Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Педсовет "Профессиональная компетентность воспитателя"

    Осадчая Оксана Александровна

    Произошедшие изменения в  дошкольном образовании по - новому ставят вопрос о профессиональной компетентности воспитателя,наполняя содержание этого понятия новыми характерами.

    Ранее, понятие «профессиональная компетентность» рассматривалась как сложный интегральный сплав общих и профессиональных знаний, практических умений и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность специалиста в профессиональной среде.

    Новая ситуация потребовала корректировки понятия «профессиональная компетентность». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedsovet_professionalnaya_kompetentnost_vospitatelya.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

            

    Составил:

                                                                                                            Заместитель директора по МР

    Осадчая О.А.

    г. Пыть – Ях

    2011г.

    Тема «Профессиональная компетентность воспитателя»

    Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.

    Задачи:

    1. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
    2. Повлиять на профессиональное становление педагога.
    3. Определить составляющие профессиональной компетентности и перечень основных профессиональных компетенций для педагога нашего ДОУ.  

    Подготовка к педсовету

    1. Создание инициативной группы по проведению педсовета.
    2. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
    3. Посещение режимных моментов всех возрастных групп с целью просмотра воспитательно-образовательного процесса.
    4. Анкетирование «Кто я: оптимист или пессимист?»

    План педсовета

    1. Игра «Качества»

            Ответственные: Заместитель заведующего по  методической работе

    1. Профессиональная компетентность педагогических работников (работа с теоретическими понятиями).

     Ответственные: Заместитель заведующего по  методической работе

    1. Деловая игра

               Ответственные: Заместитель заведующего по  методической работе

          4.   Творческая игра

            Ответственные: старший воспитатель Янбахтина С.И.

    1. Итоги посещения режимных моментов всех возрастных групп с целью просмотра воспитательно-образовательного процесса

                                     Ответственные:  Комиссия

    1. Итоги анкетирования.

         Ответственные: педагог-психолог Воронина С.В.

    Ход педсовета

    1. Введение в тему педсовета. Игра «Качества»

    Каждому из педагогов  необходимо выбрать  три качества,  которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество  на отдельной бумажке. Далее  педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы  свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого  оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

    У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»

    Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.

    2. Работа с теоретическими понятиями по теме педсовета (сопровождается презентацией)

    Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и профессионализма.

    Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

    Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

    Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

    Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].

    Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

    В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

    1.      Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

    2.      Готовность решать профессиональные предметные задачи.

    3.      Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

                     В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века – это:
    - Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
    - Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
    -Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
    - Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
             Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
    Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.

    Среди мотивов самообразования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
             
    Условия профессионального роста
    Самообразовательная работа
    Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
    Обзор в Интернете
    Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
    Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
    Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
    Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
    Изучение информационно-компьютерных технологий.
    Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.
    Участие в конкурсах в Интернете.
    Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
               Для того чтобы сформировать данные умения у педагогов предлагаю создать в  ДОУ «Школу педагога- дошкольника», целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:
    - стажировка у опытного коллеги;
    - лекции по заявкам педагогов;
    - тренинги;
    - практикумы.
           
    Направления деятельности «Школы педагога- дошкольника»: формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.
    Формы самообразования педагогов:
    - индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня
    - коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.
           Результативность:
             Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
              У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
               Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

    Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам  готов к переменам, личностно развивающийся в профессии,  обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к  проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

    3. Деловая игра

    Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

    Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.

    Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры.

    Группа пользователей: педагоги  ДОУ.

    Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей:

    1. практическая часть – оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием.

    2. теоретическая часть.

    3. демонстрационная часть.

    4. заключительная часть.

        Практическая часть

    Организационный этап:

    Участники делятся на две группы. В группе выбирают секретаря - для записи всех поступающих предложений, хранитель времени - для контроля времени, оратор - для защиты своей модели. Время работы- 3-5 минут.

    «Этап Мозговой штурм»

    Секретарь записывает любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные. Время работы – 10-15 минут.

    Оформительный этап

    На ватмане оформляется групповая модель профессиональной компетентности педагога: необходимо на одной половине изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств. Время работы – 15 минут.

    Демонстрационный этап

    Презентация модели профессиональной компетенции педагога, обоснование представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы – 10 минут. После презентации каждый участник группы выбирает три наиболее важных, по его мнению, качеств из десяти представленных.

    Обратная связь

    Участникам группы предлагается ответить на вопросы:

     С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

     Укажите положительные и отрицательные моменты при выполнении задания.

     Что нового вы узнали о себе?

    Теоретическая часть

    Резюме

    Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

    Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.

    Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

    К основным составляющим профессиональной компетентности педагога нашего ДОУ  относятся:

     Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученныеv знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

     Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

     Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

     Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

    И др.

    Заключительная часть

     Педагогам предлагается ответить на вопросы:

     Что вы сейчас чувствуете?

     Что понравилось или не понравилось во время проведения деловой игры?

     Пожелания участникам встречи.

    1. Творческая игра.
    2. Итоги посещения режимных моментов всех возрастных групп с целью просмотра воспитательно-образовательного процесса

                                     Ответственные:  Комиссия

    1. Итоги анкетирования.

         Ответственные: педагог-психолог

    Решения

    1. Считать повышение профессиональной компетентности педагогов необходимым условием развития нашего ДОУ. Срок: постоянно. Ответственные: все педагоги.

    2. Продолжить практику взаимопосещений разных образовательных областей, которые не предполагают  функции контроля, организует эффективное профессиональное общение и дает возможность педагогам в большей степени  раскрыться, показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы. Срок: постоянно. Ответственные: все педагоги.

    3. В конце учебного года воспитатели предоставляют анализ по самообразованию за учебный год. Срок:  до 12.05.2011. Ответственные: все педагоги.

              4. Продолжить работу внутрисадовых семинаров и мастер-классов, направленных  на формирование и развитие ключевых компетенций воспитателя. 

              Срок: постоянно. Ответственные: заместитель директора по методической работе, старший воспитатель.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

    Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

    Тесты определения уровня профессиональной компетентности воспитателей в области дошкольной педагогики

    тесты используются при определении  темы самообразования педагогов ДОУ , а также подготовке к аттестационным испытаниям....

    Определение профессиональной компетентности воспитателей по приобщению дошкольников к чтению

    Тест для оценки профессиональных знаний и умений воспитателей по приобщению дошкольников к чтению. Предлагаются два варианта вопросов по методике приобщения дошкольников к чтению и  содержанию пр...

    МО воспитателей "Профессиональная компетентность воспитателя"

    Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.Задачи:1. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.2. Обм...

    Мастер-класс для воспитателей "Экологическая компетентность воспитателя"

    Расширять и систематизировать экологические знания педагогов....

    Психологический тренинг для воспитателей «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя в детском саду»

    Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога....

    Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »

    мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность  воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...