Презентация "Предметно - развивающая среда в ДОУ как фактор формирования личности ребенка"
презентация по теме

      Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно – развивающая среда в ДОУ как фактор формирования личности ребенка

Слайд 2

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

Слайд 3

Цель данного положения – содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

Слайд 4

Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру

Слайд 5

Радости существования (психологическое здоровье)

Слайд 6

Формирование начал личности (базис личностной культуры)

Слайд 7

Развитие индивидуальности ребёнка – (не «запрограммированность», а содействие развитию личности)

Слайд 8

Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Слайд 9

Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.



Предварительный просмотр:

Предметно – развивающая

среда  в ДОУ

  как фактор формирования личности ребенка.

Старший воспитатель

МДОУ  №  105

«Лесная сказка»

Попова Елена

Викторовна

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.  (слайд №№ 2)

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» (слайд № 3)

 Цель данного положения  – содействовать становлению ребёнка как личности

Это предполагает решение следующих задач:

( Слайды №№ 4-7)

- Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру

- Радости существования (психологическое здоровье)

- Формирование начал личности (базис личностной культуры)

- Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)

- Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. (слайд №№ 9)

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

- принцип дистанции, позиции при взаимодействии

- принцип активности, самостоятельности, творчества

- принцип стабильности, динамичности

- принцип комплексирования и гибкого зонирования

- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального - благополучия каждого ребёнка и взрослого

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

- принцип открытости – закрытости

- принцип учёта половых и возрастных различий детей.

     Однако они не отвечают на вопрос педагога - практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка (будь это группа в детском саду, классное помещение в школе или в учреждении дополнительного образования)?

Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованными занятиями. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра. (слайд № 10 - 13)

Затрудняют действия педагога по подбору развивающего материала - новые реалии в мире игрушек и развивающих пособий для дошкольников. Чрезмерное обилие игрушек и развивающих пособий и их активная реклама приводят к тому, что не только родители, но и опытные педагоги теряются в их выборе. Необходимы ясные ориентиры в выборе развивающих игр и пособий и создании развивающей среды.

В любой дошкольной программе основу образовательного процесса составляют разные виды деятельности, в процессе которых решаются познавательные задачи. К таким развивающим видам деятельности относят игровую и продуктивную деятельность, познавательно- исследовательскую деятельность (детское экспериментирование). Очень важно обеспечить двигательную активность детей как необходимое условие их физического развития.

Таким образом, предметно- развивающая среда для детей дошкольного возраста должна включать материалы для оснащения всех видов деятельности и обеспечивать возможность развиваться детям не только в организованных формах обучения, но и в различных играх: сюжетно- ролевых, дидактических, подвижных. Необходимо дать возможность детям дошкольного возраста лепить, рисовать, петь, танцевать, двигаться в соответствии с возрастными потребностями и возможностями каждого ребенка. Задача педагога разумно использовать в педагогическом процессе все многообразие игр: дидактических, развивающих, сюжетно-дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театрализованных, игр-экспериментирования, сохранять баланс между разными видами игр. Необходимо дать возможность детям участвовать в создании и изменении предметно- развивающей среды в соответствии с их интересами, игровыми замыслами. Для этого использовать легко трансформируемые элементы: поролоновые модули, пространственные конструкторы, надувные резиновые элементы (сухие бассейны), спортивные комплексы, ширмы. Своевременно изменять предметно- развивающую среду: вносить новые атрибуты к играм, игрушки, игровое оборудование, развивающие игры в соответствие с уровнем развития ребенка. Не менее важным является оптимальный отбор развивающих игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в предшкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

Это такие технологии как:

-игровая технология интеллектуально- творческого развития В.Воскобовича (РГПУ им. И.И. Герцена Санкт-Петербург) "Сказочные лабиринты игры";

- игровой методический комплекс "Логические блоки Дьенеша";

- дидактический многофункциональный материал "Цветные счетные палочки Кюизинера";

- развивающий комплект "ЛОГИКО- Малыш" и другие.

Не умаляя значения игр, способствующих интеллектуально - творческому развитию, необходимо подчеркнуть, что творческая продуктивная деятельность столь же присуща здоровому, развивающему ребенку предшкольного возраста, как и игровая. Дети от природы любят рисовать, их не надо заставлять и стимулировать рисовать или лепить, они стремятся к этому сами. Созерцание красок, созидание, творчество - одно из высших человеческих проявлений. Необходимо создать условия для рисования, лепки, поэтому предметно развивающая среда для детей предшкольного возраста должна включать оборудование для лепки, рисования, изделия народных художественных промыслов.

Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности.

Подводя итоги выступлению, хочется еще раз подчеркнуть, что необходимо использовать сложившийся за многие годы опыт работы по оснащению предметно- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Оснащение различных видов деятельности (игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной, двигательной способствует интеллектуально-творческому, физическому, психическому развитию детей предшкольного возраста).

Литератрура:

1.Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дошкольное образование в России. М., 1996

2.Доронова. Т.Н.,Короткова Н.А. "Материалы и оборудование для детского сада".М.,2003

3.С.Л. Новосёлова "Игра дошкольника". М., 1989 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разумная материнская любовь как важный фактор формирования личности ребенка

В настоящее время современные психологи, педагоги обращаются к теме материнской любви. Что такое материнская любовь и как она влияет на формирование личности ребенка....

«Предметно-протранственная среда в ДОУ, как фактор формирования личности ребёнка дошкольного возраста»

Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребёнка , его всестороннего развития , для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в детском са...

предметно-развивающая среда как фактор формирования личности ребенка

       Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших х задач...всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой разви...

Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка

Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Слушание музыки будит фантазию ребенка. В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально-образное мышление. Муз...

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....