Консультация для воспитателей "Метод проектов в дошкольном учреждении"
методическая разработка по теме

Подсобилова Наталия Николаевна

 

Метод проектов - это инновационная образовательная технология, направленная на развитие самостоятельной деятельности детей (учеников и дошкольников)  с целью получения определенного результата. 

Метод проектов можно представить как способ организации учебного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка. 

 

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №146 городского округа Самара

Консультация для воспитателей

«Метод проектов

в дошкольном учреждении»

Подготовила

старший воспитатель

Подсобилова Н.Н.

г. Самара

Метод проектов возник в 1920 гг. в США. Начало методу проектов положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Проектный метод - важнейшая составляющая комплекса педагогических технологий. Помимо занятий в центрах активности («Сюжетно - ролевая игра», «Открытая площадка», «Строительство», «Литература», «Искусство», «Манипулятивные игры», «Песок и вода») воспитатели и дети могут инициировать самостоятельные темы и проекты.

Интересен предлагаемый зарубежными коллегами способ разработки тематических проектов, связанный с использованием так называемой модели «трех вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса:  «Что мы знаем?»,  «Что мы хотим узнать?»,  «Что узнали?».

Ответы на вопрос «Что мы узнали?» дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы:

  1. какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
  2. что нужно изменить в следующий раз?
  3. чему научились дети?
  4. что не удалось?
  5. почему?

Что же такое «метод проектов»?

Метод проектов - это инновационная образовательная технология, направленная на развитие самостоятельной деятельности детей (дошкольников или учащихся) с целью получения определенного результата.

Основные принципы выбора технологии «Метод проектов»:

  1. проблемность, т.е. в изучаемой теме должна быть проблема, в которой заинтересован ребенок;
  1. самостоятельное освоение и обработка материала;
  2. в результате проектной деятельности ребенок должен получить естественный продукт;
  3. результат проектной деятельности должен быть применен ребенком на практике немедленно.

Российские педагоги следуют методам проектов, составленных известным педагогом Евгенией Полат. Она классифицировала методы проектов следующим образом:

  1. по доминирующей в проекте деятельности:  

 -информационный;

  1. исследовательский (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет);
  2. творческий (результаты в виде драматизации, дизайна);
  3. игровой (с элементами творческих игр);
  4. ролевой (дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  1. по контактам:
  1. внутри школьный;
  2. региональный;
  3. международный
  1. по взаимосвязям между педагогами школы, детского сада:
  1. моно проекты;
  2. межпредметные;
  1. по продолжительности
  1. краткосрочные (4-5 занятий);
  2. средней продолжительности (5-17 занятий);
  3. долгосрочные (до 1 года);
  1. по взаимодействию детей в группе:
  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  1. личностные (Я + Я).

Метод проектов можно представить как способ организации учебного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основные этапы проектной деятельности:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу.
  2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
  1. к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  2. в каких источниках можно найти информацию;
  1. Выполнение проекта - практическая часть.
  2. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях

является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В  младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получение знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические проекты в дошкольном учреждении

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ  Проект – разработанная идея для претворения в жизнь. Социально-педагогический проект – проект, участниками которого являются не только педагоги, но и д...

"Метод проектов в дошкольном учреждении"

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...

Метод проектов в дошкольном учреждении

Проектный метод - важнейшая составляющая комплекса педагогических технологий. ...

Реализация социокультурного проекта в дошкольном учреждении

Материал может использоваться для работы в детском саду...

Презентация "Использование технологии проектов в дошкольных учреждениях".

Педагогическое проектирование- это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и напр...

Методические рекомендации "Метод проектов в дошкольном учреждении".

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения ...

Консультация для воспитателей: "Проекты в дошкольном образовательном учреждении"

Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нест...