с именем выдающегося деятеля в области православия, просвещения и истории нашей страны первой половины 20 века, кто этот человек?(Назвать имя) –( фото № 6)    -  В этом доме жила  семья патриарха Тихона ( в миру Василия Ивановича Белавина) в годы служения его отца священником Спасо-Преображенской церкви; здесь он  бывал уже  будучи облечен в сан, здесь провели последние часы жизни его родители.

Блок «Культура, быт и традиции торопчан»

1.Каковы отличительные особенности украшения тверской глиняной игрушки, элементы узоров? (перечислить) – украшения в виде налепов ( чешуйки и оборки), элементы узоров: мазки, круги, точки и линии ( прямые и волнистые); один цвет должен повторяться трижды

2.Что такое «субботки» и «посиделки», чем они отличались? (пояснить) Субботки это сборища девушек по вечерам с первого дня Рождества до Крещения. Посиделки проводили после Крещения до Великого поста. На посиделках избу не украшали фонарями, девушки приходили в будничных платьях, с работой в руках, подмостки в три ряда не делали, сидели на лавках.

3.Какие головные уборы традиционно носили торопчанки? ( назовите)  - Девушки носили – венец, замужние женщины- кокошник- шишак, расшитый речным жемчугом.

4.Какие обереги использовали русские люди, в том числе и торопчане в одежде?                           (перечислить) – пуговицы (от слова «пугать», т.е. отпугивать нечистую силу); пояс; обязательно головной убор; вышивка на одежде в виде оберегов      (солнце, кони и т.д.)

5.Почему традиционно мужскую рубаху на Руси шили с косым воротом                  (косоворотка)? (объясните) - все носили нательный крест под рубахой, такой фасон  ворота рубахи не позволял вываливаться крестику при наклоне в процессе работы

Дополнительные вопросы к викторине:

1.Назовите имя первого торопецкого князя, известного в истории. Как он связан с А,Невским.

( Мстислав Храбрый, он является прадедом А.невского по материнской линии)

2.Откуда пошло выражение: «Ни зги не видно» , поясните.

(Это выражение пошло от ямщиков, мзга- это кольцо на дуге от конской упряжи, к которому подвешивается колокольчик. Ямщик ехал, пока видно это колечко на дуге, когда его становилось не видно, останавливались на ночлег на постоялом дворе)

3.Сколько церквей ныне сохранилось в городе, перечислите их названия.

 (11:   1-Жен Мироносиц

          2-Корсунский собор

          3-Богоявленская

         4-Спасо Преображенская

         5-Успенская

        6- Иоанна Предтечи

        7-Всех святых

        8-Казанская

        9-Никольская

        10-Покровская

       11- Вознесенская

4.О ком и в связи с каким событием сказал митрополит Владимирский Кирилл следующие слова: « Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли суздальской ( русской)!»

( Эти слова сказаны об А.Невском, в скорби в связи с его кончиной в 1263 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Организация детской деятельности в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»

Семинар «Организация детской деятельности в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»...

Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края

Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотн...

Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника в процессе ознакомления с историей и культурой родного края

Статья опубликована в сборнике  "Аксиологические проблемы педагогики " Выпуск 9...

Консультация для родителей. «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края».

Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотн...