Cистема работы по самообразованию педагогов ДОУ.
учебно-методический материал по теме

материалы из опыта работы старшего воспитателя Львовой Л.Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_samoobrazovaniyu_pedagogov.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ПЕДАГОГОВ ДОУ

Как известно, в личностном развитии нет состояния покоя, есть либо личностный рост, либо регрессия личности. Важнейшим условием развития личности является самообразование человека, которое заключается в стремлении к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических и познавательных процессов – внимания, памяти, развивает критическое и аналитическое мышление. Самообразование возможно только при наличии определенной мотивации – интересно, для карьерного роста, для получения дополнительного дохода и др.,  - что предполагает активность личности, а это, в свою очередь, хорошая «профилактика душевного старения человека».

 Профессиональный рост также напрямую связан с самообразованием. Работа по самообразованию – одна из форм повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, путь достижения серьезных результатов в работе, самореализации в профессии.

Эта работа строится на следующих принципах.

  1. Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами ДОУ, подчинена ее задачам и приоритетным направлениям. Это позволяет решить две задачи: а) деятельность педагогов в процессе самообразования способствует решению задач ДОУ; б) педагогам не надо распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они могут полностью сконцентрироваться на одной проблеме, подчиненной задачи ДОУ, позволяющей определить качественный результат, которым могут воспользоваться все педагоги ДОУ.
  2. Темы по самообразованию подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя, так как в ДОУ нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов, даже среди тех, кто проработал много лет, с учетом уровня квалификации педагогов (если педагогам второй категории достаточно освоить и внедрить, то педагоги первой и высшей категории разрабатывают (систему, технологию, программу, цикл занятий)).
  3. Тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат самообразования будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

Эти принципы делают организацию самообразования гибкой и позволяют каждому сотруднику активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс ДОУ.

В случае если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему или тему самообразования, мы используем анкету изучения затруднений педагога ДОУ, предложенную методистом г. Саянск Иркутской обл. Кучергиной О.В. (Приложение 1).

Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы по самообразованию (Приложение 2). В плане указываются проблема, тема самообразования, определяются этапы, содержание работы на каждом из них, предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практике дошкольного воспитания, опытности самого педагога. Педагог сам определяет сроки реализации плана, но, как правило, план рассчитывается от аттестации до аттестации.

На основе индивидуальных планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ (Приложение 3). В общем плане фиксируется проблема, над которой работает педагог, этап работы над проблемой, какой результат уже достигнут (при наличии такового), предполагаемый результат. Такая таблица позволяет отслеживать процесс самообразования в целом по ДОУ: на каком этапе находится каждый из педагогов, какие мероприятия по самообразованию планируются, какой материал уже наработан и может быть рекомендован для использования в работе.

Еще один сложный вопрос – оценка эффективности работы по самообразованию.

Оценка эффективности работы по самообразованию может производиться по нескольким параметрам:

  1. Результативность этапов работы по самообразованию.

1 этап - организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по проблеме,  научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала). Формы предоставления результата: консультации, доклады, оформление наглядно-иллюстративного материала, разработка перспективных планов, конспектов занятий, программ.

2 этап - основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма предоставления результата – проведение мероприятий по теме самообразования.

3 этап - заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ):

Памятка для осуществления самоанализа.

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.
  3. Практические выводы после проработки каждой темы.
  4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
  1. Сформированность определенных личностных качеств:

- активность (рост участия педагога в мероприятиях ДОУ, района по теме самообразования). Активность педагога можно оценить по степени его участия в педчтениях, консультациях, педсоветах, семинарах по теме самообразования. Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию активность педагога резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться ими с другими участниками пед. процесса;

- инициативность. Инициативность  проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобретает определенный теоретический уровень, который стимулирует потребность педагога реализовать полученные знания на практике;

- готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, что бы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуации, изучать и обобщать свой опыт, определять эффективность собственной деятельности;

- потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой, творческим поиском. Оценка реализации педагогом потребности в развитии производится по методике К.Белой по трем критериям: активное развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие.

