Оздоровительная программа МБДОУ
методическая разработка по теме

Оздоровительная программа МБДОУ включает в себя материалы по систематизации деятельности по сохранению и укреплению детей в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnaya_programma_mbdou.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Добрянский детский сад № 19"

ЗДОРОВЫЙ  МАЛЫШ

Программа оздоровления детей

раннего и дошкольного возраста


Раздел 1

  1. Общие положения

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное  физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние общества, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей.  Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Образовательная программа представляет собой систему мер, направленных на управление оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества. Программа позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей

  1. Информационно-аналитическая справка

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Добрянский детский сад № 19" действует:

  1. группы дошкольного возраста – 9
  2. группы раннего возраста –2
  3. оздоровительная группа  (ДЧБ с  XI  2008г) – 13 детей

Оздоровление в течение года проводилось:

- дибазолопрофилактика         с 26.01 по 8.02,  с 23.08 по 5.09,  с 22.11 по 5.12   2004

- йодированная соль                 постоянно

- фторированная соль                по мере поступления

  1. стоматологическая профилактика

                       - санация полости рта                200 детей

                  -  фтор-лак                         I-II; III; XI 2004  - 115 детей

  -  серебро                                II; III; XI   - 29 детей

 -   полоскание полости рта после каждого приема пищи

              -  чистка зубов ежедневно

- корригирующая гимнастика  2 группы – 13 детей

  1. комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки

фитобар: фиточаи после физкультурных занятий с 1 по 10 число каждого месяца

        На период эпидемического подъема ОРВИ и гриппа применяется:

  1. оксалиновая мазь в нос 2 раза в день
  2. интерферон в нос 2 раза в день
  3. витамин «С» 1 драже 3 раза в день
  4. фитонциды (лук, чеснок)
  5. массаж БАТ
  6. отвары из трав душицы, зверобоя

Профилактика близорукости:

  1. гимнастика для глаз
  2. контроль за освещением

Используются разные виды закаливания, другие методы оздоровления (аромотерапия, полоскание горла ит.д.)

Обследовано на энтеробиоз 67 детей

                        Выявлено 4чел.

                        Пролечено 4 чел.

Обследовано логопедом 77 детей

                        С нарушение речи  32 ребенка

                        Занимаются в логопункте 21 ребенок

Обследовано психологом группы детей раннего возраста и подготовительная к школе

        Ведется постоянная информационно-просветительская работа среди родителей, работа по формированию валеологической культуры среди детей.

  1. Цель и задачи программы

Программа оздоровления детей раннего и дошкольного возраста  направлена  на  сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в  деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  1. Активизировать мотивацию сотрудников ДОУ к увеличению эффективности оздоровительной работы ДОУ
  2. Активизировать  мотивацию родителей, дети которых посещают ДОУ в поддержке деятельности по оздоровлению детей.
  3. Разработать стратегию улучшения здоровья детей
  4. Повысить качества медико-социальных  условий развития ребенка
  5. Формировать у детей и родителей потребность в осуществлении здорового образа жизни.

  1. Нормативно-правовое обеспечение программы
  1.   Конвенция о правах ребенка
  2.    Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43
  3.    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24..07.98, № 124-ФЗ (с изменениями от 20.07.2000)
  4.    Закон «Об образовании»
  5.    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением  Правительства РФ
  6.    Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений
  7. Письмо Минздрава России «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» от 21.12. 99 № 13-16 / 42
  8. Инструктивно-методическое письмо МО  РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03.2000 № 65/23-16
  9. Устав детского сада.  

Ожидаемые результаты

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья
  2. Повышение уровня адаптации детей к условиям современной жизни
  3. Создание условий для успешной медико-педагогической деятельности ДОУ
  4. Создание системы оздоровительной работы в ДОУ и семье
  5. Снижение уровня заболеваемости

Раздел 2

  1. Основные принципы программы
  1.  Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности
  4. Принцип адресованности  и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья
  5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
  1. Основные направления программы

Профилактическое

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации
  2. Выполнение санитарно-гигиенического режима
  3. Проведение обследований по скрининг-программе и выявлений патологий
  4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
  5. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики
  6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний

Организационное

  1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
  2. Определение  показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья
  3. Составление индивидуальных планов оздоровления
  4. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  5. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе  детей. Родителей и сотрудников

Лечебное

  1. Противорецидивное лечение хронических заболеваний
  2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии
  3. Дегельминтизация
  4. Антиструминопрофилактика эндемического зоба
  5. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Раздел 3

3.1 Обеспечение реализации основных направлений программы

Техническое и кадровое обеспечение

1.

