Организация работы ДОУ в социокультурном пространстве с использованием интернет-ресурсов
статья по теме

Прем Марина Альбертовна

Материал в помощь начинающим руководителям по использованию ИКТ в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №65

г. Йошкар-Олы «Незабудка»

Организация работы ДОУ в социокультурном пространстве с использованием интернет-ресурсов.

Семинар для Школы резерва заведующих

Провела: заведующий Прем М.А.

Дата проведения: 29.01.2013 г.


Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения. И как следствие - нам всем приходится сталкиваться с необходимостью всерьез заниматься формированием общественного мнения (РR и созданием имиджа).

Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему- либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности.

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

«Социокультурная среда – конкретное, непосредственно данное каждому детскому саду, социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества».

Группы общественности, с которыми работает наше образовательное учреждение, представляют собой:

внутреннюю общественность – дети, посещающие ДОУ; педагоги, узкие специалисты, сотрудники, руководитель ДОУ;

внутренне – внешнюю общественность - родители детей, посещающих ДОУ; учредители;

внешнюю общественность - семьи, имеющие детей дошкольного возраста, не пользующиеся услугами ДОУ; конкуренты (например, другие ДОУ), социальные институты (школа, музей и др.), органы муниципальной власти.


Сотрудничество МБДОУ «Детского сада №65 «Незабудка» с общественными и другими организациями

Организация

Содержание работы

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

Управление и координация системой дошкольного образования в МБДОУ  «Детский сад №65 «Незабудка»

ГОУ ДПО (ПК)С «Марийский институт образования»

Организация и проведение курсов повышения квалификации работников системы дошкольного образования

Марийский государственный университет

Участие педагогов в научно-практических конференциях

Средняя общеобразовательная школа №23

Работа по преемственности детского сада и школы

Детская поликлиника №4

Медицинское обслуживание воспитанников учреждения

Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева

Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через посещение экспозиций и выставок музея

РБЭЦ

Участие в педагогических конференциях и конкурсах творческих работ

Заповедник «Большая Кокшага»

Участие в конкурсах творческих работ

Театры

г.Йошкар-Олы

Работа по воспитанию навыков театральной культуры, приобщение к театральному искусству через просмотр театральных постановок

Дворец молодежи

Участие в театрализованных представлениях

Выставочный зал «Радуга»

проведение передвижных выставок классики мировой живописи на основе высококачественных художественных репродукций

музейно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста

Целью связей с внешней общественностью является достижение доброжелательного отношения общественности к образовательному учреждению и его услугам, взаимопонимания с общественностью, с социальными партнёрами, создание ситуации успеха образовательного учреждения в обществе.

Цель связей с внутренней общественностью — поддержание продуктивных взаимоотношений внутри детского сада, то есть создание у сотрудников, педагогов, детей и их родителей чувства ответственности и заинтересованности в делах детского сада и действиях администрации. 

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

  1. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  2. объединить усилия для развития и воспитания детей;
  3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  6. раннее выявление социально неблагополучных семей. Разработка этапов реабилитационной работы с неблагополучной семьей в условиях ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с сектором социальной защиты и охраны  прав детства, а также комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (Посещение семей на дому, подготовка представлений, актов обследования жилищных условий и т.д.)

Кроме того в детском саду работает родительский клуб “Откровение”, для родителей из неблагополучных семей на занятиях которого используются тренинговые упражнения по коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, ролевое проигрывание семейных ситуаций и решение проблемных задач семейного воспитания).

В работе с родителями мы активно используем разнообразные формы работы, как традиционные так и нетрадиционные:

Родительские собрания, консультации, семейные клубы, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.

Сегодня система образования предъявляет требования к внедрению новых подходов к формам и методам взаимодействия всех участников образовательного процесса, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Поэтому использование информационных систем становится в наше время необходимостью в профессиональной деятельности педагогов.

Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Информационные технологии значительно расширяют возможности в сфере обучения и воспитания, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада, родителей, социальных институтов.

Применение ИКТ в практике работы ДОУ

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
  3. Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  5.  Создание  и использование презентаций в программе Рower Рoint  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний.
  6. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
  7. Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности.
  8. Знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья.
  9. Обмен опытом работы через конференции в режиме on-line и электронную почту;
  10. Распространение опыта работы педагогов (перевод в электронный вид и размещение на Web-странице, рассылка на образовательные сайты); ведение сайта ДОУ.

Важное место в информатизации дошкольного образования занимает использование интернет - ресурсов. Интернет – это массовый и оперативный источник информации. Педагог может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению. На сайтах создаются электронные библиотеки, где каждый педагог может посмотреть конспекты, сценарии праздников в педагогических копилках, подобрать необходимую статью для папок-передвижек и консультаций, нужную и полезную информацию для общего развития, самообразования, подобрать различные виды дидактических игр и упражнений для занятий. А так же практически на всех сайтах имеются нужные и полезные ссылки. На некоторых сайтах уже помещены обучающие мультимедийные презентации на различные темы, начиная от времён года, предметный мир, окружающий мир и т. д. Это очень хорошее подспорье тем педагогам, которые не умеют создавать такие презентации или недостаточно времени на их создание, но они являются одним из современных технологий, которые несут яркую и доступную информацию.

Интернет – это источник распространения опыта работы педагогов, который размещается на web-сайтах. В этом направлении деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, старший воспитатель владеют информацией, необходимо отслеживать материалы,  помогать педагогам в нахождении нужных сайтов.

На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных дошкольному образованию. Приведем примеры сайтов:

Электронные образовательные ресурсы для педагогов ДОУ

Журнал "Детский сад: теория и практика

http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html

Журнал "Справочник старшего воспитателя"

http://vospitatel.resobr.ru/ 

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Журнал "Детский сад будущего"

http://www.gallery-projects.com 

Журнал включает:

  1. опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;
  2. набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;
  3. разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;
  4. новые идеи и интересные находки Ваших коллег.

Журнал "Воспитатель ДОУ"

http://doshkolnik.ru 

это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

  1. ценнейший опыт лучших ДОУ;
  2. четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);
  3. не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.

Журнал "Современный детский сад" -

http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad 

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные. 

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

http://www.menobr.ru/products/7/ 

- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда. 

Журнал «Обруч»

http://www.obruch.ru/

 - иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды. 

Журнал «Детский сад от А до Я»

http://detsad-journal.narod.ru/ 

- научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов. 

Газета «Дошкольное образование»

http://best-ru.net/cache/9988/ 

-электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

http://sdo-journal.ru/

- наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. В 2013 году объявлен третий международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013»

Дошкольное образование

Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

http://festival.1september.ru/ 

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

Детский сад.

http://detsad-kitty.ru/

 Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

http://www.doshvozrast.ru/

 Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.

Всё для детского сада 

http://www.moi-detsad.ru

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

Социальная сеть работников образования

nsportal.ru

Можно создать свой персональный мини-сайт.

Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.

Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.

Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.

ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

http://detsadd.narod.ru/

Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.

Сайт "Воспитатель"

http://vospitatel.com.ua/

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

Детский сад. Ру. 

http://www.detskiysad.ru

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.

Электронные образовательные ресурсы для дошкольников

  1. http://razigrushki.ru  «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
  2. http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.
  3. http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.
  4. http://www.zonar.info - "Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.
  5. http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!
  6. http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.
  7. http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)
  8. http://teramult.org.ua/ Сайт "Старые мультфильмы"
  9. http://www.multirussia.ru  МУЛЬТИ-РОССИЯ
  10. http://teremoc.ru/ Детский портал "Теремок"
  11. http://pochemu4ka.ru/ Детский портал "Почемучка"
  12. http://internetenok.narod.ru/  Детский портал "Интернетёнок"
  13. http://www.klepa.ru/- Детский портал "Клепа"
  14. http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  15. http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
  16. http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.
  17. http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников "СОВЁНОК"

Это далеко не все сайты, которые можно использовать для получения нужной информации, объять необъятное невозможно. На каждом сайте есть раздел Полезные ссылки, которые могут оказать вам помощь, там есть ссылки на другие образовательные порталы.

Использование компьютерных технологий в нашем учреждении происходило постепенно, но иногда и болезненно: обязательное оформление конспектов непосредственно образовательной деятельности,  результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом и т.д. Не всегда эти требования соответствовали возможностям педагогов. Неумение, а иногда и просто нежелание использования компьютеров и компьютерных программ лишали процесс первоначального обучения детей яркости, а в работе с родителями - большей эффективности и наглядности. Но в защиту некоторых консервативных форм работы воспитателей со стажем хочу сказать, что доброта, душевность, любовь к детям и преданность своей работе не конкурируют с новыми технологиями, а наоборот дополняют их и привносят душевность и человечность в работе с детьми.

Образовательную деятельность в детском саду №65 «Незабудка» осуществляют 24 педагога.

Уверенными пользователями ПК (Word, Excel, Power Point, Internet) являются: 9 человек;

Пользователями ПК (Word) являются: 8 человек;

Не владеют ПК: 7 человек.

Для внедрения ИКТ в детском саду используется форма работы в парах: когда один педагог является активным пользователем технических средств, а другой - обучается.

Используя программу Microsoft Power Point были созданы: презентации к педагогическим советам, родительским собраниям, выступлениям на МО, выступлениям на мастер-классах, обобщениям  актуальных педагогических опытов педагогов ДОУ, открытым мероприятиям ДОУ (для детей и родителей).

Перспективные планы, документация педагогов, конспекты  непосредственно образовательной деятельности предполагают использование программы Microsoft Word . Так же некоторые педагоги используют в своих работах Microsoft Excel, Publisher для создания информационных буклетов для родителей. Уже привычными средствами медийных устройств стали цифровые фотоаппараты, принтеры, сканеры, копиры, камеры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. Также наши педагоги используют в своей работе мультимедиапроектор с экраном, ноутбуки. Использование этих мультимедийных устройств позволяет детскому саду иметь свою газету, проводить мастер- классы, семинары, педсоветы, регулярно обновлять информационные стенды для родителей и сотрудников детского сада. Использование ИКТ помогло значительно изменить предметно - развивающую среду групп. На сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru созданы мини-сайты заведующего, и 4 воспитателей, размещены статьи на сайте «Все для детского  сада» 6 педагогов, получены свидетельства о публикации. 3 педагога принимали участие в интернет - конкурсе журнала «Современное дошкольное образование: теория и практика». Педагоги участвуют в детских интернет - конкурсах на сайте детского развивающего центра «Совенок».

Перед педагогом детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Создание сайта ДОУ

Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности.

С 1 января 2011 года, в соответствии с требованиями закона «Об образовании» в редакции ФЗ № 293 от 8 ноября 2010 (статья 32), создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным.

Настоящий Интернет-сайт – это идеальный работник, который необходим в каждой организации и каждом образовательном учреждении. Создавая его, мы понимали, что сайт должен решать конкретные задачи, каждая его часть должна работать на интересы как различных групп пользователей – от родителей до представителей власти и общественности различных уровней, так и самого образовательного учреждения.

Создание сайта способствует:

  1. увеличению числа потенциальных и действительных клиентов, которые могут и хотят познакомиться с дошкольным образовательным учреждением;
  2. информированию интернет-аудитории об устройстве и деятельности ДОУ, что улучшает его восприятие в глазах населения;
  3. предоставлению достоверной информации из первоисточника средствам массовой информации, что указывает на открытость учреждения;
  4. рекламе и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, что делает привлекательным дошкольное образовательное учреждение;
  5. быстрому и простому проведению  презентации ДОУ  практически неограниченному кругу Интернет-клиентов через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика ДОУ, ресурсное обеспечение образовательного процесса, результаты обучения и другие;
  6. опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности  дошкольного образовательного учреждения укрепляет доверие к нему;
  7. размещение на сайте формы обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Кроме этого сайт детского сада  является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц  сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации: получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом родители могут, обратившись к заведующей ДОУ по электронной почте.

В соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2006  №152 «О защите персональных данных» (редакция от 25.07.2011) было направлено уведомление о намерениях осуществлять обработку персональных данных в Управление Роскомнадзора. На сегодняшний день ДОУ имеет выписку о том, что учреждение включено в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. Администрация ДОУ оформила информационное согласие с родителями и сотрудниками на обработку персональных данных.

Этапы разработки сайта

Процесс разработки сайта можно разбить на следующие этапы:

  1. формирование творческой группы;
  2. знакомство с сайтами аналогичной направленности и их анализ;
  3. разработка концепции сайта, определение преследуемых целей;
  4. определение структуры сайта, числа и направленности разделов сайта;
  5. разработка стиля, дизайна сайта;
  6. заполнение сайта необходимыми материалами;
  7. сопровождение сайта.

  1. Формирование творческой группы

В состав творческой группы входят пять педагогов, которые хорошо знакомы с компьютерными технологиями. Обязательное условие участия - умение работать в команде, поскольку эффективная разработка сайта образовательного учреждения предполагает согласованные действия «команды» исполнителей разных уровней, начиная от руководителя и заканчивая специалистом, отвечающим за техническое оформление. Каждому члену группы приходится выполнять сразу несколько функций: дизайнера, редактора, художника, фотографа, корреспондента и т. п.

2. Знакомство с сайтами аналогичной направленности и их анализ

Участники творческой группы проанализировали множество ресурсов  российского Интернета, обозначенные как «Официальный сайт ДОУ» и сделали выводы о том, что может стать причиной отсутствия интереса к сайту у его потенциальных посетителей:

зачастую, принадлежность этих сайтов к сфере дошкольного образования определяется только их названием. В лучшем случае они содержат краткое описание детского сада, его истории.        

Дизайн также нередко не выдерживает никакой критики: перегруженность ничем не обоснованной анимацией, плохая структурированность содержимого, длительное время загрузки страниц.

И самое главное, цели, которые преследовали авторы этих сайтов, часто не соответствуют целям действительно сайта дошкольного учреждения. Многие сайты относятся к разряду «мёртвых», то есть информация на них  не обновляется практически с момента создания. Члены творческой группы  обращали  внимание на дизайн сайтов, структуру разделов, тематическую направленность и  взяли  на заметку все интересные, с их точки зрения, идеи и решения, реализованные на тех или иных образовательных сайтах.

3. Разработка концепции сайта, определение преследуемых целей

При разработке концепции сайта необходимо  точно определить, какие цели преследуются созданием этого информационного ресурса, а также какие средства можно будет использовать для разработки и поддержки сайта. Важно определение круга потенциальных пользователей и адекватное понимание специфики информационных запросов адресатов системы. Успешно работающим будет лишь ресурс, удовлетворяющий информационные запросы тех, для кого он создан. Структура информационных пользователей может быть представлена следующим образом: 

  1. Родители

воспитанников, будущих воспитанников

  1. Дети

воспитанники ДОУ, выпускники ДОУ

  1. Педагоги

педагогический коллектив ДОУ

 профессиональное сообщество

 педагоги  в поисках вакансий

  1. Потенциальные партнеры

культурно-образовательные

спортивно-медицинские

научно-практические

деловые

  1. Руководство

администрация других дошкольных учреждений

органы управления образованием

В первую очередь,  пользователи сайта - это родители  нынешних и будущих воспитанников ДОУ. Главной целью создания сайта является ознакомление родителей с условиями, динамикой и своеобразием осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду, доведение до сведения родителей необходимой информации по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.

4.Определение структуры сайта, числа и направленности разделов сайта

Важно понимать, что проектируется не сайт вообще, а сайт конкретного детского сада со своей спецификой: целями и ценностями, направленностью и организацией образования, укладом жизни и т.д. Хорошо спроектированный сайт отражает особенности ДОУ, имеет четкую, понятную для пользователя структуру, достаточно гибкую для того, чтобы в перспективе все изменения и дополнения в структуре сайта выглядели бы органично.

Примерный перечень информационных запросов сайта ДОУ.

  1. Родители

содержание образования в ДОУ;

особенности, «изюминки» образовательной программы;

система дополнительных образовательных услуг;

 условия  воспитания и обучения (безопасность, организация досуга, питание, медицинское обслуживание, состояние предметно-развивающей среды, обеспеченность учебного процесса техникой и пр.)

достижения воспитанников

  1. Педагоги

научно-методический опыт ДОУ (методические разработки, программы, сценарии, методы и результаты мониторинга и пр.), результаты экспериментальной  и проектной деятельности

  1. Потенциальные партнёры

достижения ДОУ, его статус, имидж

  1. Руководство

документация, регламентирующая деятельность ДОУ (образовательная программа, учебный план, авторские и экспериментальные программы, разнообразные положения, планы, анализ работы, локальные акты и пр.);

организация жизни в ДОУ  (службы, структуры, формы организации учебного процесса, содержание опытно-экспериментальной работы и пр.)

Сайт должен иметь ясную и понятную структуру, чтобы на нём легко было ориентироваться, легко искать нужное. Чаще всего используют двух- или трёхуровневую структуру: главный пункт дробится на несколько субпунктов, каждый субпункт также имеет свою структуру. Структура не должна быть слишком разветвленной, иначе пользователям будет сложно искать нужную информацию. Вообще на одной страничке нормально воспринимается не более семи пунктов. Каждый пункт меню должен носить короткое и понятное название. Очень важно оценить информацию с точки зрения востребованности.  Чем более востребована она, тем выше должен быть размещён пункт меню, по которому эту информацию можно найти.

Адрес сайта МБДОУ «Детский сад №65 г.Йошкар-Олы «Незабудка» http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou65/default.aspx

5. Разработка стиля, дизайна сайта

Необходимо выбрать базовый стиль сайта, в соответствии с которым будет оформлено большинство его страниц. Выбор стиля сайта - процесс неформальный, творческий, и точных рецептов, какой конкретно стиль использовать в том или ином случае, нет и быть не может.         На основе выбранного стиля осуществляется разработка дизайна сайта, создание шаблона, включающего общие элементы оформления страниц. Используя  единый каркас, впоследствии создаются страницы сайта.

6. Заполнение  сайта необходимыми материалами

Самое главное – содержание. Распространённой ошибкой является стремление сделать сайт интересным во всем мире. Нельзя забывать, на кого нацелен сайт. Нельзя объять необъятное, работать необходимо на свою целевую аудиторию. При этом большие тексты необходимо структурировать с учетом возможностей гипертекста, т.е. разбить текст на логические куски и связать с помощью ссылок в рамках одной страницы или нескольких; графическую информацию следует оптимизировать по размеру, количеству цветов и т.д. с целью ускорения процесса загрузки.

7. Сопровождение сайта

Проблема поддержки сайта, обновления размещенной на нём информации является одной из самых актуальных. Сайт должен выполнять возложенные на него функции, среди которых не на последнем месте - создание и поддержание имиджа образовательного учреждения. Необходимо постоянное пополнение его новой информацией - события, новости, рекорды, успехи, победы, новые темы, страницы и др.

Необновляемый же сайт, несмотря на его наличие, предупреждает о том, что в учреждении нет четкого единого планирования и руководства, и ресурсы расходуются не оптимально. Поиск перспектив развития сайта ДОУ немаловажен. Если не найти перспектив развития, то сайт перестанет обновляться, как следствие этого будет не посещаем и просто «умрет». В ДОУ должен быть разработан график, согласно которому каждый раздел обновляется ежемесячно группой ответственных лиц.

Таким образом, создание в ДОУ web-сайта выводит организацию взаимодействия администрации учреждения, педагогов и родителей ДОУ на более высокий качественный уровень. Появляется открытое пространство для диалога педагогов и родителей с общественностью и социумом, а информация, характеризующая деятельность ДОУ становится доступна широкому кругу пользователей.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Использование информационных систем позволяет более качественно, интересно и на современном уровне строить педагогическую деятельность.

Однако, очень сложно самостоятельно осваивать компьютер методом "тыка", поэтому, необходимо обучать педагогов дошкольного образования возможностям интернета, владению компьютерными технологиями прежде, чем требовать от них использование ИКТ в работе с детьми. Необходимо обеспечить ДОУ компьютерами с выходом в интернет, как обеспечены ими школы. Тогда и дошкольное образование выйдет на новый, более высокий уровень, расширятся его возможности и ресурсы.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богомолова, О.Б. Культура клавиатурного письма / О.Б. Богомолова – М., 2009.
  2. Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010.
  3. Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.
  4. Бурдюкова, Е.В. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие / Е.В. Бурдюкова – М., 2008.
  5. Волошина, О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина // Информатика – 2006. – №19.
  6. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
  7. Горячев, А В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2008.
  8. Горячев, А.В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2004.
  9. Журавлев, А.А. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться? / А.А. Журавлев – М., 2007.
  10. Зуев, М.Б. Интернет: советы бывалого чайника: восемь лет спустя / М.Б. Зуев – М., 2007.
  11. Калинина, Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М., 2008.
  12. Калугина, О.Б. Работа с электронными таблицами. Microsoft Office Excel 2003 / О.Б. Калугина – М., 2006.
  13. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс – М., 2000.
  14. Колин, К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу /К.К. Колин // Открытое образование. – 2006. – № 4.
  15. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
  16. Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2008.
  17. Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина // Информатика. – 2006. – №12.
  18. Крапивенко, А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений / А.В. Крапивенко – М., 2009.
  19. Левин, В.И. История информационных технологий / В.И. Левин – М., 2007.
  20. Мациевский, Н.С. Разгони свой сайт. Методы клиентской оптимизации веб-страниц / Н.С. Мациевский – М., 2009.
  21. Мириманова, М.С. Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды / М.С. Мириманова – М., 2010.
  22. Моторин, В.Н. Воспитательные возможности компьютерных игр / В.Н. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11.
  23. Новоселова, С.Н. Компьютерный мир дошкольника / С.Н. Новоселова – М., 1997.
  24. Осадчук, Е.В. Конкурентоспособность в Интернете: как сделать свой проект успешным / Е.В. Осадчук – М., 2008.
  25. Пожарина, Г.Ю. Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования / Г.Ю. Пожарина – М., 2008.
  26. Рабинович, П.Д. Практикум по интерактивным технологиям: методическое пособие / П.Д. Рабинович – М., 2011.
  27. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков – М., 2005.
  28. Сафонов, В.О. Основы современных операционных систем / В.О.Сафонов – М., 2011.
  29. Спиридонов, О.В. Microsoft Word. От пользователя к специалисту: методическое пособие / О.В. Спиридонов – М., 2008.
  30. Сулейманов, Р.Р. Методика решения учебных задач средствами программирования: методическое пособие / Р.Р. Сулейманов – М., 2010.
  31. Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер – М., 2008.
  32. Цветкова, М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие / М.С. Цветкова – М., 2010.
  33. Цветкова, М.С. Модели непрерывного информационного образования / М.С. Цветкова – М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернет-ресурсов в работе воспитателей

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет – это массовый и оперативный источник информации. ...

Использование Интернет-ресурсов в работе воспитателей.

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет – это массовый и оперативный источник и...

Использование интернет ресурсов в работе логопеда.

Использование интернет ресурсов в  работе логопеда....

Консультация для педагогов " Использование интернет - ресурсов в работе с родителями"

Консультация для педагогов на тему "Использование интернет - ресурсов в работе с родителями"...

Использование Интернет-ресурсов в работе воспитателя.

Использование Интернет-ресурсов в работе воспитателя....

Использование интернет ресурсов и мультимедийных пособий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья раскрывает особенности использования интернет ресурсов и мультимедийных пособий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха....