Готовность к школе детей старшего дошкольного возраста
статья по теме

Переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом для каждого ребёнка. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения, необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических  и нервно- психических затрат ему это будет стоить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Готовность к школе детей старшего дошкольного возраста

В Концепции дошкольного воспитания обращается особое внимание на тот момент, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, формирования у него таких качеств и свойств личности, которые будут его стержнеобразующим компонентом на протяжении всей взрослой жизни.

Переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом для каждого ребёнка. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения, необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических  и нервно- психических затрат ему это будет стоить.

Максимальный эффект в реализации больших возможностей ребёнка- дошкольника достигается лишь в том случае, если применяемые методы и формы воспитания строятся в  соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста, т.е. обучение дошкольников возможно в форме развивающих, творческих игр, непосредственных наблюдений, различных видов практической и изобразительной деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.

 

    Структурные компоненты психологической готовности к школе

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников

Как правило, все компоненты психологической готовности к школе должны возникать естественным путём при нормальном развитии ребёнка-дошкольника.

К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести:

– психомоторную (функциональную);

– интеллектуальную;

– эмоционально- волевую;

– личностную (в том числе мотивационную);

– социально- психологическую (коммуникативную) готовность.

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

                Психомоторная (функциональная) готовность к школе

Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.

У 6-7 летних детей слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому так часто звучит при длительном рисовании, особенно штриховке жалоба: «болит рука». Так же трудно будет первое время при письме. Письмо очень сложный и трудный процесс не только потому, что не закончено формирование и развитие мышц и костей кисти и пальцев, но и потому, что несовершенна ещё нервная регуляция движений.

К концу дошкольного возраста постепенно происходит укрепление костно-мышечной системы; получают дальнейшее развитие движения ребёнка; они становятся более разнообразными, координированными и сильными. Все же эти движения остаются довольно бурными, порывистыми и быстро сменяющимися. Это объясняется всё ещё слабым развитием процесса торможения и господством процесса возбуждения.

Готов ли организм 6-7летнего ребёнка к школьным нагрузкам? К началу школьного обучения перестройка всех физиологических систем организма ещё не закончена. Поэтому учёные делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребёнка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребёнок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

Итак, к функциональной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

а.) возрастающая  на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Это позволяет ребёнку более длительное время сосредотачивать своё внимание на объекте своей деятельности, способствует  формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов.

б.) развитие движений (крупной моторики);

в.) развитие мелких мышц руки и зрительно – моторных координаций, что создаёт основу для овладения действиями письма;

д.) работоспособность, утомляемость;

е.) совершенствование механизма функциональной ассиметрии мозга – активизации становления речи как средства познания и вербально-логического-мышления.

 Поэтому важно помочь ребёнку «дозреть» до школьной жизни. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье.

      Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие- это некоторый умственный потенциал, способность ребёнка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Акцент делается не на количественный запас представлений ребёнка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов.

 Ребёнок, поступающий в школу, должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Интеллектуальная готовность к учению  подразумевает развитие познавательной потребности детей, а именно: иметь дифференцированное восприятие, умение сравнивать и обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением делать самостоятельные выводы.

Важно включать ребёнка в осмысленную деятельность, в процессе которой он бы сам мог обнаружить всё новые и новые свойства предметов встретиться с противоречивыми явлениями, они- то особенно обостряют наблюдательность, заставляют мыслить.

Интеллектуальная готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

  1. известный запас знаний об окружающем мире, причём важен не только их объём, но и качество (правильность, чёткость, обобщенность);
  2. представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности;
  3. достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания;
  4. определённый уровень развития познавательной деятельности, психических процессов

5.        начало формирования произвольности психических процессов. Несмотря на то, что она начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу  ещё не достигает полного развития: ребёнку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал и т. д.;

6.        развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Кроме того, должно быть сформировано умение связно, последовательно, понятно для окружающих описать и объяснить что-то, передать ход своих мыслей.

Итак, для того, чтобы  дети были готовы к школе в интеллектуальной сфере, необходимо развить у них познавательную активность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.

          Эмоционально-волевая готовность будущих первоклассников

В дошкольном возрасте ребёнок общается с товарищами по детскому саду, ребятами во дворе с детьми родительских друзей и знакомых. Если взрослые внимательны к ребёнку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются, закрепляются положительные качества ребёнка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребёнку огорчения, то он остро переживает чувство неудовольствия, перенося их на окружающих людей и свою деятельность. Отсюда возникновение тревожности, снижение самооценки, появление неврозов.

В новой для себя обстановке – школе ребёнок может почувствовать себя одиноким, особенно, если он не может сразу найти общий язык с новыми людьми. Эта неуверенность может превратить ребёнка в тихоню или в агрессивного драчуна – забияку. Настроение ребёнка во многом зависят от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Взрослым необходимо помнить, что ребёнок 6-7 лет очень эмоционален. Его чувства, как правило, непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребёнка данного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями могут далеко не все будущие первоклассники.

Формирование  «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания и обучения.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.

Эмоциональная готовность ребёнка к школе включает в себя:

  1.  радостное ожидание начала обучения в школе;
  2.  достаточно развитые высшие чувства;
  3.  сформированные эмоциональные свойства личности: уменьшение импульсивных   реакций, возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

 Произвольность поведения, как целостный поведенческий акт, подготавливается предшествующими феноменами психического развития – произвольностью внимания, памяти, мышления, возникновением волевых и личностных качеств.

У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс, включиться в общую деятельность. Принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Огромное значение для формирования мотивов волевого поведения и формирования черт личности ребёнка имеет игра. Как показали исследования, ребёнок в игре значительно легче проявляет волевые черты: он может более длительное время управлять своим поведением, доводить начатое дело до конца, подчинять свои чувства правилам поведения. Как следствие ошибочного воспитания у ребёнка конца дошкольного возраста может обнаружится и такая слабость воли, как неумение применять волевые усилия, преодолевать встречающиеся препятствия, привычка бросать дело незавершённым.

Эмоционально – волевая готовность включает в себя:

  1. произвольность поведения.
  2. формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построения плана действия, выполнение его, проявление определённого усилия в случае преодоления препятствия. Однако в этот период не все элементы достигают высокого развития;
  3. начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств;
  4. позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

 Итак, подведём итог вышесказанному. Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащегося, первое чувство ответственности перед семьёй, обществом, самим собой.

           Социально-психологическая готовность детей к обучению в школе.

 

По мере взросления старшего дошкольника всё больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют.

Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Будущий первоклассник может не уметь ни читать, ни писать, но главное, что должно быть у него обязательно - желание учиться в школе или мотивация. У каждого ребёнка она своя. Но всё это многообразие обычно сводится к двум основным мотивам – социальному и познавательному. Если мысль о школе у ребёнка ассоциируется только со взрослой жизнью – у него выражены социальные мотивы учения. Если же для ребёнка является важной суть процесса учения, познание нового это говорит о познавательной мотивации.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок впервые осознаёт расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребёнок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и учению как новой социально значимой деятельности, а так же в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Необходимо отметить, что следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребёнка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным откликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребёнка с ними.

Поэтому необходимо отметить, что наиболее важными компонентами в формировании психосоциальной готовности к школе являются следующие формы общения:

1. личностное общение со взрослым (о котором говорилось выше) и которое формирует у ребёнка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли Учителя и занимать по отношению к нему позицию Ученика.

Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, стараются исправить ошибки. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Дети, готовые  в этом плане к учению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

  1. общение с другими детьми, специфические отношения с ними.

Учебная деятельность по сути своей – коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Качества, необходимые для общения с одноклассниками, помогающие войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность – общественные мотивы поведения, усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками – формируются в совместной деятельности дошкольников (в разных видах игровой и познавательной деятельности о которой говорилось выше.)

Итак, подводя итог, хочется отметить, что социальная готовность к школе подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

                                    Личностная готовность детей

Личностная готовность – это формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающих иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителю, учебной деятельности.

С первого дня школы от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении верного баланса между сотрудничеством и соперничеством, отношение с учителем состоят из компромисса между  независимостью и послушанием. В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых наиболее выражены: сделать приятное, нужное людям; принести пользу; сохранить положительные взаимоотношения со взрослыми, детьми, а так же познавательные интересы, интерес к новым видам деятельности. Это:

  1. формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав.

Выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В итоге у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».  Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – портфель, красивые разноцветные пеналы, ручки и т.д. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что- то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется, самые лучшие).

Стремление ребёнка к новому социальному положению – это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности,  из него вырастет ответственное  отношение к школьным обязанностям: ребёнок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить;

  1. мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувство долга).

Мотивация – в структуре личностной готовности и психологической готовности в целом является важнейшим качеством будущего школьника. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые «запускают» (побуждают) и направляют активность человека.

Для того чтобы взрослый (педагог, родитель) мог правильно понять поведение и действия ребёнка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в данной ситуации, поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности (потребность в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении). К концу дошкольного возраста ребёнок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.

  1. начало формирования самосознания и самооценки.

В процессе развития у ребёнка формируется не только представление  о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» -  «какой я есть»), но также и представление  о том, каким он должен  быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» - «каким бы я хотел быть»).

Ребёнка отличают  глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быть ещё лучше, то есть совершенствоваться. Оценочная  составляющая самосознания отражает отношение  человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим обязанностям, результатам работы, поведению.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношении ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.  

Дети с неадекватно завышенной самооценкой не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в т.ч. и сложные задачи «с налёта». Они демонстративны и склонны к доминированию, у них высокий уровень притязаний.

Заниженная самооценка в этом возрасте встречается  значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они настойчивы в достижении цели, им свойственно стремление к успеху.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования  и самооценки в учебной деятельности.  

 

Итак, личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие личной готовности должны быть развиты у ребёнка в полной мере, что существенно облегчит ему вхождение в новый вид деятельности – учёбу.

Вывод: все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению в школе достигают определённого уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребёнок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создаёт основу для формирования у ребёнка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Составляющие психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"

презентация для использования в детском саду - воспитателями, психологами для повышения педагогической компетентности родителей...

статья:" Сюжетно-ролевая игра как один из методов формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"

Статья посвященна вопросу  подготовки ребёнка к школе. Отвечает на такие вопросы, как:  что входит в понятие "готовность к школе";  как узнать, готов ли ребёнок к школе и как ...

Система упражнений по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

Система упражнений по формированию готовности к школе, а следовательно, направленная на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста, в которой особое внимание уделяется следующим...

Консультация для педагогов: «Мотивационная и психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста»

В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Проблема готовности детей к обучению в школе – это не тольк...

Психологические компоненты готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

статья посвящена психологическим компонентам готовности к школе детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание «Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста»

Сценарий родительского собрания в виде семинара. Что включает в себя готовность ребенка к школе, из каких компонентов состоит психологическая готовность к школе....