Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ
статья по теме

Южанинова Елена Робертовна

В статье обобщен опыт работы  педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»  по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_organizacii_eksperimentalnoy_raboty_dou_s_semey.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения

экспериментальной работы педагогического коллектива

 МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25»

З.В. Скрыпченко, заведующий МДОУ, Е.Р. Южанинова, старший воспитатель

Основные этапы работы по теме:

цели, задачи, прогнозируемые результаты, содержание работы

Свою работу в режиме эксперимента коллектив учреждения выстраивал на основе Положения «О муниципальной экспериментальной площадке».

Содержание реализовывалось поэтапно в соответствии с целями и задачами Программы экспериментальной работы и перспективных планов работы на каждый этап на протяжении пяти лет – с 2006 по 2011 гг.

I этап – Организационный (сентябрь 2006 г. – август 2007 г.)

Задачи:

  1. Определение и изучение  условий, необходимых для реализации экспериментального проекта (нормативно-правовых, программно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых).
  2. Разработка программы эксперимента.
  3. Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных потерь и негативных последствий экспериментальной работы.
  4. Создание необходимых условий в МДОУ для проведения эксперимента.

Прогнозируемый конечный результат:

  1. Анализ условий, необходимых для реализации экспериментального проекта.
  2. Развернутая программа эксперимента.
  3. Пакет нормативно-правовых документов, необходимых для проведения экспериментальной работы.
  4. Совокупность необходимых условий для проведения эксперимента. (Готовность МДОУ к работе в условиях эксперимента.)

Организационный этап программы эксперимента «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями,  воспитывающими детей с нарушением зрения» включал три подэтапа:

- аналитический (сентябрь – декабрь 2006 г.),

- прогностический (январь – март 2007 г.),

- организационный (апрель – август 2007 г.).

На аналитическом подэтапе основное внимание было уделено изучению нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие ДОУ и семьи, анализу имеющегося в детском саду фонда научно-методической литературы. Также был проведен проблемно-аналитической анализ деятельности МДОУ за 5 лет, в том числе, анализ взаимодействия МДОУ с семьей.

В рамках данного направления работы особое внимание было уделено изучению контингента семей по таким параметрам, как: социальный портрет, образовательные потребности, психолого-педагогической компетентность, степень включенности родителей в организацию образовательного процесса.

На основе специального исследования, проведенного педагогом-психологом детского сада был составлен  социальный портрет родителей, дети которых посещают МДОУ. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что контингент родителей не однороден по составу, целям, приоритетам в воспитании и развитии детей. Исследование показало также, что подавляющее большинство семей остро нуждается в помощи специалистов по вопросам воспитания и обучения детей с нарушенным зрением. Характер проблем родителей позволил нам сделать вывод о том, что они очень разнообразны и индивидуальны.

Полученные в ходе анализа результаты помогли сформулировать вывод о необходимости совершенствования системы взаимодействия МДОУ и  семьи на основе   комплексного изучения индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения, с целью разработки стратегии адресной помощи каждой семье в зависимости от ее потребностей, запросов и проблем.

Проблемно-ориентированный анализ существующего положения деятельности ДОУ помог  определить и сформулировать основные научные характеристики экспериментальной работы: цель, задачи, объект и предмет исследования, рабочую гипотезу.

Содержание деятельности прогностического подэтапа работы было направлено на разработку проекта-программы эксперимента, а также прогнозирование ожидаемых результатов, возможных потерь и негативных последствий экспериментальной работы. В результате чего был подготовлен пакет нормативно-правовых документов, необходимых для проведения экспериментальной работы, в том числе:

 - развернутая программа эксперимента по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения»;

- договор о сотрудничестве МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25» с кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ по проведению экспериментальной работы;

-  информационная справка о МДОУ;

- образовательная программа МДОУ.

Основным содержанием организационного подэтапа явилось создание комплекса условий, призванных обеспечить оптимальность и эффективность реализации эксперимента: организационных, нормативно-правовых, кадровых, мотивационных, научно-методических, материально-технических, финансовых. 

С этой целью администрацией МДОУ совместно с научным руководителем проекта Л.А. Дружининой был разработан план (программа) взаимодействия Мдоу № 25 с кафедрой СППиПМ ЧГПУ, разработана модель инновационной деятельности МДОУ, а также основные направления повышения профессиональной компетенции педагогов.

В соответствии с планом-программой проекта в  учреждении был создан научно-методический совет (НМС), разработано и утверждено Положение «О научно-методическом совете МДОУ» и план работы на текущий учебный год. На заседаниях научно-методического совета решались различные организационные вопросы: утверждалась программа эксперимента, критерии оценки ожидаемых результатов, перспективные планы работы с семьей в каждой возрастной группе на текущий учебный год и т. д.

Администрацией МДОУ были предприняты конкретные меры по  улучшению условий труда педагогов. В педагогическом кабинете организована стационарная выставка «Работаем в эксперименте», где представлен методический и практический материал по проблеме:  новинки научно-методической литературы и периодической печати, а также практические разработки воспитателей детских садов города, региона.

Кроме того, большое внимание было уделено созданию необходимых материально-технических и информационных условий:

- оборудован и полностью оснащен  новый кабинет для психолога, где организована «Родительская гостиная» с уютным освещением и мягкой мебелью;

- приобретено 2  магнитофона; 2 компьютера, цифровая фотокамера;

- обновлены информационные стенды для родителей и педагогов в группах, коридорах, офтальмологическом блоке, педагогическом кабинете;

- обогащена предметно-развивающая среда в группах, залах, кабинетах специалистов (дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, куклы, игровые комплекты для сюжетно-ролевых игр и др.);

- приобретена научно-методическая литература по работе с семьей (около 40 наименований книг).

Согласно запланированному,  в штатном расписании ДОУ была увеличена ставка психолога на 0,25 (14 разряд ЕТС) и ставка социального педагога 0,25 (14 разряд ЕТС), что способствовало более рациональному распределению функциональных обязанностей между участниками эксперимента.

Большое внимание на данном этапе работы было уделено созданию мотивационных условий. С этой целью администрацией МДОУ совместно с психологом было проведено исследование, направленное на выявление профессиональной компетентности педагогов по теме эксперимента, а также потребностей, мотивов, интересов сотрудников с учетом их личностных и профессиональных способностей. Результаты исследования помогли составить план повышения квалификации педагогов, а были использованы при организации различных творческих групп и временных творческих коллективов (ВТК) по разработке и апробации эффективных форм сотрудничества с семьей.

Результаты, полученные в ходе диагностики педагогов, позволили администрации ДОУ перевести трех воспитателей и четырех специалистов на режим доверия и самоконтроля. Основанием для выбора послужило наличие у данной группы педагогов высокого уровня профессиональных умений и навыков, соответствующих современным тенденциям и новациям в области специальной педагогики и психологии, а также личностных качеств: ответственности, инициативности, творческого подхода к реализации поставленных задач.

Стимулирование деятельности работников детского сада, участвующих в проведении эксперимента, осуществлялось также в виде доплат, надбавок, премий и других форм материального стимулирования.

 В рамках научно-теоретической и практической подготовки педагогических работников к инновационной деятельности  на организационном этапе в детском саду были проведены городские методические семинары при участии научного руководителя Л.А. Дружининой по темам: «Особенности индивидуального и дифференцированного подходов к коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями зрения», «Совместная работа семьи и детского сада по обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения».

Кроме того, научным руководителем были созданы условия для ознакомления педагогов детского сада с деятельностью экспериментальных площадок в г. Челябинске и других городах России: Рязани, Орле, Екатеринбурге, что способствовало пополнению нормативно-правовой и научно-методической базы эксперимента, а также мотивированию педагогов на повышение квалификации в обновлении методов, форм, технологий сотрудничества с родителями, на обогащение предметно-развивающей среды по проблеме.

Методической службой совместно с НМС и творческими группами педагогов проводилась работа по подбору, изучению и апробации инновационных форм, методов, технологий взаимодействия с семьей. Разрабатывались методические рекомендации для педагогов по их освоению и внедрению. Составлялись и корректировались перспективные планы, локальные акты, регламентирующие данное направление деятельности, сценарии различных мероприятий. Воспитателями и специалистами были оформлены ширмы, памятки, рекламные буклеты – всего более 50 наименований наглядно-текстового материала.

Творческой группой в составе старшего воспитателя и педагога-психолога осуществлялся подбор, адаптация, модификация и разработка диагностических методик, анкет  для изучения индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями зрения. Был составлен план-график проведения контрольных процедур.

         Работа с родителями в этот период была направлена, прежде всего, на мотивирование родительского сообщества к плодотворному сотрудничеству и взаимопомощи в достижении положительных результатов проекта.  Были организованы и проведены общее и групповые родительские собрания,  где родители в популярной форме познакомились с темой, целями, задачами экспериментальной программы и смогли предложить свою помощь, высказать оригинальные идеи по реализации проекта.

Ознакомление родителей с материалами эксперимента также происходило  через наглядно-информационные формы работы: оформление папок-ширм, листовок, буклетов, статей в специально оформленном стенде «Детский сад, семья и я – вместе дружная семья!».

На совместном заседании родительского комитета и администрации ДОУ был скорректирован план работы на год, продуманы реальные шаги по оказанию конкретной помощи в реализации эксперимента (приобретение видеокамеры, приставки «караоке» для проведения семейных и групповых досугов, определение перечня традиционных мероприятий, акций, конкурсов детского сада и их организация, обсуждение проекта газеты детского сада и др.).

Такая работа способствовала повышению информационной компетентности родителей об инновационной деятельности ДОУ и успешной реализации задач эксперимента.

На педагогическом совете в мае 2007 года авторами проекта были представлены пакет нормативно-правовых и программных материалов, сопровождающих эксперимент,  отчет о выполнении плана  организационного этапа эксперимента и анализ достигнутых результатов. Педагогическим советом были определены дальнейшие пути реализации поставленных задач проекта.

Положительные тенденции организационного этапа:

- создание организационно-правовых условий для проведения эксперимента;

- качественное обучение педагогов  через  различные формы методической работы;

- приобретение современной научно-методической литературы по проблеме;

- обновление материально-технической и предметно-развивающей среды в ДОУ;

- повышение информационной компетентности родителей об инновационной деятельности ДОУ, их заинтересованности в совместной работе по теме эксперимента.

II этап – Практический (сентябрь 2007 г. – декабрь  2009 г.)

Задачи:

  1. Комплексное изучение (мониторинг) индивидуально-типологических особенностей родителей воспитанников.
  2. Всестороннее клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушениями зрения, посещающих ДОУ.
  3. Проектирование  модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями воспитанников.

Прогнозируемый конечный результат:

  1. Модель индивидуализации взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения.

                В качестве фиксации исходного состояния объекта экспериментирования с сентября по ноябрь 2007 года был проведен констатирующий эксперимент, включающий:

                1. Комплексное изучение (мониторинг) индивидуально-типологических особенностей родителей (психолог).

                2. Клинико-физиологическое изучение дошкольников с нарушениями зрения, посещающих МДОУ (врач-педиатр и врач-офтальмолог, ст. медицинская сестра).

                3. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушениями зрения, посещающих МДОУ (воспитатели, узкие специалисты).

                В рамках комплексного изучения (мониторинга) индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения, в частности, были проведены:

- комплексная социальная диагностика семьи;

- анкетирование родителей по изучению семейной микросреды;

- проективная методика «Моя семья»;

- экспресс-диагностика «Мини-интервью» (взаимоотношения ребенка с родителями).

                На основании количественного и качественного анализа полученных результатов была составлена таблица «Типологические особенности семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения», отражающая уровень взаимодействия МДОУ с родителями по различным параметрам и показателям.

                В этот же период дополнительно, для более глубокого изучения детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья, старшим преподавателем кафедры СППиПМ ЧГПУ Н.А. Крушной совместно с педагогом-психологом МДОУ Г.П. Жироховой была проведена исследовательская работа, включающая следующие методики:

- «Исследование представлений субъекта о себе и идеальном «Я», Т. Лири;

- PARI «Исследование разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье»;

- АСВ «Диагностика типов негармоничного семейного воспитания»;

- Тест семейного ресурса (оценка семейной перспективы, кризисные явления в семье);

- Тест «Типы воспитания в семье»;

- Социограмма семьи (определение гармоничной – дисгармоничной семьи);

- ОРО (особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка).

Полученные результаты были оформлены в виде аналитического отчета. По материалам исследования подготовлен к печати материал «Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением  зрения».

Клинико-физиологическое изучение дошкольников с нарушением зрения, посещающих МДОУ, состояло из следующих  обследований:

- осмотр врачом-педиатром всех детей в декретированном возрасте;

- офтальмологический осмотр;

- осмотр детей «Д» по индивидуальным схемам;

- клинико-лабораторное обследование;

- АСПОН-Д;

- осмотр детей узкими специалистами – хирургом, дерматологом, фтизиатром.

На основе полученных данных был составлен анализ состояния здоровья воспитанников МДОУ.

Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения, посещающих МДОУ, включало:

- тифлопедагогическое  обследование (развитие зрительного восприятия, пространственной и социально-бытовой ориентировки);

- всестороннее обследование речи детей (учитель-логопед);

- педагогическое обследование по всем разделам образовательной программы;

- психологическое обследование, включающее: диагностику развития психических процессов у детей, изучение межличностных отношений детей в группе, диагностику эмоционально-волевой сферы и выявления страхов (тревожности) у детей.

На основе данных исследований были спроектированы:

- модель комплексного изучения (мониторинга) индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения.

- модель клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушением зрения.

Творческой группой учителей-дефектологов был разработан пакет диагностических документов, включающий: «Индивидуальную карту развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения», новую форму протоколов ПМП-консилиумов ДОУ «Анализ психического и физического развития детей  и усвоения образовательной программы», а также новая форма сводных таблиц «Результаты усвоения образовательной программы» по каждому возрасту.

Анализ результатов констатирующего эксперимента и план-программа формирующего эксперимента были вынесены на обсуждение и утверждение на научно-методический совет. Затем на ПМП-консилиумах групп были разработаны (намечены) индивидуально-дифференцированные планы коррекционно-воспитательных мероприятий с детьми и родителями. На их основе был скорректирован годовой план работы с родителями МДОУ.

Важнейшим направлением деятельности практического этапа эксперимента в соответствии с планом-программой и перспективным планом работы являлось поэтапное проектирование модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями воспитанников. 

На I этапе были сформулированы базовые элементы модели: цель, задачи, основные принципы и направления деятельности. При этом учитывались, прежде всего, уже имеющийся положительный опыт взаимодействия детского сада с семьей, современные тенденции и новации в образовательной и социальной политике государства и основные положения стратегических документов: «Программы развития МДОУ на 2008-2013 гг.», «Образовательной программы МДОУ», «Концепции экспериментальной работы».

На II этапе творческой группой были составлены схемы основных направлений и форм сотрудничества  с семьей администрации ДОУ, а также всех специалистов, работающих в рамках эксперимента, проведен их критический анализ и корректировка с учетом выбора наиболее эффективных индивидуально-дифференцированных форм взаимодействия (Приложение 3).

III этап был посвящен выстраиванию иерархической разноуровневой модели взаимодействия ДОУ с семьей, с использованием возможных форм индивидуализации и дифференциации в зависимости от уровня педагогического руководства (управления) внутри учреждения: административный уровень, групповой уровень, уровень социально-психологической службы, уровень консультационной службы, уровень неформальных объединений. Завершающий элемент модели – мониторинг  эффективности взаимодействия  между всеми субъектами образовательного процесса.

Проект «Модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями» был рассмотрен и утвержден на Научно-методическом совете, после чего запущен для апробации в трех  экспериментальных группах. Период апробации: сентябрь 2008 – декабрь 2009 гг.

