программа развития
рабочая программа на тему

Мудрикова Ирина Александровна

договор о сотрудничестве детского сада и школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya.doc682.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Информационная справка

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 комбинированного вида» Октябрьского Административного округа расположен по ул.3-я Железнодорожная, 18; тел. 54-79-76

        Детский сад был открыт заводом им. Баранова в 1990 году, был реконструирован и достроен. В 1993 году был передан на баланс отдела образования Октябрьского района г. Омска, с 1996 года  является муниципальным образовательным учреждением.

         Детский сад расположен в жилом массиве Рабочих улиц, поселок «Восточный».  Население поселка «Восточный» - рабочие и служащие заводов ФГУП им. Баранова и ПО «Полет», проживающие в многоэтажных домах и частном секторе.

         Здание детского сада – не типовое, состоит из 2-х зданий (двухэтажного и трехэтажного), соединенных переходами. Здание кирпичное, в нем расположены групповые помещения, отдельные спальни, раздевалки для дошкольников.

         Территория ДОУ озеленена, на ней располагаются Групповые участки с игровым оборудованием, огород, уголок леса.

         Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели с 10,5 и 12-часовым пребыванием детей.  В детском саду функционируют 8 групп, из них 2 группы ясельного возраста и 6 групп для детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет.

Списочный состав в среднем составляет – 25 чел.

По возрасту дети были укомплектованы следующим образом:

Группы

Возраст детей

Количество групп

Количество детей

Ранний возраст

С 2 – 3 лет

2

40 чел.

2 младшая

С 3 – 4 лет

2

50 чел.

Средняя

С 4 – 5 лет

1

28 чел.

Старшая

С 5 – 6 лет

1

27 чел.

Подготовительная

С 6 – 7 лет

2

50 чел.

                            Сведения о руководящих и педагогических кадрах.

       Педагогическими кадрами на начало учебного года детский сад был укомплектован полностью .

Администрация ДОУ:

Ф.И.О.

должность

образование

Педагогический стаж

Стаж в должности

категория

Петрова

Галина Ивановна

Заведующий

высшее

25 лет

5 лет

1

Мудрикова

Ирина Александровна

Старший воспитатель

высшее

19 лет

3 года

1

Константинова

Татьяна Александровна

Педагог-психолог

высшее

3 года

З года

2

                                                         

Всего педагогических кадров  - 16 человек.

Из них: 14 – воспитателей;

                1 - музыкальный руководитель;

                1 – инструктор по физкультуре.

Образование  педагогического коллектива:

Стаж работы

         По аттестации: Высшая – нет

                                       I категория – 9 человек

                                       II категория – 7 человек

                                       Не аттестованных - нет

                    Материально-методическая характеристика

          Педагогический коллектив 4 групп работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой 2004 г., кроме того используются новые технологии В.И. Логиновой (логико-математическое развитие), Г.С. Швайко (знакомство с народно-прикладным искусством), Ушаковой (развитие связной речи), Николаевой ( экологическое воспитание дошкольников). 4 группы работают по программе Образовательная система «Школа 2100»

           Длительность занятий: младшие группы – 15-20 минут; средние – 20-25 минут;  старшие и подготовительные – 25-30 минут.

           С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, заседания творческих групп, семинары-практикумы, консультации, решение проблемных задач и практических ситуаций.

          Важнейшими направлениями методическ5ой работы является:

  1. оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми и родителями;
  2. создание условий для реализации склонностей и творческих интересов педагогов;
  3. совершенствование педагогического мастерства;
  4. обобщение, распространение и внедрение передового опыта работы ДОУ.

  Годовые планы воспитательно-образовательной работы составляются на основе диагностики выполнения программы каждой группой, с учетом   наблюдений за педагогическим процессом, организации работы в тесном контакте с семьей.      

     На данный момент учреждение имеет музыкальный и физкультурный залы, оснащенные необходимыми пособиями; медицинский кабинет; оборудованы методический и психологический кабинеты, создаются комната «Русская изба» и Зимний сад. Имеется действующий бассейн.

       Участок ДОУ озеленен, оснащен верандами, имеет спортивную площадку для игр. Группы средние, светлые с отдельными уютными спальнями и туалетными комнатами.

 Во всех возрастных группах создан благоприятный социально-психологический климат для личностного становления ребенка, укрепления здоровья, развития эстетического вкуса. Имеются игры и игрушки для интеллектуального, сенсорного развития, атрибуты для творческих и спортивных игр, художественного развития.    

Взаимодействие с социумом

Взаимодействие педагогов ДОУ осуществляется со следующими структурами:

  1. Городской департамент образования – получение нормативно-правовых документов;  прохождение аттестации, лицензирования и аккредитации; участие в совещаниях, конференциях; взаимодействие с отделом дошкольного образования; получение юридических консультаций; участие в проведении и организации конкурсов; решение вопросов финансирования; предоставление отчетности; повышение профессиональной компетентности.
  2. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» - методическое обеспечение; повышение квалификации педагогических кадров; экспериментальная деятельность; участие в методических объединениях; обмен опытом.
  3. Городской центр психолого-медико-социального сопровождения – предоставление отчетности; методическое обеспечение; участие в совещаниях; повышение профессиональной компетентности; участие в творческих группах, семинарах; обмен опытом работы.
  4. Образовательные учреждения (школами) округа – преемственность в воспитании и образовании дошкольников.
  5. Медицинские учреждения – охрана жизни и здоровья детей.
  6. Учреждения культуры (театр кукол «Арлекин», Омская филармония, театр Л. Ермолаевой,  Калаченский кукольный театр и др.) – художественно-эстетическое воспитание; нравственное воспитание; организация досугов.

2.  Проблемно-ориентированный анализ состояния ДОУ

         

  1.  Состояние здоровья детей

              За последние годы  в ДОУ увеличился списочный состав детей, т.к. отмечается высокая потребность в посещении учреждения детьми, особенно раннего возраста, от года до трех.

                                                                                           Диаграмма №1

                           

                      Среднесписочный состав детей в ДОУ

             Для проведения комплексной оценки здоровья детей мы используем следующие критерии: уровень физического состояния организма; заболеваемость детей; уровень физического развития; психологическое развитие детей; адаптация к образовательному процессу.

                                                                             Диаграмма № 2

               

   Распределение по группам здоровья  поступивших в ДОУ детей

              Из анализа видно, что существуют проблемы со здоровьем дошкольников, только 45% из поступивших детей в 2007 году и 49% из всех посещающих детей ДОУ, относятся к I группе здоровья. Отмечается тенденция увеличения хронических патологий  у вновь поступающих детей, часто встречающиеся: неврологические, гастрологические, лор -заболевания. Причинами поступления детей в ДОУ преимущественно со II группой заболевания, на наш взгляд, является ухудшение экологической и социально-экономической среды.

                                                                                           

                                                                                                     Диаграмма №3

                          Анализ заболеваемости детей ДОУ

               Анализ физического здоровья детей показал, что снижается средний показатель заболеваемости. Это связано с улучшением контроля над проведением оздоровительных мероприятий, включающих физическое развитие, закаливание, занятия в бассейне, прогулки. Каждый ребенок в детском саду ежедневно получает витаминизацию третьего блюда. Но показатели заболеваемости все же еще удручающие. Часто встречающимися на данный момент, являются ОРЗ и ОРВи. Социально неблагополучная среда, в которой находятся будущие мамы (курение, алкоголь, роды в раннем возрасте), низкая двигательная активность детей, недостаточное пребывание детей на свежем воздухе – все это приводит к ослаблению детей, что обуславливает и отставание в физическом развитии. Эти проблемы должны найти свое решение в разрабатываемой программе и в первую очередь, в работе с родителями.

                                      2.2. Физическое развитие детей.

             Обследование физических качеств детей проводятся в ДОУ 2 раза в год, в начале года, когда группа сформирована полностью и в конце года, когда проделана определенная работа по данному направлению с учетом возраста и индивидуальных особенностей группы. Для оценки развития физических качеств ежегодно нами используются нормативы, которые отражают уровень физической подготовки детей от 3-х до 7-ми лет.

                                                                                                   

                                                                                                     Диаграмма № 4

               

                           Уровень развития детей по физическому воспитанию

            Сравнительный анализ полученных данных показывает рост уровня развития физических качеств детей. Эти результаты достигнуты благодаря индивидуальному подходу к детям на основе диагностики физического развития, комплексного подхода к оздоровлению дошкольников. Однако рост, как видно из диаграммы, незначительный, это связано с тем, что в детском саду на организованный двигательный режим отводится только 20% общего времени пребывания ребенка в ДОУ. Одна из причин – недостаточное количество современного оборудования для развития двигательных навыков в группах, в спортивном зале, на спортплощадке, на групповых участках. Еще одна из причин -  недостаточно высокий уровень знаний педагогов  о новых современных подходах к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников. Эту причину можно вывести на первое место, при планирование дальнейшей работы по этому аспекту.

 

2.3. Психическое развитие детей

             

                На каждом возрастном этапе развитие психических качеств ребенка зависит от физического состояния, социальных условий, воспитания и обучения. Доказано, что между психическим развитием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь. Только у физически здорового ребенка существует возможность гармоничного развития во всех сферах.  Поэтому следующим направлением исследования явилось психологическое здоровье, в частности – адаптация к условиям детского сада, а так же изучение уровня психологического развития и свойств личности детей ДОУ.

              Данные исследования говорят об удовлетворительном состоянии адаптационных механизмов детей, поступивших в детский сад, тяжелые случаи встречались редко, доминируют легкие и средние степени адаптации.

                             

                                                                                       

                                                                                        Диаграмма № 5

                      Степени адаптации детей к детскому саду.

                Из выше приведенной диаграммы видно, что дети в целом чувствуют себя в детском саду комфортно, как правило они испытывают положительные эмоции от общения друг с другом и со взрослым. Это успешный показатель предварительной работы педагогов МОУ с семьями поступающих детей.

                Однако при дальнейшем обследовании детей, в ДОУ выявлено 32% детей с эмоционально-поведенческими проблемами:

  1. 6% - с общей повышенной тревожностью;
  2. 12% - с агрессивно-поведенческими реакциями;
  3. 10% - с ситуативной тревожностью;
  4. 2% - со сниженной самооценкой, застенчивы в общении.

Это послужило поводом проведения исследования эмоционального самочувствия детей в семье.

                                                                                      Диаграмма № 6

                 Эмоциональное самочувствие детей ДОУ в семье

18% - испытывают дефицит любви и положительного эмоционального общения

82% -чувствуют себя в семье комфортно

        

              Причинами, на наш взгляд,  индивидуальные и физиологические особенности ребенка; тип воспитания в семье, неполная семья.

              Для изучения и выявления уровня психического развития и свойств личности у детей в детском саду  нами используются различные экспериментальные психологические методики.

                                                                                               

                                                                                                                    Диаграмма № 7

Средние показатели развития психологических процессов у

детей старшего дошкольного возраста

                 По выше приведенной диаграмме видна динамика развития психологических процессов, что является результатом коррекционной работы с детьми педагогом-психологом, индивидуальной работы с детьми и родителями воспитателями детского сада.

  1.  Готовность к обучению в школе.

                Готовность к школе рассматривается нами как достижение ребенком школьной зрелости. Школьная зрелость предполагает такой уровень развития организма ребенка, при которой он может справиться с требованиями школьного обучения.

               Поэтому в первую очередь мы должны исследовать эту школьную зрелость, которая определяется не только интеллектуальной, но и физической готовностью ребенка к школе. Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к перестройке всего образа жизни.

                                                                                                       

                                                                                                         Диаграмма № 8

                 Успеваемость выпускников ДОУ в СШ № 89

              Не смотря на высокие показатели познавательной активности выпускников детского сада, педагоги школы отмечают, что у 20-25% детей наблюдаются быстрое снижение работоспособности, быстрая утомляемость, раздражительность, преобладание игрового мотива над учебным. Это обусловлено недостаточной работой педагога-психолога с детьми, родителями, воспитателями. Необходимо подробнее и четче планировать работу со школой, а так же работу с родителями по вопросам подготовки детей к школе. К сожалению, большинство родителей считают главной целью детского сада подготовка ребенка к жизненной карьере, а средством ее достижения – интеллектуальное развитие. Безусловно, это проблемная информация, которая должна учитываться при разработке концептуальных основ программы.

  1.  Нравственно-социальное развитие детей.

                Работая с 2004-2005 учебного года по программе развития «Формирование нравственно-эстетической культуры у дошкольников», под нравственным  развитием мы предполагаем формирование у детей  «нравственные основы отношений». С помощью которых учим детей оценивать свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций, понимать и видеть такие личностно-значимые черты как:

  1. Отзывчивость;
  2. Гуманность;
  3. Доброта;
  4. Любовь к природе и ее красоте и т.п.

Должное внимание педагоги ДОУ уделяют развитию культуры поведения детей. Речевые нормы осваиваются в единстве с  изучением общих правил общения. Хочется отметить, что наши дети не только имеют представление о правилах культуры поведения, но и навыки, соответствующие возрасту, проявляют внимание и уважение к старшим. По проведенному опросу детей старших и подготовительных к школе групп о понимании моральных требований, видны следующие результаты:

                                                                                                         Диаграмма № 9

             

        Знание и понимание детьми ДОУ моральных общечеловеческих требований.

                   Видна явная динамика в сторону высокого и среднего уровней. Дети не только понимают моральные требования и критерии моральных оценок, но и учатся следовать нормам морали. С учетом ситуации   дети в общении используют различные этикетные формы . Большинство детей ДОУ приветливы, доброжелательны, с желанием вступают в общение с новыми людьми. Этому способствует не только культура педагогов, беседы, занятия с детьми, но и главное – решение детьми проблемных ситуации, отработка навыков в игровых ситуациях и упражнениях. Педагогами разработаны индивидуальные планы работа с детьми по данной проблеме, в которых учтены возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей группы, особенности взаимоотношения с родителями.

                  Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношение с другими людьми зарождается, и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Ответственная роль в формировании детских межличностных отношений принадлежит педагогам, работающим с дошкольниками. Одна из главных задач, как уже было сказано выше, - это формирование гуманного отношения к людям и коммуникативных способностей детей.

                    Нравственно-социальное развитие детей осуществляется во всех видах деятельности воспитательно-образовательного процесс ДОУ (режимные моменты, труд, игровая и свободная деятельность занятия).

                                                                                               Диаграмма № 10

                  Результаты нравственно-социального развития детей

                   а)  Ребенок и взрослый                        

                   б) Ребенок и сверстники

                    в) Отношение к самому себе

                 Согласно полученным данным, видна явная динамика в сторону высокого и среднего уровня, но работать есть еще над чем. Необходимо и дальше  уделять особое внимание коррекционным занятиям с детьми педагогу-психологу, воспитателям, которые способствуют повышению самооценки детей, вести просветительскую  работу с родителями, повышать профессиональный уровень воспитателей по данной проблеме.

  1.  Художественно-эстетическое развитие детей.

   

               

               Художественно-эстетическое воспитание, в нашем ДОУ  реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Воспитатели стараются развивать у детей любовь к прекрасному, обогащать их внутренний мир, приобщать к искусству. Одной из частью художественно-эстетического воспитания является изобразительная деятельность. Она тесно связана с разными разделами воспитания и обучения детей (игрой, музыкальной деятельностью, художественно-речевой, театрализованной и др.) И так как в изобразительной деятельности дети отражают впечатления, полученные из окружающей жизни, в том числе от игр, занятий, книг. Праздников, прогулок в детском саду. То она аккумулирует всю воспитательно-образовательную работу с детьми.

                Диагностирование уровней овладения детьми старшего дошкольного возраста изобразительной деятельностью показало:

                                                                                                 

                                                                                                               Таблица № 1

             Уровень овладения детьми ДОУ изобразительной деятельностью

Критерии диагностики

Уровни проявления

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Сформированность умений рисования

Высокий

25%

30%

30%

Средний

46%

50%

54%

Низкий

29%

20%

16%

Сформированность умения лепки

Высокий

30%

31%

30%

Средний

47%

49%

57%

Низкий

23%

205

13%

Сформированность умений по аппликации

Высокий

23%

26%

24%

Средний

54%

56%

62%

Низкий

23%

18%

16%

Сформированность знаний о народном декоративно-прикладном искусстве

Высокий

30%

35%

42%

Средний

60%

65%

52%

низкий

10%

0%

6%

          Согласно полученным данным, для детей старшего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность умений рисования, лепки, аппликации. Это связано с недостаточно высоким уровнем знаний и  профессионального умения воспитателей.

  1.  Сотрудничество  ДОУ с родителями.

             Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.

             Среди разнообразных функций семьи:

  1. репродуктивная;
  2. хозяйственно-бытовая;
  3. организации семейного досуга;
  4. социализация;
  5. общение и др.,

важное место занимает функция воспитания, она включает не только целенаправленное воздействие на детей, но и всю систему взаимоотношений внутри семьи, которая формирует личность ребенка.

             Исследования отечественных социологов (В.с. Собкин, Е.М. Марич) показывают, что 75,5% родителей дошкольников среди предпочитаемых жизненных ценностей называют «воспитание детей». На втором месте стоит счастливая семейная жизнь (67,7%), на третьем месте – хорошее здоровье (53,9%). Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

              Педагогический процесс в ДОУ – это творческое взаимодействие субъектов:

                                                                   Ребенок

                                   Родитель                                            Педагог

             

              Детский сад осуществляет интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

  1. с семьями воспитанников;
  2. с родителями бывших воспитанников;
  3. с родителями будущих воспитанников.

Основными направлениями этого взаимодействия в ДОУ являются:

  1. изучение потребности родителей в образовательных услугах для перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации. С этой целью и проводятся у нас анкетирование, беседы, социологические исследования;
  2. просвещение родителей с целью повышения психолого-педагогической культуры.

            Рассмотрим некоторые характеристики семей воспитанников. Воспитанники ДОУ – дети с различным социальным статусом:

                                                                                                              Таблица № 2

                         Социальный состав семей воспитанников ДОУ

Социальный статус семьи

2005 год

2006 год

2007год

Служащие

25 %

26%

26%

Рабочие

47%

46%

47%

Предприниматели

12%

10%

8%

Домохозяйки

15%

12%

12%

Студенты

1%

3%

4%

Безработные

0

3%

3%

                                                                                                                Таблица № 3

                                    Состав семьи воспитанников ДОУ

Состав семьи

2005 год

2006 год

2007 год

Полная семья

65 %

60%

57%

Не полная семья

35%

40%

43%

С одним ребенком

64%

60%

62%

С 2-я детьми

35%

38%

36%

Многодетная семья

1%

2%

2%

                                                                                                             Диаграмма № 11

                                    Статус семьи по образованию

              Социально-экономические преобразования, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитании детей в семье. В настоящее время наблюдаются:

  1. трудности строения семьи на фоне кризисов;
  2. личные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжения; рост чувства одиночества; и т.п.)

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов дошкольного воспитания. Кроме того, установлено, что повысились требования родителей к качеству и разнообразию образовательных услуг. Родители  наших воспитанников  стараются принимать активное участие в жизни детского сада.  Воспитатели групп разрабатывают планы работы с родителями.   В ДОУ стало традицией проводить совместно праздники, экскурсии, пешие походы. Однако при организации работы с родителями возникают определенные трудности:

  1. неуверенность родителей, их эмоциональная нестабильность;
  2. незнание родителями индивидуальных и психофизиологических особенностей своих детей, их  возрастных предпочтений и потребностей;

     На наш взгляд одной из причин выше указанных проблем является недостаточный уровень готовности педагогов к взаимодействию с семьей. Воспитатели испытывают трудности в постановке конкретных задач и в выборе соответствующих методов.

              Таким образом, в результате проблемно-ориентированного анализа выявлены следующие проблемы:

  1. общее снижение физического здоровья детей; несоответствие двигательной активности детей и развития основных физических качеств;
  2. недостаточный уровень знаний у педагогов о современных методах и приемах;
  3. неэффективное взаимодействие с семьей и как следствие: низкий уровень психолого-педагогической грамотности у большинства родителей; недостаточное владение педагогами ДОУ приемами коммуникативного общения и методами эффективного взаимодействия с родителями; отсутствие согласованной совместной деятельности педагогов, психолога и родителей при осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  4. недостаток современного оборудования, для развития двигательных навыков детей начиная с раннего возраста; неукомплектованность пространственно-предметной среды в группах, вследствие чего замедляется познавательное развитие детей и отсутствует творческая активность.

                         

  1. Концепция дошкольного образовательного учреждения

               На основе проблемно-ориентированного анализа состояния ДОУ выделены следующие приоритеты в ее развитии: комплексное оздоровление дошкольников; создание для них оптимальной здоровьесберегающей среды. Решение выявленных проблем видится во взаимодействии детского сада, семьи и здравоохранения.

               Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранение здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

               Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

               На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей – это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

                Здоровьесберегающая педагогика базируется на следующих принципах:

  1. Принцип гуманизации – признание образование как развитие, идущего от самой личности. Создание  психолого-педагогических условий для развития внутренних задатков ребенка, его познавательных процессов.
  2. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  3. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
  4. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
  5. Принцип единства диагностики и коррекции – правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов развития и оздоровления на основе полученных данных.
  6. Принцип систематичности – реализация физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
  7. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

            Начиная работу по изучению проблемы по этому вопросу, мы изучили литературу по физическому воспитанию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо для осознания того, как эта проблема формулируется учеными-дидактиками и разработчиками методики физического воспитания.

             В качестве научной основы концепции использованы труды известных теоретиков и практиков в области психологии и педагогики. В основу программы развития положены следующие положения:

  1. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладывается основы здоровья будущего взрослого человека, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функции организма, приобретаются привычки, формируются представления и характер. Поэтому именно в этот период необходимо формировать у ребенка основы здорового образа жизни, учить его быть здоровым физически, психологически и нравственно. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев)
  2. Признание самоценности дошкольного периода развития (А.В. Запорожец).  Согласно этой теории, основной путь развития ребенка – это его обогащение, пополнение наиболее значимыми  для дошкольника формами и способами деятельности, что дает возможность сохранить и укрепить физическое и психологическое здоровье ребенка.
  3. Приоритет в создании эмоционального комфорта для ребенка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже). Положительное подкрепление успехов детей, эмоциональное общение взрослых с детьми, доброжелательная атмосфера их взаимодействия – это фон, на котором строится обучение и развитие ребенка.
  4. Опора на парадигму сопровождения (М.Р. Битякова). Направленность этого подхода заключается в организации  сотрудничества с ребенком, направленного на его самопознание, поиск путей самоуправления внутреннего мира; способность строить педагогический процесс по модели субъект – субъектного взаимодействия с ребенком на основе изучения его способностей и личностных качеств.
  5. Каждый ребенок развивается в своем темпе и имеет определенные наклонности, поэтому задача педагогов состоит в создании условий для естественного личностного развития ребенка и бережном отношении к этому процессу. ( Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)

           Здоровье – это комплексное и вместе с тем целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

            Физическое здоровье – это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

             Психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающим адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

              Социальное здоровье – понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

             Задача оздоровления детей в дошкольном возрасте считается одной из наиболее важных. Следует выделить и средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства – литературу, фольклор, произведения музыкального и изобразительного искусства.

               Выделенные средства можно группировать следующим образом:

1. Гигиенические и социально-бытовые факторы. К ним относится режим, сон, питание, инвентарь, игрушки, одежда и т.п. Отмечается, что соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания вызывает у ребенка положительные эмоции. Это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность.

2. Естественные силы природы. К ним относятся солнце, воздух, вода. По отдельности и в сочетании они являются важными средствами укрепления здоровья, повышения работоспособности. Солнце, воздух, вода используются как средства закаливания организма человека. Они вырабатывают приспособленность организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладания и т.п.

3. Физические упражнения выделяются учеными в качестве основного специфического средства физического воспитания. Это средство предназначено для развития двигательных действий.  

              Работа по использованию этой группы средств может проходить в детском саду в разных формах (В.Т. Кудрявцев):

  1. Физкультурные занятия (фронтальные и индивидуальные);
  2. Утренняя гимнастика (традиционная, нетрадиционная – дыхательная, звуковая, ритмическая);
  3. Самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием специально созданной взрослыми предметно-развивающей среды;
  4. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (подвижные игры, физические упражнения после сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физические упражнения на прогулках)
  5. Активный отдых (физкультурные праздники, досуги, дни здоровья и др.)

Важной задачей является восстановление статуса ДОУ как учреждений, признанных растить психически и физически здоровых граждан, формировать у детей потребность в хорошем здоровье, учить ответственно, относиться не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания.

                Таким образом, основным направлением по физическому развитию детей в дошкольном учреждении являются:

  1. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
  1. Организация режима дня ребенка в соответствии с особенностями возраста и физиологического развития;
  2. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты; общая длительность пребывания детей на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
  3. Полная реализация  триады (оптимальная двигательная активность, достаточная индивидуальная умственная нагрузка, преобладание положительных эмоциональных впечатлений);
  4. Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон;
  5. Организация режима дня в соответствии с сезонными особенностями;
  6. Санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями.
  1. Организация рациональной двигательной активности.

                   В.Т. Кудрявцев выделяет следующие принципы развития двигательной активности и оздоровления детей:

 Развитие воображения через особые формы двигательной активности детей. Развитие воображения становится необходимым условием при проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Задания предлагаются в  проблемной форме: игровые экспериментирования, имитация, инсценировка, перевоплощение, импровизация.

 Формирование осмысленной моторики: (ориентировка на позу, осваивание навыков рационального дыхания)

 Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности происходит благодаря  многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы – игры с элементами массажа с воздействием на биологически активные точки кожи.

  1. Полноценное питание.

Принципы организации питания:

  1. Выполнение режима питания;
  2. Гигиена приема пищи;
  3. Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
  4. Эстетика организации питания;
  5. Индивидуальный подход к детям во время питания;
  6. Правильная расстановка мебели.
  1. Система эффективного закаливания.

Основные факторы закаливания:

  1. Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
  2. Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
  3. Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
  4. Постепенно увеличивается время проведения закаливающих процедур.