  1. Повышение профессионального статуса педагога

- повышение подтверждение или категории;

- формы успешности педагога (признание администрации, признание родителей, признание коллег)

Для отслеживания результативности работы педагога по самообразованию можно использовать информационное обеспечение методической работой ДОУ. В информационное обеспечение включает в себя:

- сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования педагога, конкретных форм отчетности;

- информация об участии педагога в методической работе (Приложение 4);

- сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причины поощрения (Приложение 5);

- сведения о повышении квалификации сотрудников (Приложение 6);

- сведения об аттестации сотрудников (Приложение 7);

- результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии (Приложение 8 – 10).

Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования. Для удобства ведения такого учета была разработана форма информационного листа (Приложение 11) и справки-подтверждения (Приложение 12).

Предлагаемая система работы по самообразованию во-первых, ставит  каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества.

Приложение 1

Анкета

изучения затруднений педагога ДОУ

в организации современного качественного образования

(самодиагностика педагога ДОУ)

Ф.И.О. педагога _______________________________________________________________

стаж работы ____________ категория _____________________ дата ___________________

Содержание вопроса

Варианты ответа

Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Владение педагогической диагностикой

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Выбор типа занятия и темпа его проведения

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Умение планировать учебно-воспитательный процесс

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Использование методов, направленных на развитие воспитанников

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии дошкольников

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Использование здоровьесберегающих технологий

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Обеспечение благоприятных условий в группе:

- гигиенических

- эстетических

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

Не владею

Владею частично

Владею свободно

Приложение 2

План

 самообразования педагога ___________________________________

стаж работы: _________ категория: _______________

Год

Проблема

Тема

Этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности


Приложение 2а

План

 самообразования педагога Базиевой Валентины Владиславовны

стаж работы: 16 лет категория: высшая

Год

Проблема

Тема

Этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

2005/2006

Повышение уровня правовой культур родителей как условие правового воспитания дошкольников

Совместная работа ДОУ и семьи по формированию основ правового сознания дошкольников

1

Изучение научно-методической литературы:

Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе

Соловей С.А, Львова Т.Н., Дубко Г.И. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.

Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.

Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада/ Т.Н.Доронова, А.Е.Жичкина, Л.Г.Голубева и др.

Составление перспективного плана работы с родителями.

Изучение уровня правовой и педагогической компетентности родителей.

Оформление информационных материалов по проблеме: консультации для родителей, педагогов, доклад на семинаре по проблеме.

2

Проведение мероприятий для родителей по плану.

Организация работы с детьми по правовому воспитанию

Показ открытых мероприятий.

Разработка материалов для организации «Правовой школы».

2006/2007

2007/2008

3

Изучение правовой компетентности родителей; определение роли семьи в формировании правового сознания дошкольников

Обобщение опыта работы, оценка эффективности

Приложение 3

План работы по самообразованию

педагогов МДОУ ЦРР ДС № 1 2007/2008 уч. год

№ пп

Ф.И.О. педагога, должность

Разряд, катег.

Проблема

С какого времени работает над проблемой

Этап работы над проблемой

Имеющийся результат

Планируемый

результат

Приложение 3 а

План работы по самообразованию

педагогов МДОУ ЦРР ДС № 1 2007/2008 уч. год

№ пп

Ф.И.О. педагога, должность

Разряд, катег.

проблема

С какого времени работает над пробле-мой

Этап работы над проблемой

Имеющийся результат

Планируемый результат

1

Махова О.В., муз.руководитель

1 кат.

Взаимосвязь речевого развития и музыкального воспитания дошкольников

2007

1 – организацион-но-ознакомитель-ный

-

Повышение речевой активности детей на музыкальных занятиях;

Консультация для педагогов, родителей;

Сценарии занятий, праздников и развлечений

2

Базиева В.В., воспитатель

Высш.

кат.

Влияние правовой компетентности родителей на реализацию прав ребенка в семье

2005

3 - заключительный

Система работы с родителями по повышению правовой компетентности, цикл занятий с детьми «Мои права»

Обобщенный опыт работы

3.

Воронкина О.Н., воспитатель

1 кат.

Влияние правовой компетентности родителей на реализацию прав ребенка в семье

2006

2 - основной

Комплект методик для изучения реализации прав ребенка в семье.

