НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Выступление на Михайловских чтениях в декабре 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_2.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.

 

«ЧЕЛОВЕК БЫЛ И ВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ СЫНОМ ПРИРОДЫ.И ТО,ЧТО РОДНИТ ЕГО С ПРИРОДОЙ,ДОЛЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ЕГО ПРИОБЩЕНИЯ К БОГАТСТВАМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.МИР,ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА,-ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО МИР ПРИРОДЫ С БЕЗГРАНИЧНЫМ БОГАТСТВОМ ЯВЛЕНИЙ,С НЕИСЧЕРПАЕМОЙ КРАСОТОЙ.ЗДЕСЬ ,В ПРИРОДЕ,ВЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК ДЕТСКОГО РАЗУМА», -так писал о роли природы в жизни ребенка В.А.Сухомлинский

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет  на человека, делает его добрее, мягче ,будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Русской национальной культуре присуща особая любовь к родной природе. Природа для русского человека всегда была матерью. Дитя ощущает мир как живое целое оно открыто миру ,так  как чувствует себя его частью. Впечатления от родной природы полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Гармония в природе отзывается в его душе переживанием счастья и восторга .В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Наличие экологических представлений ,эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей ,являются основой бережного  отношения к природе.»Человек ,не видящий красоты природы, хуже чем слепой: у него – слепота души. А  от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества».Поэтому, нужно ли говорить о том ,насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношении к окружающему миру? Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику– значит, быть добрым человеком.

Ребенок от природы добр .Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом ,что они делают ему больно Да, добру надо учить.

С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия ,пополняя знания о природе, замечать краски и звуки ,испытывая при этом наслаждение.

Воспитание доброты должно быть системным и постоянным .Начинать воспитание  целесообразно с самого  раннего детства Детство ,самый благоприятный период для развития всех качеств .В этом возрасте дети доверчивы и непосредственны легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность В младшем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы Дать понятие о том, что и растения,  и животные –живые существа, они дышат, пьют воду ,растут, а  самое главное чувствуют боль ,как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

Учитывая свой практический опыт, для работы с детьми выбрала тему» Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к природе родного края»,так как детская душа лучше всего раскрывается в общении с природой ближайшего окружения.

ОПРЕДЕЛЕНЫ БЫЛИ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

ЦЕЛЬ: Нравственное  воспитание ребенка, его духовное развитие.

ЗАДАЧИ:

1.Развивать в детях лучшие качества свойственные русскому человеку высокую духовность, доброту, отзывчивость ,уважение к старшим, милосердие ,бережное отношение к природе.

2.Приобщать к русской культуре и ее истокам.

3.Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за судьбу зеленого друга родного края активизировать личное участие в его охране.

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  СОБЛЮДАЮ  ОБЩИЕ  ДИДАКТИЧЕНСКИЕ ПРИНЦЫПЫ.

  1. Системность
  2. Последовательность
  3. Наглядность
  4. Оптимальность
  5. Научность
  6. Концентричность
  7. Креативность
  8. Учет возрастных особенностей

Для реализации этих принципов применяю разнообразные виды детской деятельности:

  1. познавательно-развивающую,
  2. опытническо - иследовательскую,
  3. практическую,
  4. художественно-продуктивную,
  5. физкультурно-оздоровительную
  6. развлекательную, игровую.

Использую в работе следующие методы и приемы:

  1. систематические наблюдения
  2. практическая деятельность игры; занятия познавательно-развивающего типа;
  3. опыты,
  4. поисковая деятельность ,моделирование;
  5. экскурсии, целевые прогулки;
  6. сочинение экологических сказок, легенд;
  7. праздники, развлечения;

  1. природоохранные акции, акции милосердия ,просветительная работа

  1. оформление гербариев ,мини-музея.

Благодаря системной работе по данной теме,  дети постигают мир ближайшего окружения, у них зарождаются сочувствие и сопереживание миру родной природы ,проявляя заботливое отношение к тем ,кто в этом нуждается. Так например ,во время целевых прогулок ,дети обратили внимание на то, что вокруг детского сада растет очень много деревьев  

рябины. Красота и яркость осенней рябины неоднократно привлекало детей .Проявленный

детьми интерес к рябине определил содержание долгосрочного проекта « Рябина -Рябинушка».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие познавательного интереса детей к объектам окружающего растительного мира.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  1. расширять знания детей и представления  об особенностях рябины :как выглядит рябина ,где растет ,какие звери любят ягоды рябины, какие птицы, что дает рябина людям;
  2. приобщать к культуре и традициям русского народа, связанные с рябиной; воспитывать доброту, сочувствие;
  3. развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
  4. культивировать эмоциональное ,поэтическое отношение к рябине
  5. .свойственное нашим предкам;
  6. воспитывать бережное отношение к дереву.

В начале  реализации данного проекта значительное место отводилось наблюдениям, исследовательской деятельности ,а в дальнейшем творчеству,

эмоционально-экологическому восприятию детей Использовались сказки ,легенды малые фольклорные формы ,песни музыка, художественное  слово. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности.

Планирование работы с детьми старшей и подготовительной группы частично строится в соответствии с народным календарем. Практически любая тема по экологическому воспитанию перекликается с приметами того или иного дня в народном календаре.

Сообщая детям, что делали в тот или иной день наши предки ,мы подчеркиваем, как бережно относились они к природе .Например, 23 сентября, на Петра и Павла-рябинника, начинали собирать рябину, но часть ее оставляли на кусту –на пропитание зимой дроздам –рябинникам, снегирям и всякой другой птице. Так, итогом реализации данного проекта было развлечение  на тему «Петр и Павел –рябинники в гостях у бабушки Арины»,с последующей посадкой на участке деревца рябины .Также была проведена акция милосердия Традицией нашего детского сада является посещение социального центра для пожилых людей «Мечта» с концертной программой  и приготовленным угощением  из рябины и прочими дарами осени.

УСТАНОВКА НА ГУМАНИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДИКТУЕТ И ТАКИЕ ПОДХОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  В ЭТОЙ ОБЛАСТИ.ЕДИНСТВЕННЫЙ И НАДЕЖНЫЙ ПОМОЩНИК – КУЛЬТУРА,ДУХОВНОСТЬ.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края....

Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.

В методической разработке представлено перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой родного кая...

Консультация Тема: «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

КонсультацияТема: «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»...

План-конспект: экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так к...

«Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

laquo;Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»...

Консультация для воспитателей. «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к природе родного края. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого воспитатель должен уметь жить в гармонии с ...

Воспитание экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является важной составной частью теории дошкольного воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы , поэтому приобре...