Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
статья на тему

Щелканова Эльвира Рахмуллаевна

Доклад по теме "Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования", который содержит актуальность введения ФГОС ДО, причины, возможные изменения в системе дошкольного образования со вступлением в силу нового нормативного документа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Проект ФГОС ДО»

Щелканова Э.В., заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ № 38 «Елочка», 1 кв. кат.

Мир вокруг нас кардинально изменился.  Глобальная информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе.

На сегодня в России сложилась определенная система дошкольного образования, которая не удовлетворяет всем потребностям современного общества и требует серьезных перемен.

1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с требованиями нового закона — дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.

В статье 14, п. 5 обозначено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС). Государственный образовательный стандарт первого поколения регламентировал содержание образования, определяя его минимум. ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения.

Процесс стандартизации частично коснулся и системы дошкольного образования. В 1996 году Министерством образования РФ были утверждены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Согласно приказу МО РФ (№ 448 от 22.08.1996г) устанавливалось, что указанные требования действуют до введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Через десять лет (1 декабря 2007 г) в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми в сфере дошкольного образования устанавливаются не ФГОС, а только две группы федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Таким образом, в настоящее время система дошкольного образования имеет действующий заменитель стандарта первого поколения в виде «Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении», а также неполный стандарт второго поколения в виде федеральных государственных требований, из совокупности которых выпал наиболее значимый компонент – требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Причины введения ФГОС ДО

  1. Отсутствие полноценного ФГОС дошкольного образования значительно затрудняет реализацию государственной политики в сфере образования, ограничивает право граждан Российской Федерации на получение качественного дошкольного образования. Главная задача государственной образовательной политики Российской Федерации («Концепция модернизации российского образования до 2010 года») - обеспечение современного качества образования. Проблема качества дошкольного образования сужена в настоящее время до проблемы качества условий осуществления образовательного процесса (требования к структуре основных образовательных программ тоже могут быть отнесены к указанным условиям). Таким образом, государство, общество и родители воспитанников направляют свои моральные и материальные усилия на организацию процесса образования дошкольников вне зависимости от достижения результата
  2. Отсутствие полноценного ФГОС усугубляет отставание дошкольного образования в ряду других образовательных систем общей системы непрерывного образования Российской Федерации. По данным мониторинга состояния и развития системы дошкольного образования (2007г, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы), российское дошкольное образование функционирует в системе непрерывного образования РФ по «остаточному принципу» обеспечения всеми группами ресурсов (кадрами, финансами, нормативными документами, программно-методическими комплектами и др.).
  3. Отсутствие полноценного ФГОС дошкольного образования препятствует обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Одним из компонентов системы образования Российской Федерации (ст.8 ФЗ «Об образовании) являются преемственные образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Системы дошкольного и начального общего образования преемственны во всем, кроме требований к результатам освоения основных образовательных программ. Обе системы «не знают», каким может быть ребенок, освоивший основную образовательную программу дошкольного образования, в чем его отличие от ребенка того же возраста, не освоившего указанную программу. К вышесказанному необходимо добавить, что недостатки в осуществлении преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, отмеченные в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) 2003 года, не устранены до настоящего времени. В указанном документе в качестве одной из главных причин, препятствующих обеспечению преемственности в системе образования, было названо отсутствие утвержденных на государственном уровне стандартов образования.

Cтандартизация содержания дошкольного образования  необходима с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей  для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, при этом постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. Образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

    Преобладание занятий как основной формы обучения детей – одна из причин разработки ФГОС (отказ от учебной модели, т. е. от занятий в детском саду требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались).    

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения функционируют в рамках переходного периода до введения ФГОС ДО. Переходный период – это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций. Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Во-вторых, в введении ФГОС ДО много положительного:

           1)  желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;

           2)  создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое;

             3)  попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;

             4) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

               5) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

               6) ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

Таким образом, внедрение  ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

План мероприятий по переходу на ФГОС  ДО:

  1. Познакомить педагогов с приказом Министерства образования и науки РФ с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Познакомить педагогов с проектом федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
  3. Обеспечить нормативно-правовые условия, регламентирующие деятельность, по внедрению и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
  4. Обеспечить организационные условия для поля трудового взаимодействия (определить функциональные обязанности временных творческих коллективов).
  5. Обеспечить мотивационные условия – создать дифференцированную систему стимулирования труда педагогов.
  6. Провести SWOT- анализ для оценки факторов и явлений, влияющих на потенциал учреждения, что позволит выявить сильные и слабые стороны ДОУ, его потенциально опасные ситуации, с которыми оно может столкнуться на рынке образовательных услуг, а так же определить возможности предотвращения негативных факторов  влияющих на развитие дошкольного образовательного учреждения.

Литература

  1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
  3. Федина Н.В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования//  http://do.isiorao.ru/news/fgos_DO_Fedina.php.
  4. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 7-12.
  5. Белая, К. Ю. Модель образовательной программы ДОУ [Текст] /           К. Ю.
  6. Белая // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 1. –   С. 8-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

Презентация "Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования как гарант обеспечения единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ"

Цель сотрудничества: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства,придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный...

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Презентация " Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государств...

ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования  (далее - Программа) является документом, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Российск...

Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”В связи с принятием Федерального закона от 31 июля

Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания о...