Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"
методическая разработка по теме

 

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­действия «воспитатель-родитель»; спо­собствовать осознанию воспитателем при­чин и последствий конфликта. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_vospitateley.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар -практикум

для воспитателей

 «Причины и способы разрешения конфликтов

между воспитателем и родителями воспитанников»

Задачи. Выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.

Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам: родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т.д. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Упражнение 1. «Будьте здоровы!»

Задание. Громко крикнуть одно из трех слов: «алыча», «ящик», «хрящик».

Инструкция. Участники делятся на три группы. Каждая должна громко прокричать «алыча», или «ящик», или «хрящик». Сначала проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем по сигналу ведущего все группы вместе кричат. При слитном звучании должно получиться «пчхи», на что ведущий отвечает: «Будьте здоровы!».

Упражнение 2. Игра-инсценировка «Как поступить?»

Задание. Придумать конфликтную ситуацию «воспитатель-родитель», проиграть ее и найти решение проблемы.

Инструкция. Воспитатели распределяются по парам. Один берет на себя роль мамы, которая предъявляет претензии воспитателю. Перед ним стоит задача - найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. Когда выход будет найден, участники игры меняются ролями.

По завершении игры-инсценировки целесообразно обсудить вопросы: какую роль было легче реализовать - роль «предъявителя претензии» или роль «ответчика»? что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя? какие, на Ваш взгляд, претензии чаще всего предъявляют родители?

Упражнение 3. «Нужны ли конфликты с родителями?»

Задание. Сконцентрировать внимание воспитателей на трудностях и позитивных моментах конфликта с родителями воспитанников.

Инструкция. Группа делится на две подгруппы: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы; другая - отстаивает позицию: конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, а затем зачитывает их вслух.

После этого участники меняются ролями и в течение 5 минут по очереди приводят по одному аргументу. Например, подгруппа, которая против конфликтов, приводит один аргумент в пользу конфликтов и передает слово второй подгруппе. Участники второй подгруппы, в свою очередь, приводят аргумент против конфликтов, затем снова выступают первая подгруппа и т.д.

По окончании работы необходимо предложить воспитателям сконцентрировать свое внимание на тех трудностях, которые возникли в процессе выполнения упражнения, и на тех позитивных моментах, которые имели место.

Упражнение 4. «Достойный ответ»

Задание. Найти выход из конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники располагаются по кругу. Каждый получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Воспитатель, обращаясь к соседу справа, произносит записанную на карточке фразу. Задача соседа - достойно ответить на этот «выпад». Когда каждый побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается, и группа переходит к его обсуждению.

В процессе обсуждения необходимо обратить внимание воспитателей на следующие моменты: легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Материал к упражнению. Карточка 1. Ты слишком высокого мнения о себе. Карточка 2. Ты никогда никому не помогаешь. Карточка 3. Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы. Карточка 4. Ты совсем не умеешь красиво одеваться. Карточка 5. Почему ты на всех смотришь волком? Карточка 6. Посмотри, на кого ты похожа! Карточка 7. У тебя такой страшный взгляд! Карточка 8. С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений. Карточка 9. С тобой бесполезно договариваться о чем-либо: ты все равно все забудешь. Карточка 10. Ты слишком много болтаешь ерунды. Карточка 11. Что ты вечно на всех кричишь? Карточка 12. У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Упражнение 5. «Ваши предложения»

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Вывод. Таким образом, использование наряду с традиционными активных форм и методов обучения в процессе проведения занятий спецкурса позволяет педагогам ДОУ «погружаться» в ситуацию активных участников, а не пассивных слушателей.