Приобретение необходимого оборудования

- медицинского

- технологического

- спортивного

В течение учебного года

Заведующая, зам. зав. по АХЧ

2.

Осуществление ремонта:

- пищеблока

- игровых площадок

VI – VIII

Заведующая, зам. зав. по АХЧ

3.

Оборудование помещений:

- зимнего сада

- уголка ОБЖ

- мини - музея

VII - X

Заведующая, зам. зав. по ВМР

4.

Пополнение среды нестандартными пособиями:

- зрительно-телесными тренажерами (В.Ф. Базарного)

-  объемными модулями                        

В течение учебного года

специалисты, воспитатели

5.

Введение дополнительных услуг:

-  музыкально-ритмический кружок

-  изостудия

В течение учебного года

зам. зав. по ВМР специалисты,

6.

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение  ТБ при организации воспитательно-образовательного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования)

В течение учебного года

зам. зав. по АХЧ

Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение

1.

Разработка программы оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий

X

зам. зав. по ВМР

мед. работники

2.

Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик воспитательно-образовательного процесса

I

зам. зав. по ВМР

3.

ПОИСК, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

В течение учебного года

зам. зав. по ВМР

4.

Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам.


1X

зам. зав. по ВМР  

5.

Проведение упорядочения нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных  занятий, введение каникул, гибкий график занятий)

В течение учебного года

зам. зав. по ВМР

6.

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей

В течение учебного года

Воспитатели, специалисты

7.

Введение специальных занятий (ОБЖ, валеология)

В течение учебного года

Воспитатели

8.

Проведение валеологизации всего воспитательно-образовательного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия)

В течение учебного года

зам. зав. по ВМР

9.

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых моделей

В течение учебного года

зам. зав. по ВМР специалисты, воспитатели

10.

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (информационно-просветительская работа: лекции, консультации, стенды)

В течение учебного года

зам. зав. по ВМР воспитатели

11.

Участие в конференциях, семинарах, совещаниях разного уровня по вопросам оздоровления

В течение учебного года

Заведующая, зам. зав. по ВМР специалисты, воспитатели

3.2  Условия реализации программы

  1.  Физкультурный зал с современным и нестандартным оборудования;
  2. музыкальный зал для проведения ритмопластики с детьми;
  3. фитобар;
  4. экологическая комната;
  5. процедурный кабинет;
  6. физиотерапевтический кабинет;
  7. кабинет психолога;
  8. кабинет логопеда;
  9. физкультурные центры в группах, где имеются пособия для разных видов движений, картотеки подвижных игр, игровых упражнений, картотеки дыхательных упражнений
  10. имеются в группах раннего возраста ионизаторы, аромолампы

Раздел 4

4.1  Система комплексной оздоровительной работы и условия ее реализации

Направления и разделы работы

Формы и содержание

Контингент детей

1. Обеспечение  здорового ритма жизни

-  щадящий режим (адаптационный период)

-  организация микроклимата и стиля жизни группы

-  учет биоритмов

 -  коррекция учебной нагрузки (по показаниям)

Все группы


Все группы

Все группы

Все группы

2. Организация режима двигательной активности

Регламентированная деятельность

- утренняя гимнастика

- физкультминутки

- физкультурно-оздоровительные занятия с использованием фитбольного мяча

- профилактические гимнастики (дыхательная, звуковая, улучшения осанки, плоскостопие, зрение, адаптационная после сна)

Частично-регламентированная деятельность

-  спортивные игры,

- подвижные игры на воздухе и в помещении

- спортивные праздники и досуги

- Дни здоровья

- ритмопластика

- подгрупповые и индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки и учетом исходного уровня здоровья и возможностей ребенка