                   Комплекс закаливающих мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима в течении дня;
  2. Правильная организация прогулки и ее длительность;
  3. Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
  4. Облегченная одежда детей в детском саду;
  5. Сон в трусах;
  6. Дыхательная гимнастика после сна;
  7. Мытье прохладной водой рук по локоть, шей;
  8. Полоскание рта прохладной водой;
  9. Комплекс процедур по «дорожкам здоровья»;
  10. Занятия в бассейне;
  11. Занятия  физической культурой босиком;
  12. Дозированный оздоровительный бег, и т.д.
  1. Создание у детей представления о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждую минуту пребывания ребенка в детском саду должно способствовать решению этой задачи, которая может осуществляться по следующим направлениям (по Р.Б. Стеркиной):

  1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  3. Развитие представления о строении собственного тела, назначении органов;
  4. Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояние и ощущения;
  5. Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улице и дорогах;
  6. Вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
  1. Профилактика заболеваний.

               Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

               С этой позиции в центре работы по полноценному развитию детей должны находиться:

  1. Семья, включая всех ее членов и условия проживания;
  2. ДОУ, где ребенок проводит большую часть своего «активного времени».

             

 Поэтому цель нашего ДОУ заключается:

  1. В организации комплексного оздоровления дошкольников путем создания оптимальных здоровьесберегающих факторов в совместной деятельности детского сада и семьи.

             

  Гипотеза:

  1. Физкультурно-оздоровительный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги совместно с родителями будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды.

           Для реализации поставленной цели и доказывания гипотезы, необходимо следующие личностные и управленческие задачи, поставленные с учетом выявленных проблем:

 

Личностные задачи

Управленческие задачи

  1. Укреплять физическое здоровье детей путем осуществления профилактических мероприятий и оздоровительных процедур, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
  2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью, воспитывать потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
  3. Развивать познавательную активность, психические функции и творческие способности детей.
  4. Формировать способности детей к обучению в школе на основе здоровьесберегающих факторов и технологий.
  5. Способствовать развитию эмоционально-волевой и социально-нравственной сфер, формируя устойчивые навыки социально-приемленного поведения.
  6. Формировать позитивные предпосылки  повышения самооценки детей как основного фактора развития здоровой личности.

  1. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развития.
  2. Целенаправленно вести работу с педагогами и родителями по пропаганде здорового образа жизни, укреплению и сохранению здоровья.
  3. Повышать профессиональную психолого-педагогическую компетенцию педагогов и родителей в области образования и воспитания, активизировать творческое самовыражение, заинтересовать в личном развитии и продуктивных формах взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
  4. Организовать сотрудничество детского сада и семьи, руководствуясь программой.
  5. Развивать физкультурно-оздоровительную и предметно-развивающую среду ДОУ, стимулирующую активность детей в разных сферах деятельности.
  6. Обеспечить укрепление материально-технической базы.
  7. Пополнить банк дидактических, педагогических, оздоровительных методик и здоровьесберегающих технологий.

                                  Модель комплексного оздоровления.

            Здоровый образ жизни является базовой основой для осуществления содержания программ развития и создает условия для полноценного физического, психологического и социального здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру и приобщает самого и окружающих к здоровому образу жизни.

                                             

                                                Физическое развития.

                                                   

                                                          с 2 до 4 лет

                Задачи

    Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

  1. Способствовать благоприятной адаптации детей в ДОУ, установлению добрых отношений с воспитателями и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
  2. Способствовать полноценному физическому развитию детей, обеспечивать полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками.
  3. Вызвать эмоциональный отклик и желание заниматься физическими упражнениями.

Занятия физической культурой (игровые, объединенные сюжетом, интегрированные), занятия в бассейне.

Утренняя гимнастика, взбадривающая гимнастика после сна, физминутки, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, релаксационные упражнения, профилактическая гимнастика, физкультурные упражнения, подвижные игры, физкультурные праздники и развлечения, закаливающие процедуры

                                               Предполагаемый результат

              Ребенок подвижен, жизнерадостен, активен. Преобладает положительные эмоции, адаптация проходит благоприятно. У ребенка сформировано положительное отношение к двигательной деятельности.

                                                     с 4 до 5 лет.

              Задачи

Учебная деятельность

 Внеучебная деятельность

  1. Укреплять здоровье, закаливать организм и развивать двигательную активность детей.
  2. Формировать положительный настрой и установочный интерес к физическим упражнениям.
  3. Воспитывать самостоятельность на основе двигательной и гигиенической культуры.

Занятия физической культурой (интегрированные, сюжетные, контрольные, итоговые, занятия-путешествия, занятия-прогулки) с использованием «Программы развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет» В.Т. Кудрявцева,  занятия в бассейне (Е.К. Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду»).

Утренняя гимнастика, взбадривающая гимнастика после сна, профилактическая гимнастика, подвижные игры, физминутки, физкультурные паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, точечный массаж. Закаливание воздушное и водное (солевые дорожки, хождение босиком, полоскание рта). Психогимнастика, релаксационные упражнения. Спортивные игры, праздники, развлечения.

                                                    Предполагаемый результат

                   Укрепление физического здоровья, повышение иммунитета, укрепление косно-мышечной системы. Снятие физического напряжения ребенка. Формирование устойчивого интереса к двигательной деятельности. Ребенок переносит освоенные двигательные навыки в самостоятельную деятельность.

                                                                 С 5 до 7 лет.

                Задачи

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

  1. Укреплять здоровье, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
  2. Развивать самостоятельность и инициативу в выполнении физических упражнений.
  3. Побуждать детей к проявлению творчества в двигательной активности.
  4. Приучать к планированию, контролю и оценке своих практических и игровых действий.

Занятия физической культурой (обучающие, сюжетные, интегрированные, контрольные, итоговые, занятия-путешествия)  с использованием «Программы развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет» В.Т. Кудрявцева,  занятия в бассейне (Е.К. Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду»).

Утренняя гимнастика, взбадривающая гимнастика после сна, профилактическая гимнастика, подвижные игры, физминутки, физкультурные паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, точечный массаж. Оздоровительный бег. Закаливание воздушное и водное (солевые дорожки, хождение босиком, полоскание рта). Психогимнастика, релаксационные упражнения. Спортивные игры, праздники, развлечения. Туристические походы.

                                              Предполагаемый результат.

               Укрепление физического здоровья, повышение иммунитета. Ребенок проявляет устойчивый интерес к физическим упражнениям и элементам творчества в двигательной деятельности. Стремиться к индивидуальности в своих движениях. Самоконтроль и самооценка постоянны.

                                             Социальное здоровье.

