Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".
методическая разработка на тему
Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_pedsoveta_po_kraevedeniyu.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание педагогического совета
на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края»
Повестка:
- Игра- викторина для педагогов: «Родной край люби и знай»
Старший воспитатель - Латышева С.В.
- Итоги тематического контроля: «Организация работы в ДОУ по знакомству детей с историей и культурой родного края»
Заведующая МДОУ - Сергеева Т.В.
- Выступление из опыта работы по теме: «Совместная работа с семьями воспитанников над проектом «Город мой, любимейший на свете»
Воспитатель- Виноградова О.П.
Вступление:
Сегодня на педсовете мы подводим первые итоги по работе над одной из годовых задач: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей, культурой и природой родного края»
Нравственность - это вид общественных отношений, направленных на самооценку личности, на выработку гуманного отношения к окружающему миру. Это всеобщие правила поведения человека в обществе.
Патриотизм- это чувство любви к Родине.
Россия- родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Не будучи патриотом сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Академик Д.С.Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.»
Именно поэтому родная история и культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Игра- викторина «Родной край люби и знай»
Для того,чтобы знакомить детей с родным краем, его историей, культурой и природой, педагогу самому необходимо знать краеведческий материал.
Сейчас мы с вами проведем игру-викторину «Родной край люби и знай», в ходе которой еще раз поговорим об истории, культуре и природе нашего торопецкого края.
В викторине сегодня принимают участие две команды педагогов:
1 команда: 2 команда:
Викторина включает 20 вопросов, которые разделены по своей тематике на разделы:
- АРХИТЕКТУРА
- ИСТОРИЯ
- ИМЕНА
- ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА
В каждом разделе по пять вопросов. Сложность вопросов возрастает от первого к пятому. Соответственно возрастает и оценка за правильный ответ на вопросы от 1 до 5. Т.е. за правильный ответ на первый вопрос команда получает 1 балл, а за 5 вопрос- 5 баллов.
Подсчет баллов по командам будет осуществлять – заведующая ДОУ (Ф.И,О.) ( фиксирует в протоколе).
Участники команд имеют право выбирать раздел и номер вопроса (называете раздел и номер вопроса, я вам его зачитываю)
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество голосов.
Вопросы к игре-викторине «Родной край люби и знай»
Блок « Знакомство с архитектурой»
- Этот храм выстроен на средства торопецкого купца Федора Федоровича Гундорова. Коренным образом отличается от других аналогичных барочных сооружений города композиционной трактовкой высокой колокольни, почти вплотную прилегающей к основному объему церкви, а также наличием двух сводчатых крылец, ведущих в верхнюю холодную часть церкви. Почти полностью сохранила свой первоначальный вид. Является образцом школы торопецкого зодчества. Укажите название храма – (Богоявленская церковь)
- Это первая каменная постройка в г.Торопце. Она положила начало широкому применению кирпича в городском строительстве. Выстроена в стиле московского барокко. Укажите название постройки. – (Никольская церковь)
- На строительство этого храма деньги собирали всем миром. Большую часть денег внес торопецкий купец Иван Находкин. По просьбе торопчан выделил часть денег царь Павел-1. Боковые главки современного храма представлены в виде стройных обелисков, завершенных сферами. Храм имеет два предела и крытую галерею. Он выглядит как бы распластанным. Из-за этого теряется его колоссальная высота. Этот храм завершает общую панораму храмов, открывающуюся с противоположного берега озера Соломино. (Укажите название храма) – (Корсунский собор)
- Этот храм выстроен из большемерного кирпича. Отличается пышным декором. Украшен поясом из цветных изразцов с головками херувимов. Когда- то его венчали пять глав. Построен по принципу храмов Калужской, Московской и Ярославской областей. Это единственный двухстолпный храм в городе. ( Укажите его название) – (Казанская церковь)
- Какой памятник гражданской архитектуры изображен на фото и каковы основные особенности планировки этого здания? (фото № 1)- (Дом купца Безносова на пл.А.Невского, особенность планировки - по типу деревянной избы в две пятистенки)
Блок «Знакомство с историей города»
1.Какие две основные версии появления названия города «Торопец» выдвигают ученые? - (1- по названию реки Торопы; 2- по месту расположения- посередине торгового пути, места общего торга ( торг опьчь), поэтому сначала- Торопьчь, затем- Торопец)
2.Что первоначально находилось в этом здании, какое учреждение, и что здесь находится в наши дни? (фото № 2) (Реальное училище, ныне СОШ №1)
3.Чем знаменит этот памятник и какова история его появления в городе? (фото № 3) – (Памятник учителю, расположен возле СОШ №1. Установлен в 1974 г. по инициативе выпускников школы разных лет, долгие годы это был единственный памятник учителю в нашей стране)
4.Что изображено на фото? Кому посвящен этот памятный знак и благодаря чьим усилиям он появился в нашем городе? ( фото № 4)- (Памятный знак посвящен Петру Ивановичу Рикорду- адмиралу, сыну штаб-офицера, итальянца по происхождению, рожденному в г.Торопце; в последствии ставшему членом Академии наук, членом Московского университета, Московского общества естествоиспытателей, греческого археологического общества, нескольких литературных и научных обществ; установлен, благодаря усилиям педагогов и учеников СОШ № 1.)
5.Какое яркое историческое событие в жизни города связано с этим памятником архитектуры?
( фото № 5)- (Это дом купца Поджарова- одного из самых состоятельных торопецких купцов 19 века, во время своего приезда в Торопец, 18 августа 1824 г. император Александр -1 останавливался в этом доме на обед, состоялась его встреча со знатными горожанами).
