КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
методическая разработка по теме

Виды и значения игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Значение и особенности организации детской игры. Виды игр.»

Составила педагог-психолог Перфилова Е.М.

Проблема игры, как основного вида деятельности – одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике.

П.Ф.Лесгафт, И.А.Сикорский и др. подчеркивали необходимость соблюдения правил соотношения психического и физического развития, отмечали вредные последствия раннего и быстрого развития умственных способностей при слабом физическом развитии. В связи с этим игра рассматривалась ими как важный фактор развития детей в дошкольном возрасте.

Константин Дмитриевич Ушинский (педагог) отмечал, что «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя – существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, он пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

И.А.Сикорский подразделял детские игры на три группы, рассматривая в качестве основания для классификации развивающее воздействие на те или иные психические составляющие, и дал психологическое обоснование воздействия игр и забав.

Первая – инстинктивно придуманные ребенком занятия и упражнения, способствующие закреплению в уме ясных образов или следов получаемого представления.

Вторая – игры и забавы для развития и укрепления чувства самосознания.

Третья – игры и забавы для упражнения процесса воспроизведения (репродукция впечатлений).

Первая группа игр. В самом раннем детстве преобладает пассивное восприятие внешних впечатлений, действия ребенка носят характер импульсивных и инстинктивных актов. Но с появлением сознания и воли изменяется и усложняется объективное восприятие ребенком окружающих предметов, его взаимодействие с окружающим миром.

С развитием ребенка круг объектов расширяется. Вместе с тем развивающееся мышление приводит в действие различные двигательные аппараты (движение глаз, головы, рук, перемещение) в пространстве для отыскивания новых предметов и для овладения в реальности теми объектами, смутный образ которых уже живет в мыслительных центрах ребенка. Потребность ознакомления со свойствами предметов внешнего мира, с их видом, формой, весом, сопротивлением, гибкостью и другими качествами предполагает необходимость огромного количества моделей и бесконечно частого их использования. Отсюда, по мнению Сикорского, большое разнообразие в предметах, служащих для игры, и в способах забавы: они разнообразны, как разнообразна человеческая мысль.

Вторая группа игр и забав служит для развития и укрепления чувства самосознания. Отделению себя от внешнего мира, т.е. развитию самосознания, способствует масса тех движений и действий, которые ребенок производит преднамеренно и где его внимание приковывается не к самим предметам или явлениям, а к производящей их причине. Например, ребенок производит шелест бумаги, потом внезапно приостанавливается, выжидая, будут ли звуки продолжаться, когда сам он перестает действовать: внимание приковывается не к самим звукам, а к источнику их происхождения, к их зависимости от его собственных движений.

Когда ребенок начинает постигать эту причинную связь, он обнаруживает большое удовольствие, проистекающее из чувства собственной силы, из осознания себя как деятеля, как причины явлений, как живого двигательного начала, независимого от всего окружающего. Это постоянное чувствование себя как силы и составляет одно из оснований для самосознания.

Отсюда можно сделать важный вывод: развитие самосознания у ребенка сопровождается многими моментами: мускульными ощущениями, болевыми и другими впечатлениями от тела; зрительными представлениями о форме и величине собственного тела. И здесь важным вспомогательным орудием для развития зрительных представлений служит зеркало. Оно является одной из самых поучительных игрушек.

Третья группа игр и забав служит ребенку для упражнения в процессе воспроизведения или репродукции впечатлений. Значительная часть игр рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, неугасимо поддерживать фантазии мысли. Таковы игры в прятки и куклы. Куклы идут в гости, возвращаются, отправляются на службу, возвращаются и т.п. С помощью этих символов ребенок хочет более наглядно представить себе и запечатлеть то, о чем он имеет смутное представление. Например, малыш скрывает предметы игры от своего взора, закрывает глаза руками, бросает камни в воду, пускает мыльные пузыри. Во всех этих играх предусматривается и ожидается, как нечто желаемое, известный результат: погружение камня в воду происходит с определенным звуком, движение мыльного пузыря ассоциируется с его исчезновением (он лопнул!). Все эти последствия заранее репродуцируются, и сущность наслаждения состоит в том, что реальное совпадает с воспроизведенным.

Игры для мальчиков и девочек различаются. Для девочек характерны  игры, отнесенные к третьей группе; они способствуют репродукции впечатлений (игры в куклы). А мальчики рано проявляют независимость и самостоятельность; в их играх гораздо больше фантазии и творчества.

Особое место Сикорский отводил интеллектуальным играм, посредством которых неустойчивые общие представления превращаются в индивидуальные и конкретные. Такие упражнения важны для умственного развития и заключаются в следующем: на ощупь узнать предмет (ключ, часы, карандаш, ложку, стакан и т.д.); по голосу узнать, кто говорит; по виду, не дотрагиваясь, определить длину предмета; по запаху отличить (распознать) яблоко, апельсин или другой знакомый предмет; определить предмет по вкусу (сладкое, соленое, кислое, горькое и т.д.)

Если игра правильно организована, то она представляет большой интерес для ребенка, дает толчок процессам вспоминания и воспроизведения целого потока мыслей и образов. Необходимо обогащать окружающую среду, своеобразно ее изменять, обогащать детей впечатлениями, что очень важно для развивающего организма. Также важно организовывать детские игры и вводить в них элемент развития.

Проанализировав психологическую сущность детских игр, можно обосновать вывод: игра является мощным стимулом интеллектуального развития в дошкольном возрасте.

В современной психологии игра рассматривается как основная деятельность детей, оказывающая всестороннее воздействие на ребенка, причем важнейшим является ее значение для развития мотивационно-потребностной сферы, интеллектуального развития и произвольного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...