Для реализации «Модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями» был разработан и принят на Научно-методическом совете проектный вариант  «Индивидуальной программы взаимодействия ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида по зрению».  Данный документ разработан с целью повышения эффективности  реализации принципа индивидуализации к каждой семье  в зависимости от ее потребностей и проблем, а также с целью оказания максимальной и всесторонней помощи детям с тяжелой зрительной патологией.

             В мае 2008 года проведен промежуточный срез с целью сопоставления результатов с данными констатирующего эксперимента по следующим критериям, отражающим результаты экспериментальной работы  в текущем периоде:

1. Уровень и динамика психофизического здоровья детей.

2. Уровень и динамика развития детей (по основным линиям развития).

3. Уровень взаимодействия семьи и детского сада.

4. Уровень профессиональной компетентности педагогов.

5. Уровень использования педагогами в процессе реализации проекта  инновационных технологий.

            Количественный и качественный анализ полученных результатов показал положительную динамику по большинству критериев. Было установлено также, что цели, задачи, основные направления, формы и содержание работы, определенные экспериментальным проектом, последовательно реализуются коллективом. Реализация инновационного проекта как составной части «Программы развития МДОУ» оказывает позитивное влияние на  процессы развития учреждения и повышение статуса детского сада среди других ДОУ и населения города.

        Говоря о выполнении других задач эксперимента, важно отметить, что на протяжении всего практического этапа научным руководителем эксперимента, администрацией ДОУ планомерно и целенаправленно создавались условия для профессионального роста педагогов: 48% из них прошли обучение на курсах повышения квалификации при ГОУ ДПО ЧИПиПКРО, МОУ ДПО (ПК) «Муниципальный методический центр», 25%  – стали получать высшее образование, 15% педагогов повысили свою квалификацию.

         Методической службой, при участии научного руководителя проекта Л.А. Дружининой и преподавателей кафедры СППиПМ Л.Б. Осиповой и Н.А. Крушной, с целью оснащения педагогов теми методами и средствами, которые позволили бы им снять профессиональное затруднение в процессе реализации проекта, были организованы городские научно-методические семинары с лекциями и практическими занятиями по темам:

- «Оказание комплексной помощи детям с отклонениями в развитии»,  

- «Комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая поддержка семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии»,

- «Психокоррекционная работа с родителями детей с особыми возможностями здоровья»,

- «Создание условий  для осуществления офтальмологической помощи детям с нарушением зрения в детском саду», в рамках которого заслушан опыт работы врача-офтальмолога детского сада А.А. Барыкиной, представлена выставка технологического и диагностического обеспечения лечебно-восстановительной работы с детьми в МДОУ (март 2009 г.),

        С целью трансляции педагогам технологически оформленного передового педагогического опыта коллег научным руководителем проекта был представлен фильм из опыта работы д/сада № 440 г. Челябинска «Организация взаимодействия ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения».

        На методическом семинаре-тренинге по теме: «Предупреждение профессионального выгорания педагога» при участии старшего преподавателя кафедры Крушной Н.А. педагогам были прочитаны лекции, на которых они  познакомились с понятием профессионального выгорания, кризисами профессионального развития личности, причинами и факторами выгорания, видами профессиональной деформации, способами и методами предупреждения профессионального выгорания. Отличительной особенностью данного мероприятия было  проведение тренинговых занятий, на которых  педагоги упражнялись в умении применять полученные знания, осваивали практические способы  психопрофилактики.  

Психологической службой МДОУ организованы и проведены:

- лекции-беседы «Современная семья», «Воспитательный потенциал семьи»,

- тренинг «Идеальная семья глазами педагога ДОУ».

На педагогическом совете «Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по социально-нравственному развитию» воспитателями экспериментальных групп были представлены презентации эффективных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

 Разработка, апробация и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими  детей с нарушениями зрения, проводилась последовательно в течение всего практического этапа.

По результатам комплексного изучения (мониторинга) индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения, все семьи экспериментальных групп были распределены по уровням психолого-педагогической компетентности и степени включенности в совместную деятельность с ДОУ. На основании данной дифференциации педагогическим коллективом была активно начата работа по  внедрению разнообразных форм сотрудничества ДОУ с родителями в зависимости от индивидуально-типологических особенностей семей: традиционных, нетрадиционных, интегрированных, индивидуальных.

Реализация данного направления работы проводилась педагогами в рамках работы творческих  микрогрупп – инновационной формы объединения педагогов (по 2 – 4 человека), с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы – равенство возможностей педагогов.

Итоговым мероприятием практического этапа эксперимента стал городской методический семинар по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка  с нарушением зрения» (апрель 2010 г.). По его материалам был выпущен электронный  сборник с выступлениями-презентациями из опыта работы педагогов МДОУ:

- «Условия эффективного взаимодействия МДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения», Южанинова Е.Р.,

- «Активные формы сотрудничества педагога-психолога с семьей», Жирохова Г.П.,

- «Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей», Абдалова Н.Н., Румянцева И.А., Суслова А.Н.,

- «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй ребенка с нарушением зрения по активизации домашнего чтения», Большакова М.И.,

- «Эффективные способы организации работы тифлопедагога с родителями в МДОУ компенсирующего вида», Сидорович Л.А.,

- «Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения  в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей», Шмакова Н.Н.,

- «Социальная адаптация инвалида по зрению в процессе взаимодействия детского сада с семьей и социумом», Польская Е.А.