Блок « Их именами славится торопецкая земля»
1.Автор всемирно известных опер: «Сорочинская ярмарка», «Хованщина», «Борис Годунов» и многих других музыкальных произведений, жизнь которого связана с торопецким краем. (Назовите имя)- (Модест Петрович Мусоргский)
2.Как имя князя Александра Невского связано с торопецким краем? ( Кратко пояснить фактами из биографии А.Невского) - Его дед- первый торопецкий князь Мстислав Удалой, его мать- торопчанка, Торопец считал своей малой родиной, будучи новгородским князем всегда помогал торопчанам при осадх города, венчался в городе на полоцкой княжне в деревянной церкви на малом городище, в память об этом событии посадил на оз. Наговье - дуб, саженец от которого сохранился до наших дней- возле СОШ № 1. В городе именем А.Невского названа площадь и улица.
3. « Подбежав ближе, командир увидел, что, сорвавшись с привязи, медведь насел на мальчика и придавил его к земле. Мальчик кричал, а неподалеку от него металась женщина. Командир подбежал к медведю сзади и ухватил его за шею руками, будто стальными клещами. Медведь рванулся, но мужчина удержал его. Медведь яростно зарычал и ударом лапы разорвал рукав шинели и гимнастерки. На обнаженной руке показалась кровь. Медведь приподнялся на задние лапы и хотел навалиться всей тяжестью своего тела на человека, но тот увернулся и, ухватившись за цепь, изо всей силы дернул медведя назад- зверь опрокинулся на спину. Женщина подхватила мальчика…» - отрывок из повести Василия Великанова. ( Кто был этим командиром, которому посвящена повесть?- назовите имя).- Это повесть В.Великанова «Приключения укротителя», посвящена укротителю зверей Николаю Павловичу Гладильщикову
4.Именем этого человека названа улица нашего города, он руководил операцией по освобождению г. Торопца в январе 1942 года. (Назовите имя) - командующий 4 Ударной армии Северо-Западного фронта- генерал ( впоследствии маршал Советского Союза) – А.И.Еременко
5.Как дом, изображенный на фото, связан с именем выдающегося деятеля в области православия, просвещения и истории нашей страны первой половины 20 века, кто этот человек?(Назвать имя) –( фото № 6) - В этом доме жила семья патриарха Тихона ( в миру Василия Ивановича Белавина) в годы служения его отца священником Спасо-Преображенской церкви; здесь он бывал уже будучи облечен в сан, здесь провели последние часы жизни его родители.
Блок «Культура, быт и традиции торопчан»
1.Каковы отличительные особенности украшения тверской глиняной игрушки, элементы узоров? (перечислить) – украшения в виде налепов ( чешуйки и оборки), элементы узоров: мазки, круги, точки и линии ( прямые и волнистые); один цвет должен повторяться трижды
2.Что такое «субботки» и «посиделки», чем они отличались? (пояснить) Субботки это сборища девушек по вечерам с первого дня Рождества до Крещения. Посиделки проводили после Крещения до Великого поста. На посиделках избу не украшали фонарями, девушки приходили в будничных платьях, с работой в руках, подмостки в три ряда не делали, сидели на лавках.
3.Какие головные уборы традиционно носили торопчанки? ( назовите) - Девушки носили – венец, замужние женщины- кокошник- шишак, расшитый речным жемчугом.
4.Какие обереги использовали русские люди, в том числе и торопчане в одежде? (перечислить) – пуговицы (от слова «пугать», т.е. отпугивать нечистую силу); пояс; обязательно головной убор; вышивка на одежде в виде оберегов (солнце, кони и т.д.)
5.Почему традиционно мужскую рубаху на Руси шили с косым воротом (косоворотка)? (объясните) - все носили нательный крест под рубахой, такой фасон ворота рубахи не позволял вываливаться крестику при наклоне в процессе работы
Дополнительные вопросы к викторине:
1.Назовите имя первого торопецкого князя, известного в истории. Как он связан с А,Невским.
( Мстислав Храбрый, он является прадедом А.невского по материнской линии)
2.Откуда пошло выражение: «Ни зги не видно» , поясните.
(Это выражение пошло от ямщиков, мзга- это кольцо на дуге от конской упряжи, к которому подвешивается колокольчик. Ямщик ехал, пока видно это колечко на дуге, когда его становилось не видно, останавливались на ночлег на постоялом дворе)
3.Сколько церквей ныне сохранилось в городе, перечислите их названия.
(11: 1-Жен Мироносиц
2-Корсунский собор
3-Богоявленская
4-Спасо Преображенская
5-Успенская
6- Иоанна Предтечи
7-Всех святых
8-Казанская
9-Никольская
10-Покровская
11- Вознесенская
4.О ком и в связи с каким событием сказал митрополит Владимирский Кирилл следующие слова: « Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли суздальской ( русской)!»
( Эти слова сказаны об А.Невском, в скорби в связи с его кончиной в 1263 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический брифинг «Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края»
использование в работе с педагогическим коллективом технологии "коучинга", ИКТ....
Семинар «Организация детской деятельности в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
Семинар «Организация детской деятельности в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»...
Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края
Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотн...
Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника в процессе ознакомления с историей и культурой родного края
Статья опубликована в сборнике "Аксиологические проблемы педагогики " Выпуск 9...
Консультация для родителей. «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края».
Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотн...
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста посредством изучения истории, природы, культуры родного края и страны»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»...