                  Разделы программы «Образовательная программа «Школа 2100» «Здравствуй, мир» и «Познаю себя» ориентируют детей на познания себя, бережное, заботливое отношение к миру и предлагают:

  1. формирование модели поведения ребенка как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи, другими детьми и взрослыми;
  2. усвоение основных социальных правил;
  3. развитие таких качеств, как уверенность в себе, в своих силах, доброжелательность, терпимость в общении, сочувствие, стремление к сотрудничеству, взаимопомощь, милосердие.

         Эффективность воспитания в значительной мере зависит от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми.

                                                   От 2 до 4 лет

              Задачи

Учебная деятельность

 Внеучебная деятельность

  1. Способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения.
  2. Постоянно учить детей осваивать элементарные правила культуры поведения.
  3. Формировать  характер и мотивацию на достижение успеха.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру., добрые чувства к животным и растениям.

Занятия ( игровые по подгруппам, сюжетные)

Игры: сюжетно-ролевые, творческие. Театральная деятельность. Прогулки.

                                         

                                        Предполагаемый результат.

                    Ребенок проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Самостоятельно воспроизводит некоторые формы культурного поведения, понимает правила поведения в группе. Проявляет сочувствие к окружающим.

                                                    С 4 до 5 лет.

              Задачи

Учебная деятельность

 Внеучебная деятельность

  1. Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
  2. Активно приобщать дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения.
  3. Развивать в ребенке стремление к самоутверждению и самовыражению.
  4. Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
  5. Воспитывать в ребенке активность и уверенность в себе.

Занятия по подгруппам по всем разделам программы «Школа 2100»

Игры: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные, интерактивные. Самостоятельная деятельность. Театральная деятельность. Прогулки, экскурсии, посещения общественных мест (театр, музей, школа и т.п.). Организация педагогом проблемных и практических ситуаций.

                                         Предполагаемый результат.

                     Ребенок активен, уверен в себе. Охотно вступает в общение. Стремится к самостоятельности. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами, рассказывает о себе. Выполняет элементарные правила культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Сформировано доброжелательное отношение к другим людям. Развито умение выражать свои чувства, мнение.

                                                           С 5 до 7 лет.

              Задачи

Учебная деятельность

 Внеучебная деятельность

  1. Расширять и обогащать область социально-нравственных ориентаций и чувств ребенка, его ценностной сферы.
  2. Углублять представления ребенка о себе, о своих личностных качествах, возможностях, достижениях.
  3. Развивать умения элементарного самоконтроля своих действий.
  4. Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
  5. Формировать новую позицию школьника, личностную готовность ребенка к школе.
  6. Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства.

Занятия по подгруппам по всем разделам программы «Школа 2100»

Игры: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные, интерактивные. Самостоятельная деятельность. Театральная деятельность. Прогулки, экскурсии, посещения общественных мест (театр, музей, школа и т.п.). Организация педагогом проблемных и практических ситуаций. Придумывание и проигрывание проблемных ситуаций. Конкурсы, соревнования.

                                             Предполагаемый результат.

                Ребенок активен, любознателен. Осознает свои возможности, достижения. Может оценить свои и чужие поступки с позиции общих ценностей. Умеет общаться со взрослыми и сверстниками, освоил основы культурного поведения и дружеских взаимоотношений. Сложились элементы произвольного управления собственной активностью. Ребенок хочет стать школьником, получить новый  социальный статус.

                                     

                                         Психологическое здоровье.

                   Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивает регуляцию поведения, адекватного условиям окружающей среды.

                   Эмоционально-положительное, содержательное общение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка.

                                           

Возраст

 

             Задачи

  Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

2-4 года

  1. Развивать эмоциональные состояния в имитационно-образных играх.
  2. Формировать умение сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, занятиях, совместных праздниках.

Занятия по подгруппам по всем разделам программ. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом.

Игры: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические. Психогимнастика, релаксационные упражнения. Праздника, развлечения. Театральная деятельность.

4-5 лет

  1. Формировать умения сравнивать разные ярко выраженные эмоциональные состояния человека, видеть проявления эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонациях, голосе.
  2. Развивать умения устанавливать связь между действиями и эмоциональным состоянием.

Занятия по подгруппам по всем разделам программ. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом

Игры: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические. Психогимнастика, релаксационные упражнения. Праздника, развлечения. Театральная деятельность. Проигрывание ситуаций детьми. Чтение художественной литературы. Беседы.

5-7 лет

  1. Формировать умение «проигрывать» эмоции в мимике, жестах, интонации, речи и соответственно реагировать.
  2. Способствовать умению активно проявлять эмоциональную отзывчивость: утешить, разделить переживаемые чувства.

Занятия по подгруппам по всем разделам программ. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом

Игры: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, творческие. Психогимнастика, релаксационные упражнения. Праздника, развлечения. Театральная деятельность. Проигрывание ситуаций детьми. Чтение художественной литературы. Беседы.

              Обеспечение реализации основных направлений программы.

             Направления (задачи)

                    Мероприятия

1. Техническое и кадровое обеспечение

  1. Приобретение необходимого оборудования (медицинского, спортивного, мебель)
  1. Осуществление ремонта (пищеблок, игровые площадки, прачечный блок)
  1. Оборудование помещений (уголки ОБЖ, прогулочные площадки, зимний сад)
  1. Пополнение среды нестандартными пособиями (объемные блоки, тренажеры)
  1. Введение дополнительных услуг (музыкально-театральная деятельность, спортивные секции)
  1. Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ.
  1. Оздоровительное:
  1. Организация здоровьесберегающей среды;
  2. Изучение передового опыта по оздоровлению детей;
  3. Сохранение уровня позитивного здоровья за счет профилактических мероприятий.

  1. Отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  2. Проведение цикла лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей;
  3. Разработка и реализация плана лечебно-оздоровительных мероприятий
  1. Валеологическое:
  1. Воспитание валеологической культуры дошкольников.

  1. Формирование у детей основ ЗОЖ;
  2. Классификация здоровьесберегающих технологий;
  3. Адаптация здоровьесберегающих технологий;
  1. Физическое развитие:
  1. развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности;
  2. повышение резистентности организма при использовании комплекса закаливающих процедур с использованием природных факторов;
  3. создание условий для формирования правильной осанки, укрепления и охраны здоровья детей.

  1. Использование нетрадиционных форм при проведении физкультурных занятий, досуговой деятельности и др.;
  2. Внедрение в физкультурную работу инновационных образовательных программ для ДОУ;
  3. Организация в теплый период утренней гимнастики на воздухе, проведение физкультурных занятий при открытых окнах в зимний период;
  4. Пополнение физкультурных уголков в группах;
  5. Использование тренажеров в самостоятельной деятельности детей.
  1. Психоэмоциональное благополучие:
  1. Создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста, групп риска;
  2. Формирование положительного отношения при общении со сверстниками и взрослыми;

  1. Организация психопрофилактической работы с детьми с использованием условий зимнего сада;
  2. Осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в детское учреждение;
  3. Создание банка диагностики коррекции психического развития детей;
  4. Пополнение развивающего и дидактического материала;
  1. Коррекционное:
  1. Создание условий для полноценного психофизического и эмоционального развития детей;
  2. Обучение детей адекватным формам поведения в проблемных ситуациях;
  3. Формирование навыка правильной осанки;
  4. Профилактика плоскостопия и миопии.