Педагогическая гостиная для родителей «Поговорим о правах ребенка

5

Ганус Е.С., воспитатель

10 разр

Изучение теоретического и практического компонента программы «Радуга»

2007

1 – организационно-ознакомительный

-

Освоение программы «Радуга» в разных возрастных группах

Приложение 4

Информация

об участии педагогов в методической работе

№ пп

Ф.И.О. педагога

Выступление на педсовете

Подготовка и проведение МО

Работа в творческой группе

Обобщение пед.опыта

Участие в

Показ педагогической деятельности

Представление опыта в печать, видеозапись и др.

конференции

семинаре

Смотре-конкурсе

выставке

Приложение 5

Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании

№ пп

Ф.И.О. педагога

должность

Вид поощрения

Причина/повод

Дата

Приложение 6

Сведения о повышении квалификации

№ пп

Ф.И.О.педагога

должность

Формы повышения квалификации

План повышения квалификации

Курсы (год, № удостоверения)

Семинары (тема, год, № удостоверения)

Методические объединения

Уч.г.

Уч.г.

Уч.г.

Уч.г.

Приложение 7

Сведения об аттестации педагогических кадров

№ пп

Ф.И.О. педагога

должность

План аттестации по учебным года

Итоги атестации

В какой форме представлены

Приложение 8

Сведения о развитии педагогов

№ пп

Ф.И.О. педагога

Способность педагогов к саморазвитию

Активное развитие

Не сложившееся развитие

Остановившееся развитие

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер


Приложение 9

Анкета

для выявления способности педагогов к саморазвитию

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучать себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно отнеслась бы к продвижению по службе.

55 и более баллов – потребность в развитии активно реализуется.

36 – 54 балла – отсутствует сложившаяся система развития.

15 – 35 баллов – остановившееся развитие.

Коэффициент развития:

Кр= Кфакт / Кмакс

Кфакт – набранная сумма баллов

Кмакс – максимально возможная сумма баллов (75)

Чем ближе Кр к единице, тем выше уровень саморазвития педагога.

Например, Кфакт=52 балла, Кмакс= 75 баллов, тогда Кр= Кфакт / Кмакс= 52/75 = 0,69

Приложение 10

Определение факторов,

стимулирующих и препятствующих развитию педагогов

Оцените перечисленные ниже факторы по 5-балльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют)

4 – скорее да, чем нет

3 – и да, и нет

2 – скорее нет, чем да

1 – нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.
  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
  3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителя.
  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.)
  5. Состояние здоровья.
  6. Недостаток времени.
  7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа в ДОУ.
  2. Обучение на курсах.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Пример и влияние руководителей.
  5. Организация труда в ДОУ.
  6. Внимание к проблеме руководителя.
  7. Доверие.
  8. Новизна деятельности, условия работы,    возможность экспериментирования.
  9. Занятия самообразованием.
  10. Интерес к работе.
  11. Возрастающая ответственность.
  12. Возможность получения признания в коллективе.

Приложение 11

Информационный лист

об участии педагога _______________________________________________

в методической работе

Дата участия

Формы участия в методической работе по теме самообразования

 Замечания

Выступление на педсовете

Подготовка и проведение МО

Показ открытых мероприятий

Публикация в СМИ

Участие в семинаре

Участие в конкурсах

Участие в выставках

Приложение 12

СПРАВКА-ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Настоящим подтверждается, что ____________________________________________

        Фамилия, имя, отчество педагога

_____________________ принимал участие в _________________________________

        Должность                наименование

________________________________________________________________________

        мероприятия, тема

проходившем «_____» ________________ 20_____ г. в  _________________________

________________________________________________________________________

        наименование учреждения, организации, где проходило мероприятие

в форме _________________________________________________________________

        выступление с докладом, открытый показ, участие в прениях, участие в круглом столе и др.

Подпись ответственного лица:

________________________        _______________        _________________

        Должность        подпись        расшифровка подписи

«______» ____________________ 200___ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагога ДОУ»

Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

Консультация для педагогов «Возможные проблемы в работе по самообразованию педагога и пути их решения»

laquo;Возможные проблемы в работе по самообразованию педагога и пути их решения»...

Консультация для педагогов на тему: " Организация работы по самообразованию педагогов в ДО"

Познакомить педагогов с принципами построения работы по самообразованию....

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следую...

Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»

Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»...