Синдром эмоционального выгорания у педагогов
статья по теме

Кляпка Оксана Владимировна

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_emocionalnogo_vygoraniya.docx53.17 КБ

Предварительный просмотр:

старший воспитатель ГБОУ детский сад №994

Кляпка Оксана Владимировна

Развитие современной системы образования в России предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании воспитанников или учащихся. Повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе, потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека;  включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

 Профессию педагога относится к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний, так как работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками – это не только физиологические факторы, связанные с условиями труда,  а прежде всего, психологические и организационные трудности.  

Как правило,  при обучении в профессиональных учреждениях (ВУЗах, колледжах) будущих педагогов  не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Факторы, вызывающие выгорание.

        Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:

  1. Личностные факторы:

- склонность к интраверсии;

-реактивность;

-низкая или чрезмерно высокая эмпатия;

жесткость и авторитарность по отношению к другим;

низкий уровень самоуважения и самооценки и  др. 

Наиболее  подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.

  1. Статусно-ролевые факторы:

- ролевой конфликт;

-ролевую неопределенность;

-неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);

-низкий социальный статус;

-ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; -отверженность в значимой (референтной) группе;

  1. Профессионально-организационные  факторы:

 - нечеткая организация и планирование труда;

-монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

-строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;  негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности;

-напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция;

-дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.

Следует еще упомянуть о таком факторе, как несоответствие педагогической теории и практики. Молодые специалисты, только что окончившие педагогические ВУЗы, не владеют практическими образовательно-воспитательными навыками, а зачастую, знания приобретенные во время обучения не находят своего практического применения и резко разнятся с существующей образовательной системой. В этом случае синдром выгорания может наступить в связи с развитием профессиональной некомпетентности молодого педагога.

Сам  по себе ни один из факторов не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов,  как на профессиональном, так и на личностном уровне.

Целесообразно периодически проверять, в какой степени у педагога сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания это дает возможность разработать меры по его предупреждению.

Профилактика  выгорания включает в себя три направления работы:

1.Организационно-административная:

 - обеспечение возможности профессионального роста (мотивационный компонент) - четкое распределение обязанностей (разработка должностных инструкций)

- организации рабочего места и времени

2. «Психологический комфорт» - создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Работа  педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого педагога и соответствующую оценку продуктивности труда.

3. Индивидуальный подход.

- развитие креативности у педагогов, что является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

- развитие у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др.

- формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Знание факторов синдрома профессионального выгорания позволит администрации и педагогам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.

Целесообразно периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.

С  целью преодоления синдрома эмоционального выгорания, и составления программы профилактических мероприятий и психологического сопровождения коллектива, необходимо провести диагностические исследования.

Нами были выбраны следующие методики:

Методика исследования эмоционального выгорания
(по В. Бойко)

Назначение методики. Методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания — механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Методика позволяет ответить на следующие вопросы:

  1. Какие симптомы доминируют?
  2. Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение?
  3. Чем объясняется истощение (если оно выявлено): факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания, или субъективными факторами?
  4. Какой симптом (симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности?
  5. В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение?
  6. Какие аспекты поведения человека подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ни самой личности, ни профессиональной деятельности ни партнерам?

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое утверждение. Они касаются Вашего отношения к работе и к партнерам по профессиональной деятельности: клиентам, коллегам и др. Оцените, насколько каждое утверждение соответствует Вашим мнениям и переживаниям. Отвечайте «да», если Ваше мнение совпадает с утверждением, и «нет», если не совпадает.