  1. Внедрение программы Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду»
  2. Использование нестандартного оборудования.
  1. Комплексная диагностика:
  1. Наблюдение, оценка, прогноз состояния здоровья детей с целью дальнейшей организации педагогического процесса

  1. Выявление основных направлений и системы мониторинга (медицинского, педагогического, психологического)
  1. Работа с родителями
  1. Организация постоянной, системной работы с родителями, направленной на совершенствование полноценного воспитательного процесса;
  2. Изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания, изучение проблем семьи;
  3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, установление единства требований по отношению к ребенку;
  4. Развивать у воспитателей умение общения с родителями;
  5. Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (выпуск газет, проведение консультаций, организация клуба «Здоровье»)

                        4. Критерии оценки эффективности программы.

    Для отслеживания эффективности реализации программы используются

                                   Личностные критерии:

            Критерии

      Показатели

         Методы оценки.

Физическое развития детей

  1. Состояние здоровья детей;
  2. Уровень заболеваемости;
  3. Уровень развития основных физических качеств;
  4. Уровень двигательной активности;
  5. Дети легко адаптируются в любой социальной среде.

Наблюдение, экспертная оценка, тестирование.

Сформированность навыков здорового образа жизни

  1. Уровень развития культурно-гигиенических навыков;
  2. Уровень потребности в здоровом образе жизни у детей и родителей;
  3. Полнота знаний об окружающей среде;
  4. Представления детей о строении собственного тела, назначении органов;
  5. Знания детей правил дорожного движения и противопожарной безопасности.

Наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, экспертная оценка.

Психологическое развитие

  1. Уровень развития психологических функций и их соответствие физиологическому возрасту детей;
  2. Уровень сформированность эмоционально-волевой и социально-нравственной сфер;
  3. Уровень развития познавательной активности;
  4. Уровень развития творческих способностей;
  5. Уровень социально-личностного развития.

Анкетирование, тестирование, наблюдение, экспертная оценка, беседы.

Готовность к школе

  1. Физическая готовность (биологическая зрелость и ее соответствие физиологическому возрасту)
  2. Личностная и социально-мотивационная готовность;
  3. Эмоционально-волевая готовность;
  4. Специальная готовность (интеллектуальная)

Наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертная оценка.

           

                               

                                Управленческие категории.

            Критерии

      Показатели

         Методы оценки.

Повышение качества профессиональной компетенции

  1. Аттестация;
  2. Самообразование;
  3. Обобщение опыта работы;
  4. Участие в мероприятиях городского уровня (конкурсах, конференциях, семинарах)
  5. Уровень развития профессиональной мотивации;
  6. Состояние социально-психологического климата в коллективе.

Диагностика, экспертная оценка, тестирование, опрос, отзыв, самооценка.

Взаимосвязь ДОУ с родителями

  1. Создание устойчивой системы взаимодействия родителей, детей и педагогов;
  2. Заинтересованность родителей в психолого-педагогическом просвещении;
  3. Участие родителей в проводимых мероприятиях;
  4. Изменение качества взаимодействия родителей и педагогов.

Анкетирование, наблюдение, диагностика, беседы, анализ.

Создание системы диагностики

  1. Наличие диагностических материалов;

Наблюдение, анализ, анкетирование, оценка, опрос.

Установка контактов с социальными институтами

  1. Участие в организации и проведении соревнований, конкурсов и других массовых мероприятий района, города;
  2. Участие в опытно-эксперементальной работе;
  3. Преемственность в работе со школой;
  4. Установление связи с учреждениями культуры: музеи, театры, спортивные школы.

Анкетирование, оценка, самоанализ.

                         5. Система управления в режиме развития.

Первый уровень – стратегическое управление.

Заведующий:

  1. Определяет стратегию развития;
  2. Несет персональную юридическую ответственность за организацию и жизнедеятельность учреждения;
  3. Создает благоприятные условия для развития;
  4. Обеспечивает условия для повышения квалификации педагогов;
  5. Поощряет и стимулирует творческую инициативу сотрудников;
  6. Организует работу родительского комитета;
  7. Осуществляет связь с социумом, активно использует возможности социума в реализации программы развития;
  8. Разрабатывает в соответствии с целями ДОУ на основе программы развития конкретные должностные обязанности сотрудников ДОУ;
  9. Уделяет первостепенное внимание созданию положительного образа, имиджа в своем районе, городе;
  10. Организует экспериментальную, исследовательскую работу в ДОУ

Педагогический совет:

  1. Определяет направления образовательной деятельности ДОУ;
  2. Отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;
  3. Рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  4. Организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
  5. Анализирует состояние образовательных программ в ДОУ, выполнение программ, состояние здоровья детей, готовность их к обучению в школе;
  6. Анализирует недостатки, принимает решения для их устранения.

Родительский комитет:

  1. Изучает образовательные потребности родителей;
  2. Контролирует использование целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды ДОУ;
  3. Содействует совершенствованию материально-технической базы ДОУ, благоустройству его территории и помещений.

Второй уровень – тактическое управление.

Заместитель заведующего по АХЧ:

  1. Обеспечивает условия для предупреждения травматизма в ДОУ;
  2. Создает материально-технические условия;
  3. Контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий.

Старший воспитатель:

  1. Вместе с заведующим ДОУ осуществляет руководство ДОУ;
  2. Создает благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
  3. Разрабатывает, планирует и внедряет программу развития ДОУ;
  4. Создает имидж ДОУ среди населения;
  5. Организует образовательно-воспитательную работу с детьми;
  6. Организует исследовательскую работу в ДОУ;
  7. Развивает сотрудничество с другими ДОУ, школами, детскими центрами и т.п.;
  8. Планирует учебно-воспитательную, методическую работу ДОУ;
  9. Организует выявление и обобщение, изучение и внедрение передового опыта работы;
  10. Готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета, семинары, консультации, конкурсы.
  11. Организует работу творческой группы.

Педагог-психолог:

  1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического благополучия детей;
  2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;
  3. Оказывает помощь детям, родителям, педагогическому коллективу в решении проблем, проводит психологическую диагностику;
  4. Составляет психолого-педагогическое заключение по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей  в проблемах личностного и социального развития ребенка;
  5. Участвует в планировании и разработке программ развития ДОУ;
  6. Формирует психологическую культуру детей, педагогов, родителей.