- турпоходы

Нерегламентированная  деятельность

- самостоятельная двигательная деятельность детей


Все группы

Все группы

Ср, ст. возр


Все группы




Все группы

Все группы

Ср, ст. возр

Все группы

Ср, ст. возр

Все группы




Ср, ст. возр


Все группы

3. Оздоровительное и профилактическое сопровождение

Гигиенические и водные процедуры

- топтание по мокрой дорожке 120

- мытье рук,

- игры с водой

- обеспечение чистоты среды

Свето - воздушные ванны

- проветривание помещений (в том числе сквозное)

- сон при открытых  фрамугах

- местные и общие воздушные ванны

- солнечные ванны в летний период

- прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»)

-обеспечение теплового комфорта   в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по ФИЗО и для прогулок

Закаливание

- контрастное обливание ног (280- 360- 280)

- босохождение

- игровой  массаж

- обширное умывание

- дыхательная гимнасика

Аромо- и фитотерапия

- аромотизация помещений

- сеанс фитоаэроионизации

- фитопитание (чаи, отвары)

- аромоподушки

- аромомедальоны

Физиотерапия

- УФО

- тубус-кварц

Массажи

- общий оздоровительный

- по видам патологии

Стоматологическая профилактика


Все группы







Все группы









Все группы

Мл, ясли





Все группы

Мл, ясли


Все группы

Мл, ясли





Ср, ст. возр


Все группы

Психологическое сопровождение

Создание психологически комфортного климата в ДОУ:


- обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности

- личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми

- организация комплексных занятий по музейной педагогике с психологическими упражнениями

- оздоровление через народные праздники

- диагностика совместно с родителями и коррекция развития (в том числе консультации  родителей)

Свето и цветотерапия

- обеспечение светового режима

- цветовое  и световое сопровождение среды и образовательного процесса

Музыкальная терапия

- музыкальное сопровождение режимных моментов

- музыкальное оформление фона занятий

- музыкально-ритмические движения

Психогимнастика

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

-игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний    

- коррекция поведения



Все группы







Ср, ст.возр.



Ср, ст.возр





Все группы

Все группы



Ясли, мл


Все группы



Ясли, мл


Ср, ст.возр.



Все группы

Система работы по формированию основ здорового образа жизни

- Развитие представлений и навыков здорового образа жизни и поддержание здоровья

- воспитание общих и индивидуальных навыков интереса и любви к физической активности

- формирование основ безопасности жизнедеятельности (уровни психический и физический)

- курс лекций и бесед для детей и родителей

- спецзанятия по ОБЖ

Все группы


Все группы



Ср, ст.возр



Все группы

Организация питания

- сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными  нормами

- индивидуальное коррекционное питание в соответствии с соматической патологией

Все группы


Все группы

Раздел  5

5.1 План  улучшения здоровья детей

месяц

Наименование мероприятий

Дозировка

Контингент детей

IX

Сеанс фитоароионизации

15 мин 1 раз в день ежедневно

ясли

Смазывание носика (оксалиновая мазь)

2 раза в день  10 дней

Все дети

Настойка элеутерококка

Возрастная дозировка  ежедневно

Дети БЧБ

X

Витаминный напиток «Янтарный» (рябина красная)

1 раз в день

10 дней

Все дети

Фиточай «Лечебный»  (корень девясила, календула, подорожник, чабрец)

1 раз в день

10 дней

Дети БЧБ

Лечебное орошение зева

1 раз в день

10 дней

Дети БЧБ

XI

Полоскание горла настоем трав - эвкалипт, шалфей, календула, ромашка

1 раз в день ежедневно

Все дети

Витамин «С»

Возрастная дозировка

Все дети

Интерферон

По схеме

Дети БЧБ

Яблочный пектин

100 гр. 5 раз

Все дети

XII

Целебная пилюля (дибазол)

Возрастная дозировка  10 дней

Все дети

Дрожжевой напиток

30-50 гр 1 раз в день 10 дней

Все дети

Смазывание носика (оксалиновая мазь)

2 раза в день  10 дней

Все дети

Физиопроцедура «Свежесть» (уфопомешений в сочетании с проветриванием)

30 мин  ежедневно

Ясли

«Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок)

Обед 1 блюдо - ежедневно

Все дети

I

Фиточай «Лесная сказка» (мята, мелисса, земляника, малина)