п/п

Утверждение

Ответ

 да

нет

1

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться

 

 

2

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры

 

 

3

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)

 

 

4

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)

 

 

5

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого

 

 

6

От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров

 

 

7

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался

 

 

8

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)

 

 

9

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг

 

 

10

Моя работа притупляет эмоции

 

 

11

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе

 

 

12

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой

 

 

13

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения

 

 

14

Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения

 

 

15

Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

 

 

16

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь

 

 

17

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты

 

 

18

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером

 

 

19

Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше

 

 

20

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено

 

 

21

Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение

 

 

22

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров

 

 

23

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

 

 

24

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение

 

 

25

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций

 

 

26

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами

 

 

27

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

 

 

28

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

 

 

29

Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания

 

 

30

В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра — не получишь зла»

 

 

31

Я охотно рассказываю домашним о своей работе

 

 

32

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)

 

 

33

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу

 

 

34

Я очень переживаю за свою работу

 

 

35

Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности

 

 

36

При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль

 

 

37

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем

 

 

38

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

 

 

39

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе

 

 

40

Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние

 

 

41

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно

 

 

42

Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих»

 

 

43

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми

 

 

44

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела

 

 

45

Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

 

 

46

Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души

 

 

47

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого

 

 

48

После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия

 

 

49

На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки

 

 

50

Успехи в работе вдохновляют меня

 

 

51

Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной)

 

 

52

Я потерял покой из-за работы

 

 

53

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов)

 

 

54

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу

 

 

55

Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции

 

 

56

Я часто работаю через силу

 

 

57

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь

 

 

58

В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы — береги здоровье

 

 

59

Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать

 

 

60

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

 

 

61

Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный

 

 

62

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

 

 

63

Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

 

 

64

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы

 

 

65

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной

 

 

66

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание

 

 

67

Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами

 

 

68

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился

 

 

69

Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют

 

 

70

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций

 

 

71

Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня

 

 

72

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства

 

 

73

Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко

 

 

74

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств

 

 

75

Моя карьера сложилась удачно

 

 

76

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

 

 

77

Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать

 

 

78

Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах

 

 

79

Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями

 

 

80

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил

 

 

81

Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе

 

 

82

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство

 

 

83

Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции

 

 

84

Работа с людьми явно подрывает мое здоровье

 

 

Прежде всего, надо обратить внимание на показатели по отдельно взятым симптомам. Их значения могут варьировать в пределах от 0 до 30 баллов:

0–9 баллов — симптом не сложился;
10–15 баллов — складывающийся симптом;

16–30 баллов — симптом сложился.

Симптомы с показателями 20 и более баллов являются доминирующими — для соответствующей стадии или для всего синдрома. Важно выявить, к какой стадии формирования стресса они относятся, и в какой стадии их наибольшее число.

Следующий шаг — определение степени сформированности стадий развития стресса: напряжение, резистенция и истощение.

Степень сформированности стадии определяется в зависимости от суммы баллов (может варьировать в пределах от 0 до 120), набранных по входящим в нее симптомам:

0–36 баллов — стадия не сформировалась;

37–60 баллов — стадия в стадии формирования;

61–120 баллов — стадия сформировалась.

Многофакторный личностный опросник FPI.

Авторы И. Фаренберг,  Х. Зарг, Р. Гампел

(модифицированная форма “B”).

Инструкция испытуемому. На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “Да”, в противном случае – ответ “Нет”. Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

Вопросы

  1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
  2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
  3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  4. У меня часто болит голова.
  5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
  6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
  7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
  9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
  10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
  11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
  12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
  13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
  14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
  15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
  16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
  17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
  18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
  19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
  20. Я легко смущаюсь.
  21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
  22. Нередко чувствую, как у меня немеют, или холодеют руки и ноги.
  23. Бываю неловким в общении с другими людьми.
  24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
  25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
  26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
  27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
  28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
  29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
  30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
  31. Часто у меня нет аппетита.
  32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
  33. Обычно я решителен и действую быстро.
  34. Я не всегда говорю правду.
  35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
  36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
  37. То, что прошло, меня мало волнует.
  38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
  39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
  40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
  41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
  42. Нередко у меня возникают боли “под ложечкой” и различные неприятные ощущения в животе.
  43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
  44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
  45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
  46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
  47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
  48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
  49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
  50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
  51. Иногда могу похвастаться.
  52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
  53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
  54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
  55. Я почти всегда подвижен и активен.
  56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
  57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
  58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
  59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
  60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
  61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
  62. Я люблю не всех своих знакомых.
  63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
  64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
  65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
  66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
  67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
  68. В компании я веду себя не так, как дома.
  69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
  70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
  71. Хороших знакомых у меня очень немного.
  72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
  73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
  74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
  75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
  76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
  77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
  78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
  79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
  80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
  81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
  82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
  83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
  84. У меня довольно часто меняется настроение.
  85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
  86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
  87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
  88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
  89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
  90. Стараюсь, вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
  91. Я уверен в своем будущем.
  92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
  93. Я не прочь посмеяться над другими.
  94. Я отношусь к людям, которые “за словом в карман не лезут”.
  95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
  96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
  97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
  98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
  99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
  100. Я нередко бываю рассеянным.
  101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
  102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
  103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
  104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
  105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.
  106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
  107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
  108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
  109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
  110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,
  111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
  112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
  113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
  114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом. Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы.

Ответный лист

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Дата____________________________________Возраст______________________

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

20

39

58

77

96

2

21

40

59

78

97

3

22

41

60

79

98

4

23

42

61

80

99

5

24

43

62

81

100

6

25

44

63

82

101

7

26

45

64

83

102

8

27

46

65

84

103

9

28

47

66

85

104

10

29

48

67

86

105

11

30

49

68

87

106

12

31

50

69

88

107

13

32

51

70

89

108

14

33

52

71

90

109

15

34

53

72

91

110

16

35

54

73

92

111

17

36

55

74

93

112

18

37

56

75

94

113

19

38

57

76

95

114

Ключ

Номер шкалы

Название шкалы и количество вопросов

Ответы по номерам вопросов

да

нет

I

Невротичность 17

4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105

49

II

Спонтанная агрессивность 13

32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114

99

III

Депрессивность 14

16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100

IV

Раздражительность 11

6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110

V

Общительность 15

2, 19,46,52,55,94, 106

3, 8,23,53, 67,71,79.113

VI

Уравновешенность 10

14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111

VII

Реактивная агрессивность 10

13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98

VIII

Застенчивость 10

9, 11,20,47,60,70,81, 83,109

33

IX

Открытость 13

7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101

X

Экстраверсия–интроверсия 12

2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110

20,87

XI

Эмоциональная лабильность 14

24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113

59

XII

Маскулинизм–феминизм 15

18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104

16,20,31,47, 84

Анкета

   1. Какова продолжительность вашего рабочего дня в часах?

   2. Приходится ли вам работать сверхурочно?   а) никогда;   б) иногда;   в) часто.

   3. Сколько примерно времени вы тратите на подготовку к новому рабочему

      дню?

   4. Сколько детей в вашем классе (группе)?

   5. Есть ли среди ваших воспитанников “трудные” дети? Если да, то сколько?

   6. Каковы ваши взаимоотношения с руководством?

   а) чувствую поддержку, одобрение;

   б) нейтральные, нет похвалы, но нет и нареканий;

   в) ощущаю давление и непонимание.

   7. Получаете ли вы дополнительное вознаграждение за добросовестно

      выполненную работу?   а) часто;   б) иногда;   в) никогда.

   8. Каковы ваши взаимоотношения с родителями учеников?

   а) часто слышу слова благодарности;   б) нейтральные, ровные;   в) бывают конфликты, жалобы руководству.

   9. Как бы вы определили уровень вашей заработной платы?

   а) высокий;   б) средний;   в) низкий.

  10. Есть ли у вас удовлетворение от выбранной вами профессии?

  11. Чувствуете ли вы, что ваша профессия важна и значима в обществе?

  12. Бываете ли вы на курсах повышения квалификации? Если да, то как часто?

  13. Приходится ли вам выполнять работу не соответствующую вашей

      квалификации?   а) никогда;   б) иногда;   в) часто.

   14. Бывает ли, что ваша работа вызывает у вас эмоциональное напряжение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...

Консультация для педагогов: "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»             Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению...

Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов...

Консультация для педагогов " «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное ощущение, будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем? Работа, которая так нравила...