Старшая медицинская сестра:

  1. Контролирует санитарное состояние помещений и участков ДОУ;
  2. Обследование детей по скрининг-программе и выявление патологии;
  3. Утверждает списки часто и длительно болеющих детей;
  4. Контролирует соблюдение санитарно-противоэпидемического режима по назначению врача;
  5. Обеспечивает организацию оздоровительных мероприятий и осуществляет контроль за соблюдением режима дня, проведением утренних гимнастик, физкультурных занятий и прогулок с детьми,
  6. Проводит санитарно-просветительскую работу среди родителей и работников ДОУ;
  7. Участвует в педагогических совещаниях, в медико-психолого-педагогических совещаниях в соответствии с программой развития;
  8. Участвует в планировании и разработке программы развития ДОУ.

Третий уровень – оперативное управление.

Воспитатель:

  1. Совместно с медперсоналом ДОУ регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей;
  2. Планирует и осуществляет учебно-воспитательную работу в соответствии с программой развития в тесном контакте с другими специалистами дошкольного учреждения;
  3. Изучает индивидуальные особенности и склонности детей, умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития личность каждого ребенка;
  4. Создает необходимые условия в группе для успешной реализации программы;
  5. Совместно с музыкальным руководителем и тренером по физической культуре проводит праздники, развлечения с детьми и родителями;
  6. Участвует в управлении делами коллектива, в работе педсовета, методобъединений, консультаций, семинаров, внедряет передовой опыт работы;
  7. Постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием;
  8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает к активному сотрудничеству с детским садом;

Инструктор по физкультуре:

  1. Определяет показатели двигательной подготовленности детей;
  2. Планирует и проводит коррекционную работу отклонений в физическом развитии детей;
  3. Осуществляет образовательную деятельность в соответствии с программой развития;
  4. Внедряет новые здоровьесберегающие технологии;
  5. Участвует в разработке программы развития ДОУ.

Психолого-педагогический консилиум:

  1. Оказывает помощь педагогам в решении вопросов дифференциации образовательного процесса;
  2. Проводит проблемный анализ результатов психолого-педагогической диагностики детей всех возрастных ступеней;
  3. Разрабатывает рекомендации по преодолению выявленных проблем.

Творческая группа:

  1. Проводит исследования на базе образовательного учреждения;
  2. Готовит рекомендации по использованию созданного опыта;
  3. Участвует в создании программы развития ДОУ.

Помощник воспитателя:

  1. Помогает воспитателю в организации образовательного процесса, укреплении здоровья;
  2. Отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей;
  3. Помогает проводить воспитателю закаливающие мероприятия, готовит все необходимое для их проведения;


                         Этапы реализации программы.

    Этапы и сроки

                      Основные задачи

I этап  (2009 – 2010)

Диагностико-конструирующий.

  1. Создание творческой группы для разработки программы развития ДОУ.
  2. Изучение научно-методической литературы, программ и технологий дошкольного образования.
  3. Проблемно-ориентированный анализ состояния здоровьесберегающей среды и образовательного процесса.
  4. Разработка критериев оценки эффективности работы ДОУ.
  5. Разработка учебно-воспитательных планов, методических и диагностических материалов по использованию здоровьесберегающих технологий.

II этап (2010-2013)

Этап внедрения программы

  1. Освоение и внедрение новых здоровьесберегающих технологий.
  2. Создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов, родителей.
  3. Накопление практического материала.
  4. Привлечение родителей к совместной деятельности.

III этап (2013-2014)

Этап полной реализации

  1. Определение эффективности разработанной технологии по реализации программы развития ДОУ.
  2. Анализ, корректировка, обобщение и оформление результатов работы.


                                                                                                Приложение 1

                        Скрининг-программа обследования детей.

Анкетный тест – опрос родителей

Оценка физического развития и физической подготовленности

    I этап – доврачебное обследование

   II этап – осмотр врачом-педиатром

Комплексная оценка состояния здоровья детей

Выявление детей с хронической патологией

III этап – осмотр врачами-специалистами поликлиники

Диспансерное наблюдение

        

                                                                                                           Приложение 2

                Структура управления ДОУ в режиме развития.

Заведующий ДОУ

Творческая группа

Помощник воспитателя

Психолого-педагогический консилиум

Инструктор физической культуры

Старшая медицинская сестра

Педагог-психолог

Старший воспитатель

Заместитель заведующего АХЧ

Родительский комитет

Педагогический совет

Воспитатель

        

                                                                                              Приложение 3

               

                      Модель психодиагностической работы ДОУ.

Психологический запрос

Профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка

В соответствии с профессиональной компетенцией и на уровне возможной помощи

Программа развития и коррекции

Непосредственное наблюдение за ребенком

Педагогическая часть

Психологическая часть (работа психолога)

Работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога

Коррекционная работа педагога-психолога

Работа педагога в соответствии с рекомендациями психолога

Рекомендации заинтересованным лицам (педагогам, родителям)

Психологический диагноз

Сбор информации

Беседа с родителями и педагогами

Психологическая проблема

Запрос самому себе

Запрос заинтересованных лиц (педагог, родитель)

                                       

        

                                                                                                  Приложение 4

Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями.

Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов)

Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения)

Консультативная индивидуальная помощь (по запросу)

Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания

Коррекция родительских установок

Сбор информации

Совместное обсуждение планов на будущее

VII этап. Перспективный

Дискуссии (совместное обсуждение проблем)

Современные мероприятия (с привлечением группы риска)

VI этап. Интегративный.

V этап. Рефлексивный.

IV этап. Индивидуальная работа.

Выявление проблемы

III этап. Работа с группой риска

Встречи со специалистами

Наглядная агитация

II этап. Общепрофилактический

Выделение группы риск

I этап. Ознакомительный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа средняя группа программа"Развитие"

Данная программа разработана с учетом современных требований ФГТ. Программа предназначенна для среднегодошкольного  возраста....

"Играй - ка" программа развития и фото к программе

"Играй - ка" программа развития интеллектуальных спосбностей через использовние развивающих игр...

Программа действий воспитателя МБДОУ №2. По реализации Программы развития ДОУ на 2012-2014 года.

Программа разработана на основе Программы развития ДОУ на 2012-2014 года в соответствии с требованиями нормативно- правовых документов,определяющих приорететные направления развития качества образован...

Рабочая программа по реализации основной общеразвивающей программы "Развитие" Л.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей среднего возраста 4-5 лет

Цель программы: создание условий для становления познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-личностной и физически развитой личности, через создание единого образовательного простран...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией В.А. Венгера

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие»  под редакцией В.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей старшего возраста 5-7 лет (II год обу...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...