Положительные тенденции на момент промежуточной экспертизы:

в работе с детьми:

- наблюдаются повышение уровня развития воспитанников МДОУ (по всем линиям развития) и высокая эффективность лечебно-восстановительной работы;

в работе с родителями:

-  отмечено повышение уровня взаимодействия семьи ДОУ по всем показателям, в том числе, улучшение детско-родительских отношений, повышение активности родителей в процессе взаимодействия с детским садом;

в работе с педагогами:

- улучшение  психологического  климата  коллектива,  укрепление отношений сотрудничества;

- повышение   профессионального   и   квалификационного   уровня педагогов, наличие потенциала дальнейшего роста;

- повышение рейтинга МДОУ в городском сообществе, и рейтинга администрации учреждения в коллективе;

в работе экспериментальной площадки в целом:

- наличие качественного научно-методического и организационно-правового обеспечения инновационного проекта

- использование   мониторинга  для   отслеживания   результатов реализации инновационного проекта

- обновление   содержания   образования   за   счет   внедрения «Программы развития МДОУ на 2008/2013 гг.»

- привлечение внебюджетных источников финансирования.

III этап – Обобщающий (январь 2010 – май 2011 гг.)

Задачи:

  1. Анализ, обобщение и распространение полученных материалов экспериментальной работы.

Прогнозируемый конечный результат:

  1. Сборник методических рекомендаций на основе полученных материалов экспериментальной работы по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения».

На данном этапе были внесены корректировки в Перспективный план экспериментальной работы, обусловленные открытием вместо «1-го класса охраны зрения» еще одной коррекционной группы для детей с нарушениями зрения и, как следствие, изменением количественного и качественного состава педагогического и детско-родительского коллектива.

Работа на данном этапе предполагала дальнейшую апробацию и описание этапов эксперимента. Продолжалась разработка методических и дидактических материалов, пособий по теме эксперимента. Методической службой МДОУ оказывалась помощь по обобщению передового педагогического опыта и подготовке педагогов к аттестации.

На кафедре СППиПМ ЧГПУ были получены рецензии на дополнительные образовательные программы (кружки), организованные и реализуемые в детском саду по запросам родителей воспитанников:

- «Веселый карандаш» (студия художественного творчества), автор О.А. Краснова, воспитатель по изодеятельности;

- «Соловушки» (кружок хорового пения), автор С.З. Русалова, музыкальный руководитель;

- «Пестрая карусель»  (театральная студия), авторы С.З. Русалова, Е.Р. Южанинова, старший воспитатель;

- «Я играю» (игровая психокоррекция), автор Г.П. Жирохова, педагог-психолог.

Чтобы обобщить опыт работы, администрации и коллективу МДОУ необходимо было оценить значимость всей экспериментальной работы, ее результативность. Для выполнения данной задачи в соответствии с перспективным планом работы и планом  взаимодействия Мдоу № 25 с кафедрой СППиПМ ЧГПУ администрацией МДОУ в марте – апреле  2010 года был проведен всесторонний анализ результатов эксперимента по всем категориям: дети, педагоги, родители. Также было проанализировано материально-техническое и информационное обеспечение эксперимента. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами мониторинга, представленными ниже.

Анализ  результатов экспериментальной работы

Оценка эффективности экспериментальной работы по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями,  воспитывающими детей с нарушением зрения» была проведена на основе сравнительного анализа результатов, полученных в ходе констатирующего (2007-2008 уч. год), промежуточного (2008 - 2009 уч. год) и итогового (2009-2010 уч.год) экспериментов (срезов).

I. Данные  мониторинга здоровья и развития детей

  1. Динамика психофизического здоровья детей
  1. Динамика состояния соматического здоровья детей (зрительного анализатора)

Таблица № 1

Годы

Количество детей, выбывших из ДОУ

Всего выбыло

В

д/сады

В

школы

С полным выздоровлением

С улучшением

С ухудшением

Без динамики

2007/08

17

1

16

3 (18%)

14 (82%)

-

-

2008/09

21

-

21

7(33%)

14(67%)

-

-

2009/10

17

1

16

3(18%)

13(76%)

1(6%)

  1. Динамика состояния психического здоровья детей

     Таблица №2

Годы

Кол-во

 детей/%

Сон в норме

Сон нарушен

Аппетит в норме

Аппетит

нарушен

2007/08

Не проводилось

2008/09

29/100%

24/83%

5/17%

28/97%

1/3%

2009/10

25/100%

24/96%

1/4%

24/96%

1/4%

Изучение эмоционального состояния детей экспериментальных групп проходило на основе анализа продуктов детской деятельности (проективное рисование). Анализ данных показал, что настроение у всех обследуемых детей в норме.

  1. Динамика уровня развития  детей (по основным линиям развития)

Таблица  № 3

Показатели

2007/08

2008/09

Динамика

2009/2010

Динамика

1

Физическое развитие

 87 %

93%

+6

94%

+4

2

Познавательно-речевое

93%

94%

+1

96%

+2

3

Художественно-эстетическое

85%

90%

+5

91%

+1

4

Социально-личностное

91%  

93%

+2

94%

+1

5

Психологическая готовность воспитанников к получению школьного образования

80%

80%

Без динамики

86%

+6%

Общие выводы по данным  мониторинга здоровья и развития детей

Проведение  экспериментальной работы не отразилось на психофизическом здоровье детей. Эффективность лечебно-восстановительной работы держится на достаточно высоком уровне.

Сравнительный анализ данных развития  детей по основным линиям развития показал, что работа педагогического коллектива МДОУ в инновационном режиме положительно отразилась на результатах  коррекционно-образовательного процесса.   Отмечается положительная динамика по всем показателям.

        Воспитанники МДОУ ежегодно принимают активное участие и становятся призерами и победителями в различных городских, областных спартакиадах, конкурсах, акциях:

- Дипломы за активное участие в спартакиаде «Крепыш» по итогам 2008-2010 гг.,

- Грамоты за III место во встречной эстафете, посвященной 65-летию Дня Победы, III место в комбинированной эстафете (2010 г.),

- Грамоты за I (2009 г.), II место (2010 г.) в городских соревнованиях «Веселые старты - 01»,

- Грамоты за II место в игре «Зеленый огонек» (2009, 2010 гг.),

- Грамоты за II и III место (3 чел.) и дипломы за участие (6 чел.) в конкурсах рисунков и поделок «Спички детям –  не игрушка!», «Пожарный вчера, сегодня, завтра» (2008-2011гг.)

- грамоты и дипломы конкурса детского прикладного творчества «Салют Победы!» среди детей-инвалидов по зрению, организованного МО ВОС г. Верхнего Уфалея (2010 г.),

- дипломы лауреатов конкурса «Искорки надежды» для детей-инвалидов по зрению (2011 г.),

- дипломы лауреатов областного конкурса творческих работ «В космонавты я б пошел, пусть меня научат!» (2011 г.) и др.

Подтверждением эффективности инновационной деятельности учреждения является то, что наши выпускники успешно адаптируются к школьному обучению, усваивают школьную программу, не испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, мероприятия, проводимые с детьми в условиях эксперимента, положительно отразились на развитии и воспитании детей МДОУ.

II. Данные мониторинга эффективности взаимодействия семьи и МДОУ

  1. Динамика уровня психолого-педагогической и правовой грамотности родителей

Таблица  № 4

Годы

% от общего количества родителей, участвующих в эксперименте

Высокий

Средний

Низкий

2007/08

12

45

43

2008/09

35

48

17

2009/10

52

40

8

  1. Динамика уровня удовлетворенности родителей работой МДОУ

Таблица  № 5

Показатели

% от общего количества родителей,

участвующих в эксперименте

2007/08

2008/09

2009/10

Взаимодействие  с педагогами в процессе развития и воспитания ребенка с ОВЗ

86

90

95

Создание  благоприятных условий в ДОУ для гармоничного развития ребенка с ОВЗ

90

98

Организация совместно проводимых мероприятий

90

95

Компетентность педагогов по вопросам воспитания и  обучения ребенка с ОВЗ

96

93

  1. Динамика степени включенности (активности)  родителей в совместную деятельность

Таблица  № 6

Годы

% от общего количества родителей, участвующих в эксперименте

Высокая («активные»)

Средняя («пассивные»)

Низкая «Заказчики»

2007/08

34

49

17

2008/09

74

22

4

2009/10

78

17

5

  1. Динамика уровня информированности родителей о развитии ребенка

Таблица  № 7

Годы

% от общего количества родителей, участвующих в эксперименте

Удовлетворены полностью

Удовлетворены частично

Не получают дост. информацию

Не интересуются этим вопросом

2007/08

50

28

11

11

2008/09

71

14

5

9

2009/10

89

11

0

0

  1. Динамика ценностных ориентаций (приоритетов) семьи в воспитании и обучении ребенка

Таблица  № 8

Показатели

% от общего количества родителей

2007/08

2008/09

2009/10

Здоровье  детей, восстановление зрения

51 (100%)

48 (100%)

42 (100%)

Всестороннее  развитие и воспитание детей

22 (43%)

34 (71%)

31 (74%)

Взаимоотношения  родителей и детей

14 (37%)

16 (33%)

12 (28%)

Коррекционно-развивающие занятия с детьми

17 (33%)

20 (41%)

28 (67%)

Сотрудничество с ДОУ

26 (51%)

30 (63%)

29 (69%)

Общие выводы по данным мониторинга

эффективности взаимодействия семьи и МДОУ

Отмечается положительная динамика в изменении уровня психолого-педагогической компетентности родителей. По результатам опросов родителей, наблюдений и бесед с педагогами: 89% родителей повысили свой уровень за счет посещения общих и подгрупповых мероприятий (родительские собрания, консультации, тренинги), 54% посредством индивидуальных консультаций, бесед, занятий, Лекотеки, встреч в «Родительской гостиной».

Результаты мониторинга показывают, что показатели удовлетворенности родителей работой детского сада также значительно возросли и эти показатели достаточно высоки (на 49%). Это говорит о правильности выбранных направлений деятельности МДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников и об эффективности выбранных форм и методов взаимодействия. Также важно отметить положительные изменения в налаживании информационных и эмоциональных контактов, в выстраивании взаимоотношений родителей и педагогов, продуктивных коммуникативных связей. Важным показателем эффективности проводимой в этом направлении работы является отсутствие числа родителей, не интересующихся развитием своего ребенка, а также не получающих достаточно информацию об этом.  

        Положительные изменения в показателях «Ценностные ориентации (приоритеты) семьи» (наиболее значительные по следующим позициям: «Коррекционно-развивающие занятия с детьми», «Сотрудничество с ДОУ») подтверждает правильность организации и практическую направленность содержания индивидуально-дифференцированной работы специалистов ДОУ по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья. Сравнительный анализ данных позволяет также с уверенностью говорить о значительном росте активности родителей и включенности их в образовательный процесс МДОУ в разных формах (в 2,3 раза).

