диагностический материал по программе "Мы - туристы"
методическая разработка на тему

Гаврилюк Наталия Владимировна

Данный материал будет полезен педагогам, которые увлечены туризмом и краеведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический материал по программе

«Юные туристята» (старший дошкольный возраст)

1. Беседа о себе

- назови свою фамилию и имя;

- когда у тебя день рождения?;

- назови свой адрес, номер телефона;

- нарисуй свою семью, назови всех.

- кем работают твои близкие?

Высокий уровень: ребенок дает развернутые ответы на все вопросы, приветлив. 

Средний уровень: ребенок обращается за помощью к воспитателю, затрудняется назвать профессии близких, день рождения.

Низкий уровень: ребенок не знает адрес, дату рождения и состав семьи.

2. Беседа о городе (материал: карта города, фотоальбом)

- покажи свою улицу на карте города;

- что изображено на гербе нашего города?

- какие места отдыха ты знаешь?

- сколько лет нашему городу?

- какие виды спорта популярны в Белорецке?

- каких знаменитых людей нашего города ты знаешь?

- где проходят концерты в нашем городе?

- на какой площади белоречане празднуют Новый год?

- назови музеи Белорецка.

- где проходит парад ко Дню Победы?

- назови главный водоём города.

- твое любимое место в городе.

- расскажи любимое стихотворение.

Высокий уровень: ребенок дает развернутые ответы на все вопросы, затрудняется назвать знаменитых людей. Легко ориентируется на карте города.

Средний уровень: ребенок обращается за помощью к воспитателю, затрудняется назвать, сколько лет городу, что изображено на гербе. С помощью педагога находит свою улицу на карте.

Низкий уровень: ребенок затрудняется ответить на большинство вопросов, не может вспомнить стихотворение, не ориентируется на карте даже с помощью педагога.

3. Беседа о природе Белоречья (фотоальбомы, игра «Хочу всё знать», карта Белорецка)

- какие горы в окрестностях Белорецка ты знаешь? Покажи их на карте.

- какие реки протекают в нашем городе? Покажи их на карте.

-какие птицы живут в наших лесах? Назови перелетных и зимующих птиц.

- какие птицы прилетают к нам на участок? Как вы им помогаете зимой?

- из чего можно смастерить кормушки для птиц?

- какие животные обитают в наших лесах?

- какие животные занесены в Красную книгу?

- какие деревья растут в Белоречье?

- назови 5 цветущих растений, которые растут на лугу, в лесу.

- какие весенние цветы никогда нельзя рвать? Почему?

- назови 10 животных и их детёнышей.

- как называют зайчат, родившихся осенью?

- нарисуй свое любимое животное или птицу.

Высокий уровень: ребенок дает развернутые ответы на все вопросы, ориентируется на карте. Проявляет активность.

Средний уровень: ребенок обращается за помощью к воспитателю, ориентируется на карте с помощью педагога, знает некоторые вершины и реки Белоречья.

Низкий уровень: ребенок не может ответить на большинство вопросов, не проявляет интереса к обсуждаемой теме.

4. Правила поведения в природе (фотоальбомы, дидактические игры «Можно - нельзя», проблемные ситуации, продуктивная деятельность)

- Покажи на картинке съедобные грибы, назови их.

- Покажи на картинке несъедобные грибы, назови их.

- какие растения нельзя трогать руками и пробовать на вкус?

- скажи, чего нельзя делать в лесу.

- чем опасен весенний лёд?

-объясни, почему нельзя рвать цветы.

- почему нельзя рубить ёлочки на Новый год?

- как правильно разжигать костер?

- можно ли пить воду из речки или ручья?

- куда девать мусор в лесу?

- расскажи, почему нельзя разорять муравейники.

- расскажи, какие правила поведения купания в реке?

- нарисуй одно из правил поведения в природе.

Высокий уровень: ребенок дает развернутые ответы на все вопросы, уверенно различает съедобные и несъедобные растения и грибы, выделяет проблему и находит самостоятельное решение. Предложения сложные, с выводами. 

Средний уровень: ребенок дает односложные ответы, показывает, но затрудняется назвать некоторые съедобные и несъедобные растения и грибы. Затрудняется установить причинно-следственную зависимость.

Низкий уровень: ребенок не может ответить на 70% вопросов даже с помощью педагога.

5. Краеведение, туризм (игры, фотоальбомы, картинки)

1.Почему наш город назвали Белорецком?

2. зачем нужен людям краеведческий музей?

3. как называются люди, которые много путешествуют?

4. как называется мешок, в который туристы складывают свои вещи?

6. назови стороны света.

7. как можно определить, где север, а где юг?

8. почему в сырую погоду опасно лазать по скалам?

9. без какого вопроса запрещено начинать восхождение на скалодром? (страховка готова?)

10. как называется приспособление для безопасности лазания по скале? (страховка, система)

11. какие правила поведения на скалодроме ты знаешь? Что запрещено делать?

12.  почему нельзя идти в поход в мокрой обуви?

13. зачем туристам палатка?

14.зачем туристам нужен компас?

15. почему в походе нужно помогать друг другу?

Высокий уровень: ребенок логически рассуждает, находит объяснения на каждый вопрос. Речь развернутая, богатый словарный запас.

Средний уровень: ребенок отвечает на большинство вопросов, при объяснении испытывает некоторые затруднения.

Низкий уровень: ребенок не может ответить на большинство вопросов, проявляет низкую активность.

Дети должны понимать:

что человек - тоже творение природы;

что у природы нет ничего лишнего;

что каждая букашка хочет жить;

что люди не могут жить без природы;

что люди учатся у природы;

что люди (и сами малыши в том числе) не должны вредить природе.
Дети должны уметь:

- одеться для прогулки;

- ходить по туристским тропам;

- уложить свой рюкзачок;

- сложить свою посуду в мешочек;

- обратиться к родителям с нужными вопросами;

- рассказать родителям, что делали на прогулке;

- нарисовать увиденное, рассказать об этом;

- собрать некоторые лекарственные травы.

В помощь воспитателю:

Назвался туристом - надевай рюкзак.

Хорошие туристы дома не валяются.

Дорога в тысячу километров начинается с первого шага.

Если ты устал, помоги товарищу, и тебе станет легче.

Спешите делать добро1.

Пусть первая твоя мысль будет о других и только вторая - о себе.

Сорили другие - уберем мы.

После нас лучше, чем до нас (чище, чем до нас).

Слушаем тишину - учимся слушать музыку природы.

Слово руководителя - закон.

Будь завтра лучше, чем ты был сегодня и вчера.

Чем иметь многое - лучше уметь многое.

Узнал сам - расскажи друзьям.

Диагностический материал по программе

«Юные туристята»

(II младшая  группа)

1. Беседа о себе (картинки с изображением детей, взрослых, фотоальбомы)

-Как тебя зовут?;

- сколько тебе лет?

- как зовут маму, папу?

- что ты умеешь делать?

- что умеет делать папа?

- что умеет делать мама?

- Кто еще есть в твоей семье?

- кто твой друг? Какой(ая) он(а)?

- посмотри на картинку. Кого ты видишь? Что он делает? Какой он?

- где (кем) работает твой папа? Мама?

Высокий уровень: ребенок дает развернутые ответы на все вопросы, легко вступает в контакт, может рассказать какую-нибудь историю, относящуюся к теме. 

Средний уровень: ребенок отвечает с помощью  воспитателя, недостаточно использует в речи глаголы, прилагательные.

Низкий уровень: ребенок не отвечает на большинство вопросов, имеет низкий словарный запас, речь с трудом понятна окружающим.

2. Беседа о городе (материал:  фотоальбом)

- В каком городе ты живёшь?;

-посмотри на фотографию. Что это? (площадь Металлургов, ТЦ «Сезам», детский сад, детская поликлиника, башня, пруд, мост,  парк, завод и др.)

- где ты любишь гулять?

- где в Белорецке ставят на Новый год самую большую ёлку?

- где летом любят купаться белоречане?

- какие магазины ты знаешь?

- в каком доме ты живёшь?( в высоком, низком, кирпичном, деревянном)?

- расскажи любимое стихотворение.

Высокий уровень: ребенок дает развернутые ответы на все вопросы. Легко узнает и называет достопримечательности города.

Средний уровень: ребенок обращается за помощью к воспитателю, затрудняется назвать некоторые городские достопримечательности.

Низкий уровень: ребенок затрудняется ответить на большинство вопросов, не может вспомнить стихотворение.