1 раз в день

10 дней

Все дети

Яблочный пектин

100 гр. 5 раз

Все дети

Увлажнение воздуха отварами трав

Перед сном ежедневно

Все дети

«Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок)

Обед 1 блюдо - ежедневно

Все дети

II

Полоскание горла настоем трав - эвкалипт, шалфей, календула, ромашка

1 раз в день ежедневно

Все дети

Сеанс фитоароионизации

15 мин 1 раз в день ежедневно

ясли

Поливитамины

Возрастная дозировка

Дети БЧБ

Свекольная капля (в нос)

2 раза в день 10 дней

Все дети

Интерферон

По схеме

Дети БЧБ

«Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок)

Обед 1 блюдо - ежедневно

Все дети

III

Ампилак

Возрастная дозировка

Дети БЧБ

Яблочный пектин

100 гр. 5 раз

Все дети

Лечебная смазка (р-р Люголя)

1 раз в день

10 дней

Дети БЧБ

Фиточай (крапива, шиповник)

50-70 1 раз в день 10 дней

Все дети

IV

Целебный напиток  «Золотой букет» (зверобой, мать-и-мачеха, подорожник, душица)

50 гр 1 раз в день 10 дней

Все дети

Интерферон

По схеме

Дети БЧБ

Витамин «А»

Возрастная дозировка  1 раз в день 10 дней

Все дети

V

Настойка элеутерококка

Возрастная дозировка  ежедневно

Дети БЧБ

Яблочный пектин

100 гр. 5 раз

Все дети

Сеанс фитоароионизации

15 мин 1 раз в день ежедневно

Ясли

VI

Увлажнение воздуха отварами трав

Перед сном ежедневно

Все дети

Зеленые салаты

50 гр ежедневно

Все дети

Настойка элеутерококка

Возрастная дозировка  

Дети БЧБ

VII

Сеанс фитоароионизации

15 мин 1 раз в день ежедневно

ясли

Зеленые салаты

50 гр ежедневно

Все дети

Увлажнение воздуха отварами трав

Перед сном ежедневно

Все дети

VIII

Яблочный пектин

100 гр. 5 раз

Все дети

Витамин «А»

10 дней

Возрастная дозировка  

Дети БЧБ

Зеленые салаты

50 гр ежедневно

Все дети


  1. Скрининг программа обследования детей

  1. Модель психодиагностической работы педагога – психолога

        

I этап – доврачебное обследование

Анкетный тест – опрос родителей

Измерение артериального давления

Проверка слуха шепотной речью

Оценка физического развития и физической подготовленности

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

Исследование остроты зрения

Комплексная оценка состояния здоровья детей

Выявление детей с хронической патологией

II этап  - осмотр врачом – педиатром

Диспансерное наблюдение в ДОУ

III  этап – осмотр врачами – специалистами поликлиники

Психологический запрос

Запрос самому себе

Запрос заинтересованных лиц (педагог, родитель)

Психологическая проблема

Педагогическая часть

Психологическая часть (работа психолога)

Работа педагога в соответствии с рекомендациями психолога

Коррекционная работа психолога

Работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога

Рекомендации заинтересованным лицам (педагогам, воспитателям)

В соответствии с профессиональной компетенцией и на уровне возможной конкретной помощи

Профессионально обоснование предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка (прогноз)

Психологический диагноз

Непосредственные наблюдения за ребенком

Беседы с родителями и воспитателями

Сбор информации

Программа развития и коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровительной работы МБДОУ 235

Примерная программа в соответствии с ФГТ...

Оздоровительная программа МБДОУ № 2 «Ладушки» г Константиновск Ростовская область.

Понятие «здоровье» формировалось на протяжении столетий. Вначале оно в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем по мере развития общества и различных наук наполнялось новым сод...

Рабочая программа разновозрастной оздоровительной группы МБДОУ детского сада "Диинчигеш"

Рабочая программа разновозрастной группы дошкольного возраста основана по программе "От рождения до школы" Н.Е. ВераксыТ.С. Комаровой, М.А. Васильевой...

Рабочая программа разновозрастной оздоровительной группы МБДОУ детского сада "Диинчигеш"

Рабочая программа II разновозрастной оздоровительной группы дошкольного возраста...

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...

Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «Радуга» под редакцией Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон, Е.А. Екж

Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «Радуга»  п...