Тематический контроль к педагогическому совету на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».
материал по теме

В работе ракрыты: план проведения тематического контроля,справка по итогам проведения тематического контроля,приказ о проведении тематического контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_kontrol_po_igre.docx56.79 КБ

Предварительный просмотр:

Приказ № 17

По МБДОУ детскому саду № 115 «Ладушки»

от 25. 03. 2013 г.

О подготовке и проведении тематической контроля

«Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

Руководствуясь Законом РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 (в ред. ФЗ № 12-ФЗ от 13.01.1996 с последующими изменениями), на основании плана внутреннего контроля.

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести   с 15.03.2013г по 19.03.2013г. тематическую проверку по теме  «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

      2.Утвердить план  тематического контроля (Приложение №1)

3. Назначить ответственным за подготовку и проведение тематической проверки старшего воспитателя Азарцеву Н.И.

4. Контроль  за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующий МБДОУ детский сад № 115                            Алексютина Т.В.

«Ладушки» г. Брянска.

С приказом ознакомлена:

   

_______________________                        _________                   ___________

     ( Ф.И.О. работника )                                                          (дата)                        

             (подпись

                               

Выписка из приказа № 17

По МБДОУ детскому саду № 115 «Ладушки»

от 25. 03.2013 г.

О подготовке и проведении тематической контроля

«Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

Руководствуясь Законом РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 (в ред. ФЗ № 12-ФЗ от 13.01.1996 с последующими изменениями), на основании плана внутреннего контроля.  

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Провести   с 13.01.2012г по 17.01.2012г. тематическую проверку по теме:  «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

2.Утвердить план  тематического контроля (Приложение №1)

3. Назначить ответственным за подготовку и проведение тематической проверки старшего воспитателя Азарцеву Н.И.

4. Контроль  за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующий МБДОУ детский сад № 115                            Алексютина Т.В.

«Ладушки» г. Брянска.

Тематический контроль

ТЕМА: «Роль сюжетно – ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

Цель: определение эффективности воспитательно – образовательной работы в ДОУ по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, реализации интересов детей в разных формах игры.
  2. Провести оценку и анализ развития сюжетно-ролевой игры  в группах в соответствии с требованиями программы «Детство».
  3. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: с 15-19 апреля 2013г.

№ п/п

Направление работы

Содержание контроля

Методика

1

Обследование уровня развития детей

Выявить:

-игровые интересы  детей:

-разнообразие, стабильность, динамичность игровых ситуаций;

- зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

-характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для себя роли или игрушки.

-Наблюдение за деятельностью детей во время игры.

-Беседы с детьми .

-Наблюдение свободной игровой деятельности  детей в течение дня.

-Поведение и знания ребенка.

2

Оценка профессиональных умений воспитателя

- Знание педагогами программы по разделу «Сюжетно-ролевые игры». -- Анализ методов, приемов и форм работы с детьми.    Система профессионального роста педагогов МБДОУ.

- Беседа  с педагогами по программе.

- Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников.

- Анализ руководства педагога ролевыми играми детей.

- Умение руководить играми детей.

3

Оценка созданий условий

Создание предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр и  условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

- Оценка условий проведения сюжетно-ролевых игр.

4

Оценка планирования работы

Изучение системы планирования работы с детьми по данному разделу.

-Анализ календарных планов  воспитателей за квартал .

5

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

Оценка родителями МБДОУ по вопросам игровой деятельности, готовность родителей к сотрудничеству и помощи в решении годовой задачи.

 -Анкетирование

- Изучение наглядно-стендовой информации в группах.

План тематического контроля

Даты проведения

контроля

Возрастные группы

Вторая младшая  группа №1

Вторая младшая группа №2

Средняя группа №2

Средняя группа №3

Средняя группа №6

1 половина дня

2 половина дня

1 половина дня

2 половина дня

1 половина дня

2половина дня

1половина дня

2 половина дня

1половина дня

2 половина дня

Пн.