3. Беседа о природе Белоречья (фотоальбомы, игра «Хочу всё знать»)

- Каких птиц ты знаешь?

- чем питаются птицы? Как вы им помогаете зимой?

- каких диких  животных ты знаешь?

- назови домашних животных.

- какие деревья ты знаешь?

- назови цветы, которые ты знаешь.

- игра «Мамы и детки»( животные и их детёныши)

- как называется река, которая протекает в Белорецке?

- покажи на картинке дерево, куст, траву. Как называется дерево?

- какие деревья растут в наших лесах?

Высокий уровень: ребенок дает развернутые ответы на все вопросы. Проявляет активность.

Средний уровень: ребенок обращается за помощью к воспитателю, затрудняется в преобразовании слов (заяц-зайчонок).

Низкий уровень: ребенок не может ответить на большинство вопросов, не проявляет интереса к обсуждаемой теме.

4. Правила поведения в природе (фотоальбомы, дидактические игры «Можно - нельзя», проблемные ситуации, продуктивная деятельность)

- Покажи на картинке, какие грибы нельзя рвать. Как они называются? (мухоморы)

- Покажи на картинке, какие грибы можно собирать.

- скажи, чего нельзя делать в лесу.

-объясни, почему нельзя рвать цветы.

- почему нельзя рубить ёлочки на Новый год?

- можно ли пить воду из речки или ручья?

- куда девать мусор в лесу?

Высокий уровень: ребенок дает развернутые ответы на все вопросы, уверенно различает съедобные и несъедобные грибы. 

Средний уровень: ребенок дает односложные ответы, показывает, но затрудняется назвать некоторые съедобные и несъедобные грибы.

Низкий уровень: ребенок не может ответить на 70% вопросов даже с помощью педагога.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

Повышение педагогической культуры родителей.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.   Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.   Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5.   Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо 
с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят 
анкетирование среди родителей воспитанников на тему “Социальный портрет семьи”. По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, безработные и неработающие; много неполных семей (22%), имеются семьи с родителями- инвалидами (2%), многодетные семьи (3%). Анализ рисунков воспитанников на тему “Моя семья”, “Мой дом” также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается. 
Во вновь открывшихся группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через 
оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют
традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. 
Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды. ширмы, папки-передвижки),.

Опрос для родителей детей, посещающих  детский сад № 11 г. Белорецк

1. Вы довольны качеством образования и развития своего ребенка в детском саду?

- полностью

- частично

- не устраивает

2. Если Вас не устраивает качество образования, пожалуйста, укажите причины

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Уверены ли Вы в хорошем уходе и отношении к Вашему ребенку со стороны персонала ДОУ?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

4. Вас устраивают содержание, режим и другие условия предоставления образовательных, оздоровительных, консультативных и иных видов услуг детям и родителям?

- полностью

- частично

- нет

- затрудняюсь ответить

5. Можно назвать Ваши взаимоотношения с педагогами группы "партнерскими"? Если "Нет", выберите своим отношениям одно из определений

- да, конечно

- нет

- затрудняюсь ответить

 - «мирное существование»

- «Борьба противоположностей»

6. Есть ли у Вас причины для критики качества работы детского сада? Если "Да" - напишите причину.

- затрудняюсь ответить

- да

-нет

Причины:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Нравится ли Вам, что Ваш ребенок имеет возможность посещать музеи, выставки, выезжать на природу при содействии детского сада? Если  «нет», напишите причину.

- да

-нет

-мне всё равно

 Причины:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Ваши пожелания по организации работы с детьми

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите возраст Вашего ребенка   3-4 года, 5-6 лет, 6-7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГТ

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГТ по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе. Рекомендуемые материалы предполага...

Диагностический материал к программе "От рождения до школы" средняя группа

Диагностический материал по всем разделам программы " От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...

Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.

Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...

Диагностический материал "Восприятие"

Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами....

Диагностический материал "Подготовка к школе"

Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами....

Диагностический материал к оцениванию уровня усвоения материала по социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках проекта «Маленькие прогулки в большой мир»

Диагностика разработана на основе пособия Е.С.Лыковой-Унковской «Социальная ориентировка».  Диагностика переработана, адаптирована, дополнена может применяться как для детей с ЗПР, та...