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать  вывод о подтверждении гипотезы проекта: индивидуализация помощи семье, основанная на анализе  индивидуально-типологических особенностей родителей и результатов клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения дошкольников, значительно повышает эффективность взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения.

III. Данные мониторинга эффективности инновационной деятельности педагогического коллектива

  1. Уровень профессиональной компетентности педагогов

Таблица 9

Показатели

Количество педагогов / %

2007/08

2008/09

2009/10

1

Наличие (повышение)

квалификационной категории

Высшая – 11 (52 %)

Первая  – 9 (43 %)

Вторая  – 1 (5 %)

Высшая – 12 (57 %)

Первая – 7 (33 %)

Вторая – 1 (5 %)

б/категории – 1 (5%)

Высшая  – 12 (52 %)

Первая – 7 (31 %)

Вторая –  3 (13 %)

б/категории – 1 (4%)

2

Прохождение курсовой  подготовки

4 (19 %)

11 (52 %)

11 (48 %)

3

Повышение образовательного уровня

с высшим образованием –

13 (62 %)

получение высшего образования на базе высшего – 1 (5 %)

с высшим образованием –

14 (67 %)

получение высшего образования на базе высшего – 2 (10%)

с высшим образованием –

17 (74 %)

4

Наличие публикаций, обобщение опыта работы по теме эксперимента

в областных изданиях – 4 (19%)

Обобщение опыта

не было

в областных изданиях – 2 (10%)

в городских  – 3(14%)

в МДОУ –  16  (70%)

обобщение опыта –

4 (19%)

в областных изданиях –  3 (13%)

в городских –  3 (13%)

в МДОУ –  12 (52%)

обобщение опыта –

9 (39%)

5.

Выступление  с опытом работы

на  ГМО, семинарах,

конференциях

Не  было

6 (29%)

9 (39%)

IV. Уровень использования в процессе реализации проекта  инновационных технологий

Таблица 10

Показатели

Количество педагогов / %

2007/08

2008/09

2009/10

1.

Наличие (разработка) авторских технологий, конспектов, пособий

4 (19 %)

12 (57 %)

15 (65%)

2.

Внедрение инновационных методик и технологий

8 (38 %)

13 (61 %)

20 (87%)

Общие выводы по данным мониторинга эффективности

инновационной деятельности педагогического коллектива

  1. Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов:

- за период эксперимента повысило квалификационные категории 26% педагогов, имеют высшую и первую квалификационные категории 83%;

- прошли курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО ЧИП и ПКРО и в ГОУ ВПО ЧГПУ – 94% педагогов, в «Областном центре информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений» и СГФТА - 19 (83%) педагогов;

- высшее образование имеют 17 педагогов, что составило 74 %;

- текучесть кадров в МДОУ составляет 0,09 %

  1. Повысилось участие педагогов в различных формах методической работы на уровне ДОУ, города, области, с целью обобщения и трансляции опыта осуществления инновационной деятельности

Всего выступило с опытом работы на Городских методических объединениях, методических семинарах, научно-практических конференциях – 15 (65%) педагогов.

Опыт работы 13 (57%) педагогов в 2006-2011 гг. обобщен и опубликован:

- в областных изданиях – 9 (43%)

- в городских изданиях  – 6 (29%)

- в сборниках МДОУ – 20  (87%)        

  1. Педагогический коллектив был и остается постоянным участником городских конкурсов 

- «Детский сад года – 2007», (Диплом за II место),

- «Инновации в дошкольном образовании» (2008, 2009 гг., Дипломы за III, II место),

- городской конкурс-выставка наглядных пособий для работы с детьми с нарушением речи «Учимся, играя» (2008 г., Благодарность за участие),

- I место в конкурсе презентаций-фотоальбомов «Мы – за безопасность на дороге!» (городская акция «Сберегите мою жизнь»),

- городской конкурс методических материалов по патриотическому воспитанию дошкольников «Край родной – земля уральская» (2011 г., четыре педагога награждены Грамотами).

  1. Значительно вырос уровень использования педагогами в процессе реализации эксперимента инновационных технологий, в том числе авторских

Педагогами МДОУ при участии научного руководителя Л.А. Дружининой и преподавателей кафедры СППиПМ ЧГПУ были разработаны и успешно реализуются следующие авторские  инновационные проекты:

- «Организация и планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке» (опыт работы учителей-дефектологов);

- «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики посредством ведущих видов деятельности» (опыт работы всего педагогического коллектива МДОУ);

- «Изучение детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением  зрения» (опыт работы педагога-психолога);

- «Эффективные формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения» (опыт работы специалистов МДОУ).

        Снято два видеофильма: «Организация и содержание работы по развитию социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения», «Детский сад, семья и я – вместе дружная семья!».

Всего педагогами МДОУ разработано  80 единиц методических и дидактических пособий по теме эксперимента (по всем основным линиям развития дошкольника с нарушением зрения).

  1. Моральное и материальное стимулирование инновационной деятельности педагогов МДОУ:

В качестве доплат, надбавок, премий педагогам было выплачено 218700 рублей. Участникам эксперимента предоставлялись методические дни, в режиме самоконтроля работали 7 педагогов. Награждены правительственными наградами и почетными грамотами   20 (87%) педагогов:

- нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» – 4 человека,

- Почетной грамотой МОиН РФ – 5 человек,

 - Почетной грамотой МОиН Челябинской области – 6 человек,

- в 2009 году руководство ЧГПУ отметило весь коллектив МДОУ № 25 в лице заведующей З.В. Скрыпченко Благодарственным письмом «за плодотворное сотрудничество на благо развития специального образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»,

- в 2010 году по предложению Администрации г. Снежинска МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25» было включено в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» http://www.leading-education.ru 

        Таким образом, анализ данных показал, что комплекс условий, созданный в МДОУ для проведения эксперимента, способствовал включению всех педагогических работников учреждения в инновационную деятельность, освоению ими современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по работе с семьей и достижению высоких, стабильных результатов в коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работе.


Результаты анализа материально-технического

и информационного обеспечения эксперимента

Всего  по основным средствам  израсходовано за 5 лет 828465, 96 руб.

В детском саду создана соответствующая программе эксперимента развивающая среда: обновлены игрушки и игровые пособия в группах и кабинетах специалистов (на общую сумму 194174 рубля), приобретено 4 стереопроигрывателя, 5 компьютеров, цифровая видео- и фотокамеры, 2 принтера, приставка «караоке», мультимедийное оборудование и др., куплено методической литературы и пособий на 35 206 рублей.

Переоборудован кабинет психолога, частично переоснащены музыкальный и физкультурный залы, обновлена мебель и игровые уголки в группах и кабинетах специалистов.

Оборудована и оснащена библиотека для детей и родителей «Читай-ка» (книги, журналы, статьи – всего 280 единиц), в том числе за счет благотворительной акции ООО «Медиалаб» (г. Москва), создана видеотека для родителей с записями обучающих и развивающих игр и занятий (на разных видах носителей).

Создан информационный банк по работе с родителями (сбор, систематизация, хранение).

Положительные тенденции обобщающего этапа

на момент заключительной экспертизы:

- внедрение в практику работы МДОУ модели индивидуализации взаимодействия детского сада и семьи способствовало достижению высоких результатов в воспитании и развитии де тей, а также повышению психолого-педагогической компетентности  педагогов и родителей;

- наличие творческой атмосферы в учреждении способствовало включению всех педагогов в инновационную деятельность, освоению ими современных технологий по работе с семьей;

- в ДОУ сложилась определенная система управленческого содействия педагогам в освоении индивидуализации взаимодействия с семьями воспитанников, опирающаяся на современные инновационные подходы;

- усовершенствовалось научно-методическое и дидактическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса, пополнилась материально-техническая база; в системе управления ДОУ использовались современные информационно-коммуникационные технологии;

- организация системы методического содействия педагогам включала в себя разнообразные формы работы с педагогами: деловые игры, мастер-классы, тренинги, педагогические дискуссии, а также лекции и индивидуальные консультации;

- расширились и укрепились связи МДОУ с наукой, социумом, с другими ДОУ города и области;

- реализация инновационного проекта как составной части «Программы развития МДОУ» позитивно повлияла на процессы развития учреждения и повышение статуса детского сада среди других ДОУ города.

В январе-феврале 2011 года на научно-методическом совете была проведена внутренняя экспертиза материалов для сборника методических рекомендаций  по итогам проекта, а также рецензирование материалов, подготовленных к публикации, научным руководителем Л.А. Дружининой.

Все материалы экспериментального проекта были представлены на экспертизу в  Муниципальный экспертный совет.

В апреле 2011 года отделом дошкольного образования Управления образования Администрации г. Снежинска проведена плановая тематическая проверка «Итоги инновационной деятельности», по результатам которой были сделаны следующие выводы и рекомендации:

  1. Эксперимент считать завершенным.
  2. Экспериментальная деятельность соответствует заявленным в инновационном проекте критериям.
  3. Бюджетные средства использовались эффективно и по назначению.
  4. Пакет методических материалов рекомендовано опубликовать в виде сборника и подготовить для распространения через публикации, СМИ, интернет-ресурсы.
  5. Организовать  на базе МДОУ № 25 городской методический семинар с целью трансляции опыта работы педагогам детских садов города.

Итоги экспериментальной работы по теме: «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения» коллектив детского сада подвел на городском методическом семинаре в мае 2011 года.

Семинар проходил при участии научного руководителя проекта Л.А. Дружининой и преподавателей кафедры СППиПМ ЧГПУ к.п.н. Л.Б. Осиповой и к.п.н. Н.А. Крушной. Были приглашены педагоги из других дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида,  представители городской администрации, Управления образования, Муниципального методического центра, СМИ.  Гостям были представлены:

- выставка методического и дидактического продукта: перспективных планов, конспектов, разработок, пособий по работе с семьей;

- выступление-презентация заведующего МДОУ Скрыпченко З.В. с результатами экспериментальной  работы;

- презентация сборника методических и практических материалов и фильма «Детский сад, семья и я – вместе дружная семья!».

Общие выводы:

  1. Эксперимент завершен успешно.
  2. В ходе эксперимента была подтверждена гипотеза и достигнуты цель и задачи эксперимента.
  3. Эффективность экспериментальной деятельности подтверждена мониторингом, проведенным в процессе реализации инновационного проекта в соответствии с критериями.
  4. Материалы деятельности МЭП обобщены и представляют целостную систему в виде «Методических рекомендаций по индивидуализации взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения».
  5. Модель индивидуализации взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения, может эффективно использоваться в ДОУ любого вида с учетом реализации ФГТ.
  6. Возможно парциальное применение отдельных методических, дидактических, диагностических разработок и  технологий.