22 апреля

Оценка условий проведения сюжетно-ролевых игр

Наблюдение за деятельностью детей во время игры

Оценка условий проведения сюжетно-ролевых игр

Наблюдение

за деятельностью  детей во время игры

Оценка условий проведения сюжетно-ролевых игр

Наблюдение за деятельностью детей во время игры

Оценка условий проведения сюжетно-ролевых игр

Наблюдение за деятельностью детей во время игры

Оценка условий проведения сюжетно-ролевых игр

Наблюдение за деятельностью  

детей во время игры

Вт.

23 апреля

Анализ планирования работы по игровой деятельности

 

Наблюдение свободной игровой деятельности детей.

Анализ планирования работы по игровой деятельности

Наблюдение свободной игровой деятельности детей

Анализ планирования  работы по игровой

Наблюдение

Свободной игровой деятельности детей

Анализ планирования

работы по игровой деятельности

 

Наблюдение свободной игровой деятельности детей.

Анализ планирования

работы по игровой деятельности

Наблюдение свободной игровой деятельности детей

Ср.

24 апреля

Оценка знаний и поведения ребенка в игре

Беседы с детьми

Оценка знаний и поведения ребенка в игре

Беседы с детьми

Оценка знаний и поведения ребенка в игре

Беседы с детьми

Оценка знаний и поведения ребенка в игре

Беседы с детьми

Оценка знаний и поведения ребенка в игре

Беседы с детьми

Чт.

18 апреля

Оценка руководства игровой деятельностью детей

Анкетирование родителей по игровой деятельности

Оценка руководства игровой деятельностью детей

Анкетирование родителей по игровой деятельности

Оценка руководства игровой деятельностью детей

Анкетирование родителей по

игровой

деятельности

Оценка руководства игровой деятельностью детей

Анкетирование родителей по игровой деятельности

Оценка руководства игровой деятельностью детей

Анкетирование родителей по игровой деятельности

Пт.

19 апреля

Анализ воспитателем игр детей

Анализ руководства педагогами игр  детей

Анализ воспитателем игр детей

Анализ руководства педагогами игр  детей

Анализ воспитателем игр детей

Анализ руководства педагогами игр детей

Анализ воспитателем игр детей

Анализ руководства педагогами игр детей

Анализ воспитателем

игр детей

Анализ руководства педагогами игр детей

 

Поведение и знание ребенка

Вопросы для изучения

Вторая младшая №1

Вторая младшая №2

Средняя группа №2

Средняя группа №3

Средняя группа №6

да

нет

частично

да

нет

частично

да

нет

частично

да

нет

частично

да

нет

частично

1.Содержит ли игра элементы новизны?

 2. Содержание игры вводит ребенка в условную ситуацию?

  3. Присутствует ли информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации?

  4. Меняется ли в процессе игры игровая среда (игрушки – заместители, игровой материал)

5. Использованные методы и приемы побуждают их к разным способам воспроизведения действительности?

6. Все ли задействованы в игре?

7. Умеют ли распределять роли?

 8. Создает ли воспитатель проблемную ситуацию для выявления знаний о чем-либо перед началом сюжетно-ролевой игры?

9. Добиваются ли дети воображаемого результата?

10. Как отражена нравственная сторона в игре?

11. Присутствуют ли отрицательные качества:

Конфликт

Грубость в обращении

Всегда быть первым

Споры

12. Умеют ли решать коллективные задачи?

Анализ планирования

 игровой деятельности

Вопросы для изучения

Вторая младшая №1

Вторая младшая №2

Средняя группа №2

Средняя группа №3

Средняя группа №6

да

нет

частично

да

нет

частично

да

нет

частично

да

нет

частично

да

нет

частично

1. Требования к плану. Виды игровой деятельности детей:

- игры с правилами:

  *подвижные

  *дидактические

  *настольно-печатные

  - сюжетно-ролевые

  - театрализованные

2. Формируются ли развивающая, обучающая, воспитательная задачи.

3. Намечаются ли методы решения планируемых задач

4. Планируется ли формирование навыков:

- применения знаний на практике

- этических норм поведения во время игры

- нравственных качеств

- самостоятельной игровой деятельности

- театрализованной деятельности

5. Игровое оборудование

Наблюдение за деятельностью детей во время игры

Вопросы для изучения

Вторая младшая №1

Вторая младшая №2

Средняя группа №2

Средняя группа №3

Средняя группа №6

да

нет

частично

да

нет

частично

да

нет

частично

да

нет

частично

да

нет

частично

1.Умеют ли ориентироваться в игровой задаче?

 2.Умеют ли отражать реальные факты или события, знания о профессии взрослых?

  3. Умеют ли в процессе игры регулировать свои желания?

  4. Умеют ли дети:

Анализировать

Обобщать

Рассуждать

Делать выводы, умозаключения

 5. Проявляется ли творчество в создании сюжетно-ролевой игры (выбор тем)

6. Умеют ли ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности (предметы-заместители)

7. Рождаются ли во время игры новые варианты?

8. Используют ли пространственную среду для развертывания игры?

9.Формируют ли способности управлять своим поведением?

10. Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта?

Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников

Вопросы для изучения

Вторая младшая №1

Вторая младшая №2

Средняя группа №2

Средняя группа №3

Средняя группа №6

да

нет

час

тично

да

нет

да

нет

част

ично

да

нет

да

нет

час

тично

да

нет

1.Наблюдение игры, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей

 2. Проектирования развития ролевой игры, планирование приемов, направленных на ее развитие

  3. Присутствует ли информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации?

  4. Обогащение впечатлений детей с целью развития игр

5. Проектирование развитие конкретной игры, предвидение ее развития

6. Пользование прямыми руководствами игровой деятельностью (вопросы к детям, предложение новой ситуации и т.д.)

7. Включение в игру на главных и второстепенных ролях

 8. Выражение своих чувств, мыслей с помощью речи, мимики, пантомимики  в процессе воплощения взятой на себя роли

9. Пользование косвенными методами руководства игрой

10. Регулирование взаимоотношений детей, разрешение конфликтов, возникающих в процессе игры

11. Включение в игровую деятельность застенчивых, неуверенных и малоподвижных детей

12. Обсуждение с детьми и оценивание игры

Анализ условий проведения игр

Вопросы для изучения

Вторая младшая №1

Вторая младшая №2

Средняя группа №2

Средняя группа №3

Средняя группа №6

да

нет

час

тично

да

нет

да

нет

час

тично

да

нет

да

нет

час

тично

да

нет

1. Соблюдение  игрового режима

 2. Наличие оборудованного игрового пространства

  3. Расположение и хранение игрушек, атрибутов сюжетно-ролевых игр

  4. Соблюдение правил пользования игрушками, атрибутами для творческих игр

5. Подбор игрушек и других материалов в соответствии с тематикой игр

6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности

7. Развитие чувства ответственности у детей за сохранение игрушек, атрибутов творческих игр и умение приводить их в порядок

8. Условные обозначения

Вопросы для беседы с ребенком:

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание:
- на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;
- на любимые сюжеты и роли;
- на любимые игрушки;

Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

Анализ руководства педагогами играми детей

Вопросы для изучения

Вторая младшая №1

Вторая младшая №2

Средняя группа №2

Средняя группа №3

Средняя группа №6

да

нет

час

тично

да

нет

да

нет

час

тично

да

нет

да

нет

час

тично

да

нет

1. Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?

 2. Насколько полно использует игру?

  3. Развивается ли игровая деятельность с учетом развития детей?

  4. Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления?

5. Доиграли ли до конца?

6. Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?

7. Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре целиком?

 8. Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым материалом?

9. Доступен ли игровой материал для использования его детьми?

Анализ руководства воспитателем играми детей

Вопросы для изучения

Вторая младшая №1

Вторая младшая №2

Средняя группа №2

Средняя группа №3

Средняя группа №6

да

нет

час

тично

да

нет

да

нет

час

тично

да

нет

да

нет

час

тично

да

нет

1.Приемы воздействия воспитателя на игровую деятельность детей

 2. Игры: показ, совет. Указание, помощь в налаживании конфликтов между детьми, обсуждение с детьми сюжета

  3. Оказание помощи детям в осуществлении игровых замыслов

  4. Приемы, направленные на целеустремленность и активность в играх

5. Руководство поведением детей

6. Создание положительных эмоций

7. Условные обзначения

Наблюдение свободной игровой деятельности детей в течение дня во время игры

Вопросы для изучения

Вторая младшая №1

Вторая младшая №2

Средняя группа №2

Средняя группа №3

Средняя группа №6

да

нет

час

тично

да

нет

да

нет

час

тично

да

нет

да

нет

час

тично

да

нет

1. Рождаются ли во время игры новые варианты?

 2.Умеют ли дети применять свои знания на практике?

  3. Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых?

  4. Что побуждает детей к началу игры?

Предложение игрушки

Взятие роли на себя

Совместное обсуждение плана игры

Внесение нового оборудования игр

Инициатива воспитателя

 5. Управляют ли дети своим поведением во время игры?

6. Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта?

3. Какие нормы поведения проявляются во время игры:

Доброжелательность

Отзывчивость

Чуткость

Агрессивность

Умение договариваться

Доверие

Сопереживание

Взаимопомощь

Правдивость

Справедливость

Анализ руководства педагогами играми детей

Вопросы для изучения

1. Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?

 2. Насколько полно использует игру?

  3. Развивается ли игровая деятельность с учетом развития детей?

  4. Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления?

5. Доиграли ли до конца?

6. Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?

7. Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре целиком?

 8. Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым материалом?

9. Доступен ли игровой материал для использования его детьми?

Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы. 

Имя ребенка

Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок

Игровой материал

Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта анализа взаимодействия с родителями.

Взаимодействие с родителями по проблемам игровой деятельности

Группы

Вторая младшая №1

Вторая младшая №2

Средняя группа №2

Средняя группа №3

Средняя группа №6

Наглядная информация по теме в уголке для родителей (доступность, эстетичность оформления)

Планирование индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

Проведение совместных тематических мероприятий(досуги, КВН, викторины и т.д.) родительских собраний или консультаций (наличие материалов по проблеме, тетради протоколов проведения собраний)

СПРАВКА

ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ

Мною, старшим воспитателем Азарцевой Н.И. была проведена тематическая проверка в период с 15-19 апреля 2013г. В группах №1 (вторая младшая группа) — воспитатели: Алымова М.И., Мотованова В.А., группе №2 (вторая младшая  группа) — воспитатели: Горнева Т.А.,Шламенко Т.А., группе №2 (средняя группа) — воспитатели: Анюшонкова Л.Н.,Голубова М.И., группе № 3 (средняя группа) — воспитатели: Заманова Е.В., Кучерявенко Л.Н., группе №6 (средняя группа),воспитатели: - Сафонова Н.В.,Зайцева Н.П.

Результаты проверки показали: при посещении второй младшей группы №2,воспитатель Алымова М.И., просмотрели сюжетно ролевую игру «Больница», «Дом», Игра проводилась во вторую половину дня после сна. Была создана предметная среда, возрасту детей данной группы (кухня, кроватки для кукол), использовались игровые атрибуты посуда, куклы, одежда из уголка ряженья и предметы заместители, палочки от пластмассового конструктора. В начале игры, воспитатель  взял на себя второстепенную роль «больного».Воспитатель грамотно и четко управлял игрой, используя словесные и наглядные методы. Игровые умения детей данной группы достаточно развиты, дети активно включаются в игру, умело действуют с атрибутами и предметами –заместителями, связывают несколько игровых сюжетов «Больница» и «Дом» и словесно их обозначают. Дети умеют применять свои знания в с\р игре.

Просмотр игровой деятельности детей второй младшей группы №1,воспитатель Горнева Т.А. показал, что в группе дети играли в с\р игру «дом» в игре было задействовано 5 человек, три человека играли с настольно печатными играми, двое мальчиков играли в водителей. Остальная часть детей свободно ходила по групповой комнате. Остальным детям было предложено поиграть в конструктор и «что- нибудь построить» В основном во время просмотра свободной игровой деятельности детей, дети обьеденялись в группы по 2-3 человека. Игровые действия детей развиты слабо, сюжет игры однообразен. Воспитатель пытался включиться в игру детей «стоя над ними»,и в результате ему это не удалось.

Во второй средней группе №2 воспитателем была создана предметно-игровая среда, подготовлены атрибуты для игр  «Магазин» «Овощи-фрукты», «Дом». Воспитатель привлекала к выполнению главных ролей детей, а потом в течении игры роль продавца разных отделов передавалась другим детям, дети без споров распределяли роли между собой и свободно переходили из одной игры в другую, используя полученный ранее игровой опыт. Дети были эмоциональны, активны, соблюдали правила игры. В игре использовались как и игровые атрибуты так и предметы заместители. Дети обладают навыками и умениями необходимыми для их возраста. Воспитатель умело руководила играми детей, брав на себя разные роли в играх, чем способствовала развитию сюжете игры у детей.

Анализ игровой деятельности в средней группе №3 воспитатель Кучерявенко Л.Н. показал, что  в группе была создана игровая среда,дети играли небольшими группами, обьединившись по несколько человек. 5 мальчиков играли в сюжетно ролевую игру водители, три девочки играли в с\р игру «Зоопарк».остальные дети играли  с конструктором, настольно печатными играми. Роли дети распределяли между собой самостоятельно, у мальчиков был развернут игровой сюжет, они активно обсуждали свои игровые действия, комментировали поведение детей.  В игре у девочек в «Зоопарк» были слабо развиты игровые действия, дети практически играли молча. Воспитатель не включалась в игры детей.

Просмотрев игровую деятельность в средней группе № 6 мы увидели что дети играл с\р игру «Больница»,водители, и остальные дети играли самостоятельно с настольно печатными играми.  Дети обьеденились в игре в небольшую подгруппу. Был,врач,медсестра,а остальные пациенты. Дети лечили  детей слушали измеряли температуру,бинтовали,смазывали зеленкой. Воспитатель напомнил о вежливой форме обращения  доктора с больными.

.

Выводы: Проведенный тематический контроль заставляет сделать вывод: работа по организации сюжетно-ролевых игр ведется хорошо в второй мл. гр№2,ср№2,ср №6 группе, и неудовлетворительно в младшей№1 ср№3. Рекомендации

1.Изучение теоретической и практической базы опыта работы.

2. Выбор соответствующих методов и приемов для вовлечения в игру всех детей.
3. Определение первоначального уровня развития игровой деятельности детей с ясельного возраста.
4. Определение уровня развития эмоциональной, познавательной и коммуникативной сферы деятельности.
5. Совершенствование условий игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания, образования и развития

Выводы:

  1. Работа по развитию у детей логического мышления,умения анализировать,сравнивать не всегда ведется систематически,мало используется в свободной деятельности и частично во второй половине дня.
  2. Не планируются досуги и развлечения с математическим содержанием.
  3. Однообразны формы работы с родителями в данном направлении.
  4. Нет взаимосвязи с планированием других видов НОД.
  5. В НОД по математике используются однообразные физкультминутки.

Предложения:

1. Систематически планировать работу по формированию у детей логического мышления.

2.Разнообразить формы работы с родителями и детьми.

3.Пополнить математические уголки дидактическими играми,наглядными пособиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет

Сюжетно-ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребёнка, для формирования его способностей и становления личности в целом....

Педагогический совет по теме: “Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

В работе раскрыты приказ о проведении педагогического совета,план подготовки и повестка дня заседания педагогического совета, литература к педагогическому совету....

Проект по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей через сюжетно-ролевые игры»

«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений» (А.С. Спиваковский).·        Це...

«Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет»

Сюжетно-ролеваяигра как  воспитание нравственных качеств личности детей 4-5 лет...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС»

Доклад на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС...

Доклад на педагогическом совете на тему :"Организация сюжетно -ролевой игры в детском саду"

Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...

Выступление на педагогическом совете "Методика проведения диагностики сюжетно ролевой игры в средней группе".

В литературе можно найти различные методики диагностики игровой деятельности дошкольников. Так, по Д. Б. Эльконину можно выделить следующие уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры....


 

Комментарии