Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»
методическая разработка по теме

 

Материал поможет повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_gendernomu_vospitaniyu.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Порядок работы

  1. Введение – понятие гендерного и полового воспитания
  2. Реализация гендерного подхода в воспитании
  3. Роль художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников
  4. Дискуссия на тему: «Какие гендерные уроки преподносят детям народные сказки?»
  5. Игра-соревнование для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы»
  6. Как выстроить работу по гендерному воспитанию через чтение художественной литературы в ДОУ?
  7. Подведение итогов

     

    1.   1.1. Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?
     Обобщение: половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего на физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.
       Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.
Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих.
- Подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.
- Призвано прививать ребенку гигиенические навыки.
- Знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.
Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности.

          Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
     Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

       1.2. Вопрос для педагогов: какие существуют гендерные типы?

      Обобщение: маскулинный, феминный, андрогинный, недифференцированный гендерные типы.

      Маскулинный гендерный тип: ориентирован на авторитет силы и независимость поведения, имеет высокие индивидуальные достижения, отдает предпочтение мужскому авторитету, нуждается в мужском общении, нетерпим к возражениям, предпочитает отстаивать свое мнение и занимать позиции лидера. Взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

      Феминный гендерный тип: предпочитает зависимое, подчиненное поведение, отличается осторожностью, не любит проявлять инициативу  и самостоятельность, сознательно ограничивает свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики), нуждается в постоянной моральной поддержке со стороны других людей, в игровой деятельности избегает контактов с маскулинными детьми; у мальчиков зачастую проявляются трудности в общении.

      Андрогинный гендерный тип: свободен от жесткой половой типизации и традиционных норм, способен реально осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно преодолевать трудности, значительно социально активен и контактен, умеет активно и позитивно взаимодействовать с детьми и со взрослыми любого пола, обладает хорошими организаторскими способностями и личностными качествами конструктивного характера (защита, помощь), настойчив, самостоятелен, имеет высокий уровень достижений.

      Недефиринцированный гендерный тип: отвергает и мужской и женский стиль поведения, не способен ориентироваться  в традиционных нормах полоролевого поведения, пассивен, обладает низкими достижениями, сознательно избегает контактов, в коллективе сверстников не пользуется аторитетом.

      Вопросы педагогам:

       - Какому полу более присущи признаки маскулинного типа? Феминного типа?

       - Есть качества присущие только мужчинам и только женщинам? Перечислите их.

      2. Чего может добиться педагог, занимаясь гендерным воспитанием дошкольников?

      Обобщение: во-первых, способствовать гендерному самоопределению, т.е. сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола – «Я девочка. Я мальчик. И так будет всегда». Во-вторых, воспитывать у детей правильное полоролевое поведение. В-третьих, способствовать гендерной социализацией детей. Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. Но самая главная задача гендерного воспитания – это улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность. Существует мнение, что дети непроизвольно осваивают каждый свою гендерную роль. Это не совсем так. Многочисленные психолого-педагогические исследования отмечают, что в обществе происходит размывание границ между гендерными ролями мужчины и женщины. Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
     Современная ситуация требует
от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
     Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
     Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ педагоги ставят следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
     

      3.   Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать художественная литература.

      Чтение художественной литературы занимает важное место в дошкольной педагогике, оно выделено в отдельную образовательную область. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социального опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя). Литература, в том числе художественные произведения для детей, сказки как социальный институт, является одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.

     

      4. Дискуссия на тему: «Какие гендерные уроки преподносят детям народные сказки?».

При обсуждении данной проблемы можно ориентироваться примерно на следующий перечень вопросов.

1. Чему учат русские народные сказки девочек?

2. Чему учат русские народные сказки мальчиков?

3. Каковы возможности русских народных сказок в плане трансляции гендерных идеалов?

      После обсуждения проводится сравнительный анализ сказок «Царевна–лягушка» и «Спящая красавица», посредством которого выявляются гендерно–традиционные и нетрадиционные действия, умения и качества героев.

Примерная схема анализа.

1. О чем эти сказки?

2. Что в них показалось вам необычным?

3. Насколько типично поведение мужских и женских героев этих сказок? В чем именно заключается их стереотипное и нестереотипное поведение?

4. Какими личностными чертами обладают главные персонажи? Какие преимущества они им дают? Где и когда мешают?

5. Что, на ваш взгляд, ценного в этих сказках?

   

     5.   Игра-соревнование для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы»: педагоги делятся на три группы. Первая группа называет произведения, в которых воспитывают  идеалы мужественности (обосновать), вторая – в которых воспитывают  идеалы женственности (обосновать), третья направлена на формирование представлений о дружной и счастливой семье  (обосновать).  Называют по очереди. Победит та команда, которая больше назовет произведений.
   

      6.   Вопрос:    Как можно выстроить работу по гендерному воспитанию через чтение художественной литературы в группе ДОУ?

     Обобщение:  в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательная область «Чтение художественной литературы» включает в себя раздел «Формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений)». В этот раздел актуально включить задачи гендерного воспитания и социализации детей.

      Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников выделены несколько тематических областей, соответственно каждой области подбирается художественная литература, рекомендованная для дошкольников, которую можно разделить на две группы: про мальчиков (мужчин) и про девочек (женщин). Такое разделение дает возможность в течение года равномерно уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли. Выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня развития детей, добавляя или убирая те или иные произведения. Таким образом, художественная литература может выступить инструментом гендерного воспитания дошкольников и способствовать освоению навыков полоролевого поведения.

      7. Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума
1. Как называется воспитание, основанное, прежде всего на знании физиологических особенностей ребенка?
2. Осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности – это… ?
3.  Обоснуйте необходимость гендерного воспитания детей.

4.  В чем именно заключается роль детской художественной литературы в процессе личностного развития ребенка с позиций гендерной социализации?
5. Какие эмоции и чувства вы испытываете по окончании нашего семинара?
     Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме.

Подготовила заместитель заведующего МДОУ детский сад общеразвивающего вида №8 Усть-Кутского МО Ольга Петровна Рыбникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМИНАРА -ПРАКТИКУМА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАСКРЫВАЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ". В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОКАЗАНА МЕТОДИКА  ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕ...

Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»...

Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ

Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ (с использованием ИКТ, технологии сотрудничества, личностно – ориентированной